Что такое ОНР
консультация на тему
Характеристика общего недоразвития речи ребёнка. Рекомендации родителям по его коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_o_n_r.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ О Н Р ?
Современный ребенок к 4.5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка; говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Ребенок должен правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Его словарный запас должен составлять от четырех до пяти тысяч слов.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитие речи (ОНР). Оно может быть выражено в разной степени: полной невозможности соединять слова во фразы и от произнесения вместо слов отдельных звуко-комплексов: му-му, ав-ав (1-й, самый низкий уровень речевого развития), до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства (3-й уровень речевого развития). В любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи.
Особенности речи детей с 3-м, наиболее типичным уровнем речевого развития. У них в 5-ти летнем возрасте словарный запас составляет около 2.5-3 тысяч слов. В нем мало слов, обозначающих действия предметов, их признаки. Дети затрудняются в назывании:
- частей предметов (кабина, сиденье, ствол, висок и т.д.);
- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет,
грызет, жует - все выражается словом «ест»); - приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл и т.д.);
- антонимов (высокий - низкий, веселый - грустный и т.д.).
В грамматическом строе распространены ошибки:
- в употреблении предлогов («Платок лежит кармане», «Я приехал из тети»);
- согласовании различных частей речи («Подошел к два коня»,
«Мальчик копали огород» и т.п.);
- построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать» и т.п.).
В фонетическом плане дети:
- неверно произносят до 10-20 звуков: не различают на слух и в
произношении близкие по звучанию мягкие-твердые, звонкие-
глухие, а также звуки С-Ш, 3-Ж, Ть-Ч, Сь-Щ, Л-Р и т.п. - искажают слоговую структуру и звукозаполняемостъ слов (фотография - «атагафия», магнитофон - «анифон» и т.д);
- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые
звуковые и слоговые сочетания (кот-гот-ток, па-ба-па, та-тя и т.д.).
В связной речи отражаются все перечисленные трудности. Кроме того, развернутые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Отсутствие у детей чувства ритма и рифмы мешает заучиванию ими стихов.
Это важно...
Для детей с ОНР наряду с речевыми трудностями характерна недостаточная сформированность неречевых процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- нарушены внимание и память;
- нарушена мелкая моторика;
- недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Нарушение внимания и памяти у детей с ОНР проявляются в том, что они не восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку (показать на рисунке только квадраты; хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда; собрать в коробку все предметы из металла).
Еще труднее сосредотачивается и удерживается внимание детей на чисто словесном материале.
При этом нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовать, оно сохраняется достаточно длительное время. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения, чем четырех-пяти игрушек, спрятанных на занятии.
Важно тренировать внимание и память!
Для этого могут быть использованы игры, подобные следующим:
- «Зовем гостей»: перед ребенком набор игрушек. Взрослый зовет гостей: Петрушка, Зайчик, Матрешка! Ребенок должен «привести» названных гостей, причем, именно, в той последовательности, в которой они были названы.
- «Угадай, чего не стало?»: перед ребенком набор предметов. Взрослый просит ребенка посмотреть и запомнить предметы, потом закрыть глаза, после чего убирает 1-2 предмета. Количество предметов постепенно увеличивается.
- «Угадай, что прибавилось (что изменилось)?»
- «Летает - не летает» - игра на развитие слухового внимания. Взрослый объясняет: « Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?» Если назову предмет, который летает, ты подними руки. Если предмет не летает, то руки поднимать не нужно!» Называя предметы, которые не летают, взрослый сам иногда провокационно поднимает руки. Ребенок должен сохранять бдительность.
«Запомни и повтори». Ребенок вслед за взрослым повторяет предложение из 2-3-4-5... слов, не заменяя и не переставляя слова.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
РОДИТЕЛЯМ
ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.);
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка.
“Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
“Угощаю”. Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, затем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")
Игра для повторения темы " Африка" 7класс...