НОД по звукопроизношению звук "Р"
план-конспект занятия на тему
Коррекционное занятие для детей ОНР старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_r.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях». |
ЗАДАЧИ
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
- согласовывать существительные с числительными;
- закреплять навыки словоизменения существительных;
- уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);
- формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);
- развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
- развивать общую координацию при подвижной речевой игре.
Предшествующая работа:
- разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];
- развитие направленной воздушной струи;
- формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];
- автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;
- формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;
- формирование умения определять позицию звука в слове;
- согласование существительных с числительными.
Оборудование:
1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]
2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»
- общий вид Зоопарка;
- животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;
- животные без звука [Р] в названии;
- дидактическая игра «Кто чем питается».
3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.
4. Картинки животных для игры «1-2-5».
Возрастная категория: ребенок 5-7 лет.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Установка на занятие.
Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)
Ребенок называет отгадку: это зоопарк.
Молодец, а ты был в зоопарке?
Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .
2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.
Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,
а доберемся мы туда вот по этой тропинке.
Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.
(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)
Идем дальше и вдруг видим – бегемот!
(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).
Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами - лошадка!
Сели на лошадку, взялись за поводья поехали
(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).
Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,
БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).
Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)
А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)
Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!
БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).
Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.
(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем - в быстром темпе)
Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!
Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)
3. Уточнение артикуляции звука [Р]
Собрали грибы, пересели на машину, поехали!
Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.
Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.
Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.
4. Автоматизация звука [Р] в слогах:
Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:
Ра
Ро
Ры
Ар
Ор
Ур
Дра
Бра
кра
гра
рма
рмо
5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:
А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:
Рысь
слон
Жираф
Бегемот
Тигр
Росомаха
Носорог
Зубр
Зебра
Мартышка
Морж.
Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].
6. Определение позиции звука в слове.
Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.
7. Физкультминутка. (2)
Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)
А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).
Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
Где?
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих . частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде «Рисуем» ребрами ладоней полоски
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. по всему телу.
Где?
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
где?
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».
Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных
Один жираф Один тигр Один баран | Два жирафа Два тигра Два барана | Пять жирафов Пять тигров Пять баранов |
9.Автоматизация звука во фразе. (3)
Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))
Я дам мартышке банан.
верблюду – траву
тигру – мясо
жирафу – веточки с листьями
моржу – рыбу
воробью – зерно
барану – траву
10. Подведение итогов.
В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.
Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р] правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы"Вижу,слышу и играю -правильно говорю!"
Пояснительная записка.Конспекты занятий.Авторская программа "Вижу, слышу и играю- правильно говорю", направленна на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию правильного произношения звуков,ф...
Формирование английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната VI вида
Формирование английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната VIвида...
Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по преодолению нарушений звукопроизношения
Серия занятий по теме: Звук[ л] Цель: сформировать умения и навыки правильного звукопроизношения через различные виды речевой деятельности....
Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.
Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения» Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня гот...
Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения «Гномы готовятся к приходу гостей».
Индивидуальная НОД проводится с ребёнком старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: заикание средней степени тяжести, ФФНР, спастическая дизартрия....