Рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
рабочая программа (5 класс) на тему

Малиновская Елена Юрьевна

Рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon penie_i_ritmika.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музыка, пение

34ч.

Пояснительная записка

  В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий. Направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей.

  В пении должны участвовать все учащиеся. Располагать детей нужно таким образом, чтобы маленькие дети стояли впереди, а высокие – позади. Воспитанники должны находиться под постоянным контролем педагога, который следит за их эмоциональным состоянием. Если ученик устал, в первую очередь следует позаботиться о снятии усталости, используя ритмические упражнения, музыкальную зарядку.

  Следует научить детей держать корпус и голову прямо во время пения, руки опущенными или положив на колени.

  Для успешного решения задачи музыкального воспитания необходимо, чтобы учитель вёл свою работу в контакте с логопедом. В начале учебного года совместно с логопедом педагог знакомиться с состоянием речи детей. Это помогает в процессе работы учитывать индивидуальные особенности и способности детей.

 Программа по пению и ритмике включает следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Музыкально-ритмические упражнения».

  Основой уроков музыки является хоровое пение. Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, который должен быть доступным для пения и понимания детьми. Мелодии песен должны быть простыми, а содержание текста ясным, конкретным, с незначительным объёмом слов. Репертуар песен должен соответствовать возрасту и особенностям речевого развития детей. Учащиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, овладевают пением отдельных её частей.

  Большую роль на уроках пения играют вокальные упражнения «распевания» на попевках и лёгких песнях. Программой предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения так и без него.

  Программа каждого класса предусматривает постоянную работу, как над чётким произношением, так и над смысловым содержанием песен.

  В содержании каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Учащиеся слушают и эмоционально реагируют на музыку различного характера, с помощью учителя объясняют услышанное.

  В программу также включены музыкально-ритмические упражнения. С их помощью осуществляется коррекция двигательных недостатков учащихся. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развивается эмоционально-волевая сфера учащихся: они ставятся в такие условия, когда должны проявить активность, инициативу, находчивость.

  На уроках ритмики развивается и познавательный интерес детей. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у них правильное отношение к окружающему миру, расширяют представления о различных явлениях природы.

V класс (34 часов)

Пение

   Закреплять навыки певческой установки, приобретенные в предыдущих классах. Пропевать гласные звуки на распев. Выразительно петь, с выполнением динамических оттенков. Петь песни маршевого характера.

   Уметь петь выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя необходимый строй и

 ансамбль.Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки не только высокие и низкие, но средние; движение мелодии не только вверх или вниз, но и ее  звучание на одной высоте.

Развитие гибкости дыхания на более сложном материале песен и упражнений.

Развитие умения сохранять округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре.

Дальнейшая работа над частотой интонирования и устойчивостью унисона.

Выразительное пение, с выполнением динамических оттенков.

Пение песен маршевого характера.

Умение петь выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

«Улыбка», м. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского;

«По грибы», м. и сл. Л. Абеляна;

«Мама», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского;

«Здравствуй, Дед Мороз! », м. В Семенова, сл. Л. Дымовой;

«Если добрый ты», м. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского;

«Ласточка», м. Е. Крылатова, сл. И. Шаферана

«Песенка друзей», м. В. Герчик, сл. Я. Акима

«Катюша», м. М. Блантера, сл. М. Исаковского;

Слушание музыки

   Воспитывать активность в восприятии музыки. Учить детей различать знакомые танцы по их мелодии, по ритмическому рисунку. Уметь различать мелодии и сопровождение в песне. Учить различать виды хоров (детский, женский, мужской). Знакомить с массовыми песнями И. Дунаевского, Д. Кабалевского и др. С целью эмоционального восприятия знакомить с произведениями П. Чайковского, В. Моцарта и др.Знакомство с детским хором, с массовыми песнями  Е. Крылатова, Ю. Чичкова, Д.Кабалевского, Г. Струве, В. Шаинского.

«Чему учат в школе?», м. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского;

«Дважды два – четыре», м. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского;

«Детство – это я и ты», м.  Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского;

«Новогодний хоровод», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского;

«Дружат дети на планете», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского;

«Мама», м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского;

«Прекрасное далеко», м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина;

«Облака», м. В. Шаинского, С. Козлова;

«Дорога добра», м. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

Музыкально – ритмические упражнения

   Учить детей ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громче, умеренно, тихо, громче, тише); переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, отмечать простейший ритмический рисунок в хлопках, менять движение в соответствии с музыкальными фразами.

   Уметь выполнять движения различного характера с предметами и без них: пружинить на ногах, строить самостоятельно ровный круг, соблюдая расстояние между парами, суживать и расширять круг, расходиться из пар в разные стороны.

   Учить детей выполнять отдельные танцевальные движения: ставить ногу на пятку, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши, по коленям, вращать кисти рук, кружиться по одному и в парах.«Огородная-хороводная», м. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой;

«Танец около елки», Ю. Слонова, сл. И. Михайловой;

Игра на ДМИ: «Полянка», рус. нар. мелодия обр. Т. Кузнец;

Игра со словом: «Совушка-сова», рус. нар.потешка обр. Л. Генераловой;

«Лиса по лесу ходила», рус.нар.прибаутка обр. Л. Генераловой;

«Парная пляска», чеш.нар.мелодия обр. Е. Рагульской.

Музыкальный материал для пения

«Осень» - муз. Н. Болдырева, сл. Д. Павлычко.

«Осенняя песенка» - муз. Д. Васильева Буглая, сл. А. Плещеева.

«Петрушка» - муз. И. Брамса.

«Елка» - муз. М. Раухвергера, сл. О. Высоцкой.

«Елочка» - муз. Н. Гольденберг, сл. З. Александровой.

«Неваляшки» - муз. З. Левиной, сл. З. Петровой.

«Кукла» - муз. М. Старокадомского, сл. О. Высоцкой.

«Тяв- тяв» - муз. В. Герчик, сл. Ю. Разумовского.

«Молодой солдат» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

«Мама» - муз. Л. Бакалова, сл. С. Вигдорова.

«Мамина песенка» - муз. М. Парихаладзе, сл. М. Пляцковского.

«К нам гости пришли» - муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен.

«Новый дом» - муз. В Герчик, сл. Н. Френкель.

«Тает снег» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

«Праздник веселый» - муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова.

«На даче» - муз. В. Витлина, сл. А. Пассовой.

Музыкальные произведения для слушания

«Море», «Белка» - муз. Н. Римского-Корсакова.

«Веселый крестьянин» - муз. Р. Шумана.

«Песня жаворонка», «Камаринская» - муз. П. Чайковского.

«Вальс», «Птичий дом» - муз. Д. Кабалевского.

«Улетаем на лугу» - муз. В. Витлина, сл. П. Когановой.

«Колыбельная» - муз. В. Моцарта.

«Сурок» - муз. Л. Бетховена, русский текст С. Спасского.

«Музыкальная табакерка» - муз. Л. Лядова.

«Спортивный марш» - муз. Н. Дунаевского, сл. В. Лебедева – Кумача.

Различные песни военных лет.

Ритмические упражнения и игры под музыку

«Барабанщики» - муз. Д. Кабалевского, С. Левидова, Э. парлова.

«Праздничная пляска» - муз. М. Красева.

«Дружные тройки» - муз. Н. Штрауса.

«Парная пляска» - карельская народная мелодия.

«Пляска с платочками» - русская народная мелодия.

«Пляшет Олечка в кругу» - русская народная мелодия.

«Хоровод – веснянка» - украинская народная мелодия.

«Кто скорее?» - муз. Л. Шварца.

«Узнай по голосу» - муз. В. Ребикова.

«Земелюшка – чернозем» - русская народная песня.

«Уголки»  - муз. Т. Попатенко.

«Кто скорее возьмет игрушку?» - латышский народны        й танец.

«Русская пляска» - русская народная песня «Во саду ли в огороде».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

-слушать музыку

-петь хором с инструментальным сопровождением

-ритмично двигаться под музыку

-различать песню, танец, марш

-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена  для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...

Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Конспект урока письма в 5 классе для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Тема: «Письмо слов с буквами сходными по начертанию: Ц ц, Щ щ, й. Обобщение».

Формирование навыка письма является одной из наиболее трудных задач при обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Как сделать это проще и интереснее? Научить различать буквы сходные по ...

Сборник контрольно - измерительных материалов для 5 классов (для детей с легкой степенью умственной отсталости)

Контрольно-измерительные материалы являются необходимым условием реализации основных  образовательных программ....

Рабочая программа по литературе 5-7 классы для детей с легкой степенью умственной отсталости

Рабочая программа  по курсу «Литература» для детей с легкой степенью умственной отсталости составлена  на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений ...