Использование детьми ненормативной лексики в школе
статья на тему
О мате говорят и пишут очень много. Русский мат – предмет лингвистических исследований, общественных и бытовых споров. Эта статья посвящена проблеме использования современными школьниками нецензурной брани. Проанализированы возможные причины употребления ненормативной лексики детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста с точки зрения психологии. Указано на необходимость готовности любого педагога к беседе с учениками на эту тему. Приведены некоторые советы для учителей и родителей, имеющих сложности в общении с детьми, употребляющими бранные слова в школе и за её пределами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_detmi_nenormativnoy_leksiki_v_shkole.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к статье.
Статья посвящена проблеме использования современными школьниками нецензурной брани. Проанализированы возможные причины употребления ненормативной лексики детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста с точки зрения психологии. Указано на необходимость готовности любого педагога к беседе с учениками на эту тему. Приведены некоторые советы для учителей и родителей, имеющих сложности в общении с детьми, употребляющими бранные слова в школе и за её пределами.
Использование ненормативной лексики школьниками.
Учитель-логопед ГБОУ СОШ №1 Шрамко И.И.
Мат-это бессильный крик несостоявшейся души.
Л.Сухоруков.
В русском языке есть слова, которых необходимо стыдится. Это бранные слова, нецензурная лексика или, проще говоря, мат. О мате говорят и пишут очень много. Русский мат – предмет лингвистических исследований, общественных и бытовых споров.
По данным различных социологических опросов в России нецензурно выражается 70% населения, при этом, подавляющее большинство россиян, негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию. Учитывая эту «особенность национального колорита» российской психологии, педагоги должны быть готовы обсуждать тему нецензурной брани в школе. Мат сложно запретить т.к. сегодня с этим явлением ребёнок может столкнуться в разных областях жизни. Задача педагогов и родителей научить правильному отношению к сквернословию.
Когда ребенок произносит бранное слово впервые, оно, как это ни странно, в его устах вполне невинно. Для него это еще одно слово, которое ничем не отличается от других. Родительский гнев данную проблему не разрешит, а только усугубит ее. В сознании ребенка такое слово обретет еще более сильную эмоциональную окраску. Ситуация неприятная и нельзя оставлять ее без внимания. Реакция родителей должна быть однозначно отрицательной, но не бурной. Необходимо ясно дать понять ребенку, то что вы услышали вам не приятно. [1]
По мере взросления проблема приобретает все более серьезный характер. Бранная лексика приобретает роль символа зрелости и независимости. Школьники быстро усваивают: если мат – лексика старших, запретная для него, то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, если нарушить табу. Тем более что дело-то нехитрое! Срабатывает механизм, который аналогичен тому, который порождает подростковое курение: с привлекательного образца «слизывается» самый доступный, поверхностный слой.
В качестве конкретных советов можно предложить следующий алгоритм действий.
Проводя беседу о нецензурных словах и их вреде, необходимо спросить у ребёнка, что означают те бранные слова, которые он употребляет, пусть объяснит их значение (может быть, он даже не понимает, что говорит).
Обязательно необходимо выяснить, когда он пользуется ненормативной лексикой: только в тех случаях, когда он рассерженный или обиженный, или в кругу его товарищей сквернословие используют в ходе повседневного общения.
Дальше необходимо поговорить с ребёнком о нецензурных словах: из-за чего они возникают, какая бывает брань (обычная ругань и сквернословие), когда необходимо сдерживать себя, а когда можно побраниться (без сквернословия), то есть спокойно и в доступной для ребёнка форме побеседовать с ним об этом.
Нужно рассказать ребёнку, что, ругаясь, он оскорбляет и унижает не только адресата своих высказываний, но и себя, и свою семью, так как он наносит удар и по репутации своих родителей.
С ребёнком вместе можно определить слова, жесты, выражения, считающиеся в русском языке оскорбительными и почему. Родители могут купить словарь ненормативной лексики для того, чтобы выработать понимание у ребёнка значения произносимых им слов.
Итак, подобные разъяснения ребёнку помогут и прекратят его неосмысленное, подражательное сквернословие.[2]
А что делать, если ребёнок вам признался, что осознанно использует нецензурные слова, но только в тех случаях, когда сердится или выясняет с кем-то из сверстников отношения?
На самом деле, сквернословием часто выражают отрицательные эмоции. Большое количество родителей и педагогов знают, что все эмоции детей, особенно – подростков, важны и нужны: испытывать и проявлять гнев, обиду, страх и т.д. – это нормально. Задача родителя в этом случае – научить ребёнка проявлять отрицательные эмоции без грубых слов и решать межличностные конфликты со сверстниками, не оскорбляя друг друга.
Когда ребёнка переполняют отрицательные эмоции, помогите ему выяснить, какие эмоции он чувствует – злость, обида, печаль, гнев и т.д. Если ребёнок распознал и произнес данные чувства, то тогда он сможет управлять своим поведением. Данный прием используют психологи, чтобы уменьшить негативные эмоции. Очень хорошо снимают напряжение разрушительные действия, которые направлены вовне. К примеру, посоветуйте ему ударить диванную подушку (или «грушу», которую специально приобрели для этих целей), порвать или сломать что-нибудь такое, что в семье давно уже собирались выбросить. [3]
В беседах с учениками средней и старшей школы можно обсудить, что брань бывает аффективная (когда человек роняет на ногу кирпич) и паразитическая (для связи слов). Паразитическая брань, равно как и другие слова-паразиты, (это самое, короче, ну, вообще и т.п.) – это неосознанное желание восполнить бедность словарного запаса. Таким образом, нецензурно выражаясь, человек указывает на собственную необразованность и низкий уровень интеллекта.
Педагог в беседе так же может указать, как борется с матом закон. Статья 130 «Оскорбление» УК РФ гласит: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда…»
Научите ребёнка высказывать какие-то замещающие слова или фразы, которые уничижают своим юмором (ничто так эффективно не снимает гнев и напряжение, как юмор). К примеру, для ребят постарше – в стиле поэта В. Вишневского: «Я б Вас послал, но вижу – Вы уже оттуда», «Сказал бы Вам …, но очень жалко бисер» и т.п.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гаряев П.П. Ген как духовная сущность // Духовно-нравственное воспитание. 2001. №1
- Куртышева М.А. «Как сохранить здоровье детей» - М.: Просвещение, 2005. – 320 с.
- Степанов С.С. «Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений» – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 224 с.
- http://www.rian.ru/society/20060329/44957173.html
- http://mts.ivgsm.ru/news/20020926153809.html
[1] Куртышева М. «Как сохранить здоровье детей» - М.: Просвещение, 2005.
[2] Гаряев П.П. Ген как духовная сущность // Духовно-нравственное воспитание. 2001. №1
[3] Степанов С.С. «Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений» – М.: Дрофа-Плюс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический классный час "Ненормативная лексика"
Разработка тематического классного часа по направлению: культура речи. Подборка материалов о ненормативной лексике....
Чем опасна ненормативная лексика.
Классный час .Цели: 1.Предупредить употребление в речи детей бранных слов, хулы, ругательств, мата; познакомить с влиянием таких слов на человека,воду....
Чем опасна ненормативная лексик
Презентация к классному часу "Чем опасна ненормативная лексика"...
Проект на тему:«Профилактика ненормативной лексики в молодёжной среде посредством рэп – культуры»
Проект, ставший победителем многих конкурсов различного уровня. Уникален тем, что очень прост в реализации, не требует материальных вложений, интересен для детей и даёт хороший результат....
Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)
Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...
Ненормативная лексика
Воспитательский час " Ненормативная лексика"....
Влияние ненормативной лексики на психическое состояние в группе
Влияние ненормативной лексики на психическое состояние в группе. (Научно-исследовательская работа студентов)....