"Мы Россияне"
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие на тему «Мы Россияне».
Возраст:ученики1-4классов7-8вида.
Программное содержание: уточнить представление детей о России как о родной стране, закрепить и обобщить знания о государственных символах России- флаге, гимне, гербе. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России. Продолжать учить узнавать наш герб и знать историю его возникновения. Воспитывать уважительное отношение к гимну страны. Обобщить знания детей о своей малой родине и сезонных явлениях.
Материал и оборудование: японский народный костюм, видеокамера, сообщения о флаге, гимне и гербе, фланелеграфы 6 штук разных цветов, элементы флагов разных стран, гербы разных стран и городов, фонограмма гимна России, герб России, флаг России, портрет президента, бумажные фигурки для составления зимней, летней, весенней и осенней картинки, альбомные листы, изобразительные средства.
Предшествующая работа: обучающие занятия « Государственный флаг», « Государственный гимн», « История возникновения российского герба», заучивание слов гимна России и стихов о разных сезонных явлениях, чтение художественных произведений М Матусовского « С чего начинается Родина?», И.Токмаковой «Чудо Георгия о змие», Ф. Глинки «Москва». Экскурсии в город Чкаловск и по родному поселку. Дидактическая игра « Когда это бывает?»- на систематизацию знаний о сезонных явлениях.
Ход занятия.
Дети входят в зал и садятся на стулья.
Восп. Ребята, сегодня мы ожидаем иностранную гостью из Японии. Она приедет, чтобы познакомиться с нашей страной. А наша задача будет заключаться в том, чтобы подробно и правдиво рассказать о нашей Родине.
Входит взрослый в костюме японки.
Япон. Здравствуйте. Я приехала к вам из Японии. Мы Живем на небольшом острове. У нас всегда лето. Природа наша очень красива, но нет лесов. Много интересного слышала я о вашей стране, но хотелось бы все увидеть своими глазами, да поговорить с коренными жителями.
Восп. Сначала Вам, наверное, будет интересно узнать, как называется наша страна.
Япон. Очень интересно.
Восп. Ребята, как называется наша страна?
Дети. Россия.
Япон. А почему вашу страну так назвали?
Дети. Здесь раньше жили люди, которых называли «русы» или»росы» и поэтому государство назвали Русь, а позже Россия.
Япон. Каждое государство обязательно имеет свои символы. А есть ли они у вас?
Дети. Есть.
Япон. А какие?
Дети. Гимн, флаг и герб.
Япон. А знают ли у вас, в России, зачем нужны эти символы?
Дети. Чтобы отличать нашу страну от других стран.
Япон. А в каких случаях?
Дети. Ну, например, во время соревнований, конкурсов, во время визита главы государства за рубеж и других торжественных мероприятий.
Япон. Молодцы, молодцы! А что вы знаете о своем флаге?
Реб.1 Государственный флаг- это государственный символ власти. Наш флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равных горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней -_ красного цвета. Государственный флаг постоянно поднимается над правительственными зданиями, государственными учреждениями, во всех воинских частях, а в праздничные дни Во всех городах и населенных пунктах нашей страны. В каждой стране существуют свои традиции и правила, связанные с государственным флагом. Современный флаг утвердил великий русский царь Петр 1. Цвета флага выбраны неслучайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды.
Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березках, русской белоснежной зиме, легких летних облачках, белых ромашках.
Синева неба, рек, морей и озер запечатлена в синей полосе.
Красный цвет всегда на Руси считался самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла, радости.
Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.
поучительная игра «Составь свой флаг».
( Смотри приложение1 ).
Япон. Да. Много интересного я узнала о Российском флаге. А что же из себя представляет ваш герб?
Восп. Сейчас мы Вам все расскажем уважаемая гостья.
Реб.2. Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Государственный герб можно увидеть на границах нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию.
Что же изображено на нашем гербе? ( Демонстрирует герб).
Вот золотой двуглавый орел на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр, а в левой лапе - держава.Скипетр и держава всегда были символами царской власти. Над головой орла – золотая корона. Крылья орла тоже золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас было всегда символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне. Это не простой всадник . Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества! В руках у Георгия Победоносца копье. Этим копьем он поражает черного змея, верный конь топчет змея копытами. Так наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.
Восп. Да, герб есть у каждого государства. Гербы есть и у городов. Существует целая наука – геральдика, которая изучает гербы городов и стран. Посмотрите на герб города Тулы. (Демонстрация герба).Здесь два скрещенных клинка, ружейный ствол и два молотка. Сразу ясно, что Тула – город оружейников.
На гербе города Ярославля изображен медведь, который несет на плече секиру – грозное оружие. Значит, этот мишка защищает город. (Демонстрация герба).
А что изображено на гербе города Чкаловска?
Дети. Олень - т. к. водилось много оленей, самолет - т. к. Чкаловск – это родина великого летчика Чкалова, и корабль – т. к. город стоит на реке и есть судоремонтный завод.
Дидактическая игра « Узнай наш герб».
( Приложение 2).
Япон. Молодцы, ребята! А о своем гимне вы тоже можете рассказать?
Дети. Да.
Реб.3 Гимн – славящая Родину, Отечество, Отчизну торжественная песня. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству – земле наших отцов, дедов, прадедов. Гимн исполняется в особо важных и памятных случаях. Каждый гражданин России должен знать слова своего гимна.
Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, великой истории, в гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. И это чувство любви к Отчизне, гордости за ее державную мощь прекрасно передали авторы гимна – написавший музыку композитор Александр Васильевич Александров и сочинивший слова поэт Сергей Владимирович Михалков.
Восп. Давайте послушаем наш гимн.
(Дети встают. Звучит фонограмма. Старшие ребята вносят герб, флаг и портрет президента.)
Япон. Действительно очень красивые слова и музыка. А чей же портрет внесли ребята?
Дети. Это портрет нашего президента. Его зовут Дмитрий Анатольевич Медведев.
Япон. А в каком городе он живет?
Дети. Он живет в Москве, т. к. Это столица нашей Родины. Там находится Кремль, где заседает Российское правительство.
Япон. Была я во многих городах вашей страны, очень мне везде понравилось.
Восп. Но в России есть не только города. Мы вот живем в поселке.
Япон. А как называется ваш поселок?
Дети. Либежево Чкаловского района.
Япон. А области Московской?
Дети. Нет. Нижегородской.
Япон. Расскажите мне пожалуйста о вашем поселке.
Дети. Унас есть школа, детский сад, детский дом, почта, магазины, аптека …..
Япон. Это социальные объекты, а какими достопримечательностями славится ваша малая родина?
Дети. У нас в Либежеве есть обелиск погибшим на войне солдатам. Есть улица, которая названа в честь знаменитого конструктора Р. Е. Алексеева. Город Чкаловск – это родина летчика В. П. Чкалова и там ему стоит памятник, построен дом культуры и музей.
Япон. Да, богат ваш край на достопримечательности. А какая здесь природа?
Восп. Природа в России очень красивая. Нигде нет таких лесов, рек, лугов, гор и полей, как у нас.
Япон. А какие реки есть у вас в Чкаловском районе?
Дети. Волга, Санахта, Троца, Юг.
Япон. Как же вы их используете?
Дети. Ловим рыбу, отдыхаем, перевозим грузы, получаем электричество, берем воду для поливки огородов …
Япон. Да, повезло вам ребята родиться в такой огромной стране. Такой небольшой район, а целые 4 реки протекают!
Я вот, гляжу здесь снег лежит, а у нас всегда жара. В России всегда холодно?
Дети. Нет. У нас есть 4 времени года: зима, весна, лето, осень.
Япон. Как это так? Расскажите, мне, пожалуйста.
Восп. Да не только расскажем, но и покажем.
Что бывает зимой, ребята?
Дети. Лежит снег, деревья голые, мороз, вьюга. Ребята катаются на коньках, лыжах, санках ….
(дети читают стихи о зиме и на заранее приготовленном фланелеграфе белого цвета выкладывают зимнюю картинку. Приложение3.)
Япон. Ну, про зиму все понятно, а что – же после зимы бывает?
Дети. Весна. Тает снег, прилетают птицы, пригревает солнце, набухают почки на деревьях, просыпаются насекомые ….
(дети читают стихи о весне и на заранее приготовленном фланелеграфе коричневого цвета выкладывают весеннюю картинку. Приложение 4.)
Восп. А за весной следует..?
Дети. Лето. Летом каникулы, жарко, можно загорать и купаться, ходить за грибами и за ягодами ….
(дети читают стихи о лете и на заранее приготовленном фланелеграфе зеленого цвета выкладывают летнюю картинку. Приложение 5).
Япон. Так, так. А на смену лету приходит осень?
Дети. Да, осень. Осенью улетают птицы, с деревьев опадают листья, с огородов убирают урожай, идут дожди ….
( Дети читают стихи об осени и выкладывают картинку на заранее приготовленном фланелеграфе желтого цвета).
Япон. Молодцы, ребята! Так мне все подробно рассказали, что я тоже полюбила вашу Россию. Во время нашего разговора я все пыталась заснять на видеокамеру, чтобы в Японии всем рассказать о России. Но что – же случилось с видеокамерой? Нет ни одногокадра.Она испортилась. Что же делать?
Восп. Не переживайте пожалуйста. Мы сейчас все исправим Ребята, давайте отразим в наших рисунках то, что мы сегодня рассказывали и показывали нашей гостье.
(Дети садятся за столы. На столах лежат чистые листы и изобразительные средства. Ребята выбирают тему и включаются в работу).
Примерные темы: - Герб и флаг России.
- Москва – столица нашей Родины.
-Достопримечательности нашего города.
- Наш поселок сегодня.
- Герб города Чкаловска.
- Зимняя картинка.
- Весенняя картинка.
- Летняя картинка.
- Осенняя картинка.
По окончании работы, дети вручают японке свои рисунки, она благодарит детей и уходит.
Приложение № 1.
Дидактическая игра «Составь свой флаг».
Цель: закрепить знания детей о государственном флаге и научить составлять его из различных элементов.
Ход: педагог вызывает 2-3 ребят к фланелеграфу и предлагает из предложенных элементов составить флаг России, а затем объяснить свой выбор.
Приложение № 2.
Дидактическая игра « Узнай свой герб».
Цель: закрепить знания детей о государственном гербе, научить узнавать герб России среди гербов других стран.
Ход: педагог выставляет на наборное полотно изображения гербов разных стран ( около 10 ) и предлагает детям найти российский флаг. Правильно ответивший, выходит и меняет гербы местами, пока остальные сидят с закрытыми глазами.
Приложение № 3.
Зима . Мастерица зима.
Хорошо пушистый снег Зима спешит, хлопочет:
Нагребать лопатой. Укутала в снега
Бабу снежную лепить Все кочки и пенечки
Любят все ребята. Скамейки и стога.
Покатили снежный ком Белеют рукавицы
И бежим гурьбою На веточках берез
До чего же хорошо, Чтоб им не простудиться,
Весело зимою. Чтоб выдержать мороз.
Надолго и надежно
В реке скрепила лед.
Ходить по речке можно
Иди к нам Новый год!
Весна. Весна.
Пришла весна! Пришла весна! Березки сняли валенки
Разноголоса, зелена. Весна!- звенят ручьи
Омытый солнечным дождем На солнечной завалине
Блестит ковер степной травы. Беседуют грачи.
Мы за тюльпанами пойдем, Который день тревожно им,
Пойдем за маками, а вы? Прогрелась ли земля?
Пора ли как положено
Грачам лететь в поля.
Лето.
Зелень ивы, рощи лепет
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод-
Лета дивного приход.
Уж небо осенью дышало.
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Визитка ДО "Россияне"
Визитная карточка детского объединения "Россияне" (выступление на слёте детских объединений)...

Программа и Устав ДО Россияне
Программа и Устав ДО Россияне (включая подпрограмму для начального звена "Росинки")...

Образовательная программа "Мы - россияне"
Образовательная программа расчитана на учащихся 1 -7-х классов. Подробный курс, практически применяемый, опробированный в нашей школе....

Мы - россияне и горды этим
Архив содержит разработку классного часа в виде круглого стола, викторину по теме: "Откуда пошла есть земля русская" - презентация и методическое обеспечение презентации. Может быть использована в ста...
Тест "Повседневный быт россиян в XVIII веке" 7 класс
Тест к уроку истории "Повседневный быт россиянв XVIII веке" 7 класс...