Образовательная программа "Мы - россияне"
рабочая программа по истории по теме

Генераленко Светлана Валентиновна

Образовательная программа расчитана на учащихся 1 -7-х классов. Подробный курс, практически применяемый, опробированный в нашей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_my_-_rossiyane.rar39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Асино Томской области

Образовательная программа

«Мы россияне»

для 1-7 классов

на 2009-2010 уч. год

Учитель истории

высшей квалификационной категории

 Генераленко Светлана Валентиновна

Асино - 2009


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Без памяти – нет традиций,

 без традиций – нет культуры,

 без культуры – нет воспитания,

 без воспитания – нет духовности,

 без духовности – нет личности,

 без личности – нет народа как исторической личности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда яв лялось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается посте пенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм - одна из важнейших черт всесто ронне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным стра ницам прошлого. Многое должна сделать школа: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое вос питание во многом сошло, как говорится, «на нет». Этому за послед ние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России. Ценность курса в формировании реальных понятий добра и зла, высокой себестоимости нравственных ценностей, обращении сознания школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них, тем самым, самостоятельных представлений о достойном об щемировом значении и самоценности России. Если учитель в своей повседневной работе начнет регулярно обращаться к темам патриотизма, то их использование поможет вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом - «патриот».

Программа курса предполагает распределение на отдельные модули, содержание которых зависит от возрастных особенностей восприятия детьми информации.

Модуль «Семья» - 1 класс.

Модуль «История малой Родины» - 2 класс.

Модуль «История  Томска» - 3 класс.

Модуль «Русские традиции» - 4 класс.

Модуль «Жизнь и быт славян. Народное творчество» - 5 класс.

Модуль «Государственные символы России» - 6 класс.

Модуль «Основы христианской культуры» - 7 класс.

          Развитие и формирование личности современного российского школьника нуждается в акцентировании внимания на эти темы.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

    Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.

забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности. Воспитание национальной памяти означает формирование внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Знание культурных корней своего народа необходимо! Не зная истоки своей национальной культуры, кто будет любить, беречь и преумножать ее богатства, если не знает, как может это быть прекрасно? Если не знакомить и не приобщать к своей родной культуре наших детей, их могут приобщить к другой культуре (кинофильмы, мультфильмы западного производства и весьма сомнительного качества, итак заполонили наш телеэкран).

С чего же начинать? Прежде всего, пробудить у ребят интерес к культурным корням своего народа, дать почувствовать гордость и уважение к своим предкам, к месту где ты живешь и людям которые жили до тебя.

Главное, нужно зажечь в каждом ребенке искру творчества, неравнодушного отношения к прекрасному искусству своей страны, края, города.

Курс «Мы – россияне» для обучающихся 5 класса направлен на всестороннее развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание и развитие его художественно – творческих способностей. Разработан цикл интегрированных уроков, приобщающих учащихся к истокам национальной культуры и истории культуры родного края.
        Создана предметно пространственная среда. Кабинет оформлен в стиле деревенской избы, большая часть собранных экспонатов являются раритетом и реликвией семей из Асино.

Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер.

Цель курса:  формирование у каждого ученика понятия значимости гражданства и принадлежности к своей Родине, уважительного отношения к истории России, к символике государства,  к своей «малой» Родине, обычаям и традициям русского народа.

Осуществление   данной   цели   предполагает   решения   следующих, взаимосвязанных задач:

развивать у учащихся ключевые компетентности;

способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;

стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;

способствовать появлению и поддержанию у обучающихся устойчивого интереса к прошлому и настоящему родной страны и края, уважения к историческому наследию России;

пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в          котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа;

 развивать способности детей средствами всех видов народного искусства.

Методы и формы работы в рамках программы:

В данном курсе использованы как общепринятые и всем известные, так и инновационные методы  и приемы образовательной и воспитательной работы с учащимися 1-7 классов:

•   беседы с учащимися;

•   проведение занятий в игровой форме;

•   проведение викторин, конкурсов и календарно-обрядовых праздников;

•   посещение Асиновского краеведческого музея, Свято-Покровского храма г. Асино

•   конкурсы рисунков, стенных газет, сочинений, чтецов на гражданско-патриотическую тему;

• составление компьютерных презентаций по темам курса;

• подготовка и защита обучающимися мини-проектов

В результате изучения курса, обучающиеся должны знать:

•   государственную символику  России, историю российских наград;

•   историю своей «малой» Родины (г. Асина, улицы);

•   древнерусские, обрядовые праздники, обычаи и традиции;

•   основы христианской культуры;

•    историю города Томска.

В результате изучения курса, обучающиеся должны уметь:

•   работать с текстом, художественной литературой и иллюстрациями;

•   сравнивать прошлое и современность;

•   владеть приемом повествования;

•   составлять компьютерные презентации;

•   проводить исследования и работать над проектом

Формы подведения итогов.

По окончанию изучения курса в каждом классе проводится повторительно-обобщающий урок в традиционной или игровой форме.

В 7 классе обучающимся вручается сертификат об успешном окончании курса «Мы россияне»


Тематическое планирование

курса «Мы россияне»

1 класс – 8 часов

№ урока

Тема занятия

Кол-во часов

1-2.

Я и моя семья

2 часа

3-4.

Семейные традиции

2 часа

5-6.

Моя родословная

2 часа

7.

История семьи в истории страны

1 час

8.

Моя семья    (итоговый урок)

1 час

Содержание программы

Тема 1. Я и моя семья. На занятиях по данной теме обучающиеся познакомятся со значением понятиями «семья», «род», «родня», «родственники».

Тема 2. Семейные традиции. Эти занятия посвящены знакомству с семейными реликвиями и традициями, прошлым и настоящим опытом воспитания в семье.

Тема 3. Моя родословная. На занятиях обучающиеся будут учиться составлять генеалогическое дерево своего рода, начнут подготовку материала для создания мини-проекта «Моя семья».

Тема 4. История семьи в истории страны. На занятии в доверительной беседе обучающиеся расскажут о наиболее ярких страницах в истории семьи, которые были связаны с эпохальными событиями отечественной истории.

Тема 5. Итоговый урок по теме «Моя семья» представляет собой презентацию творческих работ учащихся, мини-проектов, выполненных детьми при участии их родителей, бабушек и дедушек. Этот урок – гимн семье, являющейся началом начал для всех. В подготовке и проведении  этого занятия активно задействованы родители обучающихся.

Тематическое планирование

курса «Мы россияне»

2 класс – 9 часов

№ урока

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Почему Родину называют Родиной

1 час

2-3.

История моей «малой» Родины

2 часа

4.

Памятные страницы из истории г. Асино

1 час

5.

Памятные места нашего города

1 час

6.

История моей улицы

1 час

7-8.

«Вот эта улица, вот этот дом»

2 часа

9.

«Об Асино с любовью»  (итоговый урок)

1 час

Содержание программы

Тема 1. Почему Родину называют Родиной. В рамках этой темы дети знакомятся с понятием «родина», у обучающихся формируются стремления узнать побольше о стране, в которой они живут.

Тема 2. История моей «малой» Родины. В рамках лекций учащиеся узнают историю освоения Причулымья, заселения этой территории русскими, основанию первых деревень и сел.

Тема 3. Памятные страницы из истории г. Асино. В ходе посещения Асиновского краеведческого музея и знакомства с его экспозициями обучающиеся приобщатся к наиболее значимым событиям в истории родного города и края.

Тема 4. Памятные места нашего города. Обзорная экскурсия по городу позволит детям пополнить свои знания по истории родного края. Обучающиеся начинают подготовку к выполнению мини-проекта по теме курса.

Тема 5. История моей улицы. Урок-презентация раскроет интересные события, имена, даты, с которыми связаны названия  городских улиц.

Тема 6. «Вот эта улица, вот этот дом».  Учащиеся рассказывают об улицах, на которых живут, разгадывают кроссворды по теме, делают зарисовки, заканчивают работу над мини-проектом и проводят защиту своих творческих и исследовательских работ.

Тема 7. Урок-викторина «Об Асино с любовью» подведет итоги работы в рамках курса и выявит уровень усвоения программы детьми.

Тематическое планирование

курса «Мы россияне»

3 класс – 9 часов

№ урока

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Летопись Томска: начало славной истории

1 час

2.

Легенды о Томске

1 час

3.

Сибирские землепроходцы

1 час

4.

Ямщицкий извоз в истории Сибири

1 час

5.

Деревянная архитектура Томска

1 час

6.

Улицы старого Томска

1 час

7.

Сибирские Афины

1 час

8.

Томск юбилейный

1 час

9.

История славного города  (итоговый урок)

1 час

 

Содержание программы

Тема 1. Летопись Томска: начало славной истории. На занятии учащиеся знакомятся с историей освоения земли томской, с началом строительства томской крепости, с историческими деятелями, связавшими себя с историей сибирского города.

Тема 2. Легенды о Томске. Легендарные сюжеты из истории Томска позволят обучающимся проникнуться атмосферой прошлого и увлекут их в экскурс в те далекие времена.

Тема 3. Сибирские землепроходцы. Урок-презентация познакомит ребят с историческими деятелями, осваивающими томский край, занимающимися разведкой его недр.

Тема 4. Ямщицкий извоз в истории Сибири. На этом занятии обучающиеся выяснят значимость извоза для жителей края и развития в целом Западной Сибири, познакомятся с особенностями и трудностями ямщицкого извоза в Сибири.

Тема 5. Деревянная архитектура Томска. Дети познакомятся с особенностями  сибирского деревянного зодчества, рассмотрят основные элементы украшения фасадов деревянных строений, стройность архитектурных пропорций.

Тема 6. Улицы старого Томска. На этом занятии обучающиеся погуляют по улицам старого Томска вместе с авторами документального фильма о городе, снятого к его 400-летнему юбилею.

Тема 7. Сибирские Афины. На этом занятии учащиеся увидят Томск как центр развития сибирской науки, познакомятся с историей томских вузов, с основными традициями томской высшей школы.

Тема 8. Томск юбилейный. Ребята узнают с какими результатами встретил город свой 400-летний юбилей, учащиеся окунутся в атмосферу праздника вместе с авторами документального фильма «Томск юбилейный».

Тема 9. История славного города. Занятие проводится в форме телевизионной интеллектуальной игры «Колесо истории». В качестве основных заданий будут вопросы, освещаемые на предшествующих уроках.

Тематическое планирование

курса «Мы россияне»

4 класс – 9 часов

№ урока

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Природа русского обряда

1 час

2.

Обрядовые песни

1 час

3.

Богатырские забавы

1 час

4-5.

Календарные обряды

2 часа

6.

Семейные обряды и традиции

1 час

7.

Ярмарочные гуляния

1 час

8.

Сокровищница народной мудрости

1 час

9.

Традиции русского фольклора  (итоговый урок)

1 час

Содержание программы

Тема 1. Природа русского обряда. В рамках данной темы предусмотрено знакомство с истоками обрядовой стороны русской жизни.

Тема 2. Обрядовые песни. Обучающиеся выясняют роль песни в жизни русского человека, рассматривают основные элементы обрядовой песни.

Тема 3. Богатырские забавы, скоморошьи потехи рассматриваются как важнейшие составляющие  самобытной народной культуры. На занятии дети знакомятся с русскими былинными богатырями, обращаясь к былинному жанру в литературе и современному творчеству отечественных мультипликаторов.

Тема 4. Календарные обряды. Обучающиеся раскрывают смысл понятия «месяцеслов», знакомятся с историей русских календарных обрядов, с отражением в них основных событий в жизни человека. На занятиях предусмотрена театрализованная реконструкция некоторых обрядов.

Тема 5. Семейные обряды и традиции. В рамках занятий учащиеся систематизируют свои знания о семейных традициях и обычаях.

Тема 6. Ярмарочные  гуляния. Данная тема связана с историей возникновения рынков, торгов, ярмарок на Руси. У детей формируются представления о средневековом городе – центре ремесла и торговли, об организации ярмарочных гуляний в крупнейших городах государства.

Тема 7. Сокровищница народной мудрости. На уроке ребята знакомятся с основными жанрами русского фольклора, приходят к выводу о том, что фольклор является отражением многовековой мудрости народа и украшением русского языка.

Тема 8. Традиции русского фольклора. Итоговый урок проводится в игровой форме, с элементами театрализации. Он обобщает и закрепляет знания обучающихся, полученные в рамках данного курса.

Тематическое планирование

курса « Мы россияне»

5 класс – 17 часов

№ урока

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Родина

1 час

2.

Прародительница – Мать-Природа

1 час

4.

Природа славян

1 час

5.

Дерево в жизни славян

1 час

6.

Русские поселения.  Внутреннее устройство русской избы

1 час

7.

Обереги дома

1 час

8.

Полотенце

1 час

9.

Польза и красота на службе у человека

1 час

10.

Золотая хохлома

1 час

11.

Городецкая роспись

1 час

12.

Гжель

1 час

13.

Берестяные чудеса

1 час

14.

Игрушки

1 час

15.

Дамское рукоделие

1 час

16.

Металлические кружева

1 час

17.

Город мастеров  (итоговый урок)

1 час

Содержание программы

Тема 1. Родина. Цель данного занятия – раскрытие понятия «родина» в широком смысле.

Тема 2. Прародительница – Мать-Природа. Познакомить учащихся с образом прародительницы славян, с древними представлениями об устройстве мира.

Тема 3. Природа славян. Характеристика образа жизни, быта, хозяйства, религии славян, нашедшей отражение в их культуре и традициях.

Тема 4. Дерево в жизни славян. На занятии учащиеся формируют представления о значении дерева в жизни славян.

Тема 5. Русские поселения.  Внутреннее устройство русской избы. Эта тема повествует об устройстве русской рубленой избы, традициях ее внутреннего убранства.

Тема 6. Обереги дома. Знакомство с древними представлениями славян о существовании «нечистой» силы: домовых, леших и др. и примерами защиты себя и жилища от нечисти.

Тема 7. Полотенце. Основная форма работы – посещение выставки народных умелиц, занимающихся созданием рушников. Знакомство с основными элементами вышивки полотенец и их назначением.

Тема 8. Польза и красота на службе у человека. В рамках данной темы развивается эстетическое начало в оформлении жилища, умение создавать домашний уют и гармонию с помощью подручных вещей и предметов.

Темы 9-11. Золотая хохлома. Городецкая роспись. Гжель.

На данных занятиях ребята познакомятся с основными русскими художественными промыслами: хохломской и городецкой росписью, гжелью, их историей и современностью.

Тема 12. Берестяные чудеса. Учащиеся узнают о традиции берестяного промысла на Руси, о проблемах и перспективах развития берестяного дела в нашем районе, значимости его для России в целом.

Тема 13. Игрушки. Роль игрушки в жизни человека. Тряпичные куклы.

Тема 14. Дамское рукоделие. Обучающиеся получают представление о технике изготовления изделий в стиле «пэчворк», традициях кружевоплетения и вязания.

Тема 15. Металлические кружева. Знакомство с элементами художественной ковки и ее применением в быту. Встреча с представителями этого древнего ремесла.

Тема 16. Город мастеров. Итоговый урок  проводится в форме творческого отчета, презентации народных ремесел, с которыми обучающиеся познакомились в рамках курсов.

Тематическое планирование

курса « Мы россияне»

6 класс – 17 часов

№ урока

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Современный государственный герб Российской Федерации

1 час

2.

Российский герб: история  и современность

1 час

3.

Истоки российской геральдики

1 час

4.

Знаки и эмблемы Руси

1 час

5.

Большой государственный герб Российской империи

1 час

6.

Государственные гербы нашей страны в 1917-1993 гг.

1 час

7.

Урок-викторина по теме «История российского герба»

1 час

8.

Современный государственный флаг России

1 час

9.

Рождение российского флага

1 час

10.

От Петра I до Николая II

1 час

11.

Флаги советской эпохи

1 час

12-13.

Гимн – символ страны

2 часа

14.

Государственный гимн Российской Федерации

1 час

15-16.

История российских наград

2 часа

17.

Государственные символы России  (итоговый урок)

1 час

Содержание программы

Темы 1-6. На данных занятиях обучающиеся познакомятся с историей отечественной геральдики, гербами России разных исторических периодов.

Тема 7. История российского герба. Урок проводится в форме викторины и дает возможность обобщить знания детей по теме.

Темы 8-11. Занятия формируют представления о российском флаге в разные этапы развития государства.

Темы 12-14. История создания российских гимнов. Государственный гимн РФ.

Тема 15. Подводит учащихся к выводу о значимости наградных знаков, отмечающих доблесть, выдающиеся заслуги россиян перед Отечеством.

Тема 16. Итоговый урок проводится в игровой форме и закрепляет знания учащимися государственных символов России.

Тематическое планирование

курса « Мы россияне»

7 класс – 17 часов

№ урока

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Основы христианской культуры

1 час

2.

Возникновение христианства

1 час

3-4.

Библейские сюжеты и их отражение в искусстве

2 часа

5-6.

Храмовое зодчество

2 часа

7-8.

Иконопись как элемент христианской культуры

2 часа

9.

Церковное пение

1 час

10.

Обрядовая сторона православия

1 час

11.

Христианские традиции и праздники

1 час

12.

Церковные колокола

1 час

13.

Трагические страницы в истории русской церкви

1 час

14.

Святые земли русской

1 час

15.

Монастыри

1 час

16.

Книжность в христианской культуре

1 час

17.

Истоки христианской культуры  (итоговый урок)

1 час

Содержание программы

Тема 1. Основы христианской культуры. Цель данной темы – пробудить интерес и уважение учащихся к наследию христианской православной культуры. Понятие и сущность , структура и черты христианской культуры.

Тема 2. Возникновение христианства. Познакомить учащихся с историей возникновения христианства.

Тема 3. Библейские сюжеты и их отражение в искусстве. Рассказ учителя о месте библейских сюжетов в литературе и искусстве сопровождается просмотром репродукций картин великих мастеров, написанных на библейские сюжеты, и их анализом.

Тема 4. Храмовое зодчество. Внешняя сторона храма. Интерьер православного храма. Виды храмов в русской традиции. Сравнительная характеристика православного зодчества и готического стиля католицизма.

Тема 5. Иконопись как элемент христианской культуры. Знакомство с историей иконы, русскими мастерами иконописи и фресковой живописи. Андрей Рублев. Феофан Грек. Принципы иконописи: символизм, каноничность, иконографичность, единство жизни и творчества иконописца. Идейное содержание иконы. «Иконостас».

Тема 6. Церковное пение. Различение понятий «музыка» и «церковное пение». Богослужебное пение как один из основных элементов церковной службы.

Темы 7-8. Обрядовая сторона православия. Христианские традиции и праздники. Данные занятия знакомят обучающихся  с фольклором, национальным бытом, обрядами праздников, психологией русского народа. Цель уроков: формирование потребности в признании ценности русской народной культуры, развитие национального самосознания, патриотической гордости.

Тема 9. Церковные колокола. Знакомство с устройством колокольни храма. Колокол как символ мощи государства, как призыв к единению и верности гражданскому долгу.

Тема 10. Трагические страницы в истории русской церкви.  Раскол русской церкви в XVII веке и возникновение старообрядства. Гонения на церковь, осуществляемые советской властью в XX веке.

Тема 11. Святые Земли Русской. Знакомство с выдающимися личностями и выяснение, за какие заслуги перед Богом и обществом церковь причислила их имена к Ликам Святых Земли Русской. (княгиня Ольга, Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадский,  святой целитель Пантелеймон, Сергий Радонежский)

Тема 12. Монастыри. Архитектурные принципы устройства монастырей. Пустынные монастыри, монастыри-скиты. Функции монастырей на Руси.

Тема 13. Книжность в христианской культуре. Русская классическая литература и ее отношение к христианской культуре.

Тема 14. Истоки христианской культуры. Итоговый урок обобщает и систематизирует знания детей по пройденному материалу (проводится в игровой форме)


Методическое обеспечение образовательной программы:

1. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Моя Родина – Россия. М., 2002.

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Мы - патриоты», изд-во «ВАКО». М., 2006.

3. Васильченко Л.П. Природа славян. Изд-во « Дом-Курсив». Томск, 2002.

4. Воспитание школьников за 2007, 2008 г.г. (журнал).

5. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева.- М.; ЦНСО, - 2003.

6. Жиренко О.Е., Лапина Е.В. и Киселева Т.В. Я – гражданин России. М., 2008.

7. Заплавный С. Рассказы о Томске. Западно-Сибирское книжное изд-во, Новосибирск,1984.

8. Надеждина Н.Г., Королькова Е.С. «Основы граждановедения», изд-во «Просвещение». М., 2006.

9. Николаев Г.В., Сенюкова Н.Л., Трофимова Г.И. Земля Асиновская. Асино, 1996.

10. Пчёлов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн.  Изд-во «Русское слово», М., 2002.

11. Романова А.Ф. Нестандартные уроки. Народные промыслы России.  Изд-во «Учитель», Волгоград, 2003.

12. Славнин В. Томск: от крепости к городу. Изд-во «Оптимум», Томск,2004.

13. «Сибирская старина» за 1994 год   (журнал)

14. «Томская старина» за 1991, 1992 гг.  (журнал)

15. Хромина Т.М. Газетная летопись района. Асино, 2007.

16. Шатохина Н., Молодцов Ю. Асино. Томское книжное изд-во, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Презентация ДОО "Россияне"

самопрезентация ДОО "Россияне"...

Визитка ДО "Россияне"

Визитная карточка детского объединения "Россияне" (выступление на слёте детских объединений)...

Программа и Устав ДО Россияне

Программа и Устав ДО Россияне (включая подпрограмму для начального звена "Росинки")...

Мы - россияне и горды этим

Архив содержит разработку классного часа в виде круглого стола, викторину по теме: "Откуда пошла есть земля русская" - презентация и методическое обеспечение презентации. Может быть использована в ста...

Тест "Повседневный быт россиян в XVIII веке" 7 класс

Тест  к уроку истории "Повседневный быт россиянв XVIII веке" 7 класс...

как россияне видят основную функцию школы?_большинство уверено в том, что у школы, кроме образовательной, должна быть и воспитательная функция

А вот функцию побуждения детей к поиску новых знаний считают важной меньшее, чем воспитание, количество респондентов. Хотя без привычки и навыка поиска новых знаний у человека не...