Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии.
методическая разработка на тему
Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, необходимо сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания, применяются только при гипотонии мускулатуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh.docx | 15.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный логопедический
массаж при дизартрии
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, необходимо сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания, применяются только при гипотонии мускулатуры.
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры
Этот вид массажа применяется в случае повышения тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись бы вовсе. («рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.
- «Поза эмбриона» - в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).
- В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.
- В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.
Расслабления мышц шеи
(пассивные движения головы)
Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.
Ребенок в положении на спине, голова несколько свешивается назад: а)одной рукой поддерживает шею ребенка сзади, другой производим круговые движения головой сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки; б)медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.
Расслабление лицевой мускулатуры
1) поглаживание от середины лба к вискам,
от бровей к волосистой части головы,
от линии лба вокруг глаз,
от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей,
от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шеи,
от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
2) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
3) надавливающие движения по лицу от корней волос вниз.
Расслабление губной мускулатуры
1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру,
нижней губы от углов рта к центру,
верхней губы (движения сверху вниз),
нижней губы (движения снизу вверх),
носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
2) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
3) легкое постукивание по губам пальцами.
Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры
Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры
1)поглаживание лба от середины к вискам,
лба от бровей к волосам,
бровей,
век от внутренних к внешним углам глаз и в стороны,
щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
2) сжимание подбородка ритмичными движениями;
3) разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
4) перетирание щечной мышцы (указательным пальцем во рту, остальные снаружи);
5) пощипывание щек.
Укрепление губной мускулатуры
1) поглаживание от середины верхней губы к углам,
от середины нижней губы к углам,
от углов губ по носогубным складкам к краям носа;
2) пощипывание губ;
3) покалывание губ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика Е.Ф. Архиповой по преодолению дизартрии. Логопедический массаж
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж....
Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»
Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...
Логопедический массаж при синдроме дизартрии
Система логопедического воздействия при ТНР имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны реч...
Приемы логопедического массажа при дизартрии.
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет с...
Логопедический массаж- как одна из эффективных здоровье сберегающих технологий в логопедической практике
В последнее время наблюдается рост детей с тяжёлыми расстройствами речи. Как правило у таких детей нарушена нормализация тонуса мышц (языка, губ, лицевых мышц, шеи). Для чистого звукопроизношения нужн...
«Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике»
Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике...
Логопедический массаж при дизартрии
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состоян...