Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни
статья на тему
Мониторинг здоровья-это процесс систематического отслеживания состояния здоровья ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_sformirovannosti_kultury_zdorovogo_i_bezopasnogo_obraza_zhizni.docx | 81.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса. Мониторинг здоровья – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка. Цель: cоздание системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки со стояния здоровья участников образовательного процесса.
Комплексность решения задач является одним из основных условий эффективного применения методики оценки здоровьесберегающего образовательного процесса. Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями.
Комплексный подход позволяет обеспечить объективность, полноценность и учет широкого спектра факторов, как способствующих, так и препятствующих решению задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. По материалам методического пособия "Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений" под ред. М.М. Безруких, 2003 год были разработаны методические рекомендации «Организация мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений Алтайского края в условиях реализации ФГОС». Методика проведения мониторинга основана системе, предложенной институтом физиологии детей и подростков РАО, разработанной и апробированной научно-исследовательской группой под руководством д.м.н. Безруких М.М
Мониторинг по блокам
Раздел 1 - ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДАНИЯ ШКОЛЫ оценивает состояние здания школы и его санитарно-техническое оснащение;
Раздел 2 - ИНФРАСТРУКТУРА ШКОЛЫ характеризует состояние и организацию работы пищеблока, включая наличие дополнительных источников получения продуктов питания;
Раздел 3 - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА отражает наличие медицинского и стоматологического кабинетов, спортивной базы и дополнительных оздоровительных компонентов;
Раздел 4 - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ оценивает организацию и активность оздоровительной и спортивно-массовой работы;
Раздел 5 - ПЕРСОНАЛ ШКОЛЫ характеризует кадровый потенциал школы, обеспечивающий работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
Раздел 6 - ПЕДКОЛЛЕКТИВ И КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ характеризуют количество учащихся, профессиональную подготовленность педагогов.
Для мониторинга этого блока разработана анкета.
В каждом из разделов содержится от 4 до 14 утверждений, из которых выбираются те, которые соответствуют положению дел в руководимом им образовательном учреждении. При этом каждому утверждению соответствует некоторое количество баллов, которое учитывает относительный вес рассматриваемых признаков. После заполнения анкеты суммируются баллы по каждому разделу, а затем вычисляется итоговая сумма баллов по всем разделам. Эта итоговая величина и является количественной оценкой оздоровительного потенциала образовательного учреждения. Ее сравнение со стандартными значениями, которые были получены в результате статистического анализа общероссийской выборки школ, позволяет отнести каждое образовательное учреждение к одной из трех групп в зависимости от уровня ее оздоровительного потенциала.
Приложение 1
Анкета №1 «Оценка оздоровительного потенциала
образовательного учреждения»
Утверждение | Да, верно |
Раздел 1. Характеристика здания школы | Балл |
Здание типовое, проектированное как школа | 1 |
Здание строилось для других целей, приспособлено под школу позднее | 0,5 |
Здание ветхое, не ремонтируемое | 0 |
Ремонт проводится регулярно | 1 |
1-я промежуточная сумма баллов |
|
Раздел 2. Инфраструктура школы | Балл |
Водопровод в здании | 0,2 |
Канализация в здании | 0,2 |
Туалеты в здании школы | 0,2 |
Отопление центральное | 0,3 |
Отопление газовое или электрическое | 0,2 |
Отопление печное | 0 |
Столовая имеется | 0,2 |
Холодильник в столовой имеется | 0,2 |
Горячую пищу готовят в школьной столовой | 0,3 |
Готовую пищу (централизованная поставка) разогревают | 0,2 |
Горячая пища для учащихся отсутствует, нет условий | 0 |
Есть школьное подсобное хозяйство | 0,7 |
Шефская помощь имеется | 0,7 |
2-я промежуточная сумма баллов |
|
Раздел 3. Оздоровительная инфраструктура | Балл |
Медицинский кабинет есть | 0,2 |
Стоматологический кабинет есть | 0,5 |
Школа имеет только 1 спортзал | 0,1 |
Школа имеет 2 спортзала или больше | 0,4 |
В школе есть тренажеры для обучения детей на уроках физкультуры | 0,5 |
Школа располагает или постоянно пользуется бассейном | 0,6 |
Есть пришкольный стадион | 0,2 |
Имеется кабинет релаксации | 0,6 |
Имеется кабинет массажа | 0,4 |
Имеется фитобар, кислородные коктейли | 0,4 |
Имеется солярий | 0,4 |
Имеется ингаляторий | 0,4 |
В школе есть зимний сад | 0,6 |
Имеется иное оздоровительное оборудование | 0,3 |
3-я промежуточная сумма баллов |
|
Утверждение | Да, верно |
Раздел 4. Оздоровительная деятельность | Балл |
Диспансеризация проводится регулярно | 0,2 |
Прививки проводятся по графику | 0,1 |
Витаминизация проводится ежегодно | 0,5 |
Дни здоровья проводятся регулярно | 0,2 |
Спортивные праздники проводятся регулярно | 0,3 |
Школа участвует в районных спортивных соревнованиях | 0,4 |
Беседы (уроки) с учениками о здоровье проводятся регулярно | 0,1 |
Проводятся беседы о здоровье с родителями | 0,4 |
Персонал школы обучается принципам и правилам ЗОЖ | 0,8 |
В школе работает от 1 до 3 спортивных секций | 0,3 |
В школе работает от 4 до 8 спортивных секций | 0,5 |
В школе работает более 8 спортивных секций | 0,4 |
В школе работает группа корригирующей гимнастики, спецмедгруппа | 0,8 |
4-ая промежуточная сумма баллов |
|
Раздел 5. Персонал школы | Балл |
В школе работает врач | 0,6 |
В школе работает фельдшер | 0,4 |
В школе работает медсестра | 0,2 |
В школе работает психолог | 0,4 |
В школе работает валеолог | 0,4 |
В школе работает логопед | 0,4 |
В школе работает социальный работник | 0,3 |
В школе работает квалифицированный повар | 0,2 |
Штат преподавателей физкультуры укомплектован | 0,2 |
Хотя бы 1 учитель физкультуры имеет специальное образование | 03 |
Достаточное количество руководителей спортивных секций | 0,3 |
Достаточное количество руководителей кружков по интересам | 0,3 |
5-ая промежуточная сумма баллов |
|
Раздел 6. Педколлектив и контингент учащихся | Балл |
Число учащихся в школе (А) |
|
Число преподавателей в школе (Б) |
|
А: Б -10 или меньше | 1 |
В том числе с высшим педагогическим образованием (В) |
|
В: Бх100 = 80 или больше | 1 |
В том числе со средним специальным образованием (Г) |
|
(В+Г): Бх100 = 95 или больше | 1 |
За год в среднем на 1 учителя пропущено не более 10 дней по болезни | 1 |
6-ая промежуточная сумма баллов |
|
суммарный балл (сумма 6 промежуточных сумм) |
|
суммарный балл - 13 или больше | оп «высокий» |
суммарный балл больше 10 и меньше 13 | оп «средний» |
суммарный балл - 10 или меньше | оп «низкий» |
Инструкция по заполнению Анкеты
«Оценка оздоровительного потенциала образовательного учреждения»
1. В предложенной вам таблице 6 блоков. В каждом блоке таблицы обведите кружочком
только те баллы, которые соответствуют строке утверждений, характерных для вашей школы.
2. Для каждого блока сложите обведенные кружочком баллы и запишите полученные
суммы в клетки, которые называются «промежуточные суммы баллов».
3. Сложите все 6 промежуточных сумм баллов и получите суммарный балл.
4. Сравните свой суммарный балл с табличным значением суммарного балла и узнайте, каков Оздоровительный потенциал (ОП) вашей школы: высокий, средний или низкий. Приводим пример заполнения таблицы.
Суммарный балл - равен 13 или больше | 0П «высокий» |
Суммарный балл - больше 10 и меньше 13 | 0П «средний» |
Суммарный балл - равен 10 или меньше | 0П «низкий» |
Раздел 1. Допустим, что здание вашей школы типовое, проектированное как школа, что соответствует 1 баллу, ремонт проводится регулярно, что также соответствует 1 баллу. Следовательно, в первом разделе таблицы вы обводите баллы 1 и 1, суммируете их и получаете
первую промежуточную сумму равную 2, заносите ее в таблицу в соответствующую графу, которая так и называется «1 промежуточная сумма баллов».
Раздел 2. Допустим, что в вашей школе в здании имеется водопровод (соответствует 0,2 балла), канализация (соответствует 0,2 балла), туалеты (соответствует 0,2 балла). Отопление электрическое (соответствует 0,2 балла). Имеется столовая (соответствует 0,2 балла) и холодильник (соответствует 0,2 балла), но горячую пищу не готовят, а привозят и разогревают (соответствует 0,2 балла). Вы обводите эти баллы. Школьного подсобного хозяйства и шефской помощи нет, следовательно, вы не отмечаете баллы, соответствующие этим строкам. Затем складываете обведенные во втором разделе баллы и получаете вторую промежуточную сумму (в данном примере сумма равна 1,4), заносите ее в таблицу.
Раздел 3. Допустим, что в вашей школе есть медицинский кабинет (соответствует 0,2 балла), стоматологический кабинет (соответствует 0,5 балла), один спортзал (соответствует 0,1 балла), пришкольный стадион (соответствует 0,2 балла), имеется кабинет массажа (соответствует 0,4 балла) и ингаляторий (соответствует 0,4 балла). Вы обводите эти баллы, затем складываете их, получаете третью промежуточную сумму (в данном примере сумма равна 1,8), заносите ее в таблицу.
Раздел 4. Допустим, что в вашей школе регулярно проводится диспансеризация (соответствует 0,2 балла), прививки (соответствует 0,1 балла), витаминизация (соответствует 0,5 балла), «Дни здоровья» (соответствует 0,2 балла), спортивные праздники (соответствует 0,3 балла), школа участвует в районных спортивных соревнованиях (соответствует 0,4 балла), в школе регулярно проводятся беседы о здоровье с учениками (соответствует 0,1 балла) и родителями (соответствует 0,4 балла), персонал школы обучается принципам и правилам ЗОЖ (соответствует 0,8 балла), в школе работает 6 спортивных секций (соответствует 0,5 балла). Вы обводите эти баллы, затем складываете их, получаете четвертую промежуточную сумму (в данном примере сумма равна 3,5), заносите ее в таблицу.
Раздел 5. Допустим, что в вашей школе работают врач (соответствует 0,6 балла) и медсестра (соответствует 0,2 балла), психолог (соответствует 0,4 балла) и валеолог (соответствует 0,4 балла). Штат преподавателей физкультуры укомплектован (соответствует 0,2 балла), имеется достаточное количество руководителей спортивных секций (соответствует 0,3 балла). Допустим, что в данной школе 3 учителя физкультуры, из которых только один имеет специальное образование. Если хотя бы один из преподавателей физкультуры имеетспециальное образование, то это соответствует 0,3 балла. Вы обводите эти баллы, затем складываете их, получаете пятую промежуточную сумму (в данном примере сумма равна 2,4), заносите ее в таблицу.
Раздел 6. Допустим, что в вашей школе обучаются 500 учащихся, число преподавателей составляет 50 человек. В число преподавателей входят только те учителя, занятия которых предусмотрены расписанием. Психолог и логопед не входят в число преподавателей. Число учащихся (в таблице обозначено буквой А) делите на число преподавателей (в таблице обозначено буквой Б), получаете цифру 10. Если А: Б равно 10 или меньше, то это соответствует 1 баллу. В данном случае обводите 1 балл. Далее вписываете число преподавателей с высшим педагогическим образованием (в таблице обозначено буквой В) и число преподавателей со средним специальным образованием (в таблице обозначено буквой Г). Допустим, в данном примере число преподавателей, имеющих высшее педагогическое образование, составляет 35 человек, а среднее специальное образование - 15 человек. В таблице приведена формула В:Бх100. Если в результате получается 80 или больше, то это соответствует 1 баллу. В данном примере: 35:50x100получается 70, что не соответствует 1 баллу и этот балл не обводится. По следующей формуле (В+Г): Бх100рассчитываете: (35+15):50х100, получаете цифру 100. В таблице указано, что если полученная величина составляет 95 и больше, то это соответствует 1 баллу, в данном случае соответствует, обводите 1 балл.
Далее подсчитываете количество пропущенных дней по болезни в целом на всех учителей за год и делите их на число учителей. Допустим, что в приведенном примере количество пропущенных дней по болезни в целом на всех учителей за год составило 120 дней. Делите 120 на 50, получаете 2,4. В таблице указано, что, если в среднем на 1 учителя
пропущено не более 10 дней по болезни за год, то это соответствует 1 баллу. В данном случае соответствует, обводите 1 балл. Затем подсчитываете шестую промежуточную суммубаллов (в данном примере сумма равна 3).
Итак, в данном примере первая промежуточная сумма баллов была равна 2; вторая — 1,4; третья — 1,8; четвертая -3,5; пятая — 2,4 и шестая -3. Сложите все 6 промежуточных сумм баллов и получите суммарный балл. В нашем примере суммарный балл составил 14,1.
Сравните свой суммарный балл с табличным значением суммарного балла и узнайте, каков оздоровительный потенциал вашей школы. В данном случае оздоровительный потенциал школы высокий.
Для того чтобы появилась возможность дифференцированно оценивать потенциальные возможности и конкретные усилия педагогического коллектива, на основе статистического и экспертного анализа была разработана оценочная Анкета №2, которая предназначена для количественной оценки здоровьесберегающей деятельности учреждения.
Она состоит из трех блоков:
Раздел 1. «Учебная нагрузка учащихся класса» характеризует соответствие учебной нагрузки в классе нормативам максимального объема недельной учебной нагрузки;
Раздел 2. «Двигательная и спортивно-оздоровительная активность учащихся класса» характеризует двигательную активность школьников, количество уроков физической культуры, наличие школьных спортивных секций и занимающееся в них количество учащихся, организацию физкультурной работы со спецмедгруппами.
Раздел 3. «Оздоровительно-профилактические мероприятия в классе» оценивает участие школьников в спортивных соревнованиях, праздниках, а также различные формы профилактической работы с учащимися, родителями по проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Данная анкета показывает, в какой мере используется потенциал школы и как персонал школы проводит работу по организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса.
Какие бы материальные и иные условия, способствующие оздоровлению, не использовались в школе, если учебная нагрузка существенно превышает физиологически обоснованный для каждого возраста гигиенический норматив, это означает, что в школе не соблюдаются необходимые условия образовательного процесса.
Приложение 2
Анкета№2
«Оценка здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения»
Анкета№2
«Оценка здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения»
Раздел 1. Учебная нагрузка учащихся класса |
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Недельная нагрузка. Количество учебных часов (уроки + факультативные, дополнительные занятия) | балл | |||||||||||||||||||||||||||||||
При 6-дневной неделе: | При 5-дневной неделе | |||||||||||||||||||||||||||||||
2-4 кл | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8-9 кл. | 1 кл. | 2-4 кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8-9 кл. | ||||||||||||||||||||||
25 | 31 | 32 | 34 | 35 | 20 | 22 | 28 | 29 | 31 | 32 | 7 | |||||||||||||||||||||
26 | 32 | 33 | 35 | 36 | 21 | 23 | 29 | 30 | 32 | 33 | 3 | |||||||||||||||||||||
Более 26 | Более 32 | Более 33 | Более 35 | Более36 | Более 21 | Более 23 | Более 29 | Более 30 | Боле 32 | Более33 | 0 | |||||||||||||||||||||
Раздел 2. Двигательная и спортивно-оздоровительная активность учащихся класса | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводится ежедневная гимнастика до занятий | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Проводятся динамические перемены | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Час здоровья еженедельно | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| Менее 2 уроков | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
| Количество уроков физической культуры в неделю: | 2 урока | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||
|
| 3 и более уроков | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||
Занятия в школьных спортивных секциях |
| |||||||||||||||||||||||||||||||
А:Бх100=% учащихся, занимающихся в спортивных секциях А- количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях Б- количество учащихся, отнесенных к основной медицинской группе | Школьные спортивные секции посещают из числа учащихся основной медицинской группы | Более 50 % | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||
от 17 % до 50% | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Менее 17 % | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Занятия в спецмедгруппах | ||||||||||||||||||||||||||||||||
А:Бх100= =% учащихся, занимающихся в в спец.мед. группах
А-количество учащихся класса, занимающихся в спец.мед.группах
Б- количество учащихся класса, отнесенных к спец. мед.группе по медицинским показаниям
| Занятия в спецмедгруппах посещают из числа учащихся, отнесенных по медицинским показаниям к специальной медицинской группе
| 20% и более | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||
Менее 20 % | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Оздоровительно-профилактические мероприятия в классе | ||
| 1 раз в месяц | Балл 4 |
Дни здоровья, турпоходы в классе проводятся | 1 раз в четверть | 3 |
1-2 раза в год | 1 | |
Школьные спортивные соревнования, праздники, проводятся
| 1 раз в месяц | 4 |
1 раз в четверть | 3 | |
| 1-2 раза в год | 1 |
Внедрение образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни | 3 | |
Участие родителей в оздоровительных и профилактических мероприятиях (спортивные соревнования, дни здоровья, занятия по профилактике вредных привычек и т.п.) | 2 | |
Проведение лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения и укрепления здоровья для учащихся и родителей | 1 | |
Беседы о здоровье с учащимися (уроки здоровья) | 1 | |
Суммарный балл |
| |
Суммарный балл - 30 или больше | уровень зсд «высокий» | |
Суммарный балл меньше 30 но больше 15 | уровень зсд «средний» | |
Суммарный балл -15 или меньше | уровень зсд «низкий» |
Итоговая сводная таблица по школе | |||
Класс | Суммарный балл |
| Рейтинг |
1 |
|
| |
2 |
|
| |
3 |
|
| |
4 |
|
| |
5 |
|
| |
6 |
|
| |
7 |
|
| |
8 |
|
| |
9 |
|
| |
Средний балл по школе |
|
|
Инструкция по заполнению Анкеты №2
«Оценка здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения» (по классу)
Обращаем ваше внимание на то, что анкета заполняется по каждому классу отдельно!
1. В предложенной вам анкете 3 Раздела. В каждом Разделе обведите кружочком только те баллы, которые соответствуют строке утверждений, характерных для вашего класса.
Суммарный балл - больше 30 | Высокий уровень ЗСД |
Суммарный балл - от 15 до 30 | Средний уровень ЗСД |
Суммарный балл - менее 15 | Низкий уровень ЗСД |
2. Сложите обведенные кружочком баллы по всем разделам таблицы и получите суммарный балл.
3. Сравните свой суммарный балл с табличным значением суммарного балла и узнайте, каков уровень здоровьесберегающей деятельности в вашем классе: высокий, средний или
низкий.
4. Проведите исследования во всех классах вашей школы и заполните сводную таблицу по школе.
5. Подсчитайте средний балл по школе и узнайте, каков уровень здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) в вашей школе: высокий, средний или низкий.
Приводим пример заполнения анкеты.
Раздел 1. Допустим, что вы оцениваете здоровьесберегающую деятельность в пятом классе, при 5-дневной учебной неделе. При этом недельная учебная нагрузка (куда входят и уроки, и факультативы, и дополнительные занятия) не превышает 28 ч в неделю. Следовательно, в первом блоке анкеты вы обводите балл «7».
Раздел 2. Допустим, что в этом пятом классе проводятся динамические перемены и еженедельно час здоровья, а ежедневная гимнастика до занятий не проводится. В этом случае вы обводите только баллы «3» и «2». В классе в неделю 2 урока физической культуры, следовательно, вы отмечаете балл «3».
Затем необходимо подсчитать, сколько процентов учащихся класса, отнесенных к основной медицинской группе, посещают школьные спортивные секции. Для этого количество учащихся класса, занимающихся в школьных спортивных секциях (А), надо разделить на количество учащихся класса, отнесенных к основной медицинской группе (Б) и умножить на 100 %. Допустим, что в вашем классе отнесены к основной медицинской группе 20 учащихся (Б), из них занимаются в школьных спортивных секциях 7 человек (А), тогда по формуле (А:Б х 100 %) рассчитываете: 7:20x100, получаете цифру 35 %. В анкете указано, что если полученная величина составляет от 17 % до 50 %, то это соответствует 2 баллам, вы обводите балл «2».
Этот блок является наиболее сложным про оценки эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса. Дело в том, что, казалось бы, наиболее прямой путь оценки эффективности — медицинская статистика заболеваемости — не может быть использована для этих целей, поскольку здоровье понятие многогранное и зависит от множества разнообразных факторов, среди которых не последнюю роль играет школьная среда и качества образовательного процесса.
Понятие «здоровье»- понятие комплексное. Здоровье человека можно сравнить с радугой, где отсутствие одной из составляющей ведет к искажению картины миропредставления и мироощущения.
Условно было выделено 7 модульных составляющих:
- Физическое здоровье
- Соматическое здоровье
- Психическое здоровье
- Интеллектуальное здоровье
- Психологическое здоровье (эмоциональное)
- Социальное здоровье (структура семьи, материальная обеспеченность, социально-правовая устойчивость, взаимоотношения в семье).
Исходя из этой модели, по каждому модулю определяются структура и инструментарий наблюдения, определяется показатель здоровья. Составляются карты личностного развития учащихся. Здоровье (физическое, соматическое, психическое).
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального здоровья. Ключевой задачей данного исследования явилось оценка морфофункциональных показателей (вес, рост, ЖЕЛ, АД, ЧСС, мышечная сила.
Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:
- группы здоровья – определяется специалистами в соответствии с общепринятыми параметрами и критериями оценки;
- физкультурные группы – их выделение сопровождается рекомендациями педагогам и родителям по дозировке и режиму двигательной активности;
- наличие хронических заболеваний – определяется по медицинским картам учащихся, результатам диспансеризаций. По итогам мониторинга заполняется последняя страничка классных журналов, информация передается классным руководителям, школьному врачу, медицинской сестре.
По результатам такой работы выявлены следующие заболевания:
- Опорно-двигательного аппарата
- Органов зрения
- Органов дыхания
- Органов пищеварения
- Мочевой системы
- Нервной системы
- Сердечно-сосудистой системы
Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор и медицинская сестра школы. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Завучи сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года делает анализ заболеваемости.
1№ | 2.Ф.И.О. | 3Класс | 4.Группа здоровья | 5.Хронические заболевания (да, нет) | 6.Сколько раз болел | 7.Количество дней, пропущенных по болезни | 8.Результаты диспансеризации | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Учебные четверти | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
1 | 1 | |||||||||||||||
2 |
В задачи мониторинга психического здоровья учащихся входит выявление нарушения интеллекта, уточнение и постановка диагноза, назначение медикаментозной коррекции заболеваний, динамика и прогноз развития и дальнейшей социальной адаптации.
В задачи психологического мониторинга включены: организация и
проведение мониторинга психологического здоровья учащихся по направлениям:
- изучение уровня психических функций (внимание, память, мышление);
- диагностика сформированности навыков учебной деятельности и развитие способности к самоконтролю;
- выявление учебной мотивации уровня готовности к самостоятельной жизни выпускников;
- выявление уровня тревожности;
- выявление учебной мотивации;
- формирования позитивной «Я – концепции» и адекватной самооценки.
Что это? | Как определить? |
Уверенность в себе. Умение сопереживать. Умение соблюдать дисциплину. Открытость общению, готовность получать знания. Нормальный уровень способностей (учебных). Умение общаться. Умение сказать «нет». Процессы возбуждение = торможение (инд. норма) | Наблюдение Нормальная учеба Поведение и реакции адекватны ситуации. Нет нарушений поведенческого и эмоционального характера. |
Табу и нравственность |
Для того, чтобы грамотно выстраивать отношения с учеником, необходимо иметь представление о социальном здоровье.
Для составления целостной картины состояния здоровья учащихся в образовательном учреждении – имеет значение социальный паспорт учащегося, класса и школы. В социальный паспорт учащегося собраны сведения об учащемся и его семье (модель семьи, тип семейного воспитания, стиль семейного общения, круг общения, характеристика бытовых и материальных условий).
На основании этой информации составляется паспорт класса, школы. Это позволяет проанализировать и оценить негативные и положительные стороны социальной среды, в которой формируется и развивается ребенок. Потенциал данного ресурса неоценим для формирования компетенций, определяющих социальную адаптацию учащихся вне стен образовательного учреждения.
Такая диагностика помогает выявить учащихся, нуждающихся в психологическом сопровождении и коррекции.
Что это? | Как определить? |
Умение строить продуктивные отношения в социуме (семья – школа – друзья и т.д.) | По поведенческим признакам: - умение избежать конфликта и отстаивать собственные ценности; - открытость; - инициативность; - самостоятельность; - трудолюбие; - самоопределение. |
Умение строить перед собой задачи и пути достижения целей. | |
принятие жизненно важных ценностей общества. | |
Умение противостоять негативному давлению со стороны. | Укладывается в социальную норму (удовлетворение дефицитарных потребностей, способен к самообслуживанию). |
Удовлетворение базовых потребностей: - защищенность в семье; - материальное благополучие. | Ребенок (подросток) посещает школу. Его настроение? |
Одним из показателей интеллектуального здоровья учащихся является уровень развития речевых умений учащихся. Поэтому необходимо логопедическое сопровождение. Для наших детей– необходима коррекция и развитие речи: коррекция звукопроизношения, постановка отсутствующих звуков, автоматизация и дифференциация поставленных и оппозиционных звуков; коррекция устной и письменной речи; развитие двигательных навыков (артикуляторных, мелкой и общей моторики.
Логопедическое сопровождение осуществляется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Динамика развития устной и письменной речи прослеживается индивидуально у каждого ребенка в речевых картах, речевых профилях.
Классные руководители и воспитатели должны осуществлять наблюдения и сравнения данных о здоровьесберегающих условиях.
1.Этап. СБОР НЕПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ ДАННЫХ НА
ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ.
« Показатели рациональной организации режима дня»
Рационально построенный режим дня способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье. Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом. Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность, занятия по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.
Подготовительный шаг: по количеству детей в классе подготавливается анкета для заполнения школьниками или родителями. Для детей 1-4 класса анкету заполняют родители или их законные представители, учащиеся 5-11 классов могут заполнять анкету самостоятельно.
Анкета№3:
Дорогие дети и их родители! Просим вас провести наблюдение над
использованием вашего (ваших детей) времени в течение дня и недели, и отразить результаты в таблице.
Класс_______ Кодовый номер _______ Возраст ____ _ лет Пол ______ (м, д
Элементы режима дня | Пон. ч/м | Втор. ч/м | Среда ч/м | Чет. ч/м | Пят. ч/м | Суб. ч/м | Воск. | В среднем за неделю |
Сон | ||||||||
Учебные занятия | ||||||||
Дом.занятия | ||||||||
Работы по дому,общественный труд | ||||||||
Внеучебные занятия двигательного характера | ||||||||
Внеучебные занятия творческого характера | ||||||||
Прогулки на свежем воздухе | ||||||||
Просмотр телепередач | ||||||||
Развлечения, отдых на компьютере | ||||||||
Чтение неэлектронных книг | ||||||||
Посещение выставок,музеев, кинотеатров | ||||||||
Для анализа полученных данных рекомендуется использовать нормативы, регламентированные СанПиНами, на которые можно ориентироваться педагогам и родителям при анализе режима дня.
Возрастные нормативы сна в сутки (в астрономических часах)
Нормативы, регламентированные СанПиНами
Продолжительность учебных и домашних занятий
(в астрономических часах)
Класс | Продолжительность | ||
учебные занятия | домашние занятия | ||
6 | 1 | 2,5 - 3 | до 1 ч (со II полугодия) |
7 | 2 | 3 – 4 | до 1,5 ч |
8-10 | 3-4 | 3 – 4 | до 2 ч |
11-12 | 5-6 | 5 – 6 | до 2,5 ч |
13-14 | 7-8 | 5 – 6 | до 3 ч |
15-17 | 9-10 | 5 - 6 | до 4 |
Возрастные нормативы сна в сутки
(в астрономических часах)
Класс | Сон | ||
ночной | дневной | ||
6 | 1 | 11,0 – 10,5 | 1,5 – 2,0 |
7 – 8 | 2 | 11,0 – 10,5 | 1,5 |
8 – 9 | 3 | 11,0 – 10,5 | - |
9 – 10 | 4 | 10,5 | - |
10 – 11 | 5 | 10,5 | - |
11 – 13 | 6-7 | 10,0 | - |
13 – 15 | 8-9 | 9,5 | - |
15 – 16 | 10 | 9,0 | - |
17 – 18 | 11 | 9,0 – 8,5 | - |
Возрастные нормативы продолжительности прогулок на воздухе
(в астрономических часах)
Класс | Прогулка | |
6 | 1 | 4, 0 |
7 – 10 | 2 – 4 | 3, 5 |
10 – 11 | 5 | 3, 0 |
11 - 18 | 6 - 7 | 2, 5 |
Продолжительность учебных, внеклассных и внешкольных занятий, просмотр телепередач и выполнения домашнего задания
(в астрономических часах)
Возраст (лет) | Класс | Продолжительность, ч | |||
учебных занятий | выполнения домашнего задания | внеклассных и внешкольных занятий | Просмотра телепередач | ||
6-7 | 1 | 2,5-3 | до 1 ч (со 2-го полугодия) | 0,5-1 | 0,5 |
7 | 2 | 3-4 | до 1,5 | 1-2 | 1 |
8-10 | 3-4 | 3-4 | до 2 | 1-2 | 1,5 |
11-12 | 5-6 | 5-6 | до 2,5 | 1-2 | 1,5 |
13-14 | 7-8 | 5-6 | до 3 | 1-3 | 2,5 |
15-17 | 9-11 | 5-6 | до 4 | 1-3 | 2,5 |
Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
Блок 1. Режим дня учащихся | ||||||||||||||||||||||||
Продолжительность ночного сна в среднем за неделю на 1 учащегося | Балл | |||||||||||||||||||||||
I-III класс | IV-V класс | VI-VII класс | VIII-IX класс | X-XI класс |
| |||||||||||||||||||
10 ч 30 мин и более | 10 ч 30 мин и более | 10 ч и более | 9ч 30 мин и более | 9 ч и более | 6 | |||||||||||||||||||
От 10ч 25 мин до 9ч 30 мин | От 10ч 25 мин до 9ч | От 9ч 55 мин до 8ч30мин | От 9ч 25 мин до 8ч | От 8ч 55 мин до 7ч30мин | 4 | |||||||||||||||||||
Менее 9ч 30 мин | Менее 9ч | Менее 8ч30 мин | Менее 8ч | 0 | ||||||||||||||||||||
Время выполнения домашних заданий в среднем за неделю на 1 учащегося | Балл | |||||||||||||||||||||||
I класс | II класс | III -IV класс | V-VI класс | VII- VIIIкласс | IX -XI класс | |||||||||||||||||||
менее 1ч | 1 ч 30 мин и менее | 2 ч и менее | 2 ч 30мин и менее | 3ч и менее | 4 ч и менее | 10 | ||||||||||||||||||
От 1 ч до 1ч30 мин | От 1ч35 мин до 2ч | От 2ч 05 мин до 2ч30мин | От 2ч 35 мин до 3ч | От 3ч 05 мин до 4ч | От 4ч 5 мин до 5ч | 7 | ||||||||||||||||||
Более 1ч30мин | Более 2ч | Более 2ч30 мин | Более 3ч | Более 4ч | Более 5ч | 0 | ||||||||||||||||||
Прогулка на свежем воздухе (в часах и минутах) в среднем за неделю на 1 учащегося | Балл | |||||||||||||||||||||||
I класс | II -IV класс | V класс | VI-XI класс |
| ||||||||||||||||||||
4 ч и более | 3 ч 30 мин и более | 3 ч и более | 2ч 30 мин и более | 5 | ||||||||||||||||||||
От 3ч 55 мин до 3ч 30 мин | От 3ч 25 мин до 3ч | От 2ч 55 мин до 2ч30мин | От 2ч 25 мин до 2ч
| 3 | ||||||||||||||||||||
Менее 3ч 30 мин | Менее 3ч | Менее 2ч30 мин | Менее 2ч | 0 | ||||||||||||||||||||
Суммарный балл |
| |||||||||||||||||||||||
Блок 2. Заболеваемость учащихся класса | ||||||||||||||||||||||||
Среднее число дней, пропущенных по болезни, в расчете на 1 ученика (по месяцам) |
| |||||||||||||||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | Балл | ||||||||||||||||
С= | О= | Н= | Д= | Я= | Ф= | М= | А= | |||||||||||||||||
С :2= | 0+Н+Д+Я+Ф+М+А= | А:2= |
| |||||||||||||||||||||
КОЭФФИЦИЕНТ ОСТРОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ = (0 + Н + Д + Я + Ф + М + А)-(С :2)-(А:2)=
| Менее 3 | 7 | ||||||||||||||||||||||
От 3 до 14 | 5 | |||||||||||||||||||||||
Более 14 | 2 | |||||||||||||||||||||||
| Более 20 % | 10 | ||||||||||||||||||||||
Процент учащихся, не болевших в течение учебного года | От 12% до 20% | 4 | ||||||||||||||||||||||
| Менее 12 % | 1 | ||||||||||||||||||||||
Суммарный балл |
| |||||||||||||||||||||||
Блок 3. Двигательная подготовленность учащихся класса | ||||||||||||||||||||||||
Процент учащихся, имеющих высокий уровень | 25 % и более | 5 | ||||||||||||||||||||||
двигательной подготовленности | Менее 25 % | 2 | ||||||||||||||||||||||
Процент учащихся, имеющих низкий уровень | Менее 25 % | 7 | ||||||||||||||||||||||
двигательной подготовленности | 25 % и более | 2 | ||||||||||||||||||||||
Суммарный балл |
| |||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая сводная таблица по школе | |||
Класс | Суммарный балл |
| Рейтинг |
1 |
|
| |
2 |
|
| |
3 |
|
| |
4 |
|
| |
5 |
|
| |
6 |
|
| |
7 |
|
| |
8 |
|
| |
9 |
|
| |
Средний балл по школе |
|
|
Инструкция по заполнению Анкеты
«Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения» (по классу)
Обращаем ваше внимание на то, что анкета заполняется по каждому классу отдельно!
1. В предложенной вам анкете всего 3 блока. В каждом блоке обведите кружочком только те баллы, которые соответствуют строке утверждений, характерных для вашего класса.
2. Сложите обведенные кружочком баллы по всем блокам таблицы и получите суммарный балл.
3. Сравните свой суммарный балл с табличным значением суммарного балла и узнайте, какова эффективность здоровьесберегающей деятельности в вашем классе: высокая, средняя или низкая.
Суммарный балл больше 35 | Высокая |
Суммарный балл от 18 до 35 | Средняя |
Суммарный балл менее 18 | Низкая |
4. Проведите исследования во всех классах вашей школы и заполните СВОДНУЮ
ТАБЛИЦУ ПО ШКОЛЕ.
5. Подсчитайте средний балл по школе и узнайте, какова эффективность здоровьесберегающей деятельности в вашей школе: высокая, средняя или низкая.
Приводим пример заполнения анкеты.
Допустим, что вы хотите оценить эффективность здоровьесберегающей деятельности в третьем классе.
Блок 1. В этом блоке анализируется режим дня учащихся класса. Для его заполнения Вам понадобятся индивидуальные анкеты «Режим дня школьника», которые в начальных классах заполняются родителями.
Родители должны каждый вечер в течение одной недели подсчитать и внести в анкету время (в часах и минутах) продолжительности ночного сна своего ребенка, время приготовления домашних заданий и продолжительность прогулки.
Вы раздаете индивидуальные анкеты родителям учащихся, объясняете как их заполнять, затем собираете анкеты и в каждой индивидуальной анкете подсчитываете (в часах иминутах): продолжительность ночного сна, время выполнения домашних заданий, продолжительность прогулки на свежем воздухе за неделю.
Затем подсчитываете продолжительность ночного сна, время выполнения домашних заданий, продолжительность прогулки на свежем воздухе в среднем за неделю на 1 учащегося. Для этого вам необходимо суммировать продолжительность ночного сна за неделю по всем анкетам и разделить на количество учащихся класса, также подсчитываете и среднее время приготовления уроков и прогулок за неделю на каждого учащегося.
Допустим, что в данном третьем классе в среднем за неделю на 1 учащегося продолжительность ночного сна составила 10ч (в анкете 16 это соответствует 4 баллам); время выполнения домашних заданий - 1ч 30 мин (это соответствует 7 баллам); продолжительность прогулки — 3 ч 40 мин (это соответствует 3 баллам). Следовательно, в первом блокеанкеты вы обводите баллы «4», «7», «3».
Блок 2. Для заполнения этого блока вам понадобится таблица «Пропуски учебных дней по болезни за прошедший год» из анкеты «Изменения функционального состояния и текущая заболеваемость учащихся».
Анализ заболеваемости школьников необходимо проводить совместно с медицинским работником образовательного учреждения. Подсчитываются пропуски учебных дней по болезни (обострение хронических заболеваний, ОРВИ, грипп, инфекционные заболевания, травмы) по месяцам по классу в целом, затем в расчете на 1 ученика.
Например, в сентябре по классу в целом было пропущено 16 учебных дней по ОРВИ и 10 дней по травме, т.е. всего 20 учебных дней; допустим, что количество детей в классе составляет 24 человека, тогда в расчете на 1 ученика было пропущено (26:24= 1,08) 1,08 учебных дней. Такой же расчет проводится включительно по апрель месяц. Затем, необходимоподсчитать коэффициент острой заболеваемости по формуле
(О + Н + Д + Я + Ф + М + А)- (С:2) - (А:2),
где О — среднее число дней, пропущенных по болезни, в расчете на 1 ученика в октябре; Н - в ноябре и т.д. (С:2) и (А:2) - среднее число дней, пропущенных по болезни, в расчете на 1 ученика в сентябре и апреле соответственно, деленное на два. Допустим, что в нашем примере коэффициент острой заболеваемости оказался равным 7. В анкете 16 это соответствует 5 баллам, обводите этот балл.
Затем необходимо тщательно подсчитать процент учащихся класса, не болевших в течение учебного года. Допустим, как мы уже говорили, что количество детей в данном третьем классе составляет 24 человека, из них 6 не болели в течение учебного года. Тогда подсчитываем 6:24x100 %, получаем 25 %. В анкете это соответствует 10 баллам, обводите этот балл.
Блок 3. В данном блоке необходимо подсчитать процент учащихся, имеющих высокий уровень двигательной подготовленности, а также процент учащихся, имеющих низкийуровень двигательной подготовленности.
Уровень двигательной подготовленности учащихся должны определять учителя физической культуры. Для всех обследуемых учащихся проводятся «сквозные» тесты: бег 30 м,челночный бег 3x10 м, подтягивание на высокой перекладине для юношей и в висе лежа для девушек, прыжок в длину с места, 6-минутный бег.
Учителя физической культуры должны решить, как они будут принимать тесты — на уроке или во внеурочное время. Можно часть тестов принять на уроках, например тесты на силу и гибкость, а остальные во внеурочное время. Для этого необходимо иметь оценочные таблицы. Такие таблицы, как правило, публикуются в программах физического воспитания, например, в Комплексной программе физического воспитания учащихся I—XI классов (Лях В. И. и соавт., 1996).
Заполнять этот блок можно, руководствуясь данными из анкеты «Физическое развитие и физическая подготовленность учащихся». Допустим, что в данном примере процентучащихся, имеющих высокий уровень двигательной подготовленности, оказался равным 24 % (в анкете это соответствует 2 баллам), а процент учащихся, имеющих низкий уровеньдвигательной подготовленности - 25 % (в анкете это также соответствует 2 баллам), обводите эти баллы.
Итак, в данном примере вы отметили следующие баллы: в блоке 1 - «4», «7», «3»; в блоке 2 - «5», «10»; и в блоке 3 - «2», «2». Сложите все баллы и получите СУММАРНЫЙ БАЛЛ. В нашем примере суммарный балл составил 33.
Сравните свой СУММАРНЫЙ БАЛЛ с табличным значением суммарного балла и узнайте, какова эффективность здоровьесберегающей деятельности в вашем классе: высокая, средняя или низкая. В данном случае эффективность здоровьесберегающей деятельности средняя.
Проведите исследования по всем классам вашей школы и заполните СВОДНУЮ ТАБЛИЦУ ПО ШКОЛЕ. Подсчитайте средний балл по школе и узнайте, какова эффективность здоровьесберегающей деятельности в вашей школе: высокая, средняя или низкая.
Внесите свой СУММАРНЫЙ БАЛЛ в ИТОГОВУЮ СВОДНУЮ ТАБЛИЦУ ПО ШКОЛЕ.
Таким образом, проанализировав имеющиеся данные карты здоровья каждого ребенка, уровня показателей по каждому классу и школе, можно планировать мероприятия ОУ по дальнейшему улучшению показателей его деятельности.
Необходимо составить план мероприятий, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Целесообразно осуществлять работу по профилактике предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, работу по профилактике ассоциативного поведения и вредных привычек школьников: беседы по сохранению здоровья, профилактике табакокурения, алкоголизации и наркомании молодежи, привлекать родителей, инспекторов ОДН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО
Статья по воспитанию здорового образа жизни...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...
Мониторинг развития экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Результаты педагогического мониторинга развития экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга развития экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Тест «Индекс отношения к здоровью» С.Д.Дерябо, В.А. Ясвин...