Коррекция навыка чтения.
статья на тему
Приемы работы.Тренировочные упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_trenirovochnykh_uprazhneniy_i_zadaniy.docx | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подбор тренировочных упражнений и заданий.
В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования и коррекции навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.
Предложенные ими упражнения я использую в групповой работе на уроке, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной работе и в работе с малыми группами. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших этим навыком.
1.Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.
Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.
Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.
Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
4.Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.
Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.
5.Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка.
Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.
6. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.
7. Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.
8. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.
9. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Эти два упражнения формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
Сильная игровая мотивация;
Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
Словесно-логическая память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд)
Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя)
Расширение поля зрения.
Если взрослый заметит, что ребенок поступает именно так, то надо незаметно этому способствовать и передвигать лист медленнее.
10. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.
Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.
11. Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
Это упражнение способствует:
Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.
12. Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:
1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, старик, внучка;
2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.
Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.
Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
13. Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другойРебенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
Для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, и работу в парах.
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.
14. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.
Это упражнение:
Вносит разнообразие, оживление в процесс чтения;
Cоздает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения;
Развивает произвольное внимание;
Cпособствует развитию глазодвигательной активности.
15. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их.
Это упражнение развивает способность узнавания букв русского алфавита, изображенных несколькими способами, что необходимо при чтении текстов художественной литературы.
Кроме общеучебных умений, это упражнение развивает произвольность внимания.
16. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.
Это упражнение более сложное, чем предыдущее, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста.
Представленные выше упражнения направлены на формирование и коррекцию первого компонента навыка чтения – техники чтения.
Вторым компонентом навыка чтения является понимание текста. Для работы в этом направлении я использую такие упражнения:
17. Игра “Пять вопросов”: ребенок загадывает слово, а дети задают ему вопросы о значении этого слова. На вопросы можно отвечать только “да”, “нет” и “не знаю”. Задается только 5 вопросов. Дети должны угадать слово, которое загадал ведущий.
18. Поиск противоположных предметов: называется какой-либо предмет. Надо перечислить как можно больше предметов, противоположных заданному. Противопоставлять предметы можно, беря за основу разные свойства и признаки предмета.
19. Найди противоположные слова: в каждой строчке даются 5 слов, из которых нужно выбрать 2, имеющих противоположное значение. Например,
^ 1) постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда;
2) любой, некоторый, какой-нибудь, этот, никакой;
3) принимать, тратить, сомневаться, отбрасывать, экономить;
4) жизнерадостный, незаметный, добрый, выдающийся, глубокий.
^ Организация коррекционно-развивающей работы.
Считаю, что путь преодоления причин неуспеваемости младших школьников лежит в проведении коррекционной работы. Задания по ликвидации пробелов знаний, умений и навыков разделены на домашнюю и классную работы. На каждого слабого ученика заведена специальная тетрадь– карта, где отмечаются пробелы в знаниях и достигнутые успехи. В классе такие учащиеся находятся под моим постоянным контролем: индивидуальный подход, дифференцированные. Для слабоуспевающих учащихся разрабатываю специальные тексты самостоятельных работ, тренировочные упражнения, проверочные работы. Дополнительные домашние задания включают в себя тренировочные задания, развивающие внимание, сообразительность. Вообще работа с неуспеваемостью – это длительный, кропотливый процесс, и его успешное завершение зависит и от терпения и настойчивости учителя и от помощи родителей, но главное от желания самого ученика. Добиваюсь, чтобы все дети готовили пересказ и учили стихи. Ни одного учащегося не оставляю без внимания. Все дети знают, что если сегодня по какой-то причине не ответил, то на следующем уроке или на переменке спрошу обязательно, ответ будет оценен. Всегда представляю возможность пересдать материал на более высокую отметку.
Считаю, что главным в работе со слабоуспевающими детьми является психологическая поддержка. Поэтому стараюсь создавать ситуацию успеха. Обязательно смотрю ребёнку в глаза, когда разговариваю с ним, всячески подбадриваю. Главное, помогаю ученику преодолеть трудности. Использую занимательные различные упражнения для активизации интереса детей. Стремлюсь сделать серьёзное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать. Тогда учиться интересно, легко, радостно. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Стараюсь найти что– то интересное в жизни.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.
При работе со слабоуспевающими учащимися существуют особенности коррекционной работы, необходимо насытить процесс обучения чтению большим количеством упражнений, позволяющих осваивать навыки чтения на каждой ступени, сначала – это образ буквы – дифференциация похожих букв, упражнения в словообразование и в словоизменении, использовать предварительную подготовку детей к чтению текста. Пробежать глазами текст, который будет читать завтра, выбрать непонятные, трудные слова и работать с ними как по азбуке. Сначала тренировать в техническом чтении этих слов - выписать на доску можно по слогам, с ударением, поупражнять в прочтении этих слов. Слабые читают слова с доски, кто посильнее - выбирают в это время предложения с этими словами.
Прием «жужжащего» чтения, читать по пять минут на каждом уроке всем вместе в полголоса. Постепенный переход от легкого к сложному при большом количестве упражнений. внимание на знаки препинания, что мобилизует его на правильную интонацию при чтении. С разными интонациями читать одно и то же предложение.
Прочитать текст в сравнении: медленно – как черепашка, трусливо – как зайка, заливисто – как птичка.
Формирование навыков чтения целыми словами – при помощи специальных методических приемов, научить слушать слово, то есть воспринимать на слух. К таким приемам относятся: ежедневное хоровое и индивидуальное ( с места ) чтение слогов и составление из них слов по слоговым таблицам, все читают тихим голосом, чтение цепочкой, чтение до урока, написанных на доске печатным шрифтом слов, предложений, текстов из знакомых детям букв и слогов; систематическая коллективная работа учащихся над ошибками, допущенными учеником.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыков правильного чтения является речевая зарядка, - это система упражнений, направленная на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые вызывают или могут вызвать затруднения при чтении текста.
В задачи зарядки входит установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, совершенствование произносительных навыков учащихся; она готовит учащихся к правильному прочтению слов, их коррекции. Эти упражнения выполняются хором, индивидуально. Виды упражнений различные, это - дифференциация сходных слогов, слов; чтение слогов, слов по подобию; чтение стихов; чтение с подготовкой и т.д.
Словарную работу необходимо проводить систематически, на каждом уроке.
Поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова, то здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания.
На уроках чтения проводится орфографическое чтение – это как основа правописания.
Заключение.
Итак, я считаю, что трудно переоценить роль педагогической диагностики и коррекционной работы в деятельности учителя.
Диагностические работы моих учеников многое рассказывают о детях, об их способностях. Эти работы говорят и обо мне как об учителе. Результаты данной диагностики никто не видит, педагог ни перед кем не отчитывается, но для размышлений о собственной работе, об особенностях моего отношения к учебному предмету получаю богатейший материал. Вновь и вновь возвращаясь к анализу результатов итоговой диагностики в классе, я должна, если это необходимо, вносить серьезные коррективы в свою последующую работу.
Педагогическая диагностика позволяет мне создать основу для выявления затруднений в работе, позволяет определить сильные и слабые стороны моей учительской деятельности, наметить пути дальнейшего развития и способы преодоления трудностей. Я провожу диагностику и отслеживаю, как ученики постепенно овладевают элементами учебной деятельности. Сравнение результатов по годам позволяет мне увидеть, насколько прочно владеют мои ученики известными способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу, как выполняют действия контроля и самоконтроля.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод: если вся работа была спланирована с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка, то коэффициент усвоения учебных знаний, формируемых умений будет максимально высок для каждого конкретного ученика. А эффекта можно добиться в том случае, если диагностика будет проводиться в системе, то есть будет вестись целенаправленное отслеживание развития ребенка. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:
во-первых, достигается ли цель образовательного процесса;
во-вторых, существует ли динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
в-третьих, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;
в-четвертых, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.
И, наверное, он может помочь решить, казалось бы, неразрешимую проблему “Как научить каждого?”.
Вывод: педагогическая диагностика и правильно спланированная коррекционная работа – средство для успешного формирования навыка чтения.
Список литературы.
Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991. – 176 c.
Данилова Е. Первоклассники // Школьный психолог. – 2002. – № 6. – С.14.
Дружинина М. Кроссворды и игры для детей. – М., 1999. – 16 с.
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. – М., 1993. – 64 с.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. “Как преодолеть трудности в обучении детей”. – М.: изд. “Ось-89”, 1997. – 222с.
Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
Локалова Н.П. “Как помочь слабоуспевающему школьнику”, – М.: изд. “Ось-89”, 2003. – 95с.
“Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция” – Учебное пособие под ред. О.Б. Иншаковой, – Москва-Воронеж, 2001. – 239с.
Воронцов А.Б., Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся: журнал «Начальная школа», № 7, 1999 г.
Ефросинина Л.А, Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Москва: «Вентана-Граф», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обучение в игре" -"Первые навыки чтения". Разработка урока по обучению чтению в игровой форме. 2 класс. УМК "Starlight 2"
Данная статья содержит подробный план проведения урока в игровой форме во 2-м классе по УМК "Starlight 2".В приложениях помещены материалы к уроку:* "Сказка о правилах чтения"* Примеры сло...
Чтение (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения. Изучение буквы И".
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Методические рекомендации:"ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ".
Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. По данным различных авторов распространённость нарушений чтения среди детей с нормальным интеллект...
Логопедическая работа по формированиюи коррекции навыка чтения на этапе овладения звукобуквенными обозначениями
В работе раскрываются трудности, которые могу возникнуть у учащихся при обучении чтению на этапе овладения звукобуквенными обозначениями. Также описываются приемы коррекционной логопедической работы п...
Логопедическая работа по формированию и коррекции навыка чтения на этапе овладения слоговым чтением
В работе говорится о трудностях, которые могут возникнуть у первоклассников при обучении чтению на этапе овладения слоговым чтением. Также описаны приёмы коррекционной логопедической работы по предупр...
Приёмы и методы работы по коррекции недостатков чтения. Повышаем скорость чтения.
Ребёнок не хочет читать? Что делать? Как избавиться от ошибок при чтении? Как развивать технику чтения? Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный пр...