Рабочая программа по СБО 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Данная проограмма предназначена для обучения обучающихся 5 класса по предмету СБО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog._po_sbo_5_kl.doc | 213.5 КБ |
uchebno_-_tematicheskiy_plan_po_sbo_5_klass.doc | 40 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_po_sbo.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по СБО 5 класс.
Предварительный просмотр:
Учебный план (базовый).
Предмет. | Класс. | Количество часов в неделю. |
Социально – бытовая ориентировка | 5 | 1 |
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол. часов | Вид занятий (количество часов) | |||
Теория | Практика | Экскурсии | Контроль | |||
Вводное занятие | 1 | - | - | 1 | - | |
1. | Личная гигиена | 4 | 2 | 1 | - | 1 |
2. | Культура поведения | 4 | 2 | 1 | - | 1 |
3. | Семья | 2 | 1 | - | - | 1 |
4. | Одежда, обувь | 4 | 1 | 2 | - | 1 |
5. | Жилище | 3 | 1 | 1 | - | 1 |
6. | Транспорт | 3 | 1 | - | 1 | 1 |
7. | Торговля | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8. | Питание | 9 | 2 | 6 | - | 1 |
Всего: | 34 часа |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д.
«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение представлений учащихся о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, ее целебных свойствах, необходимости пищи для роста и развития детского организма, культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда и эстетически оформить их, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов.
Одновременно решаются задачи: воспитания личностных качеств (трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость), элементов трудовой культуры (организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др.), строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости, а также внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающей учащихся.
Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них и формирования новых умений и навыков.
Распределение учебного материала: 34 часа - 5 класс, по 68 часов для каждого последующего года обучения.
Формы и методы реализации программных задач.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.
По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и др. целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады по 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т. д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один, даже самый незначительный, случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
В ряде разделов (например, «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др.) предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетради определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Их в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться поставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие - урок или два (сдвоенные часы). Эти занятия требуют от учителя серьезной подготовки и имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания: они способствуют закреплению различных знаний, умений и навыков учащихся (правил поведения, навыков приготовления тех или иных блюд, сервировки стола, уборки помещения и т. д.).
В программе значительное место отводится экскурсиям: на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводными, текущими и итоговыми. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится урок-экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний детей о различных почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» (9 класс) следует закончить экскурсией в Сбербанк.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов). Проведение экскурсий требует тщательной подготовки: учителю необходимо заранее наметить задачи и содержание экскурсии, заблаговременно посетить объект и хорошо с ним ознакомиться, разработать план экскурсии. Следует также провести вводную беседу: назвать объект наблюдения, рассказать учащимся о пути следования к месту проведения экскурсии, напомнить правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и во время экскурсии. Целесообразно, чтобы сам учитель вел экскурсию, вовлекая детей в беседу, особенно во время текущих и итоговых экскурсий. Если объяснения дает не учитель, а работник учреждения или предприятия, на котором проводится экскурсия, то нужно предварительно обговорить с ним объем и характер сообщаемого материала, перечень объектов, которые будут продемонстрированы учащимся. Отдельным ученикам можно поручить вести элементарные записи. Они должны быть краткими. Например, ученики записывают цены на различные товары, названия рабочих специальностей, в которых нуждается предприятие, и т. п.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии - повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи, практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, «Квартплата», «Оформление на работу» и т. п.) следует отводить время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.
Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. На первом занятии, где применяется бригадная форма работы, учитель должен объяснить и показать детям, что должен делать бригадир. Для этого он, распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, назначенные из числа наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Для успешного проведения первых занятий по новой теме бригадиров целесообразно проинструктировать заранее об их обязанностях. В ходе практической работы бригадир должен выполнять часть общего задания. Аналогичные работы на последующих занятиях бригадиры могут организовывать по устной или письменной инструкции зрителя под его постоянным контролем. Несомненно, учитель руководит не только бригадирами. В процессе выполнения задания он дает учащимся некоторые указания и объяснения, оказывает им помощь, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме учитель должен построить работу так, чтобы каждый учащийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. Например, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, то на другом уроке он занимается пассерованием овощей или заправкой первого блюда.
Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.
Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т. д.).
В кабинете можно установить поочередное дежурство бригад. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.
Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками развития речи и чтения, математики, географии, труда, естествознания.
СБО для учащихся имеет свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Однако воспитатель в своей деятельности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т. п.
Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по СБО. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни. По возможности к этому следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.
Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале.
Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые согласовывались бы с видами общественно - полезного труда школьников. При подборе материалов по теме «Учреждения и организации» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, находящимися на территории, на которой учащиеся будут проживать после окончания школ.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Для проведения занятий и экскурсий в 6-9 классах можно объединять уроки. К проведению бесед о гигиене подростков (отдельно для мальчиков и девочек) следует привлекать специалистов-медиков и психологов.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т. п., изложенные доступным детям языком, четко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после изучения раздела.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т. д.).
Тематические планы содержат: тему и тип урока; программный материал; требования к знаниям, умениям учащихся; краткое содержание урока; оборудование; словарную работу; вид контроля; элементы дополнительного содержания.
- Тема урока - строка из программы СБО государственного образца (автор - В. В. Воронкова). Тип урока соответствует месту данного урока в учебном процессе и его содержанию.
- Программный материал раскрывает тему, которая соответствует федеральному компоненту стандарта образования.
- Требования к знаниям, умениям учащихся соответствуют программному материалу предмета социально-бытовой ориентировки.
- Краткое содержание урока - это план урока, основные учебные элементы, необходимые для изучения темы. Практикующий учитель по данному плану может дополнить содержание, но основные части нужно раскрывать на уроке всегда.
- В план включено оборудование к уроку. Практически на каждом уроке СБО должно применяться какое-либо оборудование, так как именно такой урок закрепляет и расширяет знания, имеющиеся в небогатом личном опыте школьников и полученные ими на уроках других учебных предметов, занятиях воспитателей. На уроке развиваются и закрепляются умения ребят, часто в практической работе.
- Любой урок в коррекционной школе должен включать в себя словарную работу.
- Наиболее рациональный вид контроля к каждому уроку.
- В тематическое планирование включены элементы дополнительного содержания, которые учитель может применить на уроке по своему усмотрению. Предлагаемый материал пригодится для работы в классе с учащимися с неосложненной формой ограничения возможности здоровья.
В графе «Краткое содержание урока» предложены различные задания: анкетирование; буквенное задание; загадки; задания на интерактивной доске; запись; зарисовки; карточки; компьютерные игры по темам («Питание», «Одежда», «Грудной ребенок»)-, кроссворды; ролевые игры; памятка; перфокарта; перфоконверт; поговорки; пословицы; работа на ПК (презентации); раздаточный материал; ребусы; рецепты блюд; таблица-алгоритм; тестирование; цифровое задание.
Учитель по своему усмотрению может применять их на разных этапах урока наряду с другими методами и приемами. При условии планомерного использования предложенных заданий ученики легко овладевают техникой работы с ними.
Материал по годам обучения расположен линейно, темы повторяются из года в год с усложнениями, так же возрастают требования к санитарно-гигиеническому контролю, выполнению требований техники безопасности. Имеют место и теоретические, и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся производят записи в тетради, составляют таблицы, памятки, схемы, рецепты, выполняют необходимые зарисовки, проводится словарная работа. На практических занятиях они учатся пользоваться своими записями, закрепляют умение работать по плану. Это способствует дальнейшей адаптации учащихся в обществе и их успешной интеграции в самостоятельной жизни. Во время экскурсий основной целью является не наблюдение за происходящим, а общение с участниками процесса. Учащиеся часто замкнуты, не знают, о чем спросить, как сформулировать фразу. Поэтому во время экскурсии учитель организует целенаправленное общение ребят.
На уроках по теме «Личная гигиена» основное внимание учащихся следует уделять соблюдению чистоты, тому, как важно быть чистым, а следовательно, здоровым. План урока содержит материал о правилах и приемах ухода за кожей, волосами в соответствии с их типом. В старших классах даются рекомендации по применению различных косметических и природных средств. Часть занятий посвящена пагубному влиянию курения, алкоголя, наркотиков не только на здоровье их употребляющих, но и окружающих людей.
Тема «Одежда. Обувь» обогащает и корректирует знания учащихся о необходимости своевременного ухода за одеждой и обувью. В них включены задания по составлению таблиц, памяток по уходу за одеждой и обувью, много практических работ. Старшеклассников следует научить выбирать вещи при покупке, практичной их носке, поддержании одежды в порядке, правильном хранении, ремонту. Здесь уместна интеграция с уроками трудового обучения в швейных мастерских.
Народная мудрость «Встречают по одежке, а провожают по уму» права, ведь человека украшает не только одежда, но и культура его поведения. Именно поэтому после темы «Одежда. Обувь» следует «Культура поведения». Правила хорошего тона изучаются в школе VIII вида с первого класса, на уроках и на занятиях с воспитателями, ученикам они известны. В пятом классе их повторяют («Повторенье - мать ученья!»), расширяют и закрепляют. Тема уточняется: вырабатываются умения принимать гостей, правильно вести себя в кино, театре, кафе. Учащиеся повторяют правила общения со старшими и сверстниками, девятиклассники изучают правила поведения в семье, при общении с соседями.
После окончания школы учащиеся должны быть готовы начать самостоятельную жизнь в собственной квартире или доме. Тема «Жилище» включает изучение названий жилых помещений, способа ухода за ними: правильно убирать комнаты, ухаживать за мебелью, использовать необходимые для уборки моющие средства. В старших классах знакомят с понятием «интерьер», изучают возможности рациональной расстановки мебели в квартире, сохранению жилищного фонда.
В каждом классе изучается тема «Семья». Пятиклассники составляют таблицу о своей семье. Многие ребята впервые узнают, как звучит их полное имя, на уроках СБО, учитель объясняет им, откуда берется отчество, фамилия. На )фоках изучают условия создания семьи, родственные отношения и вопросы необходимости взаимопомощи между членами семьи. Старшеклассники получают информацию о планировании в семье ребенка, его рождении и воспитании.
Проблемам ведения домашнего хозяйства, планирования семейного бюджета посвящена тема «Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства», которую начинают изучать с 8 класса: виды источников дохода (зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации - пособия, субсидии), виды страхования и виды хранения сбережений. Эти уроки требуют практического закрепления, а также интеграции с уроками математики. Здесь уместна работа на калькуляторах, ПК.
Для построения бюджета необходимо иметь средства. В 9 классе изучается тема «Трудоустройство». На уроках старшеклассники знакомятся с учреждениями и отделами по трудоустройству населения, получают сведения о правилах оформления на работу, практически закрепляют правила составления деловых бумаг (заявления, анкеты, расписки).
Тема «Учреждения. Организации» направлена на знакомство с учреждениями и организациями того населенного пункта, в котором проживают ученики. Тема занятий должна носить профориентационный характер. В плане уроков включены экскурсии на предприятия, знакомство с людьми тех профессий, по которым могут трудоустроиться выпускники школы VIII вида. Работа в этом направлении должна нести позитив и проходить под девизом; «Все профессии важны, все профессии нужны!»
На уроках по теме «Транспорт» учащихся знакомят с различными видами транспорта: городским, пригородным, междугородним, в том числе автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным. В 5 классе уроки посвящены повторению знакомых ПДД, дополнительно изучаются новые, жизненно необходимые учащимся, особенно проживающим в крупных городах. Здесь уместна интеграция с уроками ОБЖ, запланированы экскурсии на дорогу. На уроках дети составляют свой рациональный безопасный маршрут передвижения по городу до школы. Начиная с 6 класса учащихся знакомят с пригородным и междугородным, международным транспортом. На уроке разбирают все проблемы, связанные с транспортом.
На уроках по теме «Торговля» ребята узнают о порядке приобретения товаров, уточнении срока годности или гарантии на товар. Практически на экскурсии и в ролевых играх осуществляют допустимый обмен или сдачу товара по чеку, предусмотренного правилами торговли. Старшеклассники знакомятся с деятельностью учреждений по защите прав потребителей.
Тема «Средства связи» дает возможность учащимся познакомиться с услугами учреждений связи (почта, телефон, телеграф). Учитель рассказывает о видах почтовых отправлений, телефонной связи, культуре разговора по телефону. Каждый год в учебный план включаются экскурсия и практическая работа по формированию умений правильно оформлять и отправлять почтовое отправление, правила пользования телефонным справочником. На уроке решаются вопросы оплаты за телефон, переговоры, а также отправка телеграмм и писем разных видов важности. Как элемент дополнительного обучения в 9 классе предлагается знакомство с современными интернет возможностями (e-mail и т. п.).
Жизненно необходима серия уроков по теме «Медицинская помощь». На уроках изучается информация о видах и порядке обращения за врачебной помощью (помощь на дому, скорая медицинская помощь). Учитель рассказывает о необходимости и правилах содержания домашней аптечки, применении лекарственных трав. Ученики практически получают полезные сведения по уходу за больным человеком, закрепляют правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях. В 8 классе учащиеся должны познакомиться с распространенными инфекционными заболеваниями, изучить пути их передачи и возможность профилактики. В 9 классе учитель СБО рассказывает учащимся о средствах предохранения от венерических заболеваний, СПИДа и нежелательной беременности. На занятиях по медицинской тематике приветствуется возможность организации встреч с медицинским персоналом школы.
Учебный курс СБО включает тему «Питание». Программой предусмотрено, что порядок изучения тем может быть определен учителем. В данном планировании эта тема предлагается к изучению в 3 или 4 четверти. Это связано с тем, что изучение таких сложных тем, как «Бюджет семьи», «Трудоустройство», с трудом воспринимается учащимися в конце года. Тема «Питание» проще для восприятия, содержит больше практических работ, вызывает непроизвольный интерес у учеников. Учащиеся на уроках изучают способы выбора доброкачественных продуктов, учатся читать и составлять рецепты блюд. Учителю СБО рекомендуется обратить внимание на приготовление блюд из недорогих продуктов и с небольшими затратами времени. Ученики получают сведения о продолжительности варки, жарки и тушения продуктов, времени, необходимого для выпечки в духовом шкафу. На уроках по данной тематике планируются практические занятия по приготовлению пищи и снятию пробы с приготовленных блюд. В конце каждого практического занятия учитель планирует мытье посуды и уборку рабочей зоны кабинета СБО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...