Рабочая программа по СБО 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Мурина Лариса Викторовна


Данная проограмма предназначена для обучения обучающихся 5 класса по предмету СБО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по СБО 5 класс.

№ п/п

Тема урока.

Тип урока, вид деятель –ности.

Обязательный минимум содержания программы.

Элементы содержания урока.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Вид контро –ля.

Элементы дополните-льного содержа -       ния.

Оборудо -вание, нагляд -ные пособия.

Дата проведения

1

Вводное занятие.

Введение новых знаний.

Знакомство с кабинетом социально-бытовой ориентировки, учебным курсом, оборудованием.

Знакомство с новым учебным предметом, его целями. Экскурсия по кабинету.

Словарная работа: социально-бытовая ориентировка.

Иметь представления о кабинете для уроков СБО, его оборудовании.

Знать:

  • название учебного курса;
  • цель нового учебного предмета, его назначение;
  • инструкцию по ТБ при нахождении в кабинете СБО, правила учащихся школы.

Эмоциональный контроль с целью создания позитивных эмоций.

Ознакомление с наглядно - демонстра- ционными пособиями и оборудованием кабинета.

Оборудование кабинета. Стенд.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

2

Личная гигиена.

Введение новых знаний.

Знакомство с понятием «личная гигиена», ее значением для здоровья и жизни человека. Соблюдение правил и приемов выполнения утреннего и вечернего туалета. Сохранение здоровья человека.

Утренний, вечерний туалет, последовательность его проведения. Уход за волосами, кожей, ногтями.

Словарная работа: гигиена.

Знать:

  • последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
  • периодичность и правила ухода за ушами;
  • правила ухода за кожей рук, ног и ногтями.

Уметь:

  • совершать вечерний туалет в определенной последовательности;
  • выбирать прическу и причесывать волосы; стричь ногти на руках, ногах.

Текущий. Ответы на вопросы.

Средства для личной гигиены.

Расческа, щетка, полотенце.

3

Личные вещи.

Комбинированный.

Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носового платка, зубной щетки, мочалки, расчески, полотенца, трусиков, носков.

Для соблюдения личной гигиены нужны личные вещи: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа. Их назначение, уход за ними. Нательное белье. Содержание белья в чистоте. Словарная работа: индивидуальная.

Знать:

  • правила личной гигиены;
  • названия вещей личного пользования;
  • назначение личных вещей.

Уметь:

  • стирать индивидуальные личные вещи;
  • содержать личные вещи в чистоте;

Опрос. Текущий контроль за действиями учащихся.

Видеофильм о личных вещах.

Набор вещей.

4

Гигиена зрения.

Введение новых знаний.

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.

Соблюдение правил личной гигиены. Значение освещения для глаз. Эксперимент с лампами накаливания разной мощности. Практическая работа: расположение настольной лампы (с какой стороны следует ставить настольную лампу).

Словарная работа: зрение, освещение, абажур.

Знать:

  • правила освещенности рабочего места;
  • правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

Уметь:

  • соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • располагать настольную лампу для работы за письменным столом;

Опрос. Текущий контроль за действиями учащихся.

Очки, линзы (показ), объяснение разницы между ними.

Таблица.

5

Личная гигиена.

Практичес –кая работа.

Выполнение утреннего и вечернего туалета: чистка зубов, мытье рук, лица, ушей, шеи, ног; расчесывание волос; стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, используя детский крем; стирка носового платочка, трусиков, носков; установка настольной лампы на рабочем месте.

Словарная работа: гигиенические процедуры; туалет.

Знать:

  • правила утреннего и вечернего туалета;
  • правила освещенности рабочего места;
  • правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

Уметь:

  • соблюдать правила работы с острыми режущими предметами, правила освещенности рабочего места;
  • соблюдать правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач;

Наблюдение за действиями учащихся, помощь. Оценка действий учащихся.

Занятие в спальном корпусе интерната.

Предметы туалета. Настольная лампа.

6

О вреде курения, алкоголя

Введение новых знаний.

Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие организма человека, особенно детского организма. Воспитание силы воли.

Рассказ о растении табак. Составляющие вещества табачного дыма. Чтение отрывка: М. Твен «Том Сойер» (или просмотр фрагмента кинофильма). Беседа о вреде курения, алкоголя.

Словарная работа: пассивное курение.

Знать:

  • о пагубном влиянии курения, алкоголя на растущий организм;
  • о соблюдении правил здорового образа жизни.

Уметь:

  • корректно отказаться от предлагаемых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли;
  • соблюдать правила здорового образа жизни;

Опрос, поведение учащихся в беседе.

Видеофильм по теме.

Видеофильм по теме.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

7

Осанка.

Введение новых знаний. Практикум.

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.

Понятие «осанка». Роль осанки для здоровья человека. Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки. Составление правил для выработки правильной осанки. Работа с таблицей «Осанка».

Словарная работа: осанка.

Знать:

  • требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя;
  • правильное положение тела для сохранения осанки.

Уметь:

  • следить за своей осанкой;
  • принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
  • самостоятельно составлять правила для выработки правильной осанки;

Контроль за действиями и качеством выполне -ния действий учащихся.

Упражнения по выработке осанки, связь с уроками физической культуры.

Иллюстрации, таблица.

8

Формы обращения с просьбой

Комбинированный

Составление различных форм обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Приемы обращения с просьбой, вопросом.

Соблюдение правильной осанки, красивой походки. Формы достойного обращения с людьми. Дидактическая игра «Волшебные слова». Проблемные ситуации: как вести себя при встрече или расставании с друзьями; при встрече с незнакомыми людьми на улице, у себя дома.

Словарная работа: вежливость.

Знать:

  • правила поведения при встрече и расставании с друзьями;
  • способы ведения разговора со старшими и сверстниками при расставании;
  • формы обращения с просьбой, вопросом.

Уметь:

  • следить за своей походкой, жестикуляцией;
  • соблюдать правила общения, ведения разговора со старшими и сверстниками при расставании;

Проверка знаний, текущий контроль за действиями учащихся.

Общение с персоналом школы.

Иллюстрации к проблемным    ситуациям.

9

Правила поведения за столом.

Введение новых знаний.

Соблюдение правил поведения за столом.

Посадка за столом. Правильная осанка во время приема пищи. Показ правил пользования столовыми приборами. Допустимая беседа за столом.

Словарная работа: столовые приборы.

Знать:

  • правила поведения за столом;
  • правила этикета.

Уметь:

  • правильно сидеть за столом;
  • пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • красиво и аккуратно принимать пищу;

Ответы на вопросы. Текущий контроль за действия-ми учащихся.

Закрепление

знаний

во время приема пищи в школьной столовой.

Столовые приборы.

10

Культура поведения (практическая работа).

Практичес –кая работа.

Ролевая игра, ситуативные диалоги: при встрече, расставании и за столом.

Повторение изученных правил поведения. Организация ролевой игры.

Словарная работа: сверстники.

Уметь:

  • правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) различных ситуациях;
  • вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;

Ролевая игра. Ответы на вопросы.

Общение с обслуживающим персоналом

в школе.

Раздаточный материал.

СЕМЬЯ

11

Состав семьи.

Введение новых знаний

Семья, родственные отношения в семье (мать, отец. сестра, брат, бабушка, дедушка). Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, их дни рождения.

Имя, фамилия и отчество членов семьи учащихся. Объяснение происхождения отчества. Заполнение таблицы с личными данными каждого учащегося.

Работа с таблицей (устно), составление рассказа о своей семье.

Словарная работа:

Фамилия.

Знать:

  • родственные отношения в семье;
  • состав семьи (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка);
  • фамилии, имена, отчества каждого члена семьи;
  • возраст каждого члена семьи, их дни рождения;

Опрос. Текущий контроль. Рефлексия, составление рассказа.

Сюжет из кинофильма «По семейным обстоятельствам».

Классный журнал со сведениями о семье учащихся.

12

Практическая работа «Генеалогическое древо».

Повторение и закрепление изученного.

Беседа с родителями и составление генеалогического древа. Взаимоотношения между членами семьи, взаимопомощь.

Объяснение понятия «генеалогическое древо» по рисунку, порядка его составления. Самостоятельная работа по таблице.

Словарная работа: генеалогическое древо.

Знать:

  • состав семьи;
  • имена, отчества, фамилии и возраст членов семьи;
  • понятие «родословное древо».

Уметь:

  •  называть состав семьи, имена.
  • отчества, фамилии и возраст близких родственников;
  • рассказывать о взаимоотношениях в семье;

Контроль за действия-ми и качеством исполне - ния самостоятельной работы учащимися

Составить коллективную работу.

Рисунок-образец генеалогического древа.

ОДЕЖДА, ОБУВЬ

13

Виды одежды.

Введение новых знаний.

Значение одежды для сохранения здоровья человека. Разнообразные виды одежды. Сезонная и демисезонная одежда

Сохранение здоровья человека. Заполнение таблицы «Виды одежды». Рассказ. Различение одежды в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная.

Словарная работа: демисезонная.

Знать: виды одежды, их назначение.

Уметь:

  • различать одежду в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;
  • подбирать одежду по сезону, в зависимости от назначения;

Ответы на вопросы. Текущий контроль за действиями учащихся.

Помочь

одеться

на прогулку

ученикам

младших

классов.

Рисунки видов одежды. Иллюстрации времен года.

14

Чистка

одежды,

сушка.

Практичес –кая  работа.

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой. Знакомство с сушкой и чисткой верхней одежды.

Одежда выглядит красиво, когда она чистая. Правила повседневного ухода за одеждой. Предметы для чистки. Подготовка одежды к хранению. Запись в тетрадь. Словарная работа: повседневный, сезон.

Знать: правила ухода за одеждой.

Уметь:

  • сушить и чистить одежду;
  • подготавливать одежду к хранению;
  • подбирать материалы для чистки верхней одежды;

Опрос. Текущий контроль за действиями учащихся.

Чистка школьной одежды.

Предметы ухода за одеждой: щетка, вешалка.

15

Виды

обуви.

Чистка,

хранение

обуви.

Комбинированный.

Практичес -кая  работа.

Виды обуви и ее назначение. Правила и приемы повседневного ухода за обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению

Называть виды обуви в зависимости от времени года. Различение обуви по материалу, из которого она сделана: кожа, резина, текстиль. Составление таблицы «Уход за обувью».

Запись: основные правила ухода за обувью. Самостоятельно: различать обувь по назначению. Словарная работа: текстиль.

Знать:

  • виды обуви и их назначение;
  • правила ухода за обувью из различных материалов (кожи, резины, текстильных материалов).

Уметь:

  • различать обувь в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; обувь по сезону;
  • подготавливать обувь к хранению;
  • подбирать крем и чистить кожаную обувь;

Опрос. Текущий контроль за действиями учащихся.

Демонстрация электросушилок для обуви.

Средства ухода за обувью.   Образцы обуви.

16

Виды

головных

уборов.

Комбинированный.

Значение головных уборов для сохранения здоровья человека. Правила выбора головного убора для определенного времени года.

Виды головных уборов в зависимости от времени года, их назначение. Значение головных уборов для сохранения здоровья человека.

Практическое задание: подобрать головной убор в зависимости от сезона.

Словарная работа: головной убор.

Знать:

  • виды головных уборов и их назначение;
  • времена года.

Уметь:

  • подбирать головной убор по сезону;
  • называть виды головных уборов в зависимости от времени года;

Опрос. Текущий контроль за действиями учащихся.

Выбор головных уборов .

Иллюстрации времен года. Изображения головных уборов.

ЖИЛИЩЕ

17

Виды жилых помещений.

Введение

новых

знаний

Знакомство с видами жилых помещений в городе и селе. Понятия «жилой дом», «интернатские помещения». Виды отопления.  В городе и селе.

Понятие «жилые помещения». Виды жилых помещений в городе, селе. Дифференциация понятий: жилое - нежилое помещение; постоянное, временное. Рассказ о своем жилье. Соблюдение порядка в жилом помещении. Виды отопления (печка, котельная).

Словарная работа: квартира, котельная.

Знать:

  • виды жилых помещений в городе и селе;

виды отопления в городе и селе.

Уметь:

  • соблюдать порядок в жилом помещении;
  • называть виды жилых помещений;
  • называть виды отопления;

Текущий контроль за действиями учащихся.

Русская печь.

18

Виды жилья. Варианты квартир.

Комбиниро –ванный.

Знакомство с видами жилья (собственное, государственное), квартир и подсобных помещений по конструкции и их назначению. Организация рабочего места школьника.

Варианты квартир (количество комнат и их расположение). Названия комнат по назначению. Составление таблицы в тетрадях. Смежные и отдельные комнаты. Практическая работа (в парах): организация рабочего места школьника. Порядок в доме.

Словарная работа: гостиная, смежный санузел.

Знать:

  • организация рабочего места школьника;

Уметь:

  • соблюдать порядок на рабочем столе и в жилом помещении.

Взаимопроверка. Текущий контроль за действиями учащихся

Риелторская компания.

Иллюстра -ция стандартной трехкомнатной квартиры.

19

Понятие «Почтовый адрес». Почтовый адрес школы, дома.

Практическая работа

Знакомство с почтовым адресом дома, школы-интерната; понятием «адресат».

Почтовый адрес жилого помещения. Составление и запись на доске адреса школы. Называние своего адреса устно (индивидуально). Объяснение написания адреса на конверте. Запись своего и обратного адреса на конверте.

Словарная работа: адрес.

Знать почтовый адрес  адресата и отправителя;

Уметь: 

  • писать адрес жилого помещения на почтовых открытках, почтовых конвертах;
  • писать индекс по шаблону;

Опрос. Текущий контроль за действиями учащихся.

Индекс - написание по шаблону.

Конверты (по количеству учащихся).

ТРАНСПОРТ

20

Виды транспортных средств

Введение

новых

знаний

Виды транспортных средств. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта)

Транспортные средства для передвижения людей и грузов. Называние видов транспортных средств, имеющихся в городе, селе. Составление маршрута от дома до школы-интерната. 

Словарная работа: транспортное средство, пассажирский.

Знать:

  • основные виды транспортных средств, имеющихся в городе, селе;
  • маршрут следования в образовательное учреждение и обратно.

Уметь:

  • различать и называть виды транспортных средств в городе и селе; 
  • составлять маршрут от дома до учебного учреждения.

Фронтальный опрос. Составление маршрута от дома до учебного учреждения.

Повторить основные правила дорожного движения.

Иллюстрации «Транспорт».

21

Поведение в транспорте

Комбинированный

Соблюдение правил поведения в транспорте и на улице

Ролевая игра «Автобус». Поэтапное обсуждение правил поведения в транспорте по иллюстрациям к игре и запись их в тетрадь.

Словарная работа: пешеход, регулировать.

Словарная работа: пассажир, салон.

Знать:

  • правила поведения в транспорте.

Уметь:

  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе из транспорта).

Текущий контроль за действиями учащихся.

Стихи о транспорте.

Дидактический материал «Поведение в транспорте».

22

Правила и знаки дорожного движения

Экскурсия по централь -ной  улице села.

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения

Знаки на дороге, регулирующие движение транспорта и пешехода. Объяснение. Виды знаков: запрещающие, предупреждающие, информационные. Работа по фотографиям знаков, находящихся в районе школы-интерната. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся по дороге к дому, интернату.

Словарная работа: пешеход, регулировать.

Знать правила передвижения

на велосипеде.

Уметь:

соблюдать правила дорожного движения;

различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы-интерната и обратно.

Фронтальный опрос. Ответы на вопросы.

Плакат «Знаки дорожного движения». Фотографии.

ТОРГОВЛЯ

23

Виды

и значение торговых

предприятий.

Введение

новых

знаний.

Виды торговых

предприятий. Их

значения для обеспечения жизни

и деятельности

людей, животных.

Порядок приобретения товаров

в продовольственном магазине

(с помощью продавца и самообслуживания)

Виды торговых предприятий: магазин, рынок, торговый павильон, киоск. Продуктовый магазин, его назначение. Порядок приобретения покупки с помощью продавца. Самообслуживание. Правила поведения в магазине. Словарная работа: продовольственный, самообслуживание.

Знать:

  • виды магазинов;
  • правила поведения в магазине.

Уметь:

  • культурно вести себя с работниками торговли;
  • выбирать необходимые продукты питания; 
  • ориентироваться в торговых предприятиях, которые реализуют товары населению

Текущий опрос учащихся.

Памятка.

24

Отделы продовольственных магазинов

Комбинированный

Продуктовые магазины и их отделы (хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария). Продуктовые специализированные магазины: «Булочная», «Кондитерская», «Овощи и фрукты» и др.

Продуктовые магазины и их отделы: хлебный, кондитерский, бакалея, молочный, колбасный, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария. Дидактическая игра «Продуктовый отдел магазина». Выбор продуктов по заданию. Дополнительно: продуктовые специализированные магазины: «Булочная», «Кондитерская», «Овощи и фрукты» и др.

 Словарная работа: покупатель.

Знать:

  • назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции;
  • специализированные продуктовые магазины.

Уметь:

  • выбирать необходимые продукты для питания;

выбирать продукты с помощью продавца;

соблюдать правила поведения в магазине;

Оценка исполнения учащими –ся  ролей в с.р.и.

Игра на ПК «Магазин»

Раздаточный материал. Индивидуальные карточки с заданиями.

25

Виды това- ра.

Срок годности продуктов питания.

Комбинированный

Знакомство с видами товаров: фасованные, на развес, на розлив. Соблюдение правил хранения товаров фасованных, на развес, на розлив.              Соблюдение правил покупки продуктов. Знакомство со сроком годности, стоимостью продуктов питания.

Виды товаров. Правила покупки. Ценник - указатель цены. Цена - денежное выражение Стоимость зависит от количества и массы продукта. Срок годности продуктов питания.

Демонстрация этикеток.

Практическая работа: определение по этикетке срока годности товара; правила хранения товаров фасованных на развес и на розлив; подсчет и округление стоимости покупки; Словарная работа: фасованный, цена, ценник, этикетка, срок годности .

Знать:

  • правила покупки товаров;
  • стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 видов круп (пшено, рис и. т..д), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов;                                  -срок годности товара;
  • правила хранения продуктов питания.

Уметь:

-подсчитывать (с округлением) сумму за приобретенные продукты;   - соблюдать правила поведения в торговом зале

- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;

-хранить продукты питания

Фронтальный опрос учащихся. Взаимопроверка.

С.Р.И. «Магазин»

Ценники. Карточки с заданием.

Этикетки различных товаров. Упаковка продук -тов.

26

Торговля. Практическая работа.

Экскурсия.

Экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимостью за определенное количество массы. Определение срока годности товара (на примере молочных продуктов); приобретение продукта (на- пример, соли, булочки), проверка чека и сдачи.

Экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимостью за определенное количество массы. Сроки годности товара (на примере молочных продуктов); приобретение продукта (например, соли, булочки), проверка чека и сдачи.   Словарная работа: экскурсия.

Знать:

  • стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 видов круп (пшено, рис и т. п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов;
  • отделы магазина и товар в этих отделах.

Уметь:

  • оплатить покупку, проверить чек и сдачу;

культурно вести себя с работниками торговли;

определять сроки годности покупаемых продуктов.

Проверка выполне -ния действий учащихся по заданию.

Беседа по заданию с продавцом магазина.

Инструктаж по ТБ во время экскурсии.

ПИТАНИЕ

27

Значение питания в жизни человека.

Введение

новых

знаний.

Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

Работа с пословицей «Мельница сильна водой, а человек - едой». Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Просмотр фильма, беседа. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

Словарная работа: рацион питания.

Знать:

  • значение прггания в жизни и деятельности людей;
  • правила составления рациона питания.

Уметь:

  • составлять рацион питания;

рассказывать о влиянии правильного режима и рационального питания на здоровье детей;

объяснять смысл пословицы.

Фронтальный опрос.

Фильм, видеосюжет.

Таблица

«Рацион

питания».

Учебный

фильм.

28

Кухонные принадлежности. Уход за посудой. Практическая работа

Комбиниро-ванный.

Знакомство с местом для приготовления пищи и его оборудованием, кухонными принадлежностями. Влияние правильного режима и рациональ- ного  питания на здоровье детей. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.

Оборудование места для приготовления пищи. Кухонные принадлежности (посуда, столовые приборы и инструменты). Дидактическая игра «Посуда или столовый прибор?». Правила безопасной работы на кухне режущими инструментами. Правила мытья посуды. Уборка помещения.

Словарная работа: посуда, столовый прибор, моющие средства.

Знать:

  • правила безопасной работы режущими инструментами;
  • место приготовления пищи и его оборудование; правила мытья посуды;
  •  Уметь:

строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

распределять кухонные принадлежности по назначению; выполнять правила и приемы ухода за посудой и помещением;

Опрос учащихся

Расставить посуду по полкам в буфете. Современные средства ухода за посудой

Кухонные принадлежности. Посуда и средства ухода за ней.

29

Горячие  и холодные напитки.

Заварива- ние  чая и приготов – ление холодногонапитка из варенья.

Практичес- кая работа.

Строгое соблюдение правил пользования электрической плитой.   Правил по т/б  при работе с кипятком.

Словарная работа: чай, морс, чайный сервиз, самовар.

Знать:

  • правила безопасной работы с кипятком ;
  • правила мытья посуды и уборки помещения.

Контроль действий учащихся. Снятие пробы с готового блюда, его оценка.

Таблица

«Этапы заваривания чая»

30

Приготов - ление бутербродов.

Практичес- кая  работа.

Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки. Чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов.

Бутерброд - это хлеб с начинкой, блюдо, не требующее тепловой обработки. Виды бутербродов (простой - сложный, открытый - закрытый, горячий - холодный). Словарная работа: бутерброд, рецепт.

Знать:

  • виды блюд, не требующих тепловой обработки;
  • виды бутербродов. Уметь:

прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;

приготавливать бутерброд.

Опрос. Проверка правильной записи.

Просмотр записи телепередачи по теме.

Таблица «Виды бутербродов».

31

Блюда из яиц.

Приготов -ление

варёных яиц и жарение яичницы.

Практическая работа.

Строгое соблюдение правил пользования электрической плитой.   Правил по т/б  при работе с кипятком и горячим жиром.                  Мытье посуды, кухонных принадлежностей.

Правила работы при использовании электрической плиты.. Проба приготовленного блюда. Обсуждение. Мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения.

Словарная работа: безопасность.

Знать:

  • правила безопасной работы с кипятком и горячим жиром;
  • правила мытья посуды и уборки помещения.

Уметь:

-варить яйца и жарить яичницу ;

строго соблюдать правила безопасной работы

Контроль действий учащихся. Снятие пробы с готового блюда, его оценка

Таблица.

Посуда.

Приборы.

32

Холодные закуски.

Приготов -ление винегрета.

Практи-ческая

работа

Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки.

Запись рецепта винегрета.  Приготовление винегрета по рецепту. Правила безопасной работы режущими инструментами. Нарезка овощей (соломка, дольки, кружочки, кубики), хлеба. Мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения.

Словарная работа: разделочная доска.

Знать:

  • правила безопасной работы режущими инструментами;
  • способы приготовления пищи, не требующей тепловой обработки.

Уметь:

  • соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

-приготавливать  винегрет по рецепту;

-нарезать овощи соломкой, дольками, кружочками, кубиками.

Контроль действий учащихся. Снятие пробы с готового блюда. Оценка чистоты вымытой посуды

Книга рецептов. Продукты для винегрета.

33

Составле -

ние  меню

и сервировка

стола к завтраку.

Комбиниро- ванный

- Сервировка стола с учетом различных меню.

Меню - это список блюд, предназначенных для данного приема пищи.                          Чтение рецепта блюд для завтрака по кулинарной книге. Работа с наглядным пособием «Сервировка стола к завтраку». Практическая работа (бригадами): по заданию с учетом разных меню.

Словарная работа: завтрак, меню, сервиз, сервировка

Знать:

-правила сервировки стола с учетом различных меню.

Уметь: 

-сервировать стол с учетом различных меню;

- использовать предметы для сервировки стола к завтраку;

- прочитать рецепт блюда;

- подобрать продукты для его изготовления;

Контроль действий учащихся. Текущий отчет бригадира о проделанной работе

Предметы сервировки.                Карточки с меню завтрака.

34

Зачётный

урок.

Практичес -кая  работа.

- Работа в бригадах.

- Самостоятельное приготовление блюда входящего в завтрак по рецепту.

- Строгое соблюдение правил по технике безопасности.

Знать:                              правила сервировки стола; прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;

Уметь:

использовать предметы для сервировки стола к завтраку;

самостоятельно приготовить блюдо по несложному рецепту;

Текущий отчет бригадира о проделанной работе Контроль действий учащихся. Снятие пробы с готового блюда, его оценка.

Предметы сервировки. Рецепты блюд. Продукты для приготов -ляемых блюд.



Предварительный просмотр:

Учебный план (базовый).

Предмет.

Класс.

Количество часов в неделю.

Социально – бытовая ориентировка

5

1

Учебно-тематический план

Раздел

Кол.

часов

Вид занятий (количество  часов)

Теория

Практика

Экскурсии

Контроль

Вводное занятие

1

-

-

1

-

1.

Личная гигиена

4

2

1

-

1

2.

Культура поведения

4

2

1

-

1

3.

Семья

2

1

-

-

1

4.

Одежда, обувь

4

1

2

-

1

5.

Жилище

3

1

1

-

1

6.

Транспорт

3

1

-

1

1

7.

Торговля

4

1

1

1

1

8.

Питание

9

2

6

-

1

Всего:

34 часа



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д.

«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение представлений учащихся о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, ее целебных свойствах, необходимости пищи для роста и развития детского организма, культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда и эстетически оформить их, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов.

Одновременно решаются задачи: воспитания личностных качеств (трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость), элементов трудовой культуры (организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др.), строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости, а также внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающей учащихся.

Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них и формирования новых умений и навыков.

Распределение учебного материала: 34 часа - 5 класс, по 68 часов для каждого последующего года обучения.

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и др. целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады по 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т. д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один, даже самый незначительный, случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов (например, «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др.) предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетради определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Их в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться поставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие - урок или два (сдвоенные часы). Эти занятия требуют от учителя серьезной подготовки и имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания: они способствуют закреплению различных знаний, умений и навыков учащихся (правил поведения, навыков приготовления тех или иных блюд, сервировки стола, уборки помещения и т. д.).

В программе значительное место отводится экскурсиям: на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводными, текущими и итоговыми. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится урок-экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний детей о различных почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» (9 класс) следует закончить экскурсией в Сбербанк.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов). Проведение экскурсий требует тщательной подготовки: учителю необходимо заранее наметить задачи и содержание экскурсии, заблаговременно посетить объект и хорошо с ним ознакомиться, разработать план экскурсии. Следует также провести вводную беседу: назвать объект наблюдения, рассказать учащимся о пути следования к месту проведения экскурсии, напомнить правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и во время экскурсии. Целесообразно, чтобы сам учитель вел экскурсию, вовлекая детей в беседу, особенно во время текущих и итоговых экскурсий. Если объяснения дает не учитель, а работник учреждения или предприятия, на котором проводится экскурсия, то нужно предварительно обговорить с ним объем и характер сообщаемого материала, перечень объектов, которые будут продемонстрированы учащимся. Отдельным ученикам можно поручить вести элементарные записи. Они должны быть краткими. Например, ученики записывают цены на различные товары, названия рабочих специальностей, в которых нуждается предприятие, и т. п.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии - повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи, практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, «Квартплата», «Оформление на работу» и т. п.) следует отводить время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.

Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. На первом занятии, где применяется бригадная форма работы, учитель должен объяснить и показать детям, что должен делать бригадир. Для этого он, распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, назначенные из числа наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Для успешного проведения первых занятий по новой теме бригадиров целесообразно проинструктировать заранее об их обязанностях. В ходе практической работы бригадир должен выполнять часть общего задания. Аналогичные работы на последующих занятиях бригадиры могут организовывать по устной или письменной инструкции зрителя под его постоянным контролем. Несомненно, учитель руководит не только бригадирами. В процессе выполнения задания он дает учащимся некоторые указания и объяснения, оказывает им помощь, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме учитель должен построить работу так, чтобы каждый учащийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. Например, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, то на другом уроке он занимается пассерованием овощей или заправкой первого блюда.

Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.

Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т. д.).

В кабинете можно установить поочередное дежурство бригад. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.

Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками развития речи и чтения, математики, географии, труда, естествознания.

СБО для учащихся имеет свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Однако воспитатель в своей деятельности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т. п.

Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по СБО. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни. По возможности к этому следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.

Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые согласовывались бы с видами общественно - полезного труда школьников. При подборе материалов по теме «Учреждения и организации» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, находящимися на территории, на которой учащиеся будут проживать после окончания школ.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Для проведения занятий и экскурсий в 6-9 классах можно объединять уроки. К проведению бесед о гигиене подростков (отдельно для мальчиков и девочек) следует привлекать специалистов-медиков и психологов.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т. п., изложенные доступным детям языком, четко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после изучения раздела.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т. д.).

Тематические планы содержат: тему и тип урока; программный материал; требования к знаниям, умениям учащихся; краткое содержание урока; оборудование; словарную работу; вид контроля; элементы дополнительного содержания.

  • Тема урока - строка из программы СБО государственного образца (автор - В. В. Воронкова). Тип урока соответствует месту данного урока в учебном процессе и его содержанию.
  • Программный материал раскрывает тему, которая соответствует федеральному компоненту стандарта образования.
  • Требования к знаниям, умениям учащихся соответствуют программному материалу предмета социально-бытовой ориентировки.
  • Краткое содержание урока - это план урока, основные учебные элементы, необходимые для изучения темы. Практикующий учитель по данному плану может дополнить содержание, но основные части нужно раскрывать на уроке всегда.
  • В план включено оборудование к уроку. Практически на каждом уроке СБО должно применяться какое-либо оборудование, так как именно такой урок закрепляет и расширяет знания, имеющиеся в небогатом личном опыте школьников и полученные ими на уроках других учебных предметов, занятиях воспитателей. На уроке развиваются и закрепляются умения ребят, часто в практической работе.
  • Любой урок в коррекционной школе должен включать в себя словарную работу.
  •  Наиболее рациональный вид контроля к каждому уроку.
  • В тематическое планирование включены элементы дополнительного содержания, которые учитель может применить на уроке по своему усмотрению. Предлагаемый материал пригодится для работы в классе с учащимися с неосложненной формой ограничения возможности здоровья.

В графе «Краткое содержание урока» предложены различные задания: анкетирование; буквенное задание; загадки; задания на интерактивной доске; запись; зарисовки; карточки; компьютерные игры по темам («Питание», «Одежда», «Грудной ребенок»)-, кроссворды; ролевые игры; памятка; перфокарта; перфоконверт; поговорки; пословицы; работа на ПК (презентации); раздаточный материал; ребусы; рецепты блюд; таблица-алгоритм; тестирование; цифровое задание.

Учитель по своему усмотрению может применять их на разных этапах урока наряду с другими методами и приемами. При условии планомерного использования предложенных заданий ученики легко овладевают техникой работы с ними.

Материал по годам обучения расположен линейно, темы повторяются из года в год с усложнениями, так же возрастают требования к санитарно-гигиеническому контролю, выполнению требований техники безопасности. Имеют место и теоретические, и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся производят записи в тетради, составляют таблицы, памятки, схемы, рецепты, выполняют необходимые зарисовки, проводится словарная работа. На практических занятиях они учатся пользоваться своими записями, закрепляют умение работать по плану. Это способствует дальнейшей адаптации учащихся в обществе и их успешной интеграции в самостоятельной жизни. Во время экскурсий основной целью является не наблюдение за происходящим, а общение с участниками процесса. Учащиеся часто замкнуты, не знают, о чем спросить, как сформулировать фразу. Поэтому во время экскурсии учитель организует целенаправленное общение ребят.

На уроках по теме «Личная гигиена» основное внимание учащихся следует уделять соблюдению чистоты, тому, как важно быть чистым, а следовательно, здоровым. План урока содержит материал о правилах и приемах ухода за кожей, волосами в соответствии с их типом. В старших классах даются рекомендации по применению различных косметических и природных средств. Часть занятий посвящена пагубному влиянию курения, алкоголя, наркотиков не только на здоровье их употребляющих, но и окружающих людей.

Тема «Одежда. Обувь» обогащает и корректирует знания учащихся о необходимости своевременного ухода за одеждой и обувью. В них включены задания по составлению таблиц, памяток по уходу за одеждой и обувью, много практических работ. Старшеклассников следует научить выбирать вещи при покупке, практичной их носке, поддержании одежды в порядке, правильном хранении, ремонту. Здесь уместна интеграция с уроками трудового обучения в швейных мастерских.

Народная мудрость «Встречают по одежке, а провожают по уму» права, ведь человека украшает не только одежда, но и культура его поведения. Именно поэтому после темы «Одежда. Обувь» следует «Культура поведения». Правила хорошего тона изучаются в школе VIII вида с первого класса, на уроках и на занятиях с воспитателями, ученикам они известны. В пятом классе их повторяют («Повторенье - мать ученья!»), расширяют и закрепляют. Тема уточняется: вырабатываются умения принимать гостей, правильно вести себя в кино, театре, кафе. Учащиеся повторяют правила общения со старшими и сверстниками, девятиклассники изучают правила поведения в семье, при общении с соседями.

После окончания школы учащиеся должны быть готовы начать самостоятельную жизнь в собственной квартире или доме. Тема «Жилище» включает изучение названий жилых помещений, способа ухода за ними: правильно убирать комнаты, ухаживать за мебелью, использовать необходимые для уборки моющие средства. В старших классах знакомят с понятием «интерьер», изучают возможности рациональной расстановки мебели в квартире, сохранению жилищного фонда.

В каждом классе изучается тема «Семья». Пятиклассники составляют таблицу о своей семье. Многие ребята впервые узнают, как звучит их полное имя, на уроках СБО, учитель объясняет им, откуда берется отчество, фамилия. На )фоках изучают условия создания семьи, родственные отношения и вопросы необходимости взаимопомощи между членами семьи. Старшеклассники получают информацию о планировании в семье ребенка, его рождении и воспитании.

Проблемам ведения домашнего хозяйства, планирования семейного бюджета посвящена тема «Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства», которую начинают изучать с 8 класса: виды источников дохода (зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации - пособия, субсидии), виды страхования и виды хранения сбережений. Эти уроки требуют практического закрепления, а также интеграции с уроками математики. Здесь уместна работа на калькуляторах, ПК.

Для построения бюджета необходимо иметь средства. В 9 классе изучается тема «Трудоустройство». На уроках старшеклассники знакомятся с учреждениями и отделами по трудоустройству населения, получают сведения о правилах оформления на работу, практически закрепляют правила составления деловых бумаг (заявления, анкеты, расписки).

Тема «Учреждения. Организации» направлена на знакомство с учреждениями и организациями того населенного пункта, в котором проживают ученики. Тема занятий должна носить профориентационный характер. В плане уроков включены экскурсии на предприятия, знакомство с людьми тех профессий, по которым могут трудоустроиться выпускники школы VIII вида. Работа в этом направлении должна нести позитив и проходить под девизом; «Все профессии важны, все профессии нужны!»

На уроках по теме «Транспорт» учащихся знакомят с различными видами транспорта: городским, пригородным, междугородним, в том числе автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным. В 5 классе уроки посвящены повторению знакомых ПДД, дополнительно изучаются новые, жизненно необходимые учащимся, особенно проживающим в крупных городах. Здесь уместна интеграция с уроками ОБЖ, запланированы экскурсии на дорогу. На уроках дети составляют свой рациональный безопасный маршрут передвижения по городу до школы. Начиная с 6 класса учащихся  знакомят с пригородным и междугородным, международным транспортом. На уроке разбирают все проблемы, связанные с транспортом.

На уроках по теме «Торговля» ребята узнают о порядке приобретения товаров, уточнении срока годности или гарантии на товар. Практически на экскурсии и в ролевых играх осуществляют допустимый обмен или сдачу товара по чеку, предусмотренного правилами торговли. Старшеклассники знакомятся с деятельностью учреждений по защите прав потребителей.

Тема «Средства связи» дает возможность учащимся познакомиться с услугами учреждений связи (почта, телефон, телеграф). Учитель рассказывает о видах почтовых отправлений, телефонной связи, культуре разговора по телефону. Каждый год в учебный план включаются экскурсия и практическая работа по формированию умений правильно оформлять и отправлять почтовое отправление, правила пользования телефонным справочником. На уроке решаются вопросы оплаты за телефон, переговоры, а также отправка телеграмм и писем разных видов важности. Как элемент дополнительного обучения в 9 классе предлагается знакомство с современными интернет возможностями (e-mail и т. п.).

Жизненно необходима серия уроков по теме «Медицинская помощь». На уроках изучается информация о видах и порядке обращения за врачебной помощью (помощь на дому, скорая медицинская помощь). Учитель рассказывает о необходимости и правилах содержания домашней аптечки, применении лекарственных трав. Ученики практически получают полезные сведения по уходу за больным человеком, закрепляют правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях. В 8 классе учащиеся должны познакомиться с распространенными инфекционными заболеваниями, изучить пути их передачи и возможность профилактики. В 9 классе учитель СБО рассказывает учащимся о средствах предохранения от венерических заболеваний, СПИДа и нежелательной беременности. На занятиях по медицинской тематике приветствуется возможность организации встреч с медицинским персоналом школы.

Учебный курс СБО включает тему «Питание». Программой предусмотрено, что порядок изучения тем может быть определен учителем. В данном планировании эта тема предлагается к изучению в 3 или 4 четверти. Это связано с тем, что изучение таких сложных тем, как «Бюджет семьи», «Трудоустройство», с трудом воспринимается учащимися в конце года. Тема «Питание» проще для восприятия, содержит больше практических работ, вызывает непроизвольный интерес у учеников. Учащиеся на уроках изучают способы выбора доброкачественных продуктов, учатся читать и составлять рецепты блюд. Учителю СБО рекомендуется обратить внимание на приготовление блюд из недорогих продуктов и с небольшими затратами времени. Ученики получают сведения о продолжительности варки, жарки и тушения продуктов, времени, необходимого для выпечки в духовом шкафу. На уроках по данной тематике планируются практические занятия по приготовлению пищи и снятию пробы с приготовленных блюд. В конце каждого практического занятия учитель планирует мытье посуды и уборку рабочей зоны кабинета СБО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...