Коррекция внимания
статья на тему

Баранова Нина Васильевна

Коррекция внимания в обучении младших школьников с нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_vnimaniya.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Баранова

(ГБОУ №401, Санкт-Петербург, Россия)

КОРРЕКЦИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Большое значение в обучении младших школьников с нарушением речи играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детской аудитории, зависит эффективность учебной деятельности.

        Внимание- это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определённое вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Следовательно, внимание-это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нём своё восприятие, мышление, воображение.

        Объектом внимания может быть всё что угодно: предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей, свой собственный внутренний мир[1].

        Направленность и сосредоточенность ребёнка на учебной деятельности может носить непроизвольный или произвольный характер. Когда деятельность захватывает нас, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, направленность носит непроизвольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определённую работу и берёмся за неё в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность уже носит произвольный характер. Этому соответствуют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное [2].

        Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений. Оно возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного.

        Развитию произвольного внимания способствует участие детей в разных видах деятельности (труд, рисование, аппликация и др.). К средствам, позволяющим успешно формировать произвольное внимание младших школьников с нарушением речи, относится осознание детьми цели предстоящей деятельности. Цель должна быть чёткой, ясной. Понятая ребёнком и детально разобранная цель активизирует его внимание. Вторым организующим средством является наличие чёткого плана деятельности. При этом на начальных этапах организации работы по коррекции и развитию произвольного внимания необходимым условием является использование внешних опор- развёрнутых практических действий с выделенными предметами. В ходе дальнейшего развития происходит интериоризация, переход от внешних опор к внутреннему плану.

        Для актуализации и поддержания непроизвольного внимания школьников с нарушением речи можно использовать эмоциональные факторы: вызвать интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.

        Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию и коррекции в неодинаковой степени. Наименее подвержен коррекции объём внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.

        Основу работы по развитию и коррекции недостатков внимания составляет использование игровых методов. В частности, могут использоваться занимательные ситуации, сказочные сюжеты, элементы фольклора, воображаемые путешествия, экскурсии, известные и придуманные игры, элементы сюжетно-дидактической игры, сюжетные и пейзажные картины, рисунки, мозаики, сюжеты и герои мультфильмов.

Список литературы

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М., Академия, 2003.
  2. 2. Немов Р.С. Психология. М.:ВЛАДОС, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом для работы психолога по коррекции внимания

Внимание как познавательный процессПонятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес у психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психол...

Открытый урок по коррекции в 5 классе. Тема: "Коррекция внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади»"

Тема: "Коррекция внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади» ".Цели урока:Коррекция различных видов внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади»Воспитание интереса ...

Развитие и коррекция внимания у учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями

В статье ставилась задача изучить развитие внимания, выявить уровень и характеристики внимания детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с интеллектуальными нарушениями - это дети, имеющие стойкое н...

"Коррекция внимания учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на заседании МО учителей естественно-математического цикла СКОУ I-II вида....

Развитие и коррекция внимания

В данной разработке даны методические рекомендации по развитию и коррекции внимания...