Развитие и коррекция внимания
методическая разработка по теме

КРЕМЛЕВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА

В данной разработке даны методические рекомендации по развитию и коррекции внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_i_korrektsiya_vnimaniya.doc144.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Тавдинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

(ГКОУ СО «Тавдинская СКОШИ»)

Методические рекомендации

«Развитие и корркция внимания»

Автор: Кремлева Инна Владимировна, учитель-дефектолог

             ГКОУ СО «Тавдинская СКОШИ»

г. Тавда,  2014 г.

   РАЗВИТИЕ  ВНИМАНИЯ  

Краткие сведения о внимании

        Виды внимания. Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые – произвольным. Непроизвольным ( непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Оно возникает без особых усилий. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.               Произвольное внимание служит для достижения поставленной цели. Послепроизвольное внимание  - это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. Оно возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.

Свойства внимания

 «Объём» – это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью.                                                                                                    

 «Концентрация», т.е. создание в восприятии яркой фигуры на обед ненном фоне, может быт хорошей (легко и быстро обращается внимание на объект), средней и плохой (внимание ребенка привлечь сложно).

«Устойчивость» определяется временем удержания объекта в поле внимания, хорошая - свыше нескольких минут, средняя - дольше одной минуты, плохая - менее минуты.

«Переключение»- способность переводить внимание с одного
объекта на другой, может быть хорошим (происходит практически   мгно венно), средним, плохим (ребенок «залипает» на объекте, отвлечь его
крайне сложно).

«Распределение» - способность удерживать в центре внимания определённое число объектов одновременно (возможность одновременного  успешного выполнения двух и более различных видов деятельности).          

                     

Коррекционно-развивающие занятия с детьми начинают с формирования внимания, так как от способности ребенка к произвольной деятельности зависят результаты всей его работы. Внимание — это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвое нию нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдатель ными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.) Для любой деятельности особенно ценным качеством явля ется быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэто му у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, ус тойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятель ности

Описание заданий и рекомендации к работе

Задание 1. «Расставь точки»  

Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из ко торых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чис тый вариант таблицы.

Вариант 2. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точ ки в положенные клеточки пустой таблицы.

В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти.

Задание 2. Модификация методики «Корректурные пробы»  

Ребенку предлагается таблица 2.А с изображением знакомых ему предметов (методика С. Лиепинь).

На первых этапах работы ребёнку предлагается 2-3 строки (не бо лее 24 знаков). При этом на начальных этапах предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий с детьми увеличивается количество предлагаемых для работы строк, следовательно, и количество предметов, которые ребенок должен за черкнуть.

На следующем этапе работа с данной таблицей усложняется: ребенку предлагают зачеркнуть один предмет и подчеркнуть другой. Тем самым формируется распределенность внимания в процессе деятельности.

Для предотвращения у ребенка пресыщения данным видом за нятий рекомендуется менять внешнюю сторону деятельности (на пример, предлагать раскрасить один предмет в зеленый, а другой — в синий цвет; подчеркивать заданный предмет синим, а зачеркивать красным цветом и т. д.).

При проведении занятий с использованием заданий данного вида необходимо соблюдать ряд условий. Во-пер вых, данная работа должна проводиться регулярно. Во-вторых, на первых этапах формирования внимания скорость работы не учиты вается, но постепенно, по мере формирования необходимых качеств, темп самостоятельной деятельности ребенка должен наращиваться. Для этого можно вводить в подобные занятия элементы заниматель ности, игровые формы, использовать работу с секундомером и др.

Данные указания относятся к проведению работы с таблица ми 2.Б (методика Пьерона-Рузера), 2.В (методика Бурдона) и др.

При работе с таблицей 2.В постепенное нарастание сложно сти заключается в характере предъявляемого ребенку для работы ма териала. Сначала предлагают таблички с крупно написанными и раз деленными большими интервалами буквами (таблица 2.В), затем буквы пишутся более мелким шрифтом и расстояние между ними сокращается, затем может быть предложен стандартный бланк теста.

Задание 3. Модификация методики «Таблицы Шульте»  

Ребенок должен назвать последовательно цифры, которые враз нобой представлены в таблице.

Вариант 1. Для детей, владеющих счетом в пределах 10, предла гается таблица 3.А и допустимо одновременное называние и пока зывание цифр (указкой, пальцем). Таким образом, задание выпол няется наглядно-действенным соотнесением.

Вариант 2. Усложненным вариантом является выполнение задания только на основе, зрительного нахождения последовательности цифр.

Для детей, владеющих счетом в пределах 25, может быть предло жена таблица 3.Б. Принцип работы — тот же (на основе наглядно-действенного, а затем только зрительного соотнесения).

Данное задание способствует формированию таких качеств, как концентрация, объем, переключение внимания.

Задание 4. Модификация методики Рыбакова  

Рекомендуемые задания можно использовать в работе с детьми, владеющими счетом в пределах десяти.

Вариант 1. На таблице представлены 10 строк по 8 мячей разно го размера. Учитывая возраст и степень умственного развития ребен ка, ему предлагают посчитать все мячи одного размера (например, все большие или все маленькие). Счет построчный.

Вариант 2 (усложненный). Ребенок одновременно должен пере считывать мячи каждого размера (например, один большой, один ма ленький, два больших, два маленьких, три больших, три маленьких, шесть больших, четыре маленьких и т. д.).

При выполнении данного задания осуществляется формирова ние распределения внимания и способность к переключению, а так же формируется кратковременная память.

Задание 5. «Найди различия»

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и то го же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимо сти от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6). В случае возникновения трудностей при рассмат ривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана организующая помощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и т. д.

Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах.

Задание 6. «Найди сходства»  

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа — четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. Один из четырех точно такой же, как и предлагаемый на образце слева, его необходимо найти.

В приложении задания даны по возрастанию сложности (Табли ца 6.А «Груши», Таблица 6.Б «Собачки», Таблица 6.В «Вертолет»).

Задание направлено на формирование у ребенка умения находить сходные признаки в изображенных объектах. При его выполнении фор мируются не только основные качества внимания, но и наблюдатель ность, усилие воли. Наряду с этим развиваются мыслительные опера ции, и в первую очередь — анализ, синтез и сравнение.

Задание 7. «Дорисуй»

Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать.

  Это задание направлено на формирование внимания, воображе ния, изобразительной деятельности.

Задание 8. Модификация методики «Лабиринты»

Мы предлагаем использовать это задание на первых этапах ра боты с ребенком, так как оно направлено на формирование необхо димых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчиво сти внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль — в данном случае — не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают ин терес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка советуем сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внеш нему оформлению.  

    Задание 9. «Послушай и воспроизведи»

Задание проводится в игровой форме.

Вариант 1. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, за даваемому взрослым, ритмичные удары по столу последовательно ле вой, затем правой рукой.

Вариант 2. Ребенку предлагают воспроизводить заданные рит мичные удары одновременно двумя руками.

Вариант 3. Ребенку предлагают раскрашивать круг и одновре менно подсчитывать удары палочкой по столу, которые воспроизво дит взрослый.

При проведении указанных вариантов игровых заданий у ребенка формируется внимание (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределенность), также кратковременная память.

Задание 10. Игра «Скажи наоборот»

(модификация методики В. М. Когана и Э. А. Коробковой)

Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструк ция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправиль но — «Нет»).

   Примерные фразы «Платье одевает девочка» — «Да». «Зубы чистят щеткой» — «Да». «У волка три хвоста» — «Нет» и т. д.

Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные — «Да».

Примерные фразы «На елке выросли яблоки» — «Да». «Осенью опадают листья с деревьев» — «Нет». «Перед летом бывает весна» — «Нет» и т. д.

Вариант 3. Для детей старшего школьного возраста предлагает ся задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением го ловы. При этом, если ответ утвердительный, делается отрицательное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвердитель ное движение головой.

Это игровое задание может использоваться только на завершаю щем этапе по формированию внимания, так как его выполнение тре бует максимальной концентрации, устойчивости и распределения внимания.

Задание 11. «Найди ошибки»

Вариант 1. Предлагается текст с пропущенными словами и текст-образец. Ребенок должен, пользуясь образцом, найти ошибки в за данном тексте.

Вариант 2. Ребенку предлагается проделать ту же работу с тек стом, в котором пропущены предлоги, имена прилагательные, наре чия, но при этом текст-образец не дается.

Вариант 3. Предлагается текст, в котором есть ошибочное напи сание отдельных слов, отсутствие синтаксических знаков. При рабо те с этим вариантом задания мы рекомендуем на начальных этапах работы не предлагать ребенку для исправления ошибки орфографи ческого характера, предотвращая тем самым их закрепление. Посте пенно, по мере усвоения программного учебного материала можно предлагать для коррекционно-развивающей работы и ошибочные на писания, но обязательно учитывать степень владения ребенком изу ченного орфографического правила.

Примерный текст-образец

Вьюга (по В. Сухомлинскому)

Утром Толя вышел из дому. На дворе выла вьюга, гроз но шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»

Тут он увидел Сашу, который стоял под деревом. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они по бежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.

Предлагаемый ребенку текст (первый вариант):

Утром Толя... из дому. На дворе выла..., грозно шуме ли ... Испугался ..., стал под тополем и думает: «... в школу. Страшно...»

Тут он увидел Сашу, который ... поддеревом. Саша ... рядом. Он тоже собрался в ... и тоже ...

Мальчики увидели ... друга. Им стало ... Они ... на встречу, взялись за... и ... пошли в ...

Вьюга выла, свистела, но она уже была не ...

Текст для второго варианта работы:

Утром Толя вышел ... дому.... дворе выла вьюга,... шу мели деревья. Испугался мальчик, стал... тополем и дума ет: «Не пойду ... школу....»

Тут он увидел Сашу,... стоял ... деревом. Саша жил ... Он тоже собрался ... школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало ... Они побе жали ..., взялись ... руки и ... пошли ...школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не ..

Текст для третьего варианта работы:

Утрол Тола вышел из дому. На воре выла вьюга, гром-но шумели делевья, Испугался мальчик, стал над тополем и думает: «Не пойду на школу. Радостно...»

Тут он увидел Сашу, который бежал под деревом, саша шил рядом. Он тоже собрался к школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало печально. Они по бежали навстречу, взялись за ноги и вместе пошли в школу.

Вьюга пела, свистела, но она уже была не старой.

Список литературы

1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн., Кн.3: Психодиагностика – ВЛАДОС, 2002.

3. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания.- М.: ТЦ Сфера, 2002.

                                                   

                                                               

                                                                               

        







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом для работы психолога по коррекции внимания

Внимание как познавательный процессПонятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес у психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психол...

Открытый урок по коррекции в 5 классе. Тема: "Коррекция внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади»"

Тема: "Коррекция внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади» ".Цели урока:Коррекция различных видов внимания на основе упражнений по теме: «Единицы площади»Воспитание интереса ...

Развитие и коррекция внимания у учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями

В статье ставилась задача изучить развитие внимания, выявить уровень и характеристики внимания детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с интеллектуальными нарушениями - это дети, имеющие стойкое н...

Статья "Диктант с изменением текста как один из приёмов развития речи учащихся и коррекции внимания, мышления, памяти"

В данной статье рассказано, как я работаю на уроках русского языка в 5-9 классах по корреции внимания, мышления, памяти учащихся...

Статья "Развитие и коррекция внимания учащихся с ОВЗ"

Статья посвящена вопросу по развитию познавательных процессов у обучающихся, воспитанников в коррекционной школе- интернат. Для продвижения ребёнка вобщем развитии, для усвоения им знаний, умений...

"Развитие и коррекция произвольного внимания у школьников с задержкой психического развития"

Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.  Внимание в жизни и деятельности каждого выполняет много различных функций. Оно активиз...