Психология отклоняющегося поведения. Граффити. (2015г.)
статья (9 класс) на тему

происхождение , мотивы рисовальщиков, способы предотвращения граффити.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_graffiti_2015.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Психология отклоняющегося поведения. Граффити.

Термин "граффити" (ударение на 1-м и) происходит от итальянского "graffito" и означает "проводить линии", "писать каракулями", "выцарапывать". Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами (в частности, граффити показали, что битвы не всегда носили кровавый характер и что гладиаторами нередко были свободные люди, а не рабы). Сейчас термин "граффити" обозначает всякую неразрешенную надпись, энак, сделанный любым способом на объектах общественной и частной собственности. Иногда граффити рассматривается как альтернативная форма искусства ХХ века.

        Граффити часто отождествляются с понятием вандализма, хотя в контексте девиаций их правомерно рассматривать как очень частый вариант вандализма.

Граффити являются способом выражения установок, конфликтов и проблем, большей частью подавленных и скрытых. Граффити представляют собой спонтанное самовыражение личности, они анонимны и поэтому более свободны от требований социальной желательности.

Многие граффити содержат оскорбления и непристойности в виде грубых слов и рисунков, что является социальным табу. Поэтому представители психоаналитического направления рассматривают надписи и рисунки как средство символического удовлетворения базовых импульсов сексуальности и агрессивности, свободное выражение которых не позволяется обществом.

        Рисовальщики в большинстве своём лица мужского пола; если же рисуют девушки, то для них характерен мужской стиль поведения. Чаще всего рисуют в 12-20 лет, но возможно как более ранний, так и более старший возраст. Большинство авторов граффити - выходцы из семей с низким социальным статусом и представители национальных меньшинств, однако также могут встречаться и представители высших классов.

Почти половина подростков за последний год хотя бы раз делали надписи на стенах. Хотя другие акты вандализма (разрушения, поджоги) девочки совершают гораздо реже, чем мальчики, надписи они оставляют так же часто. В школах царапают парты около 85% мальчиков.

        Авторитарные личности (т.е. характеризующиеся такими чертами, как подчинение авторитету, послушность, агрессия по отношению к тем, кого они считают низшими) гораздо чаще пишут или рисуют на стенах. Это обусловлено тем, что граффити представляют собой способ высвобождения свойственных авторитарной личности подавленных агрессивных и враждебных импульсов. Более креативные личности также чаще делают надписи на стенах и партах.

Основные мотивы рисовальщиков:

1. Утверждение личностной или групповой идентичности (это почти половина от общего количества надписей). Граффити порождены желанием оставить след, сообщить о своем существовании. Желание достичь признания и уважения, особенно в пределах субкультуры, реализуется за счет количества, заметности надписей, их долговечности и месторасположения, которое подразумевает большой риск.

2. Протест против социальных и культурных норм. Граффити влечет порчу общественного или частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов. Надписи и рисунки дают возможность человеку выразить его асоциальность одновременно на трех уровнях - поведения, высказывания и языка, причем граффити представляют собой относительно безопасный для индивида способ заявить о своей оппозиции закону или социальным институтам.

3. Злобные реакции. Многие надписи представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и других социальных групп, субкультур, социальных институтов. Подобного типа граффити содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия.

4. Мотивы творчества. Усложненность стиля представляет собой не только средство достижения славы, но и самоцель; многие граффити считают себя художниками.

5. Сексуальные мотивы. Посредством таких надписей и рисунков, особенно в школьных туалетах, дети исследуют поведение, соответствующим сексуальным ролям.

6. Развлекательные мотивы. Рисование является частью игры и само по себе доставляет удовольствие.

Убедительных различий в характере надписей и рисунков нет, однако есть ряд определенных различий: женские надписи иногда имеют более романтическую направленность, мужские граффити более усложнены и гораздо чаще содержат детали, особенно сексуального характера.

Более негативно люди относятся, чаще всего к сексуальным и политическим граффити, более терпимо - юмору и "разному"; более терпимы, как правило, люди, которые сами совершают граффити.

Наличие имеющихся граффити - один из ведущих факторов к нанесению новых.

Способы предотвращения граффити: управление физической средой (т.е. чтобы было трудно рисовать) и социальная стратегия - через систему социального контроля (предупреждающие или запрещающие знаки практически не влияют на количество граффити; организация кампаний борьбы с рисовальщиками также малоэффективна - их трудно поймать и репрессивные меры вызывают протест и вызов, а риск быть пойманным делает более увлекательной игру; воспитательные программы и деятельность СМИ - условием эффективности подобных программ является учет ценностей подростковой субкультуры, а большинство воспитательно-образовательных программ акцентируют внимание на вреде, криминальности и не эстетичности, лишь углубляют культурный конфликт, подчеркивая тем самым ценности протеста власти, ценность свободного творчества; легализация настенной живописи путём создания специальных стен для граффити может в определенной мере минимизировать граффити).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к ПМПК Отклоняющееся поведение подростка

Данные материалы помогнут провести педсовет, ПМПК, семинар классных руководителе по проболеме "Отклоняющееся поведение подростков"!...

Классификация отклоняющегося поведения.

Материал к пед.совету "Отклоняющееся поведение"...

Сексуально-отклоняющееся поведение воспитанников. Рекомендации воспитателям.

Материал содедержит информацию о сексуально-отклоняющемся поведении воспитанников, сексуальных девиациях. Вы найдете рекомендации, которые могут помочь, если в своей работе Вам приходиться сталкиватьс...

обществознание 8 класс "Отклоняющееся поведение"

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение" по учебнику Л.Н. Боголюбова...

Влияние недостатков речи на проявление отклоняющегося поведения

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качест...

Причины формирования отклоняющегося поведения, результатом которого становится совершение правонарушения.

В презентации отражены причины совершаемых правонарушений, а также методы работы с трудными детьми по вопросу профилактики правонарушений...

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...