К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему
В статье рассматривается актуальная проблема изучения эмоциональной идентификации у обучающихся с нарушением слуха. Работа в школе I,II вида должна быть направлена не только на приобретение детьми знаний, умений и навыков, но и на соблюдение нравственных и этических норм в различных жизненных ситуациях, что необходимо для личностного развития обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rebenko_a.p.dodelat.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенко А. П.
Новосибирский государственный педагогический университет
Институт детства
Факультет педагогики и психологии детства
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие идентификации рассматривается нами в узком значении – как особенность восприятия и осознания (опознания) эмоций и эмоциональных состояний других людей. В случае идентификации эмоций любое наблюдаемое эмоциональное явление сопоставляется с обобщенным эмоциональным эталоном. Его роль выполняют индивидуализированные представления об эмоциях как система знаний о причинах и проявлениях эмоций посредством эмоционального опыта. Идентификация эмоций соотносится с общим эмоциональным развитием ребенка, а необходимым условием данного процесса выступает индивидуальный опыт ребенка (когнитивный и аффективный) [6, c.54].
Известно, что маленькие дети неадекватно воспринимают эмоции других. Эта способность развивается в процессе формирования личности, но не одинаково в отношении разных эмоций. Легче всего распознается ужас, затем по степени убывания отвращение и удивление. Следовательно, пониманию эмоций надо учиться [2, c. 17]. Сложность идентификации эмоции обусловлена, по крайней мере, тремя факторами: её модальностью, полнотой экзонов и их локализацией (область лба – бровей, глаз, или нижняя часть лица). Понимание эмоций человека детьми характеризуется рядом особенностей: вербальным определением различных эмоциональных состояний, соотнесением их с конкретной жизненной ситуацией, а также индивидуальным воспроизведением эмоциональных состояний через собственные экспрессивные действия[4, c. 120].
Идентификация эмоций включает ряд связанных между собой способностей, таких как восприятие эмоций (т. е. способность заметить сам факт наличия эмоции) их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитация [5, c. 112].
Своеобразие формирования эмоциональной идентификации детей с нарушением слуха обусловлено прежде всего неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни[3, c. 41]. Школьники младших классов легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова [3, c. 54]. Словесные обозначения определенных эмоций глухие младшие школьники используют лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях. Определить причину возникновения каких-либо эмоций детям очень трудно, обычно они отчетливо называют лишь внешние выраженные обстоятельства [3,c.61].
В связи с малой разработанностью проблемы эмоций у глухих детей мы выделили для исследования один вопрос: «Каково знание и понимание глухими младшими школьниками человеческих чувств?». Для того чтобы выяснить уровень знаний основных эмоций, насколько глухие дети знакомы с эмоциями человека, мы поставили перед ними задачу опознания эмоциональных состояний. Оценивается адекватная идентификация предъявленной эмоции и уровень знаний (количество названных) эмоций. Исследование проводилось с глухими учащимися III и IV классов, общее количество испытуемых 11 человек. Испытуемому предлагается графический рисунок с изображением человека, испытывающего радость. Эксперт демонстрирует испытуемому рисунок и задает ряд вопросов. Обследование проводилось с каждым испытуемым индивидуально в течение пяти дней. В целом следует отметить, что для всех глухих учащихся характерны трудности вербализации эмоций, обнаруживается недостаточный объем знаний об этих эмоциях.
Наиболее знакомыми для школьников оказались такие эмоции, как грусть и злость. Характерны лексические замены – слов-определений эмоций существительными (радость – улыбка) и прилагательными, имеющими широкое значение или оценочное суждение («хороший - хорошая», «веселый – веселая»). Школьникам, имеющим сниженный, ограниченный уровень речевого развития трудно было справиться с заданием, у некоторых был только один правильный ответ. Большинство учащихся не смогли справиться с заданием без посторонней помощи и назвать еще знакомые ему эмоции. В результате эксперимента можно говорить о низком уровне сформированности эмоциональной идентификации у глухих учащихся. Низкие результаты распознавания эмоций свидетельствует о том, что словесное выражение детям практически незнакомо.
Формирование и развитие эмоциональной идентификации наиболее успешно протекает в условиях активной речевой деятельности. Уровень развития речи и развитие коммуникативной деятельности в процессе формирования эмоциональных способностей имеют особое значение.
Библиографический список
- Барабанщиков, В. А. Восприятие выражений лица/ В. А. Барабанщиков – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 448 с. (экспериментальные исследования)
- Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
- Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция./ Т. М. Грабенко., И. А. Михаленкова.// Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
- Изотова, Е. И., Никифорова, Е. В. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика./ Е. И. Изотова., Е. В. Никифорова.// Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
- Ильин, Е. П. эмоции и чувства. / Е. П. Ильин.//– СПб: Питер, 2001. – 752 с.:ил. – (Серия «Мастера психологии»).
- Психология межличностного познания/Под ред. А. А. Бодалева; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1981. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДИНАМИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ НА ОСНОВЕ РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (методическая разработка)
В методической разработке я предлагаю систему занятий по конструированию игрушек из бумаги на основе рычажного механизма.Это интересные, веселые игрушки. Привлекательность их для ребят, как пока...
«Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»
Доклад для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области....
Развитие диалогических умений при обучении устной иноязычной речи учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка
методика обучения АЯ младших школьников...
Материалы для проведения тестирования на тему: "Состав ПК" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3993219","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"113px","width":"150px"}}]] Данный материал можно использовать для контрольного ср...
Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)
Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...
Методика логопедического обследования речи глухих детей младшего школьного возраста
Данная методика позволяет рассмотреть структура речевого дефекта глухого ребенка не только как вторичный дефект, возникший в результате грубых нарушений слуха, но и как самостоятельн...
«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста» Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629 Бочкарёва Н.А.
Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес...