Индивидуальная рабочая программа "Особый ребёнок" по трудовому обучению 1й год обучения.
рабочая программа на тему
Программа предназначена для обучения на дому ребёнка со сложным дефектом развития. Программа апробирована автором. Возможно внесение корректив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_obuchenie_osobyy_rebenok_1_god_obucheniya_individualnaya_programma.docx | 43.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42 Приказ от ___________________ № ___________ Подпись руководителя____________ И. Ю. Богданова |
Индивидуальная рабочая программа по трудовому обучению «Особый ребенок»
1-й год обучения
______________________________________________________________________________
для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому
Составитель –
учитель Кабанова Галина Евгеньевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Индивидуальная рабочая программа по ручному труду «Особый ребенок» 1 года обучения для Ф.И.ребенка, составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М. « Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой, а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42 и следующими нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Областным законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03. 1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011г.),
- Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в ГКОУ РО
школе-интернате VIII № 42 г.Ростова-на-Дону
- Локальными актами образовательного учреждения
Цель: Формирование элементарных трудовых навыков и интереса к практической деятельности.
Задачи:
- Обучение доступным приемам труда;
- Воспитание привычки и навыка к разнообразным видам труда;
- Воспитание положительных качеств: опрятности, аккуратности, трудолюбия;
- Развитие пространственных представлений, сенсорно-перцептивной сферы;
- Коррекция зрительно-двигательной координации, мелкой моторики;
- Исправление недостатков познавательной деятельности;
- Формирование основных представлений о цвете, форме и величине предметов.
Индивидуальная рабочая программа «Особый ребенок» по ручному труду 1-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого на дому Ф.И.ребенка. Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.
Общая характеристика предмета
Обучение ручному труду в специальной коррекционной школе VIII вида предполагает формирование эмоционально-положительного отношения к трудовой продуктивной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения формирования произвольности психических процессов, перцептивных и мыслительных операций и действий, саморегуляции; а также решения следующих задач:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
-сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
-формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать
только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы,
-знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки,
определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности,
воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
Место предмета. Учебный предмет «Ручной труд» тесно связан с уроками чтения и развития речи, рисования, математики, входит в образовательную область программы « Особый ребенок» и является частью учебного плана. Количество часов: в неделю -1 ч, в год - 34 ч. (для обучающихся на дому).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), интернет образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д.
Методическая литература для учителя:
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
- Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием
интеллекта». М.«Владос», 2009г.
- Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением
интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными
нарушениями развития» М. «Владос», 2007г.
5. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М.
Головкина г. Переяславль, 2007 г.
6. Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования
и науки Российской Федерации. Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
- Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М.,
«Просвещение», 1976.
Дополнительная литература для учителя
«Ручной труд» 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
автор Кузнецова Л.А ; М. Просвещение, 2013г.
Учебник-практикум «Ручной труд», методических рекомендаций к организации и проведению уроков трудового обучения,
предназначенных для учителей, воспитателей и родителей.
Содержательные линии
Календарно-тематическое планирование
Тема | Кол-во час. | Дата | Обязательный минимум | Практические понятия | Проблемы, возникающие при изучении темы | ||
знать | уметь | ||||||
1-я четверть. | 9 | ||||||
1 | Порядок работы на уроках труда. | 1 | - правила работы и соблюдение правил безопасности на уроке труда | -организовать свое рабочее место; -правильно сидеть за столом при выполнении работы | -объяснение учителя; -знакомство с рабочими материалами | ||
2 | Свойства пластилина. Правила работы с тестом и мягким пластилином. | 1 | -свойства теста, пластилина и правила работы с ними. | -отрывать от целого куска, разминать, раскатывать на плоскости и между ладонями прямыми и круговыми движениями, сминать | - показ с объяснением | ||
3 | Выкладывание цепочки из семян на пластилиновую основу по образцу. | 1 | -понятие «по цепочке», один за другим. | -последовательно, поочередно вдавливать семена в пластилиновую основу | -выполнение на подготовленной основе -выполнение по образцу с сопровождающейинструкцией учителя | ||
4 | «Осень». Изготовление картинки из засушенных листьев на основе из пластилина по образцу. | 1 | -понятие и элементарную характеристику времени года – осень; -цвет: желтый, красный, зеленый. | -размазывать пластилин по основе; -выкладывать листья, закрепляя их на пластилиновой основе | -самостоятельное выполнение пластилиновой основы | ||
5 | «Колобок». Лепка из теста круглых форм по образцу. | 1 | - геометрическая форма: шар. -величина, количество-1,2 | -разминать, раскатывать круговыми движениями между ладонями шары из теста разные по величине | - показ образца, выполнение отдельных деталей и их соединение | ||
6 | Лепка из теста по образцу: «Лепешка». | 1 | геометрическую фигуру: круг, ее цвет, величина, толщину | -расплющивать шар из теста, -лепить из готовой формы, - из самостоятельно слепленного шара | - показ образца, -выполнение за учителем | ||
7 | Лепка из теста по образцу: «Колбаска». | 1 | понятия: раскатать, вытянуть, свернуть | -раскатывать на поверхности и между ладонями «колбаску» из шара, -соединять противоположные концы «колбаски» | - показ образца, -выполнение за учителем | ||
8 | Лепка из мягкого пластилина овощей по образцу: «Помидор,огурец,». | 1 | Форму овощей: круглые, овальные, вытянутые цвет и величину | - лепить овощи, соблюдая цвет и величину | -соотносить соответствие цвета и величины вылепленных овощей с натуральными | ||
9 | Лепка из мягкого пластилина фруктов по образцу: «Апельсин, банан». | 1 | Форму фруктов: круглые, овальные, вытянутые, цвет и величину | - лепить овощи, соблюдая цвет и величину | -соотносить соответствие цвета и величины вылепленных фруктов с натуральными | ||
2-я четверть | 7 | ||||||
10 | Конструирование из детского строительного конструктора «Башенка». | 1 | Форму предметов, величину, основные цвета. | Составлять предмет, из нескольких частей, располагать части в порядке уменьшающейся величины. | Игра «Построй башенку», мелкие игрушки «Солдатики». | ||
11 | Работа с бумагой. Аппликация из готовых форм «Грибок». | 1 | Геометрические формы: круг, его величина, цвет. | Пользоваться клеем и кисточкой. Выполнять аппликацию, наклеивая готовые формы. | Показ учителем порядка работы над аппликацией, с пошаговой инструкцией. | ||
12 | Лепка из теста «Баранки». | 1 | Приемы лепки. | Раскатывать колбаски, соединять их концы. | Игровой прием: «Угощаем куклу Машу». | ||
13 | Конструирование из детского строительного конструктора «Дом с дорожкой для матрешки». | 1 | Геометрические формы, детали конструктора. | Выполнять действия по подражанию и словесной инструкции. | Построим домик Матрешке. Обыгрывание постройки. | ||
14 | Аппликация из готовых форм «Разноцветные огни». | 1 | Основные цвета. Приемы наклеивания. | Наклеивать изображения круглой формы, чередовать кружки по цвету. | Рассматривание огоньков, украшающих город, иллюстраций. | ||
15 | Лепка из теста «Лепешки большие и маленькие». | 1 | Форму предметов, величину: «большие-маленькие». | Отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска, раскатывать комочки круговыми движениями, сплющивать шарик, сдавливая его ладонями. | Обыграть ситуацию: «К нам гости пришли». | ||
16 | Конструирование из детского строительного конструктора «Ворота» | 1 | Величину предметов, их форму. | Сравнивать предметы по величине, составлять предмет, состоящий из нескольких частей, соединять части между собой. | Обследование предмета, обоснование его предназначения, обыгрывание поделки. | ||
17 | Аппликация из готовых форм «Шарики на ёлочку». | 1 | Цвет, форму, порядок выполнения аппликации | Наклеивать разноцветные круги, распределяя их по всей поверхности шаблона. | Рассматривать елочку, украшенную шариками, иллюстрацию елочки, сравнивать с выполненной работой. | ||
3-я четверть | |||||||
18 | Работа с бытовым материалом «Снеговик». | 1 | форму предметов: круг, величину большой, маленький | Составлять предмет, из нескольких частей, располагать части в порядке уменьшающейся величины. | игры на прогулке со снегом, лепка снежных комов, снеговика | ||
19 | Поделка из природного материала «Ежик». | 1 | свойства теста, пластилина и правила работы с ними, приёмы лепки шара, сплющивание его, вдавливание пальцами. | распределять равномерно иголки по поверхности, контролировать силу нажима, не ломая при этом иголки. | рассматривание иллюстраций, обыгрывание поделки | ||
20 | Конструирование из детского строительного конструктора «Башенка». | 1 | Величину деталей, их названия, форму, цвет | Сравнивать детали по величине, цвету, составлять предмет, состоящий из нескольких частей, соединять части между собой | Обследование образца, обоснование его предназначения, определение последовательности работы, обыгрывание поделки | ||
21 | Аппликация «Елка в снегу». | 1 | приёмы наклеивания, технику безопасности при работе с клеем, ножницами | отщипывать мелкие кусочки, равномерно распределять их по поверхности | наклеивание ваты (целлюлозы) на готовое изображение | ||
22 | Лепка из теста «Крендельки». | 1 | Приемы лепки: раскатывание столбиков прямыми движениями рук, уравнивание краев пальцами, соединение концов | Лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. | игра «К нам гости пришли» | ||
23 | Конструирование из детского строительного конструктора «Стол и стульчик для мишки из сказки «Три медведя»». | 1 | Величину предметов, детали строительного конструктора | Сравнивать предметы по величине, составлять предметы, состоящие из нескольких частей, соединять части между собой. | чтение сказки, обыгрывание ее, определение функционального значения предметов | ||
24 | Аппликация из готовых форм «Флажки». | 1 | геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, приёмы наклеивания готовых форм | чередовать фигуры в определённой последовательности | рассматривание образца, показ приёмов наклеивания, способов выполнения работы | ||
25 | Поделка из природного материала «Цветы». | 1 | технику выполнения работ из засушенных листьев, цветов | бережно пользоваться природным материалом, не давить, аккуратно использовать клей | рассматривание иллюстраций. Совместное исполнение работы | ||
26 | Лепка из теста «Печенье для куклы Маши»». | 1 | Приемы лепки: раскатывание, сплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивание краев пальцами | Лепить предметы разной формы, величины. Отделять комочки, соответствующие величине будущих предметов | Игра «Угостим куклу Машу чаем» | ||
4-я четверть | |||||||
27 | Поделка из бытового материала «Шкатулка» | 1 | технику безопасности при работе с ножницами; геометрические формы | соотносить формы и фигуры, разрезать бумагу на полоски, чередовать по цвету полоски в заданной последовательности | Обследование предмета, обоснование его предназначения, обыгрывание поделки. | ||
28 | Конструирование из детского строительного конструктора «Три медведя»(кровати для медведей). | 1 | Величину предметов, детали строительного конструктора | Сравнивать предметы по величине, составлять предметы, состоящие из нескольких частей, соединять части между собой. | чтение сказки, обыгрывание ее, определение функционального значения предметов | ||
29 | Аппликация из готовых форм «Божья коровка». | 1 | технику безопасности при работе с клеем; приёмы наклеивания | соединять детали для создания образа, правильно распределять дополнительные детали по образу; | игрушка, иллюстрации, рассматривание деталей, сопряжённое выполнение работы | ||
30 | Лепка «Яйцо». | Приемы лепки, овальную и круглую форму. Понятия «тупой» и «острый» | Передавать овальную форму приемом оттягивания и округления концов пальцами. | Сказка «Курочка Ряба», иллюстрации, яйцо | |||
31 | Лепка из теста « Пирожки». | 1 | Приемы лепки: раскатывание шарика, сплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивание краев пальцами | Лепить предметы одинаковой формы, величины. Отделять комочки, соответствующие величине будущих предметов, раскатывать шарики, столбики для заготовок | Игра «К нам гости пришли» | ||
32 | Аппликация на полосе из готовых геометрических форм. | 1 | геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, приёмы наклеивания готовых форм | чередовать фигуры в определённой последовательности | рассматривание образца, показ приёмов наклеивания, способов выполнения работы | ||
33 | Конструирование из детского строительного конструктора «Гараж для автомобиля». | 1 | Величину предметов, их форму, цвет | Сравнивать предметы по величине, составлять предмет, состоящий из нескольких частей, соединять части между собой. | Обследование предмета, обоснование его предназначения, обыгрывание поделки. | ||
34 | Аппликация из природного материала «Курочка Ряба». | 1 | Приемы лепки, овальную и круглую форму. Понятия «тупой» и «острый» | Передавать овальную форму приемом оттягивания и округления концов пальцами, вставлять в пластилин пёрышки. | Сказка «Курочка Ряба», иллюстрации, игра-драматизация по сказке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)
Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой - 2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...
Рабочая программа по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство» 5 класс специального (коррекционного) обучения
Миссией школы-интерната VIII вида является обеспечение права на получение доступного образования всем детям и подросткам, независимо от степени выраженности...
Рабочая программа по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство» 6 класс специального (коррекционного) обучения
Тип программы: программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Статус программы: рабочая программа учебного курса. Назначение программ...
Рабочая программа по трудовому обучению «Сельскохозяйственный труд» 8 класс специального (коррекционного) обучения
Назначение программы: - для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образователь...
Рабочая программа кружка "Мастерская журналистики" (1 год обучения, 2 год обучения)
Рабочие программы кружка "Мастерская журналистики" с календарно-тематическим планированием для первого года обучения и второго года обчения соответтвенно....
листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)
В листах корректировки отражены темы и часы, которые не должны были выпасть из-за введенного режима самоизоляции. Рабочие программы по швейному делу и надомному обучению скорректированы в соотве...
листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)2020-2021 уч год
Листы корректировки учебных программ составлены в связи с тем, что были продлены осенние каникулы по распоряжению МО Омской области....