Индивидуальная рабочая программа "Особый ребёнок" по изобразительной деятельности 1й год обучения.
рабочая программа на тему
Программа предназначена для обучения на дому ребёнка со сложным дефектом развития. Программа апробирована автором. Возможно внесение корректив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_osobyy_rebenok_1god_obucheniya_individualnaya_rabochaya_programma.docx | 41.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42 Приказ от ___________________ № ___________ Подпись руководителя____________ И. Ю. Богданова |
Индивидуальная рабочая программа по изобразительной деятельности «Особый ребенок»
1-й год обучения
______________________________________________________________________________
для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому
Составитель –
учитель Кабанова Галина Евгеньевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Индивидуальная рабочая программа по изобразительной деятельности « Особый ребенок» 1 года обучения для обучающегося Ф.И. ребенка составлена с учетом действующих ФГОС НОО, , на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М. « Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой, а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42 и следующими нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Областным законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03. 1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011г.),
- Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в ГКОУ РО школе-интернате VIII № 42 г.Ростова-на-Дону
- Локальными актами образовательного учреждения
Индивидуальная рабочая программа по изобразительной деятельности «Особый ребенок» 1-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого на дому Ф.И.ребенка. Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.
Цель: Формировать навыки рисования.
Задачи:
- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
- Обучать действиям с трафаретами и приемам рисования.
- Формировать навыки по организации рабочего места и целенаправленной деятельности.
- Формировать умение ориентироваться на альбомном листе.
- Развивать правильное восприятие формы, величины, цвета.
- Исправлять недоразвитие мелкой моторики и развивать зрительно-двигательную координацию.
- Развивать аккуратность и настойчивость.
Общая характеристика предмета
Изобразительная деятельность предполагает сложный комплекс познавательных процессов, интеллектуальных операций, специальных умений и навыков. Изобразительная деятельность требует достаточно развитых движений руки, умения управлять рукой, подчинять ее зрительному контролю, т.е. осуществлять зрительно-двигательную координацию.
Готовность к изобразительной деятельности умственно отсталых школьников в начале обучения значительно ниже, чем у детей с сохранным интеллектом.
Обнаружена значительная неоднородность состояния графических навыков умственно отсталых школьников с различной структурой дефекта.
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащиеся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, недоразвитием у них мелкой моторики, сенсорного восприятия, аналитико-синтетической функции дети оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации, в том числе передаче информации через изображение предметов.
Предмет «Изобразительное искусство»» предполагает обучение учащихся следующим вариантам:
-рисование по подражанию;
-рисование по шаблону и роспись;
-рисование линий в разных направлениях, округлых форм;
-рисование несложных предметов односложных, с соединением двух деталей, передачей их основных свойств (по
подражанию действиям учителя, образцу и словесной инструкции)
-элементы декоративного рисования
-знакомство с дымковской, филимоновской игрушкой с простейшими оценочными суждениями
-ориентировка в пространстве листа бумаги
Содержание образовательной области по изобразительной деятельности носит коррекционную направленность (развитие различных видов восприятия) и способствует эстетическому развитию ребенка. Содержание учебного материала связываются с темами урока общение и речь.
Такое широкое понимание «рисования» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию эмоционально-положительному отношению к изобразительной деятельности и ее результатам, сенсорного восприятия, корригирует недостатки мелкой моторики .
Ребенок учится понимать, что рисунок – это отображение свойств реального предмета. Предмет «Изобразительное искусство» интегрируется с предметами «Ручной труд», «Графика и письмо», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с предметно-практической деятельностью обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Место предмета Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область программы
«Особый ребенок» и является частью учебного плана. Количество часов: в неделю -1 ч, в год - 34 ч. (для обучающихся на дому).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д.
Методическая литература для учителя
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».
М., «Академия», 2003 год.
- Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». М.«Владос»,
2009г.
- Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта.
С-Петербург, «Речь», 2005 год.
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
М. «Владос», 2007г.
- «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкина г. Переяславль,
2007 г.
- Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
- Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.
Дополнительная литература для учителя
Аранова С.В. Обучение ИЗО. - СПб; Каро, 2004г.
Кирцер Ю.М. Рисунок, живопись. - М; Высшая школа,1992г.
Кузин В.С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М; Просвещение, 2003;
Неменский Б.М. ИЗО и художественный труд; 1-4 классы – М; Просвещение, 2003;
Рылова Л.Б. ИЗО в школе – Ижевск,1992г
Содержательные линии
№ | Тема | Кол- во часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства, технология решения коррекционных задач | Пробелы, возникающие при изучении темы | Педагогическиймониторинг |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 2 3 4 5 | Подготовка к рисованию. Рисование по трафарету, шаблону и по опорным точкам. Декоративное рисование. Рисование с натуры. Рисование на темы. | 5 10 5 9 5 | Формировать понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя. Развивать правильное восприятие формы, цвета, величины предметов и их положения в пространстве. Исправлять недостатки мелкой моторики. Формировать зрительно-двигательную и двигательно-речевую координацию. Развивать речь и способствовать накоплению как «пассивного», так и простейшего «активного» словарного запаса. Формировать осмысленное дифференцированное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Корригировать пространственные представления. | Использование наглядного материала: демонстрация иллюстраций, рисунков, предметов. Традиционные методы. Поэтапный показ приемов рисования. Индивидуальная помощь. Практическое выполнение. Игровые задания. Пошаговая инструкция. Зрительные упражнения Обучение копированию. Оценка работы. Похвала, поощрение. | В связи с речевым диагнозом: сенсо-моторная алалия и синдром детского аутизма у обучаемого затруднено понимание речи и соответственно все коммуникативные функции речи. Ребенок отличается гипердинамией, затруднены любые виды восприятия и удержание внимания. Сосредоточение возможно на несколько минут. Ребенок не всегда выполняет инструкции учителя, в основном действует по подражанию. Повышено истощаем. | Понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя. Продукты деятельности: раскрашивание, рисунки по трафарету, рисунки по шаблону, штриховка, рисунки по образцу; рисунки с натуры, рисунки выполненные самостоятельно по представлению. |
Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...
статья "Развитие творческой индивидуальности ребенка через изобразительную деятельность"
Искусство - это особая форма общественного сознания, в которой художественное (образное) мышление тесно сочетается с научно-аналитическим процессом.Ставя перед собой такую сложную задачу как раз...
Рабочие программы по изобразительной деятельности.
Б.М. Неменского....
Индивидуальная рабочая программа "Особый ребёнок" по предметно-практической деятельности 1й год обучения.
Программа предназначена для обучения на дому ребёнка со сложным дефектом развития. Программа апробирована автором. Возможно внесение корректив....
Средства изобразительной деятельности, используемые при обучении детей с ДЦП.
Предлагаю Вашему вниманию список средств изобразительной деятельности, доступных для детей с ДЦП при значительном нарушении двигательных функций рук. Приведены наиболее эффективные средства, исходя из...
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность», ОВЗ первый год обучения надомно.
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность», ОВЗ первый год обучения надомно....
Рабочая программа по изобразительной деятельности для начальных классов
Рабочая программа по изобразительной деятельности для начальных классов...