«В царстве матушки Зимы»
план-конспект занятия на тему

 Обобщить и систематизировать представления детей о зиме, зимующих птицах, животных. Активизировать и расширить словарь за счёт слов-действий, слов-признаков. Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словообразования, употреблять притяжательные прилагательные, образовывать существительные в творительном падеже. Развивать  речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать устойчивый интерес к НОД, стремление к активной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

ННОД по формированию лексико-грамматических средств языка

с детьми с ОНР III уровня (II год обучения)

по теме: «В царстве матушки Зимы»

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о зиме, зимующих птицах, животных. Активизировать и расширить словарь за счёт слов-действий, слов-признаков. Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словообразования, употреблять притяжательные прилагательные, образовывать существительные в творительном падеже. Развивать  речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать устойчивый интерес к НОД, стремление к активной деятельности.

Предварительная работа: Изучение лексических тем: «Зима. Приметы зимы», «Зимующие  птицы», «Дикие животные зимой». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.

Материал и оборудование: Презентация для монитора, карточки для игры «Чьи следы».

Ход занятия:

  1. Организационный момент 

Доброе утро, ребята! Я очень рада вас всех видеть.

  Поздоровайтесь с гостями,

  Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева

  И скорей вставайте в круг.

Давайте поздороваемся друг с другом. 

«Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»

  1. Ребята, вы слышали, кажется,  к нам на электронную почту    пришло

письмо. Давайте, подойдем поближе и посмотрим. (слайд 2) 

Интересно, от кого бы это? Ребята, письмо адресовано детям подготовительной группы «Маячок» - нам. И пришло письмо из  царства-государства, от матушки-Зимы. Давайте откроем и прочитаем письмо.  (слайд 3)

Дорогие ребята!

Помогите  моим снеговикам добраться до моего царства-государства. Чтобы попасть в него вы должны пройти через заколдованный лес, в котором похозяйничала злая Вьюга, заколдовав птиц и животных, занеся все вокруг  колючим снегом. Вам нужно открыть все сундучки  и преодолеть  препятствия.

Ваша матушка Зима.

Ребята, как вы считаете, мы сможем помочь снеговикам добраться до матушки Зимы? (Да, поможем)

А кто-нибудь из вас знает дорогу в царство-государство матушки-Зимы? (Нет)

Что же нам делать?        (Нам нужно карту найти)

Правильно, нам нужна карта. Где же нам её взять? (Смотрю по сторонам)

Ребята, посмотрите, здесь какие-то следы. Давайте подойдем к ним поближе и посмотрим. Мне кажется, эти следы волшебные. Предлагаю пойти по ним и посмотреть, куда же они нас приведут. Шагать будем, высоко поднимая ноги, чтобы не сломать следы.

  1. Игра «Чьи следы» 

Посмотрите, кто это оставил свои следы на снегу?

(следы - лисьи, беличьи, сорочьи, волчьи, …)

(слайд 4) Ребята, посмотрите, следы привели нас к лабиринту. А вот и заколдованный лес и Снеговики нас уже ждут. Ну, что, поможем Снеговикам добраться до царства матушки Зимы и преодолеть препятствия, которые встретятся нам на пути? Проходите,  присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики и в путь!

  1. Игра «Подбери признак» 

(слайд 4-1)  А  вот  и   первый  сундучок.

(слайд 5)   Посмотрите,  сколько  снежинок  из  него посыпалось.

С неба падают снежинки,

Не спеша они летят.

Ты поймай снежинку в руки,

Назови слово для ребят.

Какие снежинки? (белые, пушистые, лёгкие, холодные, колючие, красивые, мокрые, блестящие...). 

Молодцы! Вы много красивых слов назвали про снежинки.

  1. Игра «Собери слово» 

(слайд 6) (слайд 6-1)   А вот и второй сундучок уже ждет нас. Чтобы расколдовать его нужно разложить шарики от самого маленького к самому большому и восстановить поломанные слова.

 (слайд 7) Какое слово получилось? – зайчонок; (слайд 7-1) Проверим, правильно ли  ответили?  Чем мы угостим зайчонка? (морковкой, капустой)

(слайд 8)  Какое слово получилось? – синица; (слайд 8-1)  Давайте проверим, правильно  мы ответили? Чем мы можем угостить синицу? (салом)

(слайд 9) Какое слово получилось?  – лисица;  (слайд 9-1) Чем мы угостим лисицу? (рыбой)

 (слайд 10) Какое слово получилось? – воробей; (слайд 10-1) Чем мы угостим воробья? (хлебными крошками, семечками)

 (слайд  11) Какое слово получилось?  – белочка;  (слайд  11-1) Чем мы угостим белочку? (шишками, сухими грибами, орешками)

 Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Ребята, наши снеговики что-то загрустили, наверно они немного устали. Давайте, вместе с ними отдохнем.

  1. Физминутка

1, 2, 3, 4,5

Приглашаю в круг играть.

Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика:

Мы скатали снежный ком – вот такой,

А потом поменьше ком – вот такой,

А наверх поставили  маленький комок –

Получился славненький  – наш снеговичок.

Снег, ведерко и морковка, да уменье и сноровка –

И готов снеговичок, очень милый толстячок!

  1. Игра «Назови  родственное слово» 

Проходите пожалуйста, на свои места, нам пора дальше продолжать путь. (слайд  12)  

А вот и третий сундучок. Чтобы его расколдовать, нужно подобрать родственные слова к слову снег: снегоход, снегирь, снеговик, снегурочка,… (слайд  13)  Молодцы, ребята!

  1. Игра «Четвертый лишний» 

(слайд 14) Продолжаем путь дальше? (слайд 14-1) А вот и четвертый сундучок. Чтобы расколдовать его нужно назвать лишнее слово- картинку и объяснить свой выбор.

  1. (слайд 15) Снегирь – сорока – ласточка – клест (слайд 15-1) (перелетная птица, а остальные зимующие)
  2. (слайд 16) Лиса – заяц – медведь – белка (слайд 16-1) (медведь зимой спит в берлоге)
  3. (слайд 17) Снегопад – снегирь – сосулька – снеговик (слайд 17-1) (общая часть слова - снег)
  4. (слайд 18) Ель – лиственница – кедр – сосна (слайд 18-1) (сбрасывает на зиму иголки)

Молодцы, ребята!  Как вы думаете, справились мы со всеми заданиями? Да, мы расколдовали все сундучки (слайд 19)  и помогли снеговикам добраться до царства матушки Зимы. (слайд 19-1)  Зима за помощь вам говорит спасибо и дарит вам настоящий снегопад! (слайд 20) 

  1. Сюрпризный момент 

А я вам тоже хочу сказать спасибо и подарить вот такой волшебный сундучок. Чтобы он напоминал вам о  нашем путешествии в царство матушки Зимы. Хотите посмотреть, что же там внутри? Давайте заглянем. Угощайтесь, пожалуйста! (угощение из волшебного сундучка).

Спасибо! Вы можете быть свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника "Колядки матушки зимы"

Сенарий фольклорного детского праздника "Колядки матушки зимы" разработан для детей 7-9 лет для проведения в учреждениях доп. образования и школах.Праздник рекомендуется проводить в "Святки" ( 7-19 ян...

Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").

Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...

Конспект классного часа в форме игры "Причуды матушки-зимы"

Материал отражает метапредметные связи(краеведение, литература, русский язык, живопись, история)...

Методическая разработка концерта для родителей "Здравствуй, матушка-зима"

Методическая разработка содержит сценарий концерта для родителей, созданного в форме музыкально-поэтической композиции....

Колядки матушки Зимы. Дворовый праздник

Дворовый праздник, посвящённый святочным дням.Ведущие праздника: Зима и Снегурочка. Действующие лица: Баба Яга, Собачка Дружок, Цыплёнок.На празднике традиционно выступает фольклорный ансамбль.Жители ...

Сюрпризная прогулка «В гости к матушке Зиме»

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с природой посредством сюрпризной проулки....