Устное народное творчество на логопедических занятиях с заикающимися .
методическая разработка на тему
Это опыт моей работы . Устное народное творчество - это огромная база для занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_na_logopedicheskikh_zanyatiyakh_s_zaikayushchimisya.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка – информатор банка данных о
носителе передового педагогического опыта
- Педагогическая идея и конкретные задачи, решаемые в данном опыте;
- повышение эффективности речевого развития заикающихся школьников
Данные о носителе опыта:
- Егорова Тамара Александровна
- Учитель русского языка и литературы, логопед
- Образование: высшее
- Стаж педагогической работы: 40 лет
- В должности логопеда: 23 года
- Наличие квалификационной категории: высшая
- Награды: Почетная грамота Министерства образования и науки
Актуальность.
В настоящее время в связи с преобразованиями общественной жизни остро встал вопрос о поиске оптимальных средств социальной реабилитации и адаптации детей с особенностями в развитии (А.А.Дмитриев, В.В.Коркунов, Е.М.Мастюкова, З.А.Репина, Н.М.Трубникова и др.), в том числе и с заиканием. Заикание гораничивает возможности детей при реализации своих способностей, осуществления значимых потребностей и стремлений, дальнейшего устройства личной жизни, то есть социальной дезадаптацией.
Российские и зарубежные авторы считают, заикание одним из наиболее сложных речевых нарушений, характеризующимся расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции в связи с возникновением судорог в артикуляционном аппарате заикающегося (Л.З.Арутюнян, Н.М.Ассатиани, К.П.Беккер, Л.И.Белякова, Е.В.Оганесян, В.И.Селиверстов, О.П.Скляров, Ю.Л.Фредин, В.М.Шкловский и др.).
Исследователи причин и механизмов заикания выдвигают разнообразные факторы возникновения патологии, определяющие сложность ее симптокомплекса (К.П.Беккер, Г.А. Волкова, Н.А.Власова, Е.А.Дьякова, В.А.Калягин, Л.Я.Миссуловин, М.Е.Хватцев).
Среди многочисленных речевых нарушений заикание – одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, выработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обуславливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося.
Степень разработанности проблемы.
Проблема речевой патологии и факторов, ее обусловливающих, отражена в работах Беляковой Л.И., Богомоловой А.И., Вайзмана Н.П., Власовой Н.А., Дъяковой Е.А., Сикорского И.А., Тяпугина Н.П., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. Хватцева М.Е. Шкловского Б.М. Г.В.Хватцев «Заикание – дефект устранимый». А.И.Богомолова «Устранение заикания у детей и подростков». В.И.Селиверстов «Заикание у детей».
Новизна
- Использование материалов устного народного творчества на логопедических занятиях с заикающимися
Обоснование:
- Обогащает словарь
- Способствует развитию связной речи
- Воспитывает чувство патриотизма
- Доступно, понятно
1.Устное народное творчество
- Пословицы
- Поговорки
- Скороговорки
- Песни
- Былины
- Загадки
- Анекдоты
- Сказки
- Фразеологизмы
2.Пословицы
(Закончи пословицу:)
Поговорка – цветочек, пословица - ... (ягодка).
Любишь кататься - … (люби и саночки возить).
Без труда - … (нет плода).
Дружно не грузно - … (а врозь, хоть брось).
Воля и труд … (дивные всходы дают).
Хорошо трудиться … (хлеб уродится).
Красна речь … (пословицей).
3.Из поучения Владимира Мономаха
(Закончи предложение:)
- Не ленись, но усердно … трудись
- В доме следи … (за порядком).
- В бою будь … (бдителен).
- Меньше ешь, спи. Не пьянствуй. Просящему … (подай).
- Сирот … (не забывай). Старых … (почитай). Молодых … (уважай).
- Гостей … (с улыбкой встречай). Больных … (навещай). Покойников … (провожай).
- Людям – добро неси. Слово дал – держи.
- Леность – мать всему дурному.
4.Загадки.
Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
А зовут ее … (лиса).
Поскорее наливай
Мне в стакан горячий … (чай).
На елочке малышке
Висят сплошные … (шишки).
Две сестренки, две плетенки,
Из овечьей шерсти тонкой. (перчатки)
Летом стоят без дела, дождались зимы, помчались с горы. (санки)
Прозрачный, как стекло,
Де не вставишь в окно. (лед)
Наряжаешь елку, в доме хоровод,
Потому что праздник этот … (Новый год).
5.Скороговорки.
«Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей».
Ярослав Мудрый.
6.Фразеологизмы.
- вверх дном — вверх ногами
- владеть собой — держать себя в руках
7.Виды речевых упражнений.
Расслабление мышц;
- формулы самовнушения;
- работа над гласными звуками;
- работа над словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слогах);
- работа над фразами (начинающихся со слов с начальным гласным, согласным звуком;
- фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами).
- работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни);
- чтением; заучиванием текстов наизусть;
- пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений.
- после всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры
- работа с семьей
8.Техника речи:
- Рассказы о профессиях
- Карточки с фразеологическими оборотами
- Речевая игра «Комментатор» (пантомима – один выполняет действия, другой комментирует)
- Скороговорки
- Игра «лото» (синонимы, антонимы, фразеологизмы).
Степень самостоятельности речи
(логопед работает на дидактическом материале, подобранном с учетом возраста).
- сопряжённая
- полусопряжённая
- отражённая
- ответы на вопросы
- пересказ
- рассказ
- спонтанная речь
Отслеживание результатов
Опросник речевой тревожности Р. Эриксона в адаптации
В.А. Калягина — Л.Н. Мацько
Заикание – судорожное нарушение плавности речи.
Логоневроз – поражена речевая функция.
Общеневротические проявления:
- пониженное настроение;
- чувство неполноценности;
- плохой сон;
- снижен аппетит.
Одним из признаков невротического поражения является логофобия (навязчивый страх речи) – молчание может привести к мутизму, к невротическому заиканию.
Методика исследования уровня речевой тревожности Р.Эриксона в адаптации В.А.Калягина – Л.Н.Мацько
Данная методика имеет форму опросника и позволяет определить меру переживаний заикающихся по поводу собственной речи.
Выводы.
- В настоящее время механизмы заикания рассматриваются неоднозначно.
- Обзор клинико-психолого-педагогической литературы по проблеме показывает постоянный поиск новых методов исследования и коррекции заикания.
Наиболее эффективна логопедическая работа при взаимодействии с работой врача, психолога и логоритмиста в системе комплексного медико-психолого-педагогического подхода коррекции заикания.
Прогнозирование конечных результатов
Активизация познавательной деятельности заикающихся обучающих и формирование у них положительной мотивации к изучению русского языка , литературы и других предметов. Игра «Лото», альбомы с пословицами, тетрадь – пословицы на любую букву.
Адресность данного опыта. Возможность его практического использования на логопедических занятиях.
- Данный опыт работы может быть использован логопедами школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях, уроках русского языка и литературы, факультативах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе....
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках...
План-конспект открытого занятия "Устное народное творчество. Изготовление игрушки-сувенира "Жабка"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» ПЛАН-КОСПЕКТоткрытого ...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...
Конспект занятия "Устное народное творчество"
Дети знакомятся с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; учатся определять в них добрый юмор, задор небылиц. Воспитывая интерес к устному народному твор...