Устное народное творчество на логопедических занятиях с заикающимися .
методическая разработка на тему

Это опыт моей работы . Устное народное творчество - это огромная база для занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка – информатор банка данных о

носителе передового педагогического  опыта

- Педагогическая идея и конкретные задачи, решаемые в данном опыте;

- повышение эффективности речевого развития заикающихся школьников

Данные о носителе опыта:

  • Егорова Тамара Александровна
  • Учитель русского языка и литературы, логопед
  • Образование: высшее
  • Стаж  педагогической работы: 40 лет
  • В должности логопеда: 23 года
  • Наличие квалификационной категории: высшая
  • Награды: Почетная грамота Министерства образования и науки

Актуальность.

В настоящее время в связи с преобразованиями общественной жизни остро  встал вопрос о поиске оптимальных средств социальной реабилитации и адаптации детей с особенностями в развитии (А.А.Дмитриев, В.В.Коркунов, Е.М.Мастюкова, З.А.Репина, Н.М.Трубникова и др.), в том числе и с заиканием. Заикание гораничивает возможности детей при реализации своих способностей, осуществления значимых потребностей и стремлений, дальнейшего устройства личной жизни, то есть социальной дезадаптацией.

   Российские и зарубежные авторы считают, заикание одним из наиболее сложных речевых нарушений, характеризующимся расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции в связи с возникновением судорог в артикуляционном аппарате заикающегося (Л.З.Арутюнян, Н.М.Ассатиани, К.П.Беккер, Л.И.Белякова, Е.В.Оганесян, В.И.Селиверстов, О.П.Скляров, Ю.Л.Фредин, В.М.Шкловский и др.).  

Исследователи причин и механизмов заикания выдвигают разнообразные факторы возникновения патологии, определяющие  сложность ее симптокомплекса (К.П.Беккер, Г.А. Волкова, Н.А.Власова, Е.А.Дьякова, В.А.Калягин, Л.Я.Миссуловин, М.Е.Хватцев).

   Среди многочисленных  речевых нарушений заикание – одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, выработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обуславливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося.

Степень разработанности проблемы.

Проблема речевой патологии и факторов, ее обусловливающих, отражена в работах Беляковой Л.И., Богомоловой А.И., Вайзмана Н.П., Власовой Н.А., Дъяковой Е.А., Сикорского И.А., Тяпугина Н.П., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. Хватцева М.Е. Шкловского Б.М. Г.В.Хватцев «Заикание – дефект устранимый». А.И.Богомолова «Устранение заикания у детей и подростков». В.И.Селиверстов «Заикание у детей».

Новизна

  • Использование материалов устного народного творчества на логопедических занятиях с заикающимися

Обоснование:

  • Обогащает словарь
  • Способствует развитию связной речи
  • Воспитывает чувство патриотизма
  • Доступно, понятно

1.Устное народное творчество

  • Пословицы
  • Поговорки
  • Скороговорки
  • Песни
  • Былины
  • Загадки
  • Анекдоты
  • Сказки
  • Фразеологизмы  

2.Пословицы

(Закончи пословицу:)

Поговорка – цветочек, пословица  - ... (ягодка).

Любишь кататься - … (люби и саночки возить).

Без труда - … (нет плода).

Дружно не грузно - … (а врозь, хоть брось).

Воля и труд … (дивные всходы дают).

Хорошо трудиться … (хлеб уродится).

Красна речь … (пословицей).

3.Из поучения Владимира Мономаха

(Закончи предложение:)

  • Не ленись, но усердно …  трудись
  • В доме следи … (за порядком).
  • В бою будь … (бдителен).
  • Меньше ешь, спи. Не пьянствуй. Просящему … (подай).
  • Сирот … (не забывай). Старых … (почитай). Молодых … (уважай).
  • Гостей … (с улыбкой встречай). Больных … (навещай). Покойников … (провожай).
  • Людям – добро неси. Слово дал – держи.
  • Леность – мать всему дурному.

4.Загадки.

Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

А зовут ее … (лиса).

 Поскорее наливай  

 Мне в стакан горячий … (чай).

На елочке малышке

Висят сплошные … (шишки).

Две сестренки, две плетенки,

Из овечьей шерсти тонкой.    (перчатки)

Летом стоят без дела, дождались зимы, помчались с горы. (санки)

Прозрачный, как стекло,

Де не вставишь в окно. (лед)

Наряжаешь елку, в доме хоровод,

Потому что праздник этот … (Новый год).

5.Скороговорки.

«Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей».

Ярослав Мудрый.

6.Фразеологизмы.

  • вверх дном — вверх ногами
  • владеть собой — держать себя в руках

7.Виды речевых упражнений.

Расслабление мышц;

  • формулы самовнушения;
  • работа над гласными звуками;
  •  работа над словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слогах);
  •  работа над фразами (начинающихся со слов с начальным гласным, согласным звуком;
  • фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами).
  •  работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни);
  • чтением; заучиванием текстов наизусть;
  • пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений.
  • после всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры
  • работа с семьей

8.Техника речи:

  • Рассказы о профессиях
  • Карточки с фразеологическими оборотами
  • Речевая игра «Комментатор» (пантомима – один выполняет действия, другой комментирует)
  • Скороговорки
  • Игра «лото» (синонимы, антонимы, фразеологизмы).

Степень самостоятельности речи

(логопед работает на дидактическом материале, подобранном с учетом возраста).

  • сопряжённая                         
  • полусопряжённая                
  • отражённая                            
  • ответы на вопросы               
  • пересказ
  • рассказ
  • спонтанная речь

Отслеживание результатов

Опросник речевой тревожности Р. Эриксона в адаптации

В.А. Калягина — Л.Н. Мацько

Заикание – судорожное нарушение плавности речи.

Логоневроз – поражена речевая функция.

Общеневротические проявления:

- пониженное настроение;

- чувство неполноценности;

- плохой сон;

- снижен аппетит.

   Одним из признаков невротического поражения является логофобия (навязчивый страх речи) – молчание может привести к мутизму, к невротическому заиканию.

Методика исследования уровня речевой тревожности Р.Эриксона в адаптации В.А.Калягина – Л.Н.Мацько

Данная методика имеет форму опросника и позволяет определить меру переживаний заикающихся по поводу собственной речи.

Выводы.

  • В настоящее время механизмы заикания рассматриваются неоднозначно.
  •   Обзор клинико-психолого-педагогической литературы по проблеме показывает постоянный поиск новых методов исследования и коррекции заикания.

Наиболее эффективна логопедическая работа при взаимодействии с работой врача, психолога и логоритмиста в системе комплексного медико-психолого-педагогического подхода коррекции заикания. 

Прогнозирование конечных результатов

Активизация познавательной деятельности заикающихся обучающих и формирование у них положительной мотивации к изучению русского языка , литературы и других предметов. Игра «Лото», альбомы с пословицами,  тетрадь – пословицы на любую букву.

Адресность данного опыта. Возможность его практического использования на логопедических занятиях.

  • Данный опыт работы может быть использован  логопедами школы-интерната для  детей с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях, уроках русского языка и литературы, факультативах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....

План-конспект открытого занятия "Устное народное творчество. Изготовление игрушки-сувенира "Жабка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»  ПЛАН-КОСПЕКТоткрытого  ...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Конспект занятия "Устное народное творчество"

Дети знакомятся с устным народным твор­чеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; учатся определять в них добрый юмор, задор небылиц. Воспитывая интерес к устному народному твор...