Трудовое обучение школьников - проблемы и перспективы.
учебно-методический материал на тему
Успешность развития трудовых действий ребенка определяется, прежде всего,уровнем положительной мотивации в учении. Такая мотивация, в свою очередь, зависит от трудовой умелости школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемы и перспективы. | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей с отклонениями в развитии».
Тема: «Трудовое обучение школьников с нарушением в развитии: проблемы и перспективы».
Подготовил: учитель трудового обучения Банников С.М.
2014 год. |
Каракулинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонением в развитии.
В нашей школе ведется обучение учащихся столярному, швейному и сельскохозяйственному труду
Учителя, ведущие данный предмет, имеют большой стаж и опыт работы в специальной школе. Задачи, стоящие перед школой по обучению и воспитанию учащихся связаны с коррекцией наиболее значимых сторон деятельности школьника и некоторых негативных свойств его личности. Продуктивность коррекционной работы в трудовом обучении зависит от ряда условий:
Первое – необходимость длительного воздействия, поскольку коррекция дефекта – процесс трудоемкий, требующий целенаправленных, настойчивых и продолжительных по времени усилий учителя. Обучение, которое ставит своей целью знакомство с учебным материалом, малоэффективно.
Второе условие – профессиональный характер трудового обучения.
Успешность развития трудовых действий ребенка определяется, прежде всего, уровнем положительной мотивации в учении. Такая мотивация, в свою очередь, зависит от трудовой умелости школьников: дело, которое хорошо получается, создает положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Наибольшее удовлетворение учащимся приносит труд, конечным результатом которого является полезный продукт. Профессиональный труд дает возможность решить эту задачу; уже в пятом классе учащиеся создают изделия достаточно высокого уровня сложности. А к девятому классу – изготавливают мебель не сложной конструкции, которая используется в школе.
Основной формой коррекции на уроках выступает дифференцированный подход к учащимся, испытывающим затруднения в обучении, осуществляемый с помощью специальных методов и приемов. Большинство из них направлено на исправление определенных недостатков учащихся, но часть их не связана с конкретными особенностями школьников, носит общий характер и может применяться в работе со всеми учащимися класса. Имеется в виду, например формирование соответствующего морально-психологического климата, стимулирования товарищеской взаимопомощи, осуждение коллективом грубых проступков т.п. Специальные методы и приемы дифференцированного подхода учитывают индивидуально – типичные свойства школьников. Так в работе со слабыми учащимися используются наглядные пособия при устном ответе, упрощается планирование учебного задания; в работе со школьниками, имеющими нарушения работоспособности, прибегают к временному переключению внимания на другой вид труда, стремясь интенсивнее вытеснить мотивы нежелания учиться; учащимся с двигательными нарушениями предлагается более детальная структура овладения трудовыми действиями, использование приспособлений, сигнализирующих о правильности движений и т. д.
Применяется также различная по объему и содержанию помощь учителя в выполнении умственных движений: побуждение к сравнению, название или показ учителем операции и др. Под влиянием такого обучения, включающего различные коррекционные приемы, у учащихся постепенно развивается умение ориентироваться в трудовом задании несложного содержания и планировать предстоящую работу, хотя не у всех это дает одинаковые результаты. В старших классах учебная деятельность школьников осуществляется с более значительной опорой на словесно – логическое мышление. В процессе профессионально – трудового обучения учащихся старших классов используют множество специфических методических приемов: словесная характеристика конечного результата с опорой на натуральный образец, его описание по плану, данному учителем, или по опорным словам с выявлением главных и второстепенных его особенностей: конструкции изделия, формы и точных размеров его частей, соединения деталей, отделки, назначения изделия и материала, из которого оно изготовлено. Такое же множество приемов применяют при обучении умениям планировать предстоящую работу и проводить самоконтроль. В каждом классе есть учащиеся, которые не готовы к фронтальному обучению. При объяснении темы или в самом начале выполнения работ обычно проводится предварительный инструктаж. Однако усваивают материал не все учащиеся. Чтобы добиться усвоения материала мы вынуждены вести с этими учащимися индивидуальные беседы. На первый взгляд кажется, что объяснение воспринято, но когда дети приступают к выполнению заданий, то обнаруживается, что ориентировка в задании отсутствует у многих учащихся. Чтобы ученики выполнили работу, мы проводим дополнительный инструктаж с теми, кто не понял материал или понял его не правильно.
Дополнительное объяснение дается, учитывая знания и умения слабых учащихся, применяя для объяснения образцы изделий, которые можно разобрать на детали, предметные карты. В старших классах – объяснение по эскизам, чертежам, технологическим картам.
Индивидуальная работа с учащимися – важнейшая форма обучения.
Формируя у умственно отсталых учащихся на наглядной и наглядно – действенной основе привитие трудовых навыков, мы одновременно ставим и решаем задачи развития наглядно – действенного, наглядно – образного, а затем и абстрактного мышления этих детей. На уроках трудового обучения в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается элементарное мышление учащихся, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Исправление индивидуально – типических недостатков деятельности школьников и повышение на этой основе общего уровня ее развития является одной из наиболее важных для вспомогательной школы проблем. От ее решения зависит продуктивность труда школьников в период обучения, а также смогут ли они в будущем работать на массовых производственных предприятиях.
Естественно, на первый план выступают такие задачи , как сообщение учащимся определенной системы знаний по тому или иному виду труда (профессии) и формирование соответствующих профессионально – трудовых умений и навыков.
Для самостоятельного выполнения задания по труду ученику требуется не только владение определенными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия.
Воспитание самостоятельности учащихся в нашей школе достигается в процессе введения в программу трудового обучения сельскохозяйственного труда и вовлечения воспитанников в общественно полезный труд.
Учащиеся с удовольствием занимаются выращиванием овощей на своем огороде, получая высокий процент урожая, полностью обеспечивая себя овощами. Круглый год работает теплица, в которой выращивают рассаду, лук, огурцы и др.
На уроках швейного дела выполняются заказы школы по пошиву одежды и постельного белья. На уроках столярного дела учащиеся выполняют работы по изготовлению и ремонту мебели.
В школе ведется профорентационная работа – встречи с людьми разных профессий, экскурсии выпускников по училищам. Ежегодно проводятся декады по трудовому обучению, которые включают различные конкурсы, олимпиады и выставки работ учащихся.
В школе работает МО учителей трудового обучения, на котором рассматриваются вопросы по изучению передового педагогического опыта, проблемные вопросы по трудовому обучению. Большое внимание уделяется воспитательной стороне урока и практической направленности. Изучаются новые методики проведения занятий.
Одной из наиболее важных проблем нашей школы является невостребованность наших выпускников в учебных заведениях обучающих по специальностям: столяр, плотник. За последние 5 лет было принято всего 2 выпускника по названым специальостям.
Также проблемой является улучшение материально – технической базы учебных мастерских (обновление станочного оборудования и обеспечение материалами). От материально – технической базы и условий в которых живут и обучаются дети зависит их дальнейшая самостоятельная деятельность.
В дальнейшем необходимо рассматривать вопрос о приеме учащихся в училища и трудоустройстве их после окончания учебных заведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:Использование медиаобразования в технологии по программе трудового обучении школьников
Использование ИКТ на уроках технологии...
Патриотическое воспитание школьников : проблемы, традиции, потенциал,перспективы.
Среди нравственных качеств человека особое место занимает любовь к своему Отечеству. Патриотизм является источником духовной силы. Это святое чувство побуждает каждо...
Проблемы и перспективы профильной и предпрофильной подготовки школьников
Данный материал может быть использован для выступления на педсоветах, заседаниях ШМО...
Деятельностный подход в школьной практике обучения истории: проблемы и перспективы.
В статье рассматриваются особенност реализации деятельностного подхода в преподавании истории....
ЭССЕ Учителя географии + Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС в процессе обучения школьников географии
Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОСв процессе обучения школьников географииС. В. Хиль,учитель географииМБОУ «Гимназия № 8», г. Сочи ,Краснодарский край...
Доклад на тему "Основные положения и особенности реализации дифференцированного подхода в трудовом обучении школьников с ТМНР"
Трудовое обучение школьников с ТМНР...
Презентация "Внедрение комплекса ГТО для сельских школьников – проблемы и перспективы".
Материал для педагогов сельских школ...