«Лекарственные растения» (7 класс)
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Цель: знакомство  обучающихся с лекарственными растениями нашего региона.

 

Задачи

Образовательные задачи:

осуществлять руководство познавательной деятельностью слепых и слабовидящих обучающихся;

научить применять знания, полученные на  занятии в реальной жизни;

стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся поисковыми методами;

обеспечивать психолого-педагогическую поддержку учебно-познавательной деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

осуществлять целенаправленное развитие мышления (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности);

развивать речь;

осуществлять индивидуальный подход в коррекционной работе на всех этапах урока, способствовать «запуску» компенсаторных механизмов; 

учить  высказывать своё мнение, находить свои ошибки и самостоятельно  преодолевать их;

вырабатывать умение критически, но доброжелательно относиться к  работам одноклассников.

Воспитательные задачи:

целенаправленно формировать позитивные качества личности;

всемерно способствовать реальной адаптации учащихся в социум.

 

Оборудование: выставка книг  о лекарственных растениях, гербарии лекарственных растений, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbo.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат III – IV видов»

коррекционное занятие

 по социально – бытовой ориентировке

со слепыми и слабовидящими обучающимися  «Лекарственные растения» (7 класс)

Цель: знакомство  обучающихся с лекарственными растениями нашего региона.

Задачи

Образовательные задачи:

осуществлять руководство познавательной деятельностью слепых и слабовидящих обучающихся;

научить применять знания, полученные на  занятии в реальной жизни;

стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся поисковыми методами;

обеспечивать психолого-педагогическую поддержку учебно-познавательной деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

осуществлять целенаправленное развитие мышления (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности);

развивать речь;

осуществлять индивидуальный подход в коррекционной работе на всех этапах урока, способствовать «запуску» компенсаторных механизмов;  

учить  высказывать своё мнение, находить свои ошибки и самостоятельно  преодолевать их;

вырабатывать умение критически, но доброжелательно относиться к  работам одноклассников.

Воспитательные задачи:

целенаправленно формировать позитивные качества личности;

всемерно способствовать реальной адаптации учащихся в социум.

Оборудование: выставка книг  о лекарственных растениях, гербарии лекарственных растений, презентация

Ход урока

I. Организация класса, проверка готовности к занятию.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы,  связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных  свойствах растений, которые  растут  рядом с нами,  как и когда растения нужно собирать,  чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. У одних растений ценные вещества находятся в листьях - значит надо собирать листья; у других – в корнях; у некоторых – в цветках и плодах. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Тема нашего урока: «Лекарственные растения в домашней аптечке».

III. Изучение нового материала.

1. Введение в тему.

         

            Лекарственными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.

           Из известных на Земле 500 000 видов растений более 12 000 составляют лекарственные, целебные свойства которых используются в современной научной медицине.

           «Зелёная фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надёжными лечебными средствами, не вызывающими в отличие от синтетических, побочных явлений. Препараты из лекарственных трав и растений бывают нередко единственными при многих заболеваниях. Лечение травами – фитотерапия – мощное средство борьбы за здоровье людей.

           Люди издавна пользовались дарами зелёного царства природы для предупреждения и лечения различных заболеваний. Даже в самых древних памятниках письменности за шесть лет до н.э. есть указания на использование человеком целебных свойств растений. На Руси этим занимались ведуны, волхвы, знахари, народные целители. Секреты народных целителей столетиями передавались от отца к сыну или к дочери.

           В домашних условиях из лекарственного сбора обычно готовят настои, отвары, настойки, соки, мази.

Богат и разнообразен выбор лекарств в «зелёной аптеке», но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть так же привлекательно, как и самые безобидные представители лекарственной флоры, поэтому обращаться за помощью к растениям следует только по совету врача.

           Травы жизни, растения – целители, зелёные друзья человека – вот сколько тёплых и даже нежных названий у лекарственных растений. Уметь с первого взгляда узнавать лекарственные растения, знать, когда и как его собирать, безошибочно определять места, где оно может расти, чётко выполнять правила сохранения зелёных целителей – вот азбука каждого, кто занимается сбором лекарственных растений.

Сведения об этом можно почерпнуть из книг, которые видите на нашей выставке (краткий обзор выставленной литературы).

2. Беседа – актуализация знаний учащихся.

А) Вы наверняка знаете много лекарственных растений.

Назовите их и по возможности расскажите об их целебных свойствах.

Б) Отгадайте загадку.

Когда идёшь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо - шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые

Они как пух легки.

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.  (одуванчик)                                                                  

Да, это одуванчик . Одно из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах.  Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам  - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.  

  В народной медицине Руси одуванчик считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения.

Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени, почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.

В) Отгадайте ещё одну загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.  (берёза)                                                                     

Да, ребята, нет дерева милее и роднее берёзы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Берёза – символ Родины.

Много веков служит берёза верой и правдой , принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый берёзовый веник в бане, и  дёготь, одна ложка которого портит бочку мёда, но врачует кожные  заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского).

Г) Физкульт. пауза

Д) Выполните задание: о каком растении идёт речь?

Путника друг, …………….,

Скромный,  невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Путника друг, …………….,

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же на тропке, у ног.

                                                                          В. Рождественский.

Он встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название.  

Подорожник растёт там, где ходят люди, т.к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника  переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже называли его «След Белого».

В народной медицине его применяют издавна. Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и др.

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают  при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах.

Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, желудка. Его отвар помогает и при зубной боли. Но  наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах, порезах, ожогах.

3. Творческая работа учащихся.

Каждому из вас было задано на дом, подготовить рассказ об одном или нескольких лекарственных растениях.

Обучающиеся рассказывают о растениях (алтей лекарственный, женьшень обыкновенный, орех грецкий, фасоль обыкновенная, зверобой, крапива, ромашка, рябина).

Рассказ каждого обучающегося сопровождается крупным показом слайда с изображением растения, слепые обучающиеся тактильно исследуют экспонаты гербария.

IY. Закрепление изученного материала.

Викторина «Угадай по описанию…» сопровождается показом слайдов после правильного ответа.

1. Красивое дерево с плотной, густой кроной. Весной цветёт красивыми соцветиями, источая аромат и привлекая к себе пчёлок. Настой и отвар соцветий применяется в качестве потогонного и противовоспалительного средства при простудных заболеваниях (липа).

2. Дерево – символ прекрасного и возвышенного, символ России, воспетый многими поэтами и художниками. Настой и отвар почек применяется как противовоспалительное и ранозаживляющее средство (берёза).

3. Дерево, растущее по берегам рек, склонившись низко к воде. Кора дерева применяется как вяжущее средство при воспалении слизистой желудка и как противовоспалительное средство ( ива).

4. Это растение обладает жгучим характером. Настой из него применяют как кровоостанавливающее средство. Сок и измельчённые листья используют при лечении нагноившихся ран (крапива).

5. Растение имеет сильный ароматно-холодящий запах. Листья и цветы используют для заварки чая, в медицине используют как освежающее, потогонное и желчегонное средство (мята).

6.Растение с белыми соцветиями. Часто влюблённые гадают на нём. Отвар и настои соцветий обладают противовоспалительным, дезинфицирующим и потогонным действием. Применяют для полоскания горла при ангинах (ромашка).

V. Итог занятия.

Сегодня на занятии мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.

  Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.

Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула, ландыш, земляника, чабрец, шиповник, берёза.

VI. Домашнее задание.

Для ребят, живущих в семьях.

Выясните, какие лекарственные растения растут возле вашего дома. Узнайте, какие из них применяют ваши  родители. Зарисуйте одно лекарственное растение в тетрадь.

Для ребят, живущих в школе-интернате.

Подумайте, из каких лекарственных растений можно было бы создать в школе «Лекарственный огород».                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 6 классе по теме: «Лесная аптека » («Лекарственные растения»)

На уроке учащиеся 6-х классов знакомятся с некоторыми лекарственными растениями Подмосковья, способами их применения. Приобретают практические навыки и умения использования различных лекарственных рас...

Конспект занятия по биологии в 7 классе "Лекарственные растения Кубани"

Данный конспект занятия содержит материала о лекарственных растениях Кубани....

Открытый урок в 6 классе "Лекарственные растения"

урок позволит Вам изучитт самые популярные лекарственные растения. В ходе урока предполагается дегустаци чаев...

Лекарственные растения 7 класс

Научить учащихся распознавать местные лекарственные растения...

КПЗ "В мире растений . Лекарственные растения" для учащихся 6 класса, 2019-2020 уч.год

Занятие разработано для учащихся 6клаас коррекционной школы 8 вида....