статья " Коррекционно-развивающая работа в отделении " Милосердие"".
статья по теме

Горбунова Ольга Юрьевна

В данной статье описана  коррекционно-развивающая работа в отделении " Милосердие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение

Детский дом – интернат «Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения

города Москвы

Статья:
«Коррекционно-развивающая работа в отделении « Милосердие»

(из опыта работы)

   Подготовила :                      

     учитель – дефектолог        

Горбунова Ольга Юрьевна

 Москва 2014

 Коррекционно-педагогическая работа в детском доме-интернате в отделении «Милосердие» проводится на индивидуально-дифференцированных занятиях. Строится на основе разработанных направлений : сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, формирование моторных навыков ,социальное развитие.

Опыт  коррекционной работы показывает, что построение  занятий с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития имеет ряд особенностей. Такие занятия требуют не только профессиональных знаний и умений,  но  и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того, занятия требуют большого терпения,  интуиции и любви.

Работа с нашими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов  и принципов обучения и воспитания.

Поделимся важнейшими принципами, которые используем в работе с детьми, страдающими нарушениями развития.

Безусловно, все занятия  проводим в игровой форме. Игровые ситуации, яркие, красочные предметы вызывают интерес у ребенка так, как  играя с детьми, учитываем их жизненный опыт.

Многие дети с нарушениями интеллекта очень плохо понимают обращенную к ним речь,  поэтому использовать только вербальный метод нельзя, применяем наглядные средства, вовлекаем в практическую деятельность самих детей . Еще один важный принцип обучения-доступности. Уровень трудности каждого следующего задания хоть не намного, но увеличиваем.

Ну и, конечно же,  насыщаем занятия эмоциональным компонентом.  Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности.

Главный принцип – соблюдение интересов ребенка. Адекватно оцениваем реальный уровень развития каждого ребенка, его особенности и ориентируемся на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.

Как  работаем по каждому из направлений?

Сенсорное развитие: наши дети нуждаются в специальном развитии сенсорных эталонов. Воспринимаем, узнаем, сличаем, соотносим, группируем предметы по величине, форме, цвету; раскладываем предметы разного цвета в разные коробки;  различаем предметы контрастных величин.

Предметно-практическая деятельность :специальная работа по развитию действий с предметами направлена на развитие мелкой моторики рук и пальцев, целенаправленных манипулятивных действий ( катаем шарики в заданном направлении,  бросаем шарики или другие мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, перекладываем предметы из одной коробки в другую, открываем и закрываем коробки, матрешки, деревянные яйца, заполняем отверстия втулками, нанизываем предметы с отверстиями на стержень).

Формирование моторных навыков включает в себя:

-развитие общей моторики  (Развитие общих движений: ходим самостоятельно, используя для поддержки различные средства поддержки и стимулирования (пояс, игрушка в руке ребенка, пяльцы и т.д.); самостоятельно сползаем с дивана, с кресла, с кровати;  влезаем на диван, на кресло, на кровать, используя спинки стула, дивана или подставки,  самостоятельно садимся и встаем со стульчика, со скамейки, ступеньки;  ударяем по мячу ногой из положения стоя, в то время как  сама поддерживаю ребенка за руки.

-развитие тонкой моторики (выполняем несложные манипуляции с предметами:  захватываем, удерживаем  в руках крупные предметы, сначала двумя руками, потом одной, нанизываем пуговицы, крупные бусины на шнурок, застегиваем и расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки, достаем бусины ложкой из стакана, наматываем нитки на катушку и  сматываем ее в клубок , стираем ластиком нарисованные предметы, сжимаем и разжимаем эспандер, рисуем точки мелом,  чиркаем каракули карандашом, рисуем пальчиками, кулачком, ладошкой).

-делаем ежедневно массаж рук и пальцев рук;

развитие пространственной ориентировки ( включает ориентировку в схеме собственного  тела; ориентировку в группе; в здании ДДИ; на прогулочной площадке ДДИ; учимся располагать предметы в пространстве и соотносим режимные моменты в разное время суток).

Социальное развитие. По данному направлению работа строится  следующим образом:

- формируем активную реакцию на вербальное обращение, речь.

-формируем умение сосредотачивать внимание при обращении взрослого к ребенку.

-вырабатываем желание взаимодействовать со взрослым.

-формируем умение выполнять простую вербальную инструкцию.

-учим детей слушать речь взрослого и понимать ее.

-учим детей знать назначение предметов окружающего быта.

-учим узнавать действия бытового характера, показывать их, по возможности называть.

В целом, стараемся устанавливать более прочные эмоциональные контакты ребенка с близкими взрослыми, заражаем эмоциями радости, удовольствия и поддерживаем состояние психологического комфорта; укрепляем положительные эмоциональные связи; прививаем различные формы общения с близкими взрослыми (улыбаться, смотреть в глаза, протягивать руку при встрече со знакомыми, при прощании махать рукой); закрепляем эмоциональную реакцию на появление родителей, близких взрослых, радоваться, улыбаться; учимся узнавать на фото себя и близких взрослых: находить себя (близких взрослых) среди других лиц, выполнять инструкции: «Покажи, где ...», и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности работы в отделении "Милосердие""

В отделении «Милосердие», где мы работаем, находятся дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития .Самое главное в нашей  работе-терпение. Необходимо кропотливо выполнять свою работу и р...

Cтатья" Особенности работы в отделении "Милосердие"".

Данная статья предназначена для специалистов, работающих с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения в развитии....

Статья "Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни."

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

Статья "Коррекционно-развивающая направленность воспитания по формированию социально-нравственных качеств у школьников"

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколени...

Статья "Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы в ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи"

В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...

Статья «Коррекционно - развивающее обучение школьников с ОВЗ как условие повышения качества жизни».

Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду....

Статья "Коррекционно-развивающие упражнения на уроках в период обучения грамоте."

Методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа слова....