статья " Коррекционно-развивающая работа в отделении " Милосердие"".
статья по теме
В данной статье описана коррекционно-развивающая работа в отделении " Милосердие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_rabota_v_otdeleniimiloserdie.odt | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение
Детский дом – интернат «Южное Бутово»
Департамента социальной защиты населения
города Москвы
Статья:
«Коррекционно-развивающая работа в отделении « Милосердие»
(из опыта работы)
Подготовила :
учитель – дефектолог
Горбунова Ольга Юрьевна
Москва 2014
Коррекционно-педагогическая работа в детском доме-интернате в отделении «Милосердие» проводится на индивидуально-дифференцированных занятиях. Строится на основе разработанных направлений : сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, формирование моторных навыков ,социальное развитие.
Опыт коррекционной работы показывает, что построение занятий с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития имеет ряд особенностей. Такие занятия требуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того, занятия требуют большого терпения, интуиции и любви.
Работа с нашими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов и принципов обучения и воспитания.
Поделимся важнейшими принципами, которые используем в работе с детьми, страдающими нарушениями развития.
Безусловно, все занятия проводим в игровой форме. Игровые ситуации, яркие, красочные предметы вызывают интерес у ребенка так, как играя с детьми, учитываем их жизненный опыт.
Многие дети с нарушениями интеллекта очень плохо понимают обращенную к ним речь, поэтому использовать только вербальный метод нельзя, применяем наглядные средства, вовлекаем в практическую деятельность самих детей . Еще один важный принцип обучения-доступности. Уровень трудности каждого следующего задания хоть не намного, но увеличиваем.
Ну и, конечно же, насыщаем занятия эмоциональным компонентом. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности.
Главный принцип – соблюдение интересов ребенка. Адекватно оцениваем реальный уровень развития каждого ребенка, его особенности и ориентируемся на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.
Как работаем по каждому из направлений?
Сенсорное развитие: наши дети нуждаются в специальном развитии сенсорных эталонов. Воспринимаем, узнаем, сличаем, соотносим, группируем предметы по величине, форме, цвету; раскладываем предметы разного цвета в разные коробки; различаем предметы контрастных величин.
Предметно-практическая деятельность :специальная работа по развитию действий с предметами направлена на развитие мелкой моторики рук и пальцев, целенаправленных манипулятивных действий ( катаем шарики в заданном направлении, бросаем шарики или другие мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, перекладываем предметы из одной коробки в другую, открываем и закрываем коробки, матрешки, деревянные яйца, заполняем отверстия втулками, нанизываем предметы с отверстиями на стержень).
Формирование моторных навыков включает в себя:
-развитие общей моторики (Развитие общих движений: ходим самостоятельно, используя для поддержки различные средства поддержки и стимулирования (пояс, игрушка в руке ребенка, пяльцы и т.д.); самостоятельно сползаем с дивана, с кресла, с кровати; влезаем на диван, на кресло, на кровать, используя спинки стула, дивана или подставки, самостоятельно садимся и встаем со стульчика, со скамейки, ступеньки; ударяем по мячу ногой из положения стоя, в то время как сама поддерживаю ребенка за руки.
-развитие тонкой моторики (выполняем несложные манипуляции с предметами: захватываем, удерживаем в руках крупные предметы, сначала двумя руками, потом одной, нанизываем пуговицы, крупные бусины на шнурок, застегиваем и расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки, достаем бусины ложкой из стакана, наматываем нитки на катушку и сматываем ее в клубок , стираем ластиком нарисованные предметы, сжимаем и разжимаем эспандер, рисуем точки мелом, чиркаем каракули карандашом, рисуем пальчиками, кулачком, ладошкой).
-делаем ежедневно массаж рук и пальцев рук;
развитие пространственной ориентировки ( включает ориентировку в схеме собственного тела; ориентировку в группе; в здании ДДИ; на прогулочной площадке ДДИ; учимся располагать предметы в пространстве и соотносим режимные моменты в разное время суток).
Социальное развитие. По данному направлению работа строится следующим образом:
- формируем активную реакцию на вербальное обращение, речь.
-формируем умение сосредотачивать внимание при обращении взрослого к ребенку.
-вырабатываем желание взаимодействовать со взрослым.
-формируем умение выполнять простую вербальную инструкцию.
-учим детей слушать речь взрослого и понимать ее.
-учим детей знать назначение предметов окружающего быта.
-учим узнавать действия бытового характера, показывать их, по возможности называть.
В целом, стараемся устанавливать более прочные эмоциональные контакты ребенка с близкими взрослыми, заражаем эмоциями радости, удовольствия и поддерживаем состояние психологического комфорта; укрепляем положительные эмоциональные связи; прививаем различные формы общения с близкими взрослыми (улыбаться, смотреть в глаза, протягивать руку при встрече со знакомыми, при прощании махать рукой); закрепляем эмоциональную реакцию на появление родителей, близких взрослых, радоваться, улыбаться; учимся узнавать на фото себя и близких взрослых: находить себя (близких взрослых) среди других лиц, выполнять инструкции: «Покажи, где ...», и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности работы в отделении "Милосердие""
В отделении «Милосердие», где мы работаем, находятся дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития .Самое главное в нашей работе-терпение. Необходимо кропотливо выполнять свою работу и р...
Cтатья" Особенности работы в отделении "Милосердие"".
Данная статья предназначена для специалистов, работающих с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения в развитии....
Статья "Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни."
Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...
Статья "Коррекционно-развивающая направленность воспитания по формированию социально-нравственных качеств у школьников"
Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколени...
Статья "Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы в ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи"
В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...
Статья «Коррекционно - развивающее обучение школьников с ОВЗ как условие повышения качества жизни».
Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду....
Статья "Коррекционно-развивающие упражнения на уроках в период обучения грамоте."
Методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа слова....