«Комплекс игр и упражнений, направленный на развитие внимания у детей с ОВЗ ЛУО на уроках русского языка и чтения»
методическая разработка (5 класс)

Сабельфельд Марина Евгеньевна

Аннотация: Данный комплекс предназначен для проведения развивающих занятий с детьми на уроках русского языка и чтения. Представлен в виде 2 блоков. Материал подбирался с учётом возрастных возможностей учащихся. Занятия могут проходить за учебными партами и по возможности в круге по 6-10 человек. Возраст обучающихся 7-14 лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Карлукская средняя общеобразовательная организация»

Методическая разработка:

«Комплекс игр и упражнений,

направленный на развитие внимания у детей с ОВЗ ЛУО

на уроках русского языка и чтения»

Сабельфельд М. Е., учитель КРО

д. Карлук, 2024 г.

Аннотация: Данный комплекс предназначен для проведения развивающих занятий с детьми на уроках русского языка и чтения. Представлен в виде 2 блоков. Материал подбирался с учётом возрастных возможностей учащихся. Занятия могут проходить за учебными партами и по возможности в круге по 6-10 человек. Возраст обучающихся 7-14 лет.

Содержание

  1. Блок № 1 Русский язык ………………………………………………………………………… стр. 2
  2. Блок № 2 Чтение……. ……………………………………………………………..…....…......стр. 10
  3. Заключение……………………………………………………………………………………...стр. 12

Введение: Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний и умений. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

При умственной отсталости нарушения внимания наблюдаются чаще и выражены грубее, обнаруживаются сравнительно быстро при выполнении детьми любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем мал, все формы произвольного внимания недоразвиты. Страдает как произвольное, так и непроизвольное внимание.

Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. Дети приучаются работать в течение определенного времени, учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать и т.д., их деятельность становится более целенаправленной.

Существуют определённые виды заданий, которые предъявляют высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся упражнения, игры, специальные задания, систематическое применение которых способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Предлагаемый далее комплекс игр и упражнений может использоваться в коллективной и индивидуальной работе с учащимися разного возраста (7-14 лет).

Цель: Повышение уровня развития внимания учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

  1. Составить задания, направленные на развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания;
  2. Развивать познавательный интерес учащихся.

Блок 1. Задания, которые можно предложить для работы на уроке русского языка.

Задание №1. «Составь слово».

Цель: развитие произвольного внимания.

Время выполнения: 5 минут.

Инструкция: Дети в своих рабочих тетрадях должны составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.

Вариант 1: а, к, с, о, и, м, р, т. Вариант 2: м, ш, а, н, и, ы, г, р.

Задание №2. Игра «Алфавит».

Цель: развитие произвольного внимания.

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: Дети могут расположиться по кругу (или остаться за партами). Между детьми распределяются буквы алфавита от А до Я. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее учитель (ведущий) диктует какую-либо фразу или слово. А ребята, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Таким образом, можно «распечатать» несколько самых разных фраз или слов. Тот из ребят, кто ни разу не был ведущим, самый внимательный.

Это задание можно проводить в течение учебного года по 10 минут на уроке (2-3 раза в неделю).

Задание №3. «Корректурные упражнения».

Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.

Время выполнения: по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев.

Материал: тексты в рабочих тетрадях или печатные (буквенные) тексты, ручки и карандаши.

Инструкция: В течение 5 минут нужно;

Вар.1. Зачеркнуть все встретившиеся (или обвести в кружок) буквы «А»: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора;

Вар.2. «И» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;

Вар.3 «Е» обвести в кружок, «Д» вычеркнуть;

Вар.4. «О» подчеркнуть, «К» вычеркнуть;

Вар.5. На одной стороне буквы обводятся кружком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

Проверка выполнения задания проводится самими учениками друг у друга (ищут ошибки, исправляют их).

Задание №4. Игра «Перевёрнутые слова».

Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться.

Время выполнения: 10- 15 минут.

Инструкция: Учащимся предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо, восстановить нормальны порядок слов.

Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.

а) ШИАМНА- б) ЛАБОСАК- в) СЫУБ-

ТЕЕВР- ДАУМ- ЛОХДО-

ФЕКРИ- ТРКО- ЛОРЬ-

ЕЗЕЖОЛ- РМЕО- МЕТА-

АКША- НАЛЕП- ВОРЬК-

Задание может использоваться при изучении темы: «Имя существительное», где дополнительно даётся определить род и склонение. существительного.

Задание №5. Игра «Пишущая машинка».

Цель: развитие концентрации внимания; развитие умения работать в группе.

Время выполнения: 10 минут (работа устная).

Инструкция: Учитель предлагает учащимся «напечатать» какое-нибудь предложение.

Например: «Велик океан, но и капля для него прибыль».

Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, вы должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце предложения все должны хлопнуть в ладоши.

Кто ошибается, выходит из игры.

Задание №6. «Исправь ошибки в тексте».

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке письменных работ; тренировка распределения внимания.

Время проведения: 10-15 минут, в течение учебного года.

Инструкция: «На доске записан текст. Внимательно прочитайте. Найдите допущенные ошибки.

Вариант 1.

По круто тропинке горной

Шёл домой барашек чёрны

И на мостик горбатом

Повстречался с белым брато

Помотал один рогом,

Упёрся друго ногами…

Как рогам не крути,

А вдвоём нельз пройти.

Вариант 2.

Бегает шусрый малыш.

Открылся зимний лгер.

Литит огромный орёл.

Цвитёт белая сирень.

Идёт гебной дождь.

Достань столвую посуду.

Стаит стеклянная ваза.

Пропала тонкая иглка.

Скоро навогодний праздник.

Кипит пузатый самовр.

Вариант 3. Одуванчики.

Все знают эти просты цветы. Они похожи на мленькое солнце с золотыми лучами. Семена одуванчика быстро сзревают и делаются пушистым шариком. Дунешь на шарик, и поплывт в воздухе лёгкие пушинки. Вот почему народ и назвал этот цветок одванчиком.

Такое задание необходимо проводить 3-5 раз в неделю. Сначала учащиеся находят ошибки устно, с объяснением исправляют их, а затем каждый самостоятельно записывает текст в свою рабочую тетрадь.

Обмениваются тетрадями и ещё раз проверяют. Тексты (предложения) подбираются каждый раз новые. Практика работы с этим заданием показала, что значительно сократились ошибки в письменных заданиях. Это сказалось на общую успеваемость класса.

Задание №7. «Соединить половинки слов».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Вариант 1. Вариант 2.

САМО ЛЯР РОД РАСТ

БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА

ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА

БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК

КАП КОН ПО ОЧКА

КОН НАЛ СОР БОР

Задание №8. «Найти слова».

Цель: развитие концентрации внимания.

Время проведения: 5-7 минут.

Инструкция: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово и подчеркнуть его.

Смех, волк, столб, коса, зубр, полк, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Далее к доске вызываются по одному ученику. Проверяется правильность выполнения задания.

Задание №9. Игра «Пишем предложение».

Цель: развитие концентрации внимания, закрепление знаний о членах предложения.

Время выполнения: 15 минут.

Инструкция: Участники игры делятся на 2 команды. В каждой команде кто-то из игроков будет играть роль подлежащего, кто-то – сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то будет предлогом, запятой, точкой и т.д. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде.

Затем учитель (ведущий) диктует предложение. Какая из команд это делает быстрее и правильнее, та и побеждает.

Задание №10. Игра «Много - один».

Цель: развитие переключения внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: Дети сидят в кружок (можно остаться за учебными партами).

Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок, возвращая мяч, - в единственном (или наоборот, учитель называет слово в единственном числе, ребёнок – во множественном).

Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, глаза, шкафы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, каты, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковш, рубли, зонты.

Задание даётся при изучении темы «Имя существительное» ед.ч. и мн. ч. (существительные меняются) устно. Дополнительно даётся задание определить у существительных ед. ч. род и склонение.

Задание № 11. Упражнение «Методика Мюнстерберга».

Цель: формирование у детей концентрации и устойчивости внимания; развитие избирательности внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: В бессмысленный набор букв вставляются слова, (чаще существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребёнку даётся бланк с напечатанными строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв учащиеся должны отыскать слова и под- черкнуть их. Затем учащиеся обмениваются тетрадью с соседом по парте и проверяют задание (исправляют ошибки, подчёркивают не найденные слова).

Показателем успешности может служить число правильно найденных слов.

Тест Мюнстерберга: как использовать

Задание № 12. Упражнение «Придумай слово».

Цель: тренировка объёма внимания.

Время проведения: 3-5 минут.

Инструкция: Учитель кидает мяч каждому из учащихся, предлагая назвать, как можно больше слов на предложенный им звук. Например: «М»–машина, мебель, мойка, матрёшка и т.д. (можно использовать не только существительные, но и прилагательные и глаголы).

Задание № 13. Упражнение «Составь слова».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: Составьте и запишите в свою рабочую тетрадь как можно больше слов из букв, образующих какое-либо слово (имён существительных).

Пример: ФОТОГРАФИЯ- риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается. Слова используются разные.

Задание № 14. Упражнение «Слова-невидимки».

Цель: формирование у детей концентрации внимания, на примере составления из отдельных букв слово.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Учитель (ученик) пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить (в зависимости от степени подготовленности). Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Учитель может привлечь кого-нибудь из учащихся к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами ребёнку, которые он воспроизводит пальцем на доске (постепенно можно увеличить темп выполнения упражнения).

Полученные слова можно записать в рабочие тетради (даются дополнительные задания).

Задание № 15. Упражнение «Найди родственные слова».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время выполнения: 5-10 минут.

Инструкция: Предлагаются разные слова (корни слов).

Например: дом, лес, кот, стол и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать как можно больше родственных (однокоренных) слов.

Например: ДОМ- домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др. Это задание может использоваться при изучении темы: «Состав слова и словообразование».

Задание № 16. Игра «Четвёртый лишний».

Цель: развитие концентрации внимания.

Время выполнения: 10-15 минут.

Инструкция: Дети сидят в кружок (можно за партами). Учитель бросает мяч ученику и называет 4 предмета, 3 из которых- относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю (работа ведётся по «цепочке»).

Вариант 1.

1)стол, стул, кровать, чайник;

2)лошадь, кошка, собака, щука;

3)ёлка, берёза, дуб, земляника;

4)огурец, репа, морковь, заяц;

5)блокнот, газета, тетрадь, портфель;

6)огурец, арбуз, яблоко, мяч;

7)волк, лиса, медведь, кошка;

8)кукла, машинка, скакалка, книга;

9)поезд, самолёт, самокат, пароход;

10)лыжи, коньки, лодка, санки.

Вариант 2.

1)снег, мороз, жара, лёд;

2)автобус, трамвай, самолёт, троллейбус;

3)река, лес, асфальт, поле;

4)пожарник, космонавт, балерина, милиционер;

5)парта, доска, ученик, ёжик;

6)змея, улитка, бабочка, черепаха;

7)кисти, краски, чайник, полотно;

8)шляпа, крыша, дверь, окно;

9)молоко, чай, лимонад, хлеб;

10)нога, рука, голова, ботинок.

Задание№ 17. Игра «Весёлая лошадка».

Цель: формирование концентрации и устойчивости внимания.

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 7 предложений (коллективная работа).

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ.

1) Те перья подними, те тоже. 2) Те перья под ним, и те тоже. 3) Те перья поднимите тоже. 4) Теперь я, подними те тоже. 5) Теперь я, поднимите тоже. 6) Теперь я, под ними те тоже. 7) Те перья под ними, те тоже.

Задание даётся при изучении темы «Предложение».

Задание № 18. Упражнение «Школьные сочинения».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время проведения: 5-7 минут.

Инструкция: Будьте внимательны. Почему эти строчки школьных сочинений считаются юмористическими? А как надо написать? Исправьте.

1. Вдали показалась стая уток и зайцев.

2. У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.

3. Тяжёлая рука легла на плечо и сказала…

4. Он стоял и лязгал глазами.

5. Зимой многие животные бросаются в спячку.

Блок 2. Задания, которые можно использовать на уроках чтения.

Задание №1. «Время растяжимо…».

Цель: тренировка объёма внимания и концентрации.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Мы знаем: время растяжимо», а вы постараетесь слушать внимательно, чтобы по прочтении ответить на мои вопросы».

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт

Ненагружённое, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Вопросы:

-О чём говорится в этом стихотворении?

-Какие временные промежутки упоминаются?

-Как называется стихотворение?

-Кто автор?

-Помнишь ли имя и отчество автора?

-Какую центральную, самую главную, мысль хотел выразить С.Я. Маршак?

Такая работа ведётся постоянно на каждом уроке. Произведения могут быть различными.

Задание №2. «Прочитайте стихотворение».

Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания.

Инструкция: «Перед вами бланки с напечатанными строчками букв. В них «засекречены» строчки стихотворения А.С. Пушкина. Постарайтесь прочитать их».

Правильный ответ.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями…

Продолжите стихотворение дальше. Задание даётся при изучении произведений А.С. Пушкина.

Задание №3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

1. Чтение слов и словосочетаний на определённое время, (воспитание внимания к окончанию слова, чтение слов с общим корнем: вода, водный, белый, бельё, родной, Родина; сочетание существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса) к корню слова, (с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка). Использование разных частей речи.

Целенаправленное установочное чтение.

Использование приёма взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются- другой читает следующие два абзаца.

В работе используются книжки - коллективки.

Задание №4. «Чтение с помехой».

Цель: тренировка распределения внимания.

Инструкция: Работа ведётся с книжками - коллективками (или учебник по чтению). Дети читают текст, одновремённо выстукивая карандашом какой-либо ритм. Далее ведётся работа по вопросам текста.

Задание №5. Игра. «Передай смысл стихотворения».

Цель: развитие произвольного внимания.

Инструкция: Всех учащихся разбивают на три команды (три колонки). Ведущий и два его помощника читают каждый по четверостишию, но следующим образом: сначала все по очереди читают первую строчку из каждого четверостишия, затем по очереди читают вторую строчку, затем таким же образом третью и четвёртую.

При таком прочтении трудно сразу уловить содержание каждого четверостишия, поэтому чтение можно повторить.

Заключение

Специальные упражнения могут быть включены в учебный процесс, где, на уроках детям предлагаются задания и игры, направленные на развитие основных свойств внимания.

Приведённые выше задания помогают детям стать не только внимательнее, но и делают уроки русского языка и чтения разнообразнее и увлекательнее. Необходимо также включать в уроки загадки, шарады, кроссворды и ребусы.

Системное использование подобных упражнений помогает улучшить концентрацию и фокусировку внимания, а также развивать когнитивные навыки, например, анализ, логическое мышление и принятие решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления детей с ОВЗ на уроках русского языка.

В данной работе предстален ряд упражнений на развитие логического мышления детей с ОВЗ на уроках русского языка, способствующих развитию различных мыслительных операций....

ОБУЧЕНИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья поможет разобраться в обучении  учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов,...

Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках русского языка

Материал данной статьи может быть использован как учителями, обучающих детей с ОВЗ, так и учителями общеобразовательных школ....

Дидактические игры на уроках русского языка и чтения для детей с ОВЗ (умственная отсталость).

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального на...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....

Доклад по теме "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения для детей с ОВЗ"

Проблемы, обсуждаемые в данной статье, очень непростые и болезненные, поскольку они касаются детей, которые принесли своим родителям не только радость, но и постоянную тревогу за их судьбу.В настоящее...