урок письма во 2 класс
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Шипящие согласные ж, ш, ч, щ"
- Беленкова Наталья Яковлевна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Цели:
- формировать умение распознавать согласные ж, ш, ч, щ и правильно произносить их, писать;
- развивать любознательность, стремление к расширению знаний по русском языку;
- воспитывать умение дружно и организованно работать.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Как живешь? Вот так! (пальчик)
Как идешь? Вот так! (шагаем)
… бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
грозишь?
молчишь?
сидишь?
– А сейчас у нас урок русского языка. Вы готовы со мной работать?
II. Введение материала по теме урока
– Посмотрите на доску (экран). Назовите буквы, которые вы заметили.
Д. Это буквы:
П, Т, К, Х, Ж, Ш, Ч, Щ, Д, Г (радуется за вас человечек)
У. У вас на партах такие же буквы.
Работа по рядам (в парах).
Задание: деление на группы по заданному основанию.
– Вспомним правила работы в парах. (Дети называют их: не шуми; выслушай мнение товарища; обоснуй ответ).
Расставьте их так:
1-й ряд – буквы, которые обозначают парные звуки по звонкости–глухости
2-й ряд – буквы, которые обозначают только твердый звук
3-й ряд – буквы, которые обозначают только мягкий звук.
– А теперь проверим:
1-й ряд: дети произносят
2-й ряд: дети прикрепляют на доску Ж-Ш (синий магнит))3ий ряд: (прикрепляют на доску Ч-Щ (зеленый магнит))
У. Произнесем звуки, которые обозначают эти буквы [Ж], [Ш], [Щ], [Ч]
– Что вы можете о них сказать? Д. – Согласные, не образуют слога.
– Как они произносятся? Почему? Что им мешает? Д. – Шипящие.
– Чем отличаются? Д. – Твердые и мягкие.
– Сейчас на уроке будем говорить об этих согласных: распознавать их, правильно
произносить и писать. Откройте тетрадь, запишите число…
III. Чистописание
– А сейчас минутка чистописания. Послушайте стихотворение, постарайтесь ответить, какую букву мы будем писать.
Посмотрите: буква эта
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
– Какой звук часто встречается в стихотворении?
– Какая буква обозначает этот звук на письме?
На доске: Жж (обращаю внимание на написание, учащийся объясняет, веду указкой; дети прописывают в воздухе, затем в тетради).
Физминутка для рук
– Вернемся к нашей букве и повторим алфавитную скороговорку:
Поглядите, поглядите
Пять соседок в алфавите: Г Д Е Ё Ж
– О ком говорят «буквы». Не знаете почему?
Д. – Где ёж? – Сколько слов в нем? Какое оно по интонации? Вспомним, как начинаем писать предложение. Запишем это предложение.
1 учащийся у доски. Письмо с комментированием (ошибкоопасное место ежи)
– Сравним произношение и написание: ёж и [йош].
– Сколько в нем звуков? Почему?
– Построим звуковую схему (кубики)
з | к | с |
Проведем фонетический анализ слова в тетради.
Учащийся у доски. Ёж – 1 слог, 2 буквы, 3 звука.
Физминутка
Отдохнем и повторим, произнесем еще раз наши шипящие звуки (2 раза)
Чи-чи-чи (3 хлопка)
Черные грачи (руки в стороны, махи руками)
Чок-чок-чок (3 хлопка)
Черный каблучок (руки на пояс, топанье)
Ща-ща-ща (3 хлопка)
Щиплем мы щавель на щи.
IV. Работа по теме урока
– Эти шипящие приносят нам только хлопоты. Вспомните и назовите правила правописания гласных с шипящими (быстро повторяем, фронтально прикрепляю на доску жи-ши, ща-ча, чу-щу).
Проблемный вопрос: почему же они твердые и мягкие?
У. (познавательный материал) – А все это из-за долгой и трудной «биографии». Дело в том, что когда-то они были мягкими. В это трудно поверить, но в архиве русского языка, в древних текстах слова выглядели так: мужь, похожю, лечю. В связи с этой исторической путаницей появилась путаница орфографическая. А чтобы нм не путаться, выполним…
Работа с учебником: У. Б1 с.33
Сколько слов в предложении?
Живая схема: У Шуры жил черный щенок. (Каждый учащийся произносит первый звук, даю кубики з., к., с.)
Проверим: сверка с доской (самопроверка)
Оценим работу:
з – В. уровень (на полях в тетради)
ж – С. уровень (нужна помощь)
к – Н. уровень (не справился)
с. 33 Сведения, которые нужно прочитать.
V. Рефлексия
1. «Говорящая буква» Пусть буквы заговорят (ротик з., с.)
- О каких звуках говорили?
- О шипящих – Чем похожи? (согласные шипящие, не образуют слога)
– Чем отличаются? (мягкие – твердые)
- Какие правила русского языка повторили?
- Что для вас было легко?
- Что было еще трудно?
- А что показалось самым интересным?
2. Философское дерево (дифференцированное)
VI. Домашнее задание:
1. Выполнить упр.52
2.* Разработать подсказки, которые могли бы нам помочь на следующем уроке. Например: Пекарь в пекарне испек печенье.
Конспект урока по русскому языку
в 1 классе
«Шипящие согласные»
Тема урока «Шипящие согласные»
Цель:
Познакомить с шипящими согласными.
Задачи:
Сформировать у учащихся умения распознавать шипящие согласные звуки, различать твердые и мягкие шипящие, научить обозначать их на письме соответствующими буквами.
Развивать навыки грамотного письма, речь, наблюдательность.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, стремление к познанию нового, чувство взаимопомощи.
Оборудование: карточки для групповой работы, карточки- слоги, ключевые слова определения темы урока.
Организационный момент.
- Каллиграфическая минутка.
Ла ля ру рю ца че
-На какие две группы можно разделить слоги?
(С твердыми согласными: ла ру ца. С мягкими согласными ля рю че)
- Определение темы и целей.
Отгадать загадки:
Хвостиком виляет.
Зубаста, но не лает. (Щука)
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? (Цапля)
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит … (Черепаха)
По мере отгадывания загадок на доске прикрепляются карточки- слоги: ши пя щие, ключевое слово темы урока)
-Для чего нужно изучать шипящие согласные?
- Работа над новым материалом.
–Найдите шипящие в словах отгадках. (Ц,Ч,Щ)
-Что мы о них знаем? Как они произносятся?
Запишем то, что знаем в таблице.
Что знаем? | Что хотим узнать? | Что узнали? |
При произношении согласных ч,ц, щ слышится шипение, выдыхаемый воздух встречает препятствия |
|
1
- Что хотели бы еще узнать? Фиксирование в таблице вопросов учащихся по данной теме.
Что знаем? | Что хотим узнать? | Что узнали? |
При произношении согласных ч,ц, щ слышится шипение, выдыхаемый воздух встречает препятствия | Какими они бывают? Можно ли их разделить на какие- то группы? |
|
-Все ли это шипящие? Какие еще есть в русском языке?
Упражнение 71.
Прочитать скороговорки.
- Шапкой Миши шишки сшибли.
- В живом уголке жили ежи и ужи.
-Какой шипящий звук много раз слышится в словах первой строчки?
-В словах второй строчки?
Составление краткой записи шипящих.
Ж Ш Ц Ч Щ- шипящие согласные
Словарная работа.
Найдите в словаре учебника слова, которые начинаются с шипящих согласных.
Желток человек честный четверг шарф шофер щенок
Комментированное письмо.
Составление предложений со словарными словами учащимися, запись одного из них с комментированием. Найти основу. Шипящие согласные подчеркнуть.
Письмо по памяти.
Упражнение 72.
Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока. (Взаимопроверка)
- В этих словах есть шипящие или нет? Подчеркните их.
- Сравните произношение шипящих?
- Твердо или мягко они произносятся?
Физминутка.
Если в словах есть шипящие, то делать хлопок в ладоши, если нет, то тишина.
Работа по группам.
Подобрать подходящие по смыслу слова с шипящими согласными.
Коровы _______________,
сороки -_________________,
мыши -_______________,
медведи -________________,
петухи -_______________,
дятлы -_________________.
2
- Слова для справок: пищат, трещат, летают, мычат, пасутся, кричат, стучат, рычат, спят.
Итог урока.
- Что изучали на уроке? Что узнали нового?
Что знаем? | Что хотим узнать? | Что узнали? |
При произношении согласных ч, ц, щ слышится шипение, выдыхаемый воздух встречает препятствия. | - Можно ли их разделить на какие- то г руппы? |
|
Тест.
Если согласны с моим утверждением, ставим +, если нет, то -.
- 1. В русском языке 5 шипящих согласных.
- 2. Выдыхаемый воздух при произношении шипящих согласных звуков не встречает преград.
- 3. Шипящие согласные бывают только твердыми.
Ответ: +, -, -
Щавелевой Елены Аркадьевны
Тема урока: "Шипящие согласные звуки. Слова с сочетаниями жи, ши".
Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.
Задачи урока:
- Образовательная: вырабатывать навыки и умения в правописании слов с сочетаниями жи, ши.
- Развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность.
- Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебе и интерес к изучению русского языка.
- Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.
Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник, картинки.
Средства обучения для учащихся: учебник, карточки.
Структура урока: 1.Организация внимания учащихся. 2. Гимнастика для пальцев.
3. Чистописание.
4. Развитие учебной мотивации. 5. Стимулирование реакций обучающихся.
- Индивидуальная работа по карточкам;
- Физкультурная минутка;
- Работа в парах.
6.Стимулирование прочности полученных знаний и умений.
- Гимнастика для глаз;
- Работа с учебником.
7. Обеспечение обратной связи.
8. Выводы и обобщения.
9.Рефлексия.
Ход урока
1. Организация внимания учащихся
2. Гимнастика для пальцев. Дружат в нашем классе… (Руки на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены; касаемся кончиками пальцев левой руки кончиков пальцев правой руки – 3 раза)
Девочки и мальчики. (Пальцы левой и правой рук складываются в «замок» - 2 раза)
Мы с тобой подружим… (Руки на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены; касаемся кончиками пальцев левой руки кончиков пальцев правой руки – 3 раза)
Маленькие пальчики. (Пальцы левой и правой рук складываются в «замок» - 2 раза)
Раз, два, три, четыре, пять… (Касаемся кончиками пальцев левой руки, кончиков пальцев правой руки попеременно, начиная с мизинца – 1 раз)
Мы закончили считать . (Хлопки руками – 4 раза)
Раз, два, три, четыре, пять… (Касаемся кончиками пальцев левой руки, кончиков пальцев правой руки попеременно, начиная с мизинца – 1 раз)
Начинаем мы писать . (Хлопки руками – 4 раза)
3. Чистописание. Число, месяц.
Классная работа.
- Посмотрите фрагмент (слайд) и определите, какой звук произносится?(змея шипит, жук жужжит)
- Давайте все вместе дружно пошипим и пожужжим.
- Какими буквами на письме обозначаются звуки (ш), (ж)?
Запись в тетрадь:
Жж Шш Жж Шш и т.д.
- Можно ли звуки Ш и Ж произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте.
-Сделайте вывод! (ш ж всегда твердые)
4. Развитие учебной мотивации
(Слайд).
- Сегодня, на уроке русского языка, Муравьишка предлагает отправиться на экскурсию в весенний лес, в гости к … А вот к кому мы с вами узнаем в конце урока.
-Что это за плакат висит на дереве?(Слайд )
- Дождем смыло последние слоги в словах. Восстановите предложения.
По полям бегут ручьи,
На дорогах – лу
Скоро выйдут муравьи
После зимней сту
Мы - малы
Постараемся определить тему урока. О чём мы будем говорить на уроке? (слайд )
-Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем учиться ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ орфограмму в словах, ПРИМЕНЯТЬ правило при написании слов.
-Какие буквы нужно писать после ж и ш!
-Вот ведь как интересно получается: Звуки ж,ш- всегда твердые, но в буквосочетаниях жи, ши пишется буква и. Это новая орфограмма, которую нужно просто заучить.
(слайд) В сочетаниях жи- ши
Только И всегда пиши!
-А чтобы лучше запомнилось это правило, ребята вам прочтут веселые запоминалки.
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ежики, чижи.
Жи да ши, жи да ши
С букой и всегда пиши.
*****************************
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
*****************************
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетанья жи и ши-
Только с и всегда пиши.
-Письмо по памяти четверостишия.????????
-Еще раз это правило прочтите в учебнике на стр. 66 в упр. 96.
5.Стимулирование реакций учащихся
- Индивидуальная работа по карточкам.
- Ребята, давайте проверим, правильным ли маршрутом мы идем? А для этого вам нужно выполнить задание Муравьишки (Приложение1) . На карточках вы видите различные сочетания букв. Красным карандашом обведите только сочетания ЖИ и ШИ.
- Сколько сочетаний ШИ вы обвели? (3)
- Сколько сочетаний ЖИ вы обвели? (3)
- Прочитайте слова из оставшихся букв. (правильный маршрут)
ПРАШИВИЛЬЖИНЫЙШИ
ЖИМАШИРШРУЖИТ
- Физкультурная минутка.
В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит. (Шаги на месте.)
Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по полу шуршит. (Наклоны туловища.)
- Ты куда?
- К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу. (Наклоны головы.) Шу-шу-шу да ши-ши-ши. Тихо, Шорох, не шурши. (Приседания.) Навостри-ка уши -
Тишину послушай. (Потянулись и сели на место)
- Работа в парах. (слайд)
Гусеницы объели часть листиков. Восстановите слова.
каранда.. ма .. на стри..
ё .. к мы.. чи..
лы.. .. повник
6.Стимулирование прочности полученных знаний и умений.
- Гимнастика для глаз
- Работа с учебником
Стр.65, упр.95.
7. Обеспечение обратной связи.
(Слайд)
Жыли мыши, не тужыли, Шышки на зиму сушыли,
Из шыповника с малиной Чай варили витаминный.
- Прочитайте стихотворение, и вы узнаете, к кому в гости мы пришли.
-Правильно, к мышатам. Помогите им исправить ошибки.
- Спишите первую часть стихотворения, вставьте нужные буквы. Правило!!!
- Для меня самое главное, чтоб вы не допустили ошибок.
(Проверка - слайд).
8. Выводы и обобщения .
- Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали?
- Звуки Ж и Ш всегда твердые, - Буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Это орфограмма, которую нужно запомнить.
9. Рефлексия
-Вот и закончилось наше путешествие.
(Слайд).
У домика мышек растет яблоня.
-Если урок прошёл отлично и вы остались довольны, сорвите с дерева красное яблоко.
-Если – хорошо, но могло быть лучше, - желтое яблоко.
-Если совсем напрасно было потрачено время на уроке – зелёное яблоко.
Благодарю за урок, всем спасибо.
«Обобщение правил правописания слов с шипящими согласными звуками»
Подготовила учитель нач кл. МОУ "Шульгинская оош" Мартынова Е.В.,
2010 год.
Тема урока: «Обобщение по теме « Правописание слов с шипящими согласными звуками»
Цели урока:
- Формировать умение распознавать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
- Воспитывать любовь к природе;
- Развивать речь учащихся;
Оборудование: репродукция картины И. Левитана « Золотая осень», карточки в виде листочков деревьев, кроссворд, макет корзины с овощами, запись мелодии П.И.Чайковского.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Эй! Послушай - ка , дружок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Каждый должен получать лишь оценку « пять»!
2. Постановка учебной задачи:
Звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года».
- Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я...(Осень)
- Сегодня на уроке мы повторим правила правописания слов с вочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн и поговорим о приметах осени.
3. Подготовительная беседа.
- Рассмотрим картину И. Левитана «Золотая осень»
- Какие приметы осени мы здесь наблюдаем? ( Плывут облака. Листья на деревьях пожелтели. Они облетают. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. В реке потемнела вода. )
- Осень в своих стихах воспевали такие поэты, как Пушкин, Фет, Тютчев, Лермонтов.
Знаете ли вы стихи об осени?...Ученица читает стихотворение А.С. Пушкина «Осень»
3. Чистописание.
ч щ ж ш
-Какие звуки обозначают эти буквы? Какие они по звонкости-глухости, по твёрдости- мягкости.
Жи ши жили шили
Чу щу чулок щука
Щуку я тащу, тащу, вытащить её хочу!
- Объясните написание этих слов и соединений.
Запись сочетаний, слов и предложений.
5. Словарная работа.
Знакомство с написанием словарного слова берёза.
а) знакомство с лексическим значением слова,
б) запись слова в словарик,
в) постановка ударения и выделения безударной буквы,
г)составление предложения со словом берёза.
6. Самостоятельная работа – упражнение в написании слов с сочетаниями жи , ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
- Ребята, мы с вами говорим о том, листья с деревьев облетают. Вот , облетая, они залетели к нам в тетради. (Карточки с заданиями в виде кленовых и берёзовых листьев)
- На листочках написаны задания и вы должны их выполнить аккуратно и правильно.( Задания на листочках трёх уровней сложности)
- Теперь давайте проверим, как вы выполнили задание? ( Проверка по уровням)
- Какие правила правописания мы вспомнили при выполнении этих заданий?
6. Физкультминутка.
- Ещё одна примета осени – перелётные птицы. А вот синички не улетают в тёплые края, они остаются зимовать с нами.
Выполнение упражнений и проговаривание считалки.
К нам синички прилетали
Быстро крыльями махали ,
Мы их сытно накормили
И обратно отпустили.
- Ребята, наша с вами задача – помогать птицам, которые зимуют вместе с нами.
7.Закрепление. Работа с кроссвордом.
- Ребята на доске нарисован кроссворд. Давайте отгадаем задания кроссворда, слова - отгадки запишем в тетрадь и вновь повторим правила правописания слов с шипящими согласными звуками.
1. Молочный водоём с кисельными берегами.
2. Птичка, которая спасла Дюймовочку.
3. Самоходный аппарат, на котором ездил Емеля.
4. Девочка, которая помогала деду тянуть репку.
5. Рыжая героиня сказок, которая отличается особой хитростью.
6.Сосуд, в который посадили мать и сына и пустили в «окиян».
7. Зелёная красавица, без которой не бывает Нового года.
8. Домашняя птица, которая в русской народной сказке несла золотые яйца.
8. Запись слов в тетрадь.
- Скажите, пожалуйста, на какие правила все эти загадки из сказок?
- Подчеркните эти сочетания.
9. Работа с деформированным предложением:
- Ребята, а что же происходит в жизни животных осенью?
( Медведь готовится к спячке, насекомые забираются под кору деревьев, белка делает запасы на зиму)
- Вот и наш старый знакомый Ёжик пришёл к нам, чтобы проститься до весны.( На магнитной доске изображение Ёжика. На иголках у него карточки со словами.)
- Он принёс для нас задание – составить из слов предложение и записать его. Но все слова Ёжик перепутал. Наша задача – поставить слова в нужном порядке, вспомнить правила о предложении и правильно и аккуратно записать его.
- А что такое предложение?
- Как выделяется предложение в устной речи и на письме?
Миши, у, жил, ёжик, ручной.
Запись предложения, выделение орфограмм.
10. Письмо с комментированием.
- Осенью в селе убирают урожай. И я принесла сегодня в класс корзину с овощами и фруктами.
Здесь в корзине помидор, огурец, капуста, морковь, яблоко.
- Какие это слова? (словарные)
- Запишем эти слова с комментированием. Поставим ударение в этих словах, обозначим безударные гласные.
11. Итог урока:
- Какие правила правописания мы повторили сегодня на уроке?
- Что нового мы узнали об осенних изменениях в природе?
Оценки за работу на уроке.
12. Домашнее задание: упражнение № 87, повторить правила
Экспериментальная работа.
Цель: - организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы по теме урока.
1 задание. Образуйте и запишите слова (работа в парах)
- Подчеркни орфограмму.
.Работа по теме урока.
а) Отгадать загадки и написать отгадки.
Сочинение писала,
Все черкала, исправляла.
Непонятно даже стало,
Где конец, а где … (начало)
Распорядок этот дня
Был написан для меня.
Никуда не опоздаю,
Ведь его я соблюдаю. (режим)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (щука)
Теперь простуды не боимся
И среди луж мы веселимся.
Гулять пойдем сейчас с Алёшей,
Наденем на ноги … (галоши)
Однажды маг взмахнул рукой,
И вдруг стал белым кролик мой,
Хоть чёрным был. Я удивилась.
По воле мага что случилось? (чудо)
Центр – свободное пространство,
В городе находится.
Отсюда во все стороны
Улицы расходятся.
Как место называется,
Кто же догадается? (площадь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма. 6 класс.Тема: Склонение имен прилагательных множественного числа. Упражнения по закреплению.
Конспект урока включает в себя упражнения по закреплению темы "Склонение имен прилагательных множественного числа".Данный урок был одобрен методическим обединением школы и может быть полезен начинающи...
Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс
6 класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение « Cпорт в моей жизни». (1ч.)...
Урок письма (1 класс). Игра "Звонкие и глухие согласные"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок письма (1 класс). Звуко-буквенный разбор слова
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок Письма (1 класс). Орфограмма жи-ши.
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок Письма (1 класс). Тема: "Заглавная буква Ж"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»
Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес к эпистолярному жанру через письма великих мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...