Картотека наблюдений за природой (по месяцам)
картотека на тему
В данной картотеке разработаны наблюдения по каждому месяцу за живой и неживой природой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_po_mesyatsam.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Содержание наблюдений |
Сентябрь | |
Неживая природа | 1.Ежедневно отмечать состояние погоды (холодно или тепло, ветрено или тихо, пасмурно или солнечно) 2.Наблюдать за цветом неба: ясное, появляются облака, все небо затянуто облаками. 3.Учить устанавливать связь между явлениями: идет дождь-земля мокрая, образуются лужи, светит солнце - лужи высыхают. 4.Наблюдать за дождем, какой дождь - теплый или холодный 5.Наблюдать за ветром: сильный ветер -деревья раскачиваются, срывает листья, тихий ветер -чуть шевелятся листочки и веточки, нет ветра-деревья стоят спокойные. |
Растительный мир | 1.Рассмотреть знакомые деревья: березу, тополь, спросить какие листья были на деревьях летом, какого цвета стали появляться осенью. Сравнить листья по форме, окраске. 2.Осматривать клумбу с цветами, познакомить с ноготками, астрами, бархатцами. Рассмотреть цветы: форму, на что похож, какого цвета, оттенка, дать понюхать. Составить букеты для украшения группы. 3.Экскурсия на огород: предложить помочь собрать урожай моркови, свеклы, помидоров. Учить детей сравнивать овощи. Сделать вывод, что овощи выросли и созрели потому, что мы за ними ухаживали. 4.Научит определять признак зрелости овощей, угостить детей морковкой, капустой и т.д. 5.Привлекать детей к сбору семян цветов, трав, другого природного материала. 6.Познакомить со съедобными грибами - белый, подберезовик, подосиновик. |
Животный мир |
2.Наблюдать за воробьями, голубями. Учить сравнивать птиц по цвету, величине, способу передвижения. Дать понятие « пернатые». |
Тема | Содержание наблюдений |
Октябрь | |
Неживая природа | 1.Обратить внимание на состояние погоды: становится холоднее, реже выглядывает солнце, часто дует холодный ветер. 2.Понаблюдать за облаками, предложить детям пофантазировать, на что похожи эти облака. Отметить, в какую сторону движутся облака (быстро, медленно) 3.Сравнить осенний и летний дождь: осенний - холодный, моросящий, сопровождающийся холодным ветром. 4.Обратить внимание на почву: от частых дождей она сырая, на улицах грязно. |
Растительный мир | 1.Обратить внимание на красоту деревьев. Отметить ,какого цвета листья на березе, тополе. 2.Собрать букеты из листьев, сравнить их между собой, украсить букетами группу. 3.Наблюдать за листопадом: откуда и куда падают листья. Предложить походить по листьям, послушать, как они шуршат (почему?) 4.Осмотр огорода: наблюдать за перекопкой грядок. Объяснить, для чего это делается. 5.Наблюдение за работой воспитателя по подготовке цветника к зиме: срезкой и укрыванием многолетников. 6.Продолжать знакомить с овощами и фруктами, учить определять степень зрелости ,различать по внешнему виду, на ощупь, вкус. 7.Обратить внимание на увядающую, сохнущую траву, цветы. |
Животный мир | 1.Рассказать о жизни рыбок, черепах. Рыбы прячутся осенью на дно, так как вода становится холоднее. 2.Подготовить корм для птиц, кормушки. Рассмотреть разные семена, объяснить ,какие из них любят птицы. |
Тема | Содержание наблюдений |
Ноябрь | |
Неживая природа | 1.Продолжать ежедневные наблюдения за погодой. Учить выделять характерные признаки осени: на улице холодно, идут частые дожди, меняется окраска листьев, они опадают, солнце редко появляется, не греет. Люди одеваются теплее. 2.Используя вертушки. флажки, самолетики, наблюдать за силой ветра, его направлением. Сделать вывод: игрушки вертятся, летают, если на улице ветрено. 3.Наблюдать за облаками, тучами( в пасмурные дни облака тяжелые, серые, низко нависают). 4.Обратить внимание на заморозки: земля твердая. 5.Наблюдать, что вечером рано темнеет, на небе видны звезды и месяц. |
Растительный мир | Обратить внимание, что ветви на деревьях голые, листья все опали. 2. Узнавать березу, тополь по стволу, его цвету. 3.Обратить внимание на увядшую, побуревшую от заморозков траву. 4.Наблюдение за комнатными растениями. 5.Наблюдать за пересадкой комнатных растений. Показать детям корень растения, объяснить, что корень питает все растение, впитывая из земли влагу. Поэтому растение нужно поливать, не допуская пересыхания почвы. |
Животный мир | 1.Отметить, что птиц осталось мало, многие улетели на юг. Посмотреть, какие остались: воробьи, вороны, голуби, синицы. Предложить покормить их. 2.Показать детям снегирей, прилетевших к рябине, объяснить, что это их любимое лакомство. Понаблюдать, как клюют рябину снегири. 3.Вынести кормушки на участок. Ежедневно подкармливать зимующих птиц. 4.Побеседовать о том, как звери готовятся к зиме. |
Тема | Содержание наблюдений |
Декабрь | |
Неживая природа | 1.Наблюдение за погодой. Устанавливать связь между погодой и одеждой. 2.Обратить внимание на изменение в природе: часто идет снег, покрывает землю, крыши домов, скамейки. 3.Наблюдать за снегопадом: как падает- быстро или медленно летят снежинки? Объяснить: снег идет из снеговых туч. 4.Во время сгребания снега лопатами усвоить с детьми свойства снега: белый, легкий, в мороз -рассыпчатый. если внести снег в тепло - он тает, превращается в воду. |
Растительный мир | 1.Привлечь детей к деревьям и кустарникам (после снега стоят запорошенные) 2.Рассмотреть деревья на фоне голубого неба и снега. Различать деревья по стволу и веткам. 3.Наблюдать за ростом зелени луком ,посаженных в группе. |
Животный мир | 1.Продолжать воспитывать бережное отношение к птицам. Систематически их подкармливать. 2.Наблюдать за воробьями, воронами, голубями, сравнивать их по величине, голосам. |
Тема | Содержание наблюдений |
Январь | |
Неживая природа | 1.Ежедневно отмечать состояние погоды, выставлять соответствующую картинку. 2.Продолжать наблюдать за снегопадом: отметить, когда сыплет густо, крупными хлопьями, когда падает редкими снежинками. Полюбоваться, как снег блестит на солнце. 3.Провести опыт, показывающий таяние снега в тепле. Спросить, почему снег в тепле растаял? Что осталось в посуде? 4.Поймать снежинку на варежку и на ладошку, объяснить, почему снежинка растаяла. 5.Предложить детям расчистить дорожки от снега, сгребать его в кучу для снежных построек. 6.Вечером в ясную погоду обратить внимание на луну и звезды, полюбоваться красотой вечернего неба. |
Растительный мир | 1.Рассмотреть деревья в зимнем уборе. Полюбоваться ими. 2.Обратить внимание на ель, сосну: у них зимой зеленые иголки. |
Животный мир | 1.Продолжать наблюдение за птицами на участке: узнавать синицу, снегиря. Сравнивать птиц по голосам, внешним признакам. 2.Во время подкормки птиц замечать, как они обнаруживают корм, подлетают к нему, как клюют его. |
Тема | Содержание наблюдений |
Февраль | |
Неживая природа | 1.Наблюдать за метелью. После нее обойти участок, найти сугробы. Откуда они появились? Объяснить детям, что такое метель: идет снег и дует сильный ветер, разметая снег во все стороны, поднимая его с земли, крыш. 2.Провести опыт по превращению воды в лед в морозную погоду. Дать детям потрогать его (холодный, твердый). Залить вечером дорожку на участке. На следующий день предложить походить, поскользить по ней. (Почему на дорожке образовался лед?)
|
Растительный мир | 1.Срезать несколько веточек березы ,тополя. Наблюдать за распусканием почек. Сделать вывод, что деревья зимой отдыхают, они живые, в тепле сразу же распускаются листочки. 2.Рассмотреть почки на деревьях, сравнить их. 3.Посадить лук, наблюдение за ростом зелени. |
Животный мир | 1.Предложить детям самостоятельно описать внешний вид птиц, прилетающих на участок к кормушке, их повадки. 2.Сравнить на картинках животных, птиц, рыб (чем они похожи, чем отличаются). |
Тема | Содержание наблюдений |
Март | |
Неживая природа | 1.Обратить внимание на первые признаки весны. Солнышко ярко светит и греет. 2.Продолжать наблюдать за сосульками. Послушать капель. Почему с сосулек капает вода? Из чего они образовались? 3.Обратить внимание на увеличение продолжительности дня: утром - светлеет раньше, вечером позже темнеет. |
Растительный мир | 1.Обратить внимание на зацветающие комнатные растения. Объяснить, что с наступлением весны и комнатные растения начинают лучше расти. 2.Вносить в группу веточки деревьев, кустарников, которые дети нашли на участке. Наблюдать за появлением листочков, сравнить их. Почему в комнате листочки распускаются быстрее. |
Животный мир | 1.Наблюдать за оживлением поведения птиц: громко чирикают, каркают, звонко поют синички, предложить подражать голосам птиц. 2.Посмотреть, как птицы ищут корм, насекомых. 3.Наблюдат за грачами. Рассказать, что грач прилетает первым, начинает искать старые гнезда, строить новые. |
Тема | Содержание наблюдений |
Апрель | |
Неживая природа | Ежедневно наблюдать изменения в состоянии погоды (солнце припекает, становится теплее, люди меняют одежду на более легкую) 2.Обратить внимание на снег: его стало совсем мало, только в тенистых местах (сбоку от веранды, дома) Появилось много луж, ручейков. Почему на участке много воды? 3.Обратить внимание на почву: она мокрая, липнет к обуви, вся пропитана талой водой. 4.Обратить внимание на небо, рассмотреть с детьми облака (на что они похожи?) |
Растительный мир | 1.Обратить внимание на появление травы, ее становится больше. 2.Рассмотреть цветущие деревья: вербу, иву. 3.Рассмотреть набухающие почки у тополя, березы, где быстрее распустятся листочки. 4.Наблюдать за появлением на клумбе ростков многолетних растений. |
Животный мир | 1.Повесить на участке скворечник, наблюдать, когда прилетит к нему скворец, следить за его поведением. 2.Наблюдать за повадками воробьев - купаются в лужах, весело щебечут, дерутся. 3.Обратить внимание на появление жуков. Осторожно рассмотреть божью коровку: найти головку, усики, ножки. Сколько их? Наблюдать, как ползает, поднимает и разворачивает крылья перед полетом. 4.Рассмотреть появившихся бабочек. Сравнить их по окраске: отметить, как складывают крылышки, когда садятся. Предложить полетать, как бабочки. |
Тема | Содержание наблюдений |
Май | |
Неживая природа | Ежедневно отмечать состояние погоды (тепло, солнечно, дует ветер) 2.Понаблюдать за солнцем в полдень: поднимается высоко, припекает, становится жарко. 3.Наблюдать за весенним дождем (темная туча застилает небо, начинается ливень, гремят грозы) 4.Обращать на форму облаков. 5.Отмечать состояние почвы, песка: после дождя они мокрые, образуются лужи, появляется солнце, все высыхает, песок становится рассыпчатым. 6.Предложить детям игры с песком, природным материалом |
Растительный мир | Отметить появление листьев на всех деревьях, кустарниках, сравнить листья березы, тополя. 2.Рассматривание цветущих деревьев и кустарников: черемухи, сирени, шиповника. 3.Привлечь детей к посадке лука на грядке семян гороха, редиса, к уходу за грядками (полив) 4.Отметить появление цветков и новых листьев у высаженных на клумбе растений. 5.Рассмотреть одуванчики, полюбоваться полянкой. |
Животный мир | Продолжать наблюдение за птицами: послушать пение, проследить за их полетом. 2.Рассматривание жуков, бабочек: проследить, как ползают, летают, машут крыльями, садятся на цветы (собирают нектар) |
Тема | Содержание наблюдений |
Лето | |
Неживая природа | 1.Продолжать наблюдать погоду. Обращать внимание на солнце, ветер, осадки. 2.Отметить, что солнце сильно греет–становится жарко. Устанавливать зависимость от погоды одежды людей (жарко-легкая одежда с коротким рукавом, можно раздеться, позагорать, прохладно -все одевают кофты, колготки, брюки) 3.Организовать игры с водой, песком (выносить камушки, ракушки, тазики, мелкие игрушки) Отмечать, что некоторые предметы тонут, другие плавают. Закреплять знания о свойствах воды: смачивает предметы, смывает с них грязь. 4.В конце лета уточнить общие представления о летних явлениях. |
Растительный мир | Экскурсия на луг. Обратить внимание на красоту растительного мира: среди травы много цветов. Ознакомить с колокольчиком, ромашкой, васильком. Определить их красоту и форму. Воспитывать бережное отношение к растениям (не рвать больших букетов, любоваться ими в природе) 2.Экскурсия в лес: рассмотреть деревья, узнавать ель, сосну, березу, сравнивать их листья. Подвижная игра « К этому дереву беги» 3.Проследить за одуванчиком -когда открываются и появляются пушинки с прикрепленными к ним плодиками (объяснить ,что это –семена одуванчика ,они разлетаются в разные стороны. куда упадет -на том месте вырастет одуванчик).Познакомить с лесными грибами. ягодами. 4.Наблюдать за развитием и ростом цветов на клумбах |
Животный мир | Рассматривание разноцветных бабочек: осторожно наблюдать, как они порхают, отметить расцветку их крыльев. 2.Рассматривание кузнечиков, стрекоз, сравнение их с другими насекомыми. 3.Послушать в лесу звонкое пение птиц (узнавать их по голосу) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - экскурсия в 5 классе " Наблюдение за природой, отходящей ко сну"
Сбор материала для сочинения - описания " Предзимье"...
Фенологические наблюдения за природой
Работа посвящена изучению фенологических явлений в жизни растений лесопарка. Приводится справочная информация наступления фенодат у некоторых растений....
Урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида : "По Г. Скребицкому "Сентябрь". Наблюдения в природе осенью.
Урок чтения в коррекционной школе VIII вида направлен на знакомство с произведением Г.Скребицкого, знакомит учащихся с приметами осени, изменениями в природе осенью на примере наглядности и личн...
Развитие устной речи учащихся с помощью наблюдения за природой и природными объектами
В данной статье обощен опыт работы по развитию устной речи учащихся с нарушением интеллекта с помощью наблюдения за природой и природными объектами....
Материал для родителей "Картотека наблюдений весной"
Картотека наблюдений...
Польза наблюдения за природой вместе с ребенком
Польза наблюдения за природой вместе с ребенком...
Лист наблюдения за природой
По ФГОС 3 в программе по географии для 5 класса предусмотрена годовая практическая работа Сезонные изменения в природе.Результатом осенней экскурсии может стать вот такой Лист наблюдения за природой.Н...