Польза наблюдения за природой вместе с ребенком
консультация

Чернов Сергей Валериевич

Польза наблюдения за природой вместе с ребенком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polza_nablyudeniya_za_prirodoy_vmeste_s_rebenkom.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Польза наблюдения за природой вместе с ребенком.

         Наблюдение за природой вместе с ребенком учат ребенка думать , анализировать , сравнивать, систематизировать явления , находить связь  между причиной и следствием. Наблюдения воспитывают эстетически и нравственно, развивают  внимательность и чуткость. Сколько  ни рассказывай о временах года и природных явлениях, показывая картинки и играя в настольные игры, этого не достаточно. Увидеть, лучше чем услышать.

     

Прежде всего  стоит говорить о приметах времени года (сезона, месяца). Старайтесь,  что бы общение не превращалось в лекцию, задавайте  вопросы, интересуйтесь его мнением ребёнка. Развивайте  любознательность  - пусть размышляет в поисках ответов, даже когда  догадки не верны.

     

Заметные наблюдения происходят в живой природе , особенно в мире растений . Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят зимой, весной, летом и осенью , ребенок сможет лучше осознает смену времен года. Выберите деревце, которое растет вблизи  дома, и время от времени приходите к нему понаблюдать за ним. Лучше всего подойдет береза, её легко отличить ее от других деревьев. Обратите внимание  на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом  зимы и лета. Расскажите что хвоинки это те же листочки, что маленьким иголочкам  в отличие от больших листьев,  солнечного света  и воды нужно меньше, поэтому они  не сбрасывают иголки и всегда зеленые.

   

Чтобы  беседа не оказалась затяжной и скучной , поиграйте с ним в веселую игру : « Раз, два, три к ( название любого дерева) беги. Так ребенок  быстрей запомнит название деревьев  и повысит эмоциональный фон.  Потом можно поменяться ролями с ребёнком.

     

Следующая тема наблюдений – наблюдения за животными и птицами. Беседа о них может заключаться в следующих вопросах : Где обитают? Как называются их домики? Какого цвета может быть тот или иной зверек, птица? Чем питаются?  Почему звери меняют окрас в разное время года ?   Кто впадает в спячку в зимний период? Какие птицы и почему улетают с приходами холодов, а какие наоборот прилетают к нам?

     

 В  парке  можно встретить белок, за которыми  можно наблюдать и кормить. Обсудить его повадки и поведение.  Беседу снова скрашиваем веселыми  играми. «Назови три или пять животных.», « Изобрази какое животное( например зайку, лису и т.д.)»

     

Прогуляться  можно и к водоемам, увидеть глазами реки, озера, ручейки. Рассказать что зимой вода замерзает и почему это происходит.  О  растениях  и жителях разных водоемов. Многие насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед зимой, но не погибают. А весной они отогреваются и оживают. Рыбы зимой опускаются на самое дно, так как внизу, возле дна остается незамёрзшая прослойка воды. Чем сильнее мороз зимой, тем меньше прослойка, но рыбам все равно  хватает. Летом в водоемах можно купаться, ловить рыбу.

   

 Ребенок  интересны  насекомые , червячки , букашки и т.д.,  его интересует вопрос: Для чего они нужны? Почему их такое множество летом, а  куда же они деваются зимой?  Расскажите, куда  прячется или засыпает  данная фауна. Заметили старый или трухлявый пень, отверните кусочек его коры, кого только там не встретишь:  жуков, гусениц, бабочек, мух. Проведете это в зимний период времени, эти жители не будут двигаться, так как  будут в оцепеневшем состоянии от холода. Но стоит  отогреть насекомое теплым дыханием, оно  оживет и зашевелиться. Так и весной: пригреет солнышко и все бабочки, мошки  выползут из убежищ.

  Малыш знает, лопатка  нужная и полезная вещь. За счет нее, зимой,  можно  наблюдать за  тем, как чувствуют себя под снегом  растения. Раскопайте снег лопатой, разгребите старые опавшие листья и ребенок увидит ,что там настоящая живая, зеленая трава. Он  удивится, а вы объясните, что снег это теплое одеяло для растений и кустарников, и под ним они себя чувствуют комфортно всю зиму, до самой весны.

     

Завершим наблюдения прочтением книг,  по вашей «пройденной теме». Много интересных историй  отыщите у В. Бианки, например: « Синичкин календарь», « Где раки зимуют», « По следам», и др. Стоит посмотреть вместе со своим чадом и видео по пройденной тематике.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - экскурсия в 5 классе " Наблюдение за природой, отходящей ко сну"

Сбор материала для сочинения - описания " Предзимье"...

Фенологические наблюдения за природой

Работа посвящена изучению фенологических явлений в жизни растений лесопарка. Приводится справочная информация наступления фенодат у некоторых растений....

Урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида : "По Г. Скребицкому "Сентябрь". Наблюдения в природе осенью.

Урок чтения в коррекционной школе VIII  вида направлен на знакомство с произведением Г.Скребицкого, знакомит учащихся с приметами осени, изменениями в природе осенью на примере наглядности и личн...

Картотека наблюдений за природой (по месяцам)

В данной картотеке разработаны наблюдения по каждому месяцу за живой и неживой природой...

Развитие устной речи учащихся с помощью наблюдения за природой и природными объектами

В данной статье обощен опыт работы по развитию устной речи учащихся с нарушением интеллекта с помощью наблюдения за природой и природными объектами....

Лист наблюдения за природой

По ФГОС 3 в программе по географии для 5 класса предусмотрена годовая практическая работа Сезонные изменения в природе.Результатом осенней экскурсии может стать вот такой Лист наблюдения за природой.Н...