Польза наблюдения за природой вместе с ребенком
консультация
Польза наблюдения за природой вместе с ребенком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polza_nablyudeniya_za_prirodoy_vmeste_s_rebenkom.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Польза наблюдения за природой вместе с ребенком.
Наблюдение за природой вместе с ребенком учат ребенка думать , анализировать , сравнивать, систематизировать явления , находить связь между причиной и следствием. Наблюдения воспитывают эстетически и нравственно, развивают внимательность и чуткость. Сколько ни рассказывай о временах года и природных явлениях, показывая картинки и играя в настольные игры, этого не достаточно. Увидеть, лучше чем услышать.
Прежде всего стоит говорить о приметах времени года (сезона, месяца). Старайтесь, что бы общение не превращалось в лекцию, задавайте вопросы, интересуйтесь его мнением ребёнка. Развивайте любознательность - пусть размышляет в поисках ответов, даже когда догадки не верны.
Заметные наблюдения происходят в живой природе , особенно в мире растений . Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят зимой, весной, летом и осенью , ребенок сможет лучше осознает смену времен года. Выберите деревце, которое растет вблизи дома, и время от времени приходите к нему понаблюдать за ним. Лучше всего подойдет береза, её легко отличить ее от других деревьев. Обратите внимание на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы и лета. Расскажите что хвоинки это те же листочки, что маленьким иголочкам в отличие от больших листьев, солнечного света и воды нужно меньше, поэтому они не сбрасывают иголки и всегда зеленые.
Чтобы беседа не оказалась затяжной и скучной , поиграйте с ним в веселую игру : « Раз, два, три к ( название любого дерева) беги. Так ребенок быстрей запомнит название деревьев и повысит эмоциональный фон. Потом можно поменяться ролями с ребёнком.
Следующая тема наблюдений – наблюдения за животными и птицами. Беседа о них может заключаться в следующих вопросах : Где обитают? Как называются их домики? Какого цвета может быть тот или иной зверек, птица? Чем питаются? Почему звери меняют окрас в разное время года ? Кто впадает в спячку в зимний период? Какие птицы и почему улетают с приходами холодов, а какие наоборот прилетают к нам?
В парке можно встретить белок, за которыми можно наблюдать и кормить. Обсудить его повадки и поведение. Беседу снова скрашиваем веселыми играми. «Назови три или пять животных.», « Изобрази какое животное( например зайку, лису и т.д.)»
Прогуляться можно и к водоемам, увидеть глазами реки, озера, ручейки. Рассказать что зимой вода замерзает и почему это происходит. О растениях и жителях разных водоемов. Многие насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед зимой, но не погибают. А весной они отогреваются и оживают. Рыбы зимой опускаются на самое дно, так как внизу, возле дна остается незамёрзшая прослойка воды. Чем сильнее мороз зимой, тем меньше прослойка, но рыбам все равно хватает. Летом в водоемах можно купаться, ловить рыбу.
Ребенок интересны насекомые , червячки , букашки и т.д., его интересует вопрос: Для чего они нужны? Почему их такое множество летом, а куда же они деваются зимой? Расскажите, куда прячется или засыпает данная фауна. Заметили старый или трухлявый пень, отверните кусочек его коры, кого только там не встретишь: жуков, гусениц, бабочек, мух. Проведете это в зимний период времени, эти жители не будут двигаться, так как будут в оцепеневшем состоянии от холода. Но стоит отогреть насекомое теплым дыханием, оно оживет и зашевелиться. Так и весной: пригреет солнышко и все бабочки, мошки выползут из убежищ.
Малыш знает, лопатка нужная и полезная вещь. За счет нее, зимой, можно наблюдать за тем, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгребите старые опавшие листья и ребенок увидит ,что там настоящая живая, зеленая трава. Он удивится, а вы объясните, что снег это теплое одеяло для растений и кустарников, и под ним они себя чувствуют комфортно всю зиму, до самой весны.
Завершим наблюдения прочтением книг, по вашей «пройденной теме». Много интересных историй отыщите у В. Бианки, например: « Синичкин календарь», « Где раки зимуют», « По следам», и др. Стоит посмотреть вместе со своим чадом и видео по пройденной тематике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - экскурсия в 5 классе " Наблюдение за природой, отходящей ко сну"
Сбор материала для сочинения - описания " Предзимье"...
Фенологические наблюдения за природой
Работа посвящена изучению фенологических явлений в жизни растений лесопарка. Приводится справочная информация наступления фенодат у некоторых растений....
Урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида : "По Г. Скребицкому "Сентябрь". Наблюдения в природе осенью.
Урок чтения в коррекционной школе VIII вида направлен на знакомство с произведением Г.Скребицкого, знакомит учащихся с приметами осени, изменениями в природе осенью на примере наглядности и личн...
Картотека наблюдений за природой (по месяцам)
В данной картотеке разработаны наблюдения по каждому месяцу за живой и неживой природой...
Развитие устной речи учащихся с помощью наблюдения за природой и природными объектами
В данной статье обощен опыт работы по развитию устной речи учащихся с нарушением интеллекта с помощью наблюдения за природой и природными объектами....
Лист наблюдения за природой
По ФГОС 3 в программе по географии для 5 класса предусмотрена годовая практическая работа Сезонные изменения в природе.Результатом осенней экскурсии может стать вот такой Лист наблюдения за природой.Н...