Конспекты занятий по развитию связной речи по темам раздела «ЛЕКСИКА».
план-конспект урока (6 класс) на тему
Тема: Определение лексического значения слова.
Цель: формировать умение определять лексическое значение слов по толковому словарю; расширять словарный запас по теме «Месяцы года»; уточнять временную последовательность месяцев года, понимание предложно-падежных конструкций; развивать фонетическое восприятие и звуко-буквенный анализ слов.
Оборудование: запись на доске, «Толковый словарь русского языка. Современная версия» В, И, Даль.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской
Конспекты занятий по развитию связной речи по темам раздела
«ЛЕКСИКА».
Составила учитель-логопед: О.В.Онипченко
Тема: Определение лексического значения слова.
Цель: формировать умение определять лексическое значение слов по толковому словарю; расширять словарный запас по теме «Месяцы года»; уточнять временную последовательность месяцев года, понимание предложно-падежных конструкций; развивать фонетическое восприятие и звуко-буквенный анализ слов.
Оборудование: запись на доске, «Толковый словарь русского языка. Современная версия» В, И, Даль.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Определить, какой по счёту звук (А) в словах:
ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ, МАЙ, АВГУСТ.
- Что обозначают данные слова? (месяцы года).
- Сколько месяцев в году?
- Назови по порядку все месяцы года.
II. Объявление темы урока.
- Запись числа, темы занятия «Лексическое значение слов».
- Каждое слово состоит из звуков (букв) и что-то обозначает имеет смысл. Слова служат для называния предметов (стол, дуб, ураган и т.д.), их признаков (деревянный, могучий, внезапный и т.д.), действий (сломался, качать, идти и т.д.), количества (пять, пятьсот и т.д.) Каждое слово что-то обозначает – это называют лексическим значением слова.
- Отгадай загадку.
Круглое, румяное
Я расту на ветке, Любят меня взрослые
И, конечно, детки! (ЯБЛОКО)
- Каждый из нас знает и понимает множество слов, но понимать слово – мало. Надо суметь дать его толкование, то есть объяснить его значение. Это сделано в толковых словарях. Слова в толковых словарях располагаются по алфавиту (демонстрация толковых словарей).
Физ-минутка.
III. Определение лексического значения слова по толковому словарю.
(на доске записаны слова: айсберг, бефик, пихта, маяк, кыр)
- Прочитать слова.
- Является ли, то что ты прочитал словами? Сколько здесь слов?
- Назвать сочетание звуков, которые не являются словами? Объясни, почему?
- Найти и прочитать в толковом, словаре объяснение лексического значения слова.
IV. Работа в тетрадях.
Запись толкования лексического значения слов.
(айсберг – плавучая гора отколовшаяся от прибрежного ледника; пихта – вечнозелёное хвойное дерево с плоской хвоей и с прямостоящим серовато-белыми шишками; маяк – башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов).
V. Работа с опорными схемами: ПРЕДМЕТ – СЛОВО – Л. ЗНАЧЕНИЕ.
VI.Работа с предложением.
- Прочитать слово, в котором семь звуков (АЙСБЕРГ).
- Придумать предложение из пяти слов.
- Обозначить в предложении предлог (предлоги).
- Составить и записать схемы предложения (предмет, слово, лексическое значение).
VII. Выбери правильное выражение.
Осень после зимы, или зима после осени.
Весна после зимы, или зима после весны.
Осень перед зимой, или зима перед осенью.
Зима перед весной, или весна перед зимой.
VIII. Итог. Задание на дом:
придумать предложение со словом МОСТ, составить схему.
Тема: Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте.
Цель: формировать умение определять лексическое значение слов по толковому словарю; расширять словарный запас по теме «Месяцы года»; уточнять временную последовательность месяцев года, понимание предложно-падежных конструкций.
Оборудование: запись на доске, «Толковый словарь русского языка. Современная версия» В, И, Даль.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Назовите зимние месяцы, в которых звук (А) четвёртый по счёту (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ); первый, второй, третий (выделите звук -А-); назовите все зимние месяцы по порядку.
II. Объявление темы урока.
- Запись числа, темы занятия «Определение лексического значения слова, употреблённого в стихотворном контексте».
Отгадай загадку.
- Снег на полях,
Лёд на реках,
Иней сверкает,
Когда это бывает? (ЗИМОЙ)
- Объясните лексическое значение слова СНЕГ. (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- Найди и прочитай в толковом словаре объяснение л. значения слова СНЕГ (мёрзлые пары, падающие в виде хлопьев, клочьев, с облаков).
- Объясните лексическое значение слова ЛЁД. (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- Найди и прочитай в толковом словаре объяснение л. значения слова ЛЁД (замёрзшая вода).
- Объясните лексическое значение слова ИНЕЙ. (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- Найди и прочитай в толковом словаре объяснение л. значения слова ИНЕЙ (мёрзлые испарения, сырость в воздухе, которая садится на предметы, которые холоднее воздуха, и замерзает на них пушком, что случается после отдачи сильных морозов).
Физ-минутка.
III. Определение лексического значения слова, употреблённого в контексте.
На доске записаны предложения:
Вчера шёл снег, большой, крупный, прямо снегопад. И вдруг над всем этим снегом засияло безоблачное голубое небо. В тени он темноватый, сероватый, а на солнце искрится, сверкает. Глаз не оторвёшь – так он притягивает к себе.
- Прочитать текст.
- Попытайтесь объяснить значение слова СНЕГОПАД. (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- Найти и прочитать в толковом, словаре объяснение лексического значения слова СНЕГОПАД (БЕЗОБЛАЧНОЕ, ИСКРИТСЯ).
- Запомни толкование лексического значения слова.
- Записать толкование лексического значения слова СНЕГОПАД (БЕЗОБЛАЧНОЕ, ИСКРИТСЯ) по памяти. (СНЕГОПАД - выпадение снега, БЕЗОБЛАЧНОЕ - небо без облаков, ИСКРИТСЯ – блестит искорками, сверкает).
IV. Работа в тетрадях.
Запись толкования лексического значения слов.
СНЕГОПАД, БЕЗОБЛАЧНОЕ, ИСКРИТСЯ по памяти.
СНЕГОПАД - выпадение снега,
БЕЗОБЛАЧНОЕ - небо без облаков,
ИСКРИТСЯ – блестит искорками, сверкает.
V. Назови по порядку: месяцы осени, зимы, весны, лета.
VI.Итог. Задание на дом:
придумать несколько предложений о любом зимнем месяце.
Тема: Однозначные и многозначные слова.
Цель: формировать умение определять лексическое значение однозначных и многозначных слов, правильно строить высказывание в соответствии с его значением; расширять словарный запас по теме «Строительные инструменты»;уточнять временную последовательность месяцев года, понимание предложно-падежных конструкций.
Оборудование: запись на доске, «Толковый словарь русского языка. Современная версия» В.И. Даль.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Назовите весенние месяцы, в которых первый звук слова одинаковый (МАРТ,МАЙ – М -); назовите все весенние месяцы по порядку.
II. Объявление темы урока. Запись числа, темы занятия.
III.Развитие пассивного и активного словарного запаса по теме «Строительные инструменты.
- Послушайте стихотворение:
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка.
А всего нужней сноровка. (Б. Заходер)
- Назовите из стихотворения слова, обозначающие строительные инструменты (КЛЕЩИ, ТИСКИ, МОЛОТОК, КЛЮЧ, НАПИЛЬНИК, НОЖОВКА)
- Продолжите ряд слов.
ПИЛА, ТОПОР, РУБАНОК, ДРЕЛЬ, ПЛОСКОГУБЦЫ – это … (строительные инструменты).
- Объясните, для чего нужен каждый инструмент: МОЛОТОК - … (молотком забивают гвозди), ПИЛА - …, КЛЕЩИ - …, ТОПОР - …, ТОПОР - …, ДРЕЛЬ - …, ПЛОСКОГУБЦЫ - … .
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
Физ-минутка.
IV. Определение лексических значений многозначность слов.
Отгадайте загадку.
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я;,
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются - … (иголки).
- Объясните три л. значения слова ИГЛА. (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
1. Инструмент для шитья; 2. Лист хвойного дерева; 3. Колючки на теле животных.
- Сколько значений имеет слово ИГЛА? (три) – Это многозначное слово.
- В толковом словаре можно узнать, является слово однозначным или многозначным. Разные л. значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд.
V. Работа в тетрадях.
- Придумайте словосочетания со словом ЛИНЕЙКА (ХВОСТ) так, чтобы они помогли понять разные л. значения этого слова. Сколько словосочетаний можно придумать?
- Запись словосочетаний в тетрадь: косая линейка в тетради, линейка для черчения, праздничная линейка (звёздный хвост (хвост звезды), хвостики проросших семян, хвост животного, хвост самолёта).
VI. Итог. – Как называются, слова имеющие одно л. значение?
– Приведите примеры однозначных слов.
- Как называются, слова, имеющие несколько л. значений?
- Приведите примеры многозначных слов.
VII. Задание на дом: найти в толковом словаре 2 многозначных слова.
Тема: Узнавание слова по толкованию его лексического значения.
Работа с кроссвордом.
Цель: формировать умение узнавать слово по толкованию его лексического значения; учить работать с орфографическим словарём; расширять словарный запас по теме «Органы растений», «Цветы»; уточнить временную последовательность месяцев года; развивать фонетический анализ и синтез, звуко-буквенный анализ слов.
Оборудование: запись на доске, орфографические словари, кроссворд.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Назовите летние месяцы, которые отличаются одним звуком
(ИЮНЬ, ИЮЛЬ);
- Выделить в каждом слове четвёртый звук [Н’], [Л’];
- Назвать третий месяц лета и определить пятый звук слова [С’];
- Назовите по порядку все летние месяцы.
II. Объявление темы урока. Запись числа, темы занятия.
III. Выявление активного словарного запаса.
- Узнайте слова по их лексическому значению:
Первый месяц года - … Последний месяц года - … Третий месяц зимы -…
Второй месяц весны - … Последний месяц лета - … Первый месяц лета - … Третий месяц зимы - …
-Какими являются эти слова – однозначными или многозначными? Объясните. (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
Физ-минутка.
IV. Работа с кроссвордом «Органы растений».
Отгадайте загадку.
Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение)
Отгадайте кроссворд. Для этого определите слова по их толкованию.
- Можно ли разгадать кроссворд, если не знаешь, как писать слова?
- Проверьте написание слов по орфографическому словарю.
V. Работа с деформированным текстом.
- Вставить пропущенные слова.
- Прочитать восстановленный текст.
- Запись восстановленного текста в тетрадь.
Большинство растений размножаются … (СЕМЕНАМИ). Плоды с семенами образуются на месте … (ЦВЕТКОВ). Они распространяются с помощью … (ВЕТРА), … (ЖИВОТНЫХ), … (ЧЕЛОВЕКА). Из семян в благоприятных условиях развиваются … (НОВЫЕ РАСТЕНИЯ).
VI. Итог.
- Что называется, л. значением слова?
- Где можно уточнить л. значение слова?
- Где можно уточнить правильное написание слова?
VII. Задание на дом: Устно. Описать любимый цветок..
Кроссворд «ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ».
1. Орган, который образуется из цветка. В нём развиваются семена.
(Плод)
2. Орган растения, который растёт вверх. По нему проходят питательные вещества.
(Стебель)
3. Орган растения, который растёт вниз, находится в почве.
(Корень)
4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит.
(Листья)
5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается.
(Семена)
6. Орган растения, из которого развиваются плоды.
(Цветок)
Тема: Омонимы.
Цель: формировать умение определять лексическое значение слов-омонимов, правильно строить высказывание в соответствии с его значением; уточнить временную последовательность месяцев года; совершенствовать навык звукового анализа и фонематического восприятия.
Оборудование: запись на доске, «Толковый словарь русского языка. Современная версия» В. И. Даль.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Назовите осенний месяц, в названии которого 8 (7) букв, 7(6) звуков. (СЕНТЯБРЬ), (ОКТЯБРЬ). Объясните, почему в словах разное количество букв и звуков. Назовите все осенние месяцы по порядку.
II. Объявление темы урока. Запись числа, темы занятия.
III.Объяснение явления омонимии слов.
- Чтение стихотворения Б. Голдберг «В море суши полоса…» стр.125-126.
- Найдите слова, которые звучат одинаково.
- Объясните л. значения слов. (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
КОСА – 1. Длинная песчаная отмель, идущая клином, грядой от берега;
2. Собранные у затылка и особенно заплетённые длинные волосы;
3. Инструмент для подрезания травы на сено.
- Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются ОМОНИМАМИ.
Физ-минутка.
IV. Объяснение лексических значений слов-омонимов.
Отгадайте загадку.
Он может жажду утолить
И двери дома отворить. (КЛЮЧ)
- О каких двух предметах идёт речь в загадке?
- Объясните л. значения слов. (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- Как называются эти слова? (ОМОНИМЫ)
- Закончите определение:
ОМОНИМЫ – это слова, которые звучат одинаково, имеют разное …
V. Работа в тетрадях.
- Запись определения в тетрадь.
- Придумайте словосочетания (предложения) со словом КЛЮЧ так, чтобы они помогли понять разные л. значения этого слова. Сколько словосочетаний (предложений) можно придумать?
- Запись словосочетаний (предложений) в тетрадь.
VI. Итог. – Как называются, слова имеющие разное л. значение?
– Приведите примеры слов-омонимов.
VII. Задание на дом:
Придумать предложения со словом НОРКА, объяснить л. значения слов.
Тема: Этимология слов. Работа с этимологическим словарём.
Цель: учить работать с этимологическим словарём; обогащать словарный запас по теме «Части тела»; развивать фонематического восприятия, звуко-буквенный анализ слов, интерес к языковым явлениям, эрудицию.
Оборудование: запись на доске, «Толковый словарь русского языка. Современная версия» В. И. Даль, книга В.В. Волиной «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Восстанови слово и определи сколько в слове букв.
…олова, …ея, …атылок, …емя, …об, …лаза, …ос.
II. Объявление темы урока. Запись числа, темы занятия.
- Прочитай тему занятия, найди слово с неизвестным л. значением. (ЭТИМОЛОГИЯ)
- Послушайте и запомните толкование л. значения слова: ЭТИМОЛОГИЯ – это наука о значении и происхождении слов.
III.Расширение пассивного и активного словарного запаса по теме
«Части тела». Этимология слов.
- Работа с книгой В.В. Волониной «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь».
Отгадайте загадку.
Горшочек умён, семь дырочек в нём. (ГОЛОВА)
- Прочитайте о происхождении слова ГОЛОВА в э. словаре.
- В народе говорят: «Здоровье надо беречь, как зеницу ока».
- Какие слова из этого выражения вам непонятны? (ЗЕНИЦА, ОКО)
- Зеница – это глаз, зрачок. Как вы понимаете это выражение? – БЕРЕЧЬ, КАК ЗЕНИЦУ ОКА? (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
(ЭТО ЗНАЧИТ ТЩАТЕЛЬНО, ЗАБОТЛИВО ОТНОСИТЬСЯ К ЧЕМУ – ЛИБО)
- Прочитаем о происхождении слова ГЛАЗ в э. словаре.
Физ-минутка.
IV. Работа в тетрадях.
- Найдите и прочитайте в толковом словаре объяснение л. значения слов: ПЕРСТЕНЬ (кольцо на палец, со щитком или камнем, камнями), НАПЁРСТОК (напалок, для упора иглы при шитье),
ПЕРЧАТКИ (пятипалые рукавички, одежда на руки, с чехлом на каждый палец).
- Являются ли эти слова родственными, однокоренными?
- Составьте предложения с данными словами.
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- Работа с деформированными предложениям.
Бабушка связала мне новые … (перчатки). В ювилирном магазине мама купила красивый … (перстень). Чтобы не уколоться, при шитье портные надевают на палец … (напёрсток).
- Определите в предложении количество слов.
V. Итог. – Что изучает наука этимология?
- Как называются словарь, в котором рассказывается о значении и происхождении слов?
VI. Задание на дом:
Объяснить л. значение слов: палица, беспалый, шестипалый (пользуясь э. словарём).
Тема: Антонимы. Подбор антонимов к слову.
Цель: учить подбирать антоним к словам различных частей речи; расширять пассивный и активный словарный запас; развивать фонематический анализ и синтез слов.
Оборудование: запись на доске, «Словарик синонимов и антонимов. 1-4 классы» М. Р. Львов .
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Подобрать к данному слову слово с противоположным значением и выделить общие звуки:
белый - … (чёрный [Ы] [Й’]); близкий - … (далёкий [Л’] [К’] [И] [Й’]); большой - … (маленький [Л’] [Й’]); новый - … (старый [Ы] [Й’]);
острый - … (тупой [О] [Т] [Й’]).
II. Объявление темы урока. Запись числа, темы занятия.
- Прочитайте тему занятия, найдите слово с неизвестным л. значением. (АНТОНИМЫ)
- Запомните толкование л. знания слова.
АНТОНИМЫ – это слова, противоположные по значению.
III.Подбор антонимов – имён существительных.
- Работа в тетрадях. Подбор слов – антонимов.
Лето - …(зима), смех - …(плач), зной - …(прохлада), холод - …(жара), день - …(ночь), начало - …(конец), шум - …(тишина).
- Прочитайте записанные слова. Как называются эти слова? (антонимы)
- Продолжите определение: АНТОНИМЫ – это слова …
- На какой вопрос отвечают слова, записанные в тетради? (ЧТО?)
- Что обозначают эти слова? (неживые предметы).
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
Физ-минутка.
IV. Подбор антонимов – наречий.
- Прочитайте предложения, вместо точек вставьте подходящее слово;
- Найдите и прочитайте предложение из шести слов;
- Запись исправленных предложений в тетради под диктовку.
Работать трудно, а отдыхать …
Днём светло, а ночью …
Самолёт летит … , а воробей …
Мышка пищит …, а петух поёт …
Знай …, а говорит …
Переходя улицу, смотри …, а потом …
V. Итог. – Как называются, слова с противоположным значением?
VI. Задание на дом:
Подобрать пословицу, в которой есть противоположный смысл (антонимичная пара слов).
Работать трудно, а отдыхать …
Днём светло, а ночью …
Самолёт летит … , а воробей …
Мышка пищит …, а петух поёт …
Знай …, а говорит …
Переходя улицу, смотри …, а потом …
Работать трудно, а отдыхать …
Днём светло, а ночью …
Самолёт летит … , а воробей …
Мышка пищит …, а петух поёт …
Знай …, а говорит …
Переходя улицу, смотри …, а потом …
Работать трудно, а отдыхать …
Днём светло, а ночью …
Самолёт летит … , а воробей …
Мышка пищит …, а петух поёт …
Знай …, а говорит …
Переходя улицу, смотри …, а потом …
Работать трудно, а отдыхать …
Днём светло, а ночью …
Самолёт летит … , а воробей …
Мышка пищит …, а петух поёт …
Знай …, а говорит …
Переходя улицу, смотри …, а потом …
Работать трудно, а отдыхать …
Днём светло, а ночью …
Самолёт летит … , а воробей …
Мышка пищит …, а петух поёт …
Знай …, а говорит …
Переходя улицу, смотри …, а потом …
Тема: Нахождение антонимов в тексте.
Цель: учить подбирать антоним к словам различных частей речи; обогащать словарный запас, грамматические формы речи; развивать фонематическое восприятие и звуко-буквенный анализ слов.
Оборудование: запись на доске, схема предложения.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Назвать слова-антонимы в пословице:
«Лучше горькая правда, чем сладкая лож». (ПРАВДА – ЛОЖЬ)
«Смелый там найдёт, где робкий потеряет». (СМЕЛЫЙ – РОБКИЙ, НАЙДЁТ – ПОТЕРЯЕТ)
II. Запись числа, темы занятия.
- Продолжи определение: АНТОНИМЫ – это слова…
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
III. Нахождение антонимов в загадках.
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна. (К. Чуковский)
- Объясните л. значение слов-антонимов. (МУДРЕЦ - ГЛУПЕЦ)
- Как вы думаете, зачем в загадке употреблены слова-антонимы?
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
Физ-минутка.
IV. Нахождение антонимов в контексте.
- Прочитайте текст на доске.
«Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка… Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. И грустно, и радостно!» (По Н. Сладкову)
- Почему автор говорит о том, что в это время года «и грустно, и радостно!»?
- В чём автор видит странность леса?
- Найдите в тексте слова, противоположные по значению, которые употребил писатель, чтобы мы ярко представили лес ранней осенью.
- Запишите слова-антонимы (весна – осень, тёплый – холодный, увядание – расцвет, песня – тишина, грустно – радостно).
- Для чего использует автор теста слова-антонимы?
V. Нахождение ошибок в употреблении антонимов в текстах пословиц. (Устно).
- Послушай пословицы и исправь ошибки:
Радость старит, а горе молодит.
Валит со здоровой головы на больную.
Новый друг лучше старых двух.
Поближе положишь, подальше возьмёшь.
Что пожнёшь, то и посеешь.
Храбрость бежит, трусость стоит.
– Разъясните смысл каждой пословицы.
VI.Итог. - Как называются, слова с противоположным значением?
- Для чего в текстах употребляют антонимы?
- Назовите пословицы, которые вы запомнили. Разъясните смысл пословиц.
VII. Задание на дом:чтение художественной литературы. Найди в тексте слова-антонимы.
Тема: Синонимы. Подбор синонимов к слову.
Цель: формировать умение подбирать синоним к словам различных частей речи; расширять пассивный и активный словарный запас; развивать звукобуквенный анализ слов, вербально-логическое мышление, навыки самоконтроля.
Оборудование: запись на доске, «Словарик синонимов и антонимов.
1-4 классы» М. Р. Львов.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Найди «лишнее» слово и выдели пятый по счёту звук:
Грустный, печальный, глубокий, унылый.
Звонкий, храбрый, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далёкий, прочный, надёжный.
- Объясните, как вы исключили слово. (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
(«Лишнее» слово имеет другое лексическое значение, не сходное с остальными словами).
II. Объявление темы урока. Запись числа, темы занятия.
- Прочитайте тему занятия. Объясните л. значение слова СИНОНИМЫ.
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- Запомните толкование л. знания слова.
СИНОНИМЫ – это слова, близкие по значению.
III.Подбор синонимов – имён существительных.
- Работа в тетрадях. Подбор слов – синонимов.
- Прочитайте каждый ряд слов, выберите в каждом ряду по три синонима.
Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.
Одноклассник, друг, ровесник, товарищ, приятель.
Работа, дело, забота, труд, перерыв.
Сообщение, известие, рассказ, весть, событие.
Бездельник, лодырь, труженик, лентяй, помощник.
Физ-минутка.
IV. Подбор синонимов – имён прилагательных.
- Закончи высказывание: образец: Заяц трусливый или робкий.
Слон сильный … (мощный).
Песня весёлая … (радостная).
Урожай обильный … (богатый).
Очень сильный мороз – трескучий. (Устно).
Очень известный писатель - …(знаменитый).
Очень маленькая туфелька - …(крохотная).
Очень жаркое лето - …(знойное).
Очень неаккуратный вид - …(неряшливый).
Очень худой человек - …(тощий).
Очень холодная вода - …(студёная).
Очень большой завод - …(гигантский).
V. Работа над лексическим значением синонимов – глаголов.
РАЗМЫШЛЯТЬ ДУМАТЬ МЫСЛИТЬ
- Прочитайте слова. На какой вопрос отвечают эти слова? (что делать?)
- Что обозначают эти слова? (действие предмета).
- Как, можно назвать эти глаголы? (синонимы) Почему?
- Подберите к толкованию л. значения.
(учитель – логопед читает толкование слова, учащиеся подбирают глагол)
Думать о чём-нибудь определённом, стараясь прийти к каким-нибудь вывода. (думать)
Быть занятым какими-то мыслями. (мыслить)
Сопоставлять мысли и делать из них выводы. (размышлять)
VI.Итог. – Как называются слова, с близкие по значению?
VII. Задание на дом: Подобрать синонимы к глаголу СКАЗАТЬ (молвить, произнести, проговорить, лепетать, разговаривать, изрекать, беседовать, болтать).
Закончи высказывание:
Образец: Заяц трусливый или робкий.
Слон сильный … (мощный).
Песня весёлая … (радостная).
Урожай обильный … (богатый).
Очень сильный мороз – трескучий.
Очень известный писатель - …(знаменитый).
Очень маленькая туфелька - …(крохотная).
Очень жаркое лето - …(знойное).
Очень неаккуратный вид - …(неряшливый).
Очень худой человек - …(тощий).
Очень холодная вода - …(студёная).
Очень большой завод - …(гигантский).
Закончи высказывание:
Образец: Заяц трусливый или робкий.
Слон сильный … (мощный).
Песня весёлая … (радостная).
Урожай обильный … (богатый).
Очень сильный мороз – трескучий.
Очень известный писатель - …(знаменитый).
Очень маленькая туфелька - …(крохотная).
Очень жаркое лето - …(знойное).
Очень неаккуратный вид - …(неряшливый).
Очень худой человек - …(тощий).
Очень холодная вода - …(студёная).
Очень большой завод - …(гигантский).
Прочитайте каждый ряд слов, выберите в каждом ряду по три синонима.
Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.
Одноклассник, друг, ровесник, товарищ, приятель.
Работа, дело, забота, труд, перерыв.
Сообщение, известие, рассказ, весть, событие.
Бездельник, лодырь, труженик, лентяй, помощник.
Прочитайте каждый ряд слов, выберите в каждом ряду по три синонима.
Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.
Одноклассник, друг, ровесник, товарищ, приятель.
Работа, дело, забота, труд, перерыв.
Сообщение, известие, рассказ, весть, событие.
Бездельник, лодырь, труженик, лентяй, помощник.
Прочитайте каждый ряд слов, выберите в каждом ряду по три синонима.
Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.
Одноклассник, друг, ровесник, товарищ, приятель.
Работа, дело, забота, труд, перерыв.
Сообщение, известие, рассказ, весть, событие.
Бездельник, лодырь, труженик, лентяй, помощник.
Тема: Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонимов в тексте.
Цель: формировать умение подбирать синоним к словам различных частей речи; воспитывать интерес к языковым явлениям; расширять пассивный и активный словарный запас; совершенствовать фонематический анализ слов.
Оборудование: запись на доске, схема предложения.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Подобрать к данному слову синоним и определить в слове количество звуков:
ХОРОШИЙ - … ЛУНА - … АЛФАВИТ - … КРАСНЫЙ - … ПРЫГАТЬ - …
II. Запись числа, темы занятия.
-Закончи предложение: АНТОНИМЫ – это слова, … СИНОНИМЫ – это слова, …
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
III. Нахождение синонимов в стихотворном тексте.
- Послушайте стихотворение, найдите слова-синонимы.
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий. (С. Маршак)
- Назови слова-синонимы. (вьюга - пурга)
- На какой вопрос отвечают слова-синонимы? (что?)
- Что обозначают названные слова-синонимы? (предмет – это имена существительные)
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
Физ-минутка.
IV. Нахождение синонимов в контексте. Работа с текстом.
- Прочитайте текст на доске. «НАШЕ ОТЕЧЕСТВО». (стр. 146-147)
- Назовите слова-синонимы. (ОТЕЧЕСТВО – РОДИНА – МАТУШКА)
- В чём сходство этих слов? Есть ли различия?
- Почему родную землю называют по-разному? Как отвечает К. Д. Ушинский на этот вопрос?
- Почему мы зовём Россию Отечеством?
V. Работа с пословицами.
«Родина – мать, умей за неё постоять».
«От Родины веет теплом, от чужбины холодом»
«Если дружба велика, будет Родина крепка».
- Объясните смысл пословиц. (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
VI. Дифференциация слов-синонимов и антонимов. Обобщение пройденного.
- Работа с деформированным текстом.
Богатство словаря.
В русском языке множество слов. Среди них есть слова, которые одно и то же называют по-разному.
Например: смелый, храбрый, … весёлый, … Это слова - …
Есть слова, противоположные по значению.
Например: весёлый - …, храбрый - … Это слова - …
- Прочитайте текст. Дополните незаконченные предложения.
- Прочитайте восстановленный текс.
VII. Итог. - Как называются слова, близкие по значению?
- Для чего в текстах употребляют синонимы?
VIII.Задание на дом: чтение художественной литературы.
Тема: Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.
Цель: формировать умение подбирать синоним к словам различных частей речи; редактировать текст, устраняя повторяющиеся слова; развивать звукобуквенный анализ и синтез слов, слуховое и зрительное внимание, способность к переключению.
Оборудование: запись на доске, «Словарик синонимов и антонимов.
1-4 классы» М. Р. Львов.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Выделить в ряду «лишнее» слово и определить в этом слове количество букв:
Думать, мыслить, соображать, сказать. (7б)
Тревожить, волновать, радовать, беспокоить. (8б)
Красный, румяный, жёлтый, алый. (6б)
- Объясните, как вы исключили слово. (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
(«Лишнее» слово имеет другое лексическое значение, не сходное с остальными словами).
II. Запись числа, темы занятия.
-Закончи предложение: АНТОНИМЫ – это слова, … СИНОНИМЫ – это слова, …
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
III. Работа с текстом. Слуховое восприятие текста. Редактирование текста.
- Послушайте рассказ. (логопед медленно , выразительно читает текст)
Пришли животные к человеку.
- Я буду утром петь и будить всех, - сказал петух.
- А я давать шерсть, - сказала овца.
- Я стану охранять дом, - сказала собака.
- А я буду детей молоком поить, - сказала корова.
- Какое слово повторяется в тексте слишком часто? (СКАЗАЛ)
- Подбери синонимы к слову СКАЗАТЬ.
СКАЗАТЬ – произнести, добавить, молвить, сообщить, изрекать, заявлять, проговорить, пообещать …
- Я буду читать текст ещё раз. Там, где сделаю паузу, вставьте, пожалуйста, слово.
- Какой текст вам понравился больше? Почему? (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
Физ-минутка.
IV. Работа с текстом. Зрительное восприятие текста. Редактирование текста.
(работа в тетрадях)
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
- Чтение текста вслух.
- Что главное в рассказе?
- Озаглавьте текст. (ЛЕТОМ) Запись названия в тетрадь.
- Какое слово повторяется в тексте? (ЖАРКИЙ)
- Подберите синонимы к слову ЖАРКИЙ – палящий, знойный, жгучий.
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- Редактирование текста по предложениям.
- Чтение готового текста.
- Запись в тетрадь.
- Сделать вывод, для чего используют в речи слова-синонимы?
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
ВЫВОД: синонимы употребляются в речи для более точного выражения мыслеи и чувства, исключения повторений одних и тех же слов. Овладение синонимическими средствами языка делает нашу речь образной, выразительной, красочной.
V. Итог. – Что значит отредактировать текст?
VI. Задание на дом: чтение художественной литературы.
Тема: Прямое и переносное значение слов.
Цель: формировать умение определять прямое и переносное значения многозначных слов, правильного словоупотребления; воспитывать интерес к языковым явлениям; совершенствовать звукобуквенный анализ и синтез слов.
Оборудование: запись на доске.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Назови количество букв и звуков:
- Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (ЛЕС – 3б., 3зв.)
- Пора года ,когда цветут яблони. (ВЕСНА – 5б., 5зв.)
- Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (КАНИКУЛЫ – 8б., 8зв.)
- Здание, где дети учатся читать и писать. (ШКОЛА – 5б., 5зв.)
- Урок, на котором дети учатся считать. (МАТЕМАТИКА – 10б., 10зв.)
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
II. Запись числа, темы занятия. Прямое и переносное значение слов.
На доске:
Замолчи, Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.
- Послушайте стихотворение. (учитель – логопед читает стихотворение)
Прочитайте подчёркнутые слова. В каком случае подчёркнутое слово употребляется в прямом (основном) л. значении? Прочитайте строчки стихотворения.
- Что значит выражение «прикуси язык»? (ЗАМОЛЧИ)
Значит, в выражении «прикуси язык» слово ПРИКУСИ употреблено в переносном значении.
В своей речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном, образном значении:
Кружится голова, горячее сердце, встаёт солнце, пришла весна, тяжёлый характер, тонкий голос и т.д.
Физ-минутка.
III. Прямое и переносное значение слов. Работа в тетрадях.
В словах с несколькими значениями различают прямые (основные) и переносные значения:
Мышка убежала (прямое значение)
Молоко убежало (переносное значение)
Ребёнок спит (прямое значение)
Река спит (переносное значение)
Тёплый чай (прямое значение)
Тёплый взгляд (переносное значение)
Холодные глаза (переносное значение)
Холодный ветер (прямое значение)
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- Составить из данных словосочетаний предложения и записать в тетрадь.
IV. Работа с пословицей.
- Объясните смысл пословицы:
Делу – время, потехе – час.
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
V. Итог. – Что нового вы узнали на занятии?
VI. Задание на дом: выучить стихотворение, в котором неодушевлённым предметам приписываются действия человека.
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишей вместе,
А часы висят на месте. (В. Орлов)
Назови количество букв и звуков:
Место,где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды.
Пора года, когда цветут яблони.
Длительный перерыв в учёбе для отдыха.
Здание, где дети учатся читать и писать.
Урок, на котором дети учатся считать.
В словах с несколькими значениями различают прямые (основные) и переносные значения:
Мышка убежала
Молоко убежало
Ребёнок спит
Река спит
Тёплый чай
Тёплый взгляд
Холодные глаза
Холодный ветер
Тема: Образные слова и выражения. Загадки.
Цель: формировать умение определять прямое и переносное значения многозначных слов, правильного употребления образных слов и выражений; расширять словарный запас; закреплять навык звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Оборудование: запись на доске.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Назови количество букв и звуков:
- Волна бежит за волной. (5б., 5зв.)
- По морю летит на всех парусах корабль. (5б., 5зв.)
- Солнце ласкает море тёплыми лучами. ( 7б., 8зв.)
- По морю идёт босоногий мальчик . ( – )
- Море поёт ему свою весёлую песню. (4б., 5зв.)
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
II. Запись числа, темы занятия. Прямое и переносное значение слов.
Работа в тетрадях.
- Послушайте:
Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит; а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один, то другой. (К. Г. Паустовский)
- Послушайте предложения ещё раз и назовите слова, словосочетания, употреблённые в переносном значении, создающие выразительный образ.
(сонно сыплется; не звенит, а шепчет; будто трогает мягкой лапой)
- Эти слова называют образными словами, а словосочетания – образными выражениями.
- Давайте попробуем вставить в предложение образные слова:
На доске:
Белочка прыгала с ветки на ветку, птицей … с оного дерева на другое, её глаза – бусинки … на секунду чёрной молнией.
- Прочитайте предложения с пропущенными словами.
- С кем сравнивают белочку? (Белочка сравнивается с птицей.)
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- Предложите первое образное слово. (ПЕРЕЛЁТНАЯ)
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- С чем сравнивают её глаз? (Глазок – бусинка назван чёрной молнией.)
- Предложите второе образное слово. (ВСПЫХИВАЛ)
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- Запись восстановленное предложение в тетрадь, подчеркнуть
образные слова.
Физ-минутка.
III. Загадка – жанр устного народного творчества.
Работа с загадками стр. 157-158.
IV. Итог. – Какое л. значение имеют образные слова и выражения?
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
V. Задание на дом: выучить понравившуюся загадку.
Загадки.
1. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кичензук)
2. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (азокертс)
3. Без работы, хоть убей,
Жить не может … (йеварум)
4. Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (ацво)
6. Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (ортем)
7. Я зашёл в зелёный дом,
Больше суток пробыл в нём.
Оказался этот дом
В дальнем городе другом. (дзеоп)
Тема: Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения.
Цель: формировать понятие «фразеологизм», «фразеологический оборот», «крылатые слова и выражения»; усвоение категориального признака фразеологического признака фразеологического оборота – устойчивость; учить осознавать образный метафорический компонент фразеологизма; обогащать активный и пассивный словарь учащихся.
Оборудование: запись на доске, книга В. В. Волиной «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь».
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Как называются слова близкие по значению?
- Как называются слова с противоположным значением?
- как называются слова, которые имеют разное лексическое значение, но звучат одинаково? (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
II. Запись числа, темы занятия. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения.
- «Сказочные фразеологизмы»:
Пойди туда – не знаю куда, … (принеси то – не знаю что).
Скоро сказка сказывается, … (да не скоро дело делается).
Это всё присказка, … (сказка будет впереди). (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
- На доске: Фразеологические обороты (фразеологизмы) – это устойчивые сочетания слов.
Запись определения в тетрадь.
III. Подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз в стихотворении.
- Послушайте стихотворения, дополните фразеологизмы необходимыми словами.
Дружнее этих двух ребят
На сете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой … не разольёшь.
- Объясните, когда так говорят? (НЕ РАЗЛИТЬ ВОДОЙ) Запись фразеологического оборота в тетрадь.
У маленького Паши
Ботинки просят … каши
- Объясните, когда так говорят? (ПРОСЯТ КАШИ) Запись фразеологического оборота в тетрадь.
Митя был молодцом,
Не ударил в грязь … лицом.
- Объясните, когда так говорят? (НЕ УДАРИЛ В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ)
Запись фразеологического оборота в тетрадь. (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
Физ-минутка.
IV. Использование фразеологизмов в диалоге.
На доске: в двух шагах, палец о палец не ударил, палец о палец не ударил, кривить душой, души не чает.
- Прочитайте и объясните значение фразеологических оборотов. Закончи ответ на поставленный вопрос, используя подходящие по смыслу фразеологические обороты.
Твой друг живёт близко от тебя? Да, …(в двух шагах от моего дома).
По-моему, твой друг хорошо потрудился? Нет, …( палец о палец не ударил).
Ты часто встречаешься с нашими бывшими учениками? Да, но …
(палец о палец не ударил).
Скажи, он не правду говорит о том, что видел? Да, он … (кривил душой).
Бабушка любит свою внучку? Да, она в ней … (души не чает).
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
V.Итог. – Как называются устойчивые сочетания слов?
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
VI. Задание на дом: найдите самостоятельно в любом читаемом вами тексте фразеологизмы, объясните значение.
- Твой друг живёт близко от тебя?
Да, …
- По-моему, твой друг хорошо потрудился?
Нет, …
- Ты часто встречаешься с нашими бывшими учениками?
Да, но …
- Скажи, он не правду говорит о том, что видел?
Да, он …
- Бабушка любит свою внучку?
Да, она в ней …
«Сказочные фразеологизмы»:
Пойди туда – не знаю куда, …
Принеси то – не знаю что.
Скоро сказка сказывается, …
Да не скоро дело делается.
Это всё присказка, …
Сказка будет впереди.
Тема: Пословицы и поговорки.
Цель: формировать понятие «пословица», «поговорка»; осознание афоризма пословиц, поговорок; обогащать активный и пассивный словарь учащихся пословицами поговорками; формировать умение правильно употреблять пословицы, поговорки.
Оборудование: запись на доске.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Закончи определение: ФРАЗЕОЛОГИЗМ - это (логопед выслушивает, редактирует высказывания)
II. Запись числа, темы занятия. Пословицы, поговорки – жанр устного народного творчества.
- Закончи выражения:
Готовить сани летом, а телегу … (ЗИМОЙ).
Не спеши языком, торопись … (ДЕЛОМ).
Сам пропадай, а товарища … (ВЫРУЧАЙ).
- Как называются эти высказывания? (пословицы, поговорки)
Растолкуйте смысл пословиц.
Поговорки - это поэтические, широкие употребимые в речи устойчивые, краткие, образные, с переносным значением выражения, которые не обобщают социально-исторический опыт, не носят поучительного характера.
«У него совесть – дырявое решето». Назначение поговорки – как можно ярче, образнее охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности.
Пословицы – это поэтические, широко употребимые в речи устойчивые, краткие, образные, с переносным значением выражения, которые обобщают социально-исторический опыт народа, носят поучительный характер.
«Кончил дело – гуляй смело». Пословица – это суждение, в котором содержится какой-то определённый вывод, обобщение.
III. Работа с деформированными пословицами, поговорками.
Работа в тетрадях.
Терпение и пруд всё перетрут.
Ус – хорошо, а два – лучше.
Трус своей лени боится.
Трус кормит, а лень портит.
Сашу маслом не испортишь.
Прочитать пословицы. Найти и исправить ошибки. Разъяснить смысл. Запись пословиц в тетрадь.
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
Физ-минутка.
IV. Закончи пословицу, поговорку:
Без труда … (не вытащишь рыбки из пруда).
Век живи – век … (учись).
В здоровом теле, … (здоровый дух).
Встречают по одёжке, провожают … (по уму).
Кончил дело - … (гуляй смело).
Друзья познаются … (в беде).
За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
V.Итог. – Какие новые пословицы и поговорки запомнились?
(логопед выслушивает, редактирует высказывания)
VI. Задание на дом: выучить любую пословицу или поговорку. Уметь объяснить её смысл.
Терпение и пруд всё перетрут.
Ус – хорошо, а два – лучше.
Трус своей лени боится.
Трус кормит, а лень портит.
Сашу маслом не испортишь.
Игра – викторина
«Пословицы и поговорки».
1. «Собери и объясни пословицу».
- Из каждой пословицы выбери по слову и составь новую. Разъясни смысл пословицы.
А). От иной похвалы хоть в землю уйти.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Не солома красит гумно, а зерно.
Человека встречают по одёжке, а провожают по уму.
Где охота и труд, там и поля цветут.
Б). Все за одного, один за всех.
Не всё то золото, что блестит.
Не боялся браться, так и не страшись делать.
Виноватый виниться, а правый ничего не боится.
Из дуги оглобли не сделать.
2. «Отгадай пословицу, поговорку».
- Отгадай пословицу по двум словам. Разъясни смысл пословицы.
Дело – потеха.
Отмерь – отрежь.
Хлеб – голова.
Дружба – служба.
Я – буква.
Поспешишь – насмешишь.
3. «Лишняя пословица».
- Найди «лишнюю» пословицу. Объясни свой выбор.
Цыплят по осени считают.
Красна птица пером, а человек – умом.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Поспешишь – людей насмешишь.
Дружба в делах помощница.
Век живи – век учись.
Азбука – к мудрости ступенька.
Жди у моря погоды.
4. «Зашифрованные пословицы».
- прочитай зашифрованные пословицы. Для этого вместо цифр поставь нужную букву из алфавита.
Пример:
12, 20, 16 14, 15, 16, 4, 16 25, 10, 20, 1, 6, 20 ,
20, 16, 20 14, 15, 16, 4, 16 9, 15, 1, 6, 20 .
(Кто много читает, тот много знает).
1. 3, 19, 32, 5, 21 23, 16, 18, 16, 26, 16 , 1 5, 16, 14, 1 13, 21, 25, 26, 6 .
2. 4, 16, 3, 16, 18, 10
14, 6, 15, 30, 26, 6 ,
5, 6, 13, 1, 10 2, 16, 13, 30, 26, 10 .
3. 14, 13, 6, 15, 6, 12, 16, 6
5, 6, 13, 16 13, 21, 25, 26, 6
2, 16, 13, 30, 26, 16, 4, 16
2, 6, 9, 5, 6, 13, 30, 33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи
Конспект коррекционного занятия по развитию речи у детей с различными формами дизонтогенеза...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: "Составление описательного рассказа по картине с использованием мнемотабицы.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе....
План-конспект занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Моя Родина»
Расширение знания детей об истории малой Родины. Воспитание любви и гордости за вой край, город. Упражнение детей в работе с кассами. Развитие связанной речи, умение высказывать свои мысли....
Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе «В гости к Самовару».
Цель: Развитие связной речи,через обучение составлению описательного рассказа....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на тему "Грибы"
Конспект подгруппового занятия...
конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".
dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ТНР (старшая группа) на тему: "Моя милая мама" с презентацией.
Вашему вниманию представлен конспект занятия по развитию связной речи у детей с ТНР (старшая группа) на тему: "Моя милая мама" с презентацией....
Комментарии
Спасибо за материал. Пополню
Спасибо за материал. Пополню свою методическую копилку.