Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями
презентация к уроку на тему

Гудкова Ирина Анатольевна

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями (из опыта работы Гудкова И.А.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Слайд №1 (тема)

   Дети с ограниченными возможностями, а в рамках инклюзивного образования их называют «дети с особыми образовательными потребностями» - это дети умственно отсталые, дети с задержкой психического развития, дети с нарушением слуха, дети с ДЦП и дети с нарушением зрения. Позвольте представить опыт работы с детьми с нарушением зрения.

   Слайд №2 С помощью зрения мы получаем 70% информации о предметах и явлениях окружающего мира – их форме, величине, цвете, пространственном расположении и степени удаленности.

   Любые нарушения зрения неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают скорость и точность восприятия, а следовательно количество и качество воспринимаемой информации.

   Слайд №3 Дети с особыми потребностями с трудом различают форму, размер и цвет объектов; верх и низ; правую и левую стороны. Плохо ориентируются в пространстве и времени; у них нарушено восприятие собственного тела. Они не отделяют фигуру от фона, часть от целого, не узнают предметы, изображенные в разных вариантах (контур, силуэт, модель),  не узнают рисунков, букв и цифр в перевернутом виде, не различают конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов, плохо запоминают буквы, пропускают или добавляют новые (лишние) элементы в похожих буквах и цифрах; не ориентируются в простых планах и схемах, т.е. «образ мира» хаотичен и неточен. Кроме того, у детей, испытывающих зрительную депривацию,  наблюдается ослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Для детей с нарушениями зрения характерным также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира.

   Таким детям трудно писать, рисовать, обводить контур. Письмо неуверенное, небрежное; линии дрожащие: то не законченные, то пересекающиеся. Нажим то слишком слабый, то чрезмерно усиленный. Движения детей в целом оставляют ощущение неловких, неравномерных, аритмичных; могут наблюдаться дрожь в руках, двигательные автоматизмы, что является серьезным препятствием в овладении навыками письма и чтения.

    Словарный запас небогат; дети часто не понимают смысл отдельных слов и тонких оттенков речи. С трудом овладевают навыками чтения и письма. Письменная речь нередко обнаруживает «зеркальность», носящую стойкий характер. Дети испытывают серьезные затруднения в копировании букв.

   К сожалению, таких детей становится все больше и больше. Это характерно не только для нашей страны, но и для стран всего мира. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, т.е. детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

   Учебно-познавательная деятельность детей с нарушениями зрения строится сложно и длительно. Долгое время ведущей деятельностью остается игровая и предметная деятельность. Отсутствует учебная мотивация.

   Наличие перечисленных трудностей у детей с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, особенно проявляющаяся на начальном этапе обучения, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.

   Таким образом, ребенок с нарушениями зрения в период школьного обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, испытывает значительные трудности.

   Такое положение вызвало необходимость создания комфортных условий пребывания в образовательной среде детей с особыми потребностями. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы, так как зрительная система обладает высокой чувствительностью, а отсутствие или ограничение сенсорного опыта приводит к грубым и необратимы изменениям ее структуры и функций.

    Проблема социальной реабилитации детей с особыми потребностями в нашей школе актуальна на протяжении девяти лет, пошел десятый год с момента открытия классов охраны зрения. В течение этого времени с учащимися данных классов помимо учебно-воспитательной работы, лечебных мероприятий проводятся коррекционно – развивающие занятия, организуемые учителями – дефектологами – тифлопедагогами.

   Тифлопедагог занимается коррекцией и развитием вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов у детей с нарушением зрения.

   Слайд №4 Для решения практических задач психолого-педагогической коррекции зрительно-образных форм познания в процессе школьного обучения в МОСШ №25 г.Нижневартовска создана система компенсации и развития нарушенных зрительного восприятия, пространственных и временных представлений. Основными звеньями этой системы стали «Альбом тифлопсихологического обследования учащихся  классов охраны зрения», «Тифлопсихологическая карта учащегося», «Программа психокоррекционных занятий с учащимися классов охраны зрения», «Рабочая тетрадь для индивидуальных занятий с учащимися классов охраны зрения по развитию зрительного восприятия, пространственных и временных представлений» и Методические рекомендации по использованию данной тетради.

   Слайд №5 Разработанный нами «Альбом тифлопсихологического обследования учащихся» носит практический характер и включает блок методик, позволяющих определить уровень развития тифлопсихологических  параметров, таких как: зрительный гнозис (восприятие цвета, формы, величины), пространственные и временные представления; несенсорных психических процессов: внимания, памяти, мышления, личностных качеств, т.е. диагностика осуществляется во взаимосвязи отдельных сторон психической организации ребенка (эмоциональной, волевой, сенсомоторной, интеллектуальной, мотивационной, поведенческой).

   Слайд №6 Систематизация диагностического материала предусматривает возможность тифлопсихологического обследования учащихся в возрасте от 6,5 до 12 лет и соответствует нормам характерным для данных возрастов. Тестовые задания оцениваются по бальной системе от 0 до 4 баллов.

   Анализ распределения индивидуальных данных позволил выделить 5 уровней успешности решения тестовых заданий (низкий уровень, уровень ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

   Слайд №7 Результаты обследования фиксируются в индивидуальной тифлопсихологической карте учащегося, которая дает возможность отслеживать динамику развития ребенка в процессе коррекционной работы. Процентные показатели тифлопсихологических параметров фиксируются в виде цветного графика на первом листе тифлопсихологической карты. Данный график дает возможность наглядно представить уровень состояния тифлопсихологического развития учащегося и сопоставить результаты коррекционной работы на всех ее этапах и оценить ее эффективность.

   Слайд №8 Кроме учителей-дефектологов тифлопсихологические карты ведут врач-офтальмолог и психолог.  По результатам обследований узкие специалисты выносят заключение и дают рекомендации учителям, воспитателям ГПД и родителям.

   Результаты тифлопсихологического обследования по классам заносятся в сводные таблицы, динамика тифлопсихологического развития класса отражается в графиках.

   Альбом обследования  и индивидуальная карта учащегося послужили основой для создания программы психокоррекционных занятий с учащимися классов охраны зрения.

   Наиболее удобной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые и индивидуальные занятия, основой которых служит созданная нами «Программа психокоррекционных занятий с учащимися классов охраны зрения».

  Слайд №9 Цель программы -  компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, эмоций; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности учащихся.

   Коррекционная работа подразделяется на три этапа. Сложность и объем заданий возрастают при переходе от одного этапа к другому.

   В программе используются психофизиологический и психолого-педагогический методы, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов. Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора и улучшает состояние основных функций зрения. Психолого-педагогический метод направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретацию и категоризацию, развитие мышления, памяти, внимания.

   По программе коррекционной работы с детьми 1-5-х классов тифлопедагогом проводятся регулярные индивидуальные и групповые занятия. Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 30-40 минут, непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5 минут. Такая длительность занятий способствует закреплению необходимых навыков не вызывая зрительного утомления.

   Группы комплектуются с учетом возраста, клинической формы заболевания, состояния основных зрительных функций, уровня сформированности зрительного восприятия и представлений, определяемых в психологическом исследовании. Оптимальная наполняемость группы – 4 человека. Это обеспечивает хорошее сочетание фронтальной и индивидуальной работы.

   Слайд №10 Задания для индивидуальных занятий были систематизированы и собраны в «Рабочую тетрадь для индивидуальных занятий с учащимися классов охраны зрения по развитию зрительного восприятия, пространственных и временных представлений».

   Цель данной тетради – устранение и профилактика трудностей младшего школьника в учебе, имеющих в основе недостаточный уровень развития зрительного восприятия, пространственных и временных представлений.

Тетрадь призвана стимулировать также активизацию и развитие слухового и зрительного внимания (необходимое условие успешности в любой деятельности) и мелкой моторики.  

 Задания в тетради подобраны таким образом, что подавляющее большинство из них одновременно работает и на развитие пространственного восприятия, и на развитие мелкой моторики, и на развитие внимания, мышления.

   Во время выполнения ребенком предложенных заданий        у него совершенствуются процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формируются и развиваются такие зрительные умения, как умение видеть целое, умение видеть часть в целом, умение последовательно следить за зрительным стимулом.

   «Рабочая тетрадь» предназначена для учащихся 1-х и 2-х специальных (коррекционных) классов IV вида, имеющих низкий уровень развития зрительного восприятия, пространственных и временных представлений. Занятия по работе с данной тетрадью проводятся индивидуально, два раза в неделю по 20-25 минут, непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5 минут, при четком выполнении гигиенических требований (соблюдение светового режима, соответствие мебели росту ребенку, освобождение рабочего места от посторонних предметов).

   Дидактический материал рабочей тетради представляет собой графические задания, при выполнении которых у ребенка совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений. Необходимо иметь в виду, что эффективность работы обеспечивается системой разнообразных по содержанию заданий, объединенных в 30 занятий. Каждое задание несет свою смысловую нагрузку для решения основных задач – развития зрительно – моторной координации, временных и пространственных представлений ребенка.

   Слайд № 11, 12, 13 Каждое занятие состоит из 4 заданий, упражнений мозговой и зрительной гимнастик, физкультминуток,  планомерно повторяющихся из занятия в занятие. Различные по сложности задания расположены с учетом изменения работоспособности детей. В начале занятия предлагается задание средней степени сложности. Войдя в работу, ученик переходит к наиболее сложным упражнениям. Завершающим, как правило, является задание на выработку моторного навыка. Оно не требует от ребенка больших усилий, снимает напряжение, позволяет закончить работу с чувством удовлетворения и настраивает на радостное ожидание следующего занятия. Успешность становления зрительно – моторной координации ребенка, имеющего нарушения зрения (снижение его остроты, косоглазие, сужение поля зрения и т.д.) и снижение двигательных функций, во многом определяется степенью овладения им рациональными способами решения зрительной задачи, с которыми ребенка знакомит взрослый. Работа с тетрадью предусматривает выполнение проверочных тестовых заданий, направленных на выявление зоны становления тех параметров зрительного восприятия, развитие которых происходит в процессе занятий. Для каждого класса предусмотрены два тестовых блока, предлагаемые учащимся после 15 и 30 занятий.

   Знакомство ребенка со способами выполнения задания происходит в форме сотрудничества: взрослый вместе с ребенком анализирует рабочее поле, выделяя те элементы изображения, которые ему будет необходимо удерживать в поле зрения или прослеживать при выполнении практического действия руки. С этой целью необходимо активизировать зрительно – моторную память, предлагая ребенку выполнить задание, используя в качестве инструмента палец, указку, карандаш и т.п. При наличии возможности выбора ребенком способа действия следует предложить ему это сделать. При организации работы по развитию зрительно – моторной координации необходимо помнить, что способность самостоятельного воспроизведения приобретенного умения во многом зависит от того, насколько ребенок понял способ решения той или иной задачи. Поэтому одним из обязательных этапов работы является стимулирование детей к тому, чтобы они рассказывали, что и как надо делать, проговаривали и объясняли правила действия.

   Слайд №14 Для формирования навыка самоконтроля и самооценки справа внизу нарисован светофор, он не раскрашен. Это сделает ученик с помощью учителя. После выполнения заданий вместе с ребенком необходимо обсудить, как выполнена работа.

   Если без ошибок, то светофорчик нужно закрасить зеленым цветом. Если есть небольшое количество ошибок, то желтым. Если ребенок не справился с выполнением задания, то надо закрасить красным карандашом.

   Как уже отмечалось выше, работа с тетрадью предполагает выполнение 4 –х заданий, каждое занятие начинается с упражнений мозговой и зрительной гимнастик.

   Слайд №15 Упражнения мозговой гимнастики направлены на развитие различных процессов, функций,  а именно упражнение  «Ленивые восьмерки» улучшает зрительно – моторные координации,  активизирует структуру, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания; упражнение  «Точки пространства» улучшает мыслительную деятельность; упражнение «Точки равновесия» улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений; упражнение «Шапка для размышлений» улучшает внимание, восприятие, речь; упражнение «Качание головой» улучшает мыслительную деятельность, снимает напряжение.

   Слайд №16 Упражнения зрительной гимнастики улучшают кровообращение глаза, снимают утомление глаз. Пальминг может выполняться на любом этапе занятия по мере необходимости.

   Физкультминутки – проводятся на занятии при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.). Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий занятие. Их цель — снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки.

   Слайд №17 Тестовый блок

   Выполнение тестов позволяет подытожить работу на промежуточной стадии и подготовить ученика к следующему, более углубленному этапу занятий. Каждое проверочное задание, выполненное учащимся, оценивается. Используя цветовое обозначение (зеленый, желтый, красный цвета), результаты тестирования заносятся  в таблицу. Если ученик справляется с заданием самостоятельно, выполняет его без ошибок – ячейка в таблице закрашивается зеленым цветом; учащийся выполняет задание с небольшой помощью взрослого, с незначительными ошибками – используется желтый цвет; ребенку требуется активная помощь взрослого, он испытывает значительные затруднения при выполнении задания – ячейка закрашивается красным цветом.

   Зеленая зона – это уже освоенная территория, это база, позволяющая двигаться дальше, поскольку необходимые навыки и качества устойчиво сформированы. Желтая зона позволяет говорить о том, что ученик готов решать поставленные перед ним задачи, но ему еще требуется помощь и поддержка взрослого, поскольку соответствующие навыки неустойчивы и находятся в стадии формирования. Сигналом тревоги, дефицита в развитии зрительного восприятия является красная зона.

   Проанализировав таблицу, педагог может увидеть те области в развитии ребенка, на которые следует обратить особое внимание.  

   Настоящая «Рабочая тетрадь» может быть использована не только в работе учителя-дефектолога (тифлопедагога), но и может быть полезна для организации занятий во внеурочное время (например, в режиме функционирования ГПД). В некоторых случаях существует возможность использования данной тетради в домашних условиях под руководством родителей.

      Слайд №18 

В заключении хотелось бы отметить, что регулярная и систематическая коррекционная работа тифлопедагогов, проводимая во взаимосвязи со всеми участниками образовательного пространства, позволяет добиваться устойчивых положительных результатов на протяжении последних нескольких лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Формы и методы работы, коррекционно-развивающие задачи...

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.

Создание во внеклассное время активной речевой среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников требует от воспитателя решения следующих задач:- обучение глухих и слабослышащих детей нормам р...

Использование театрализованных игр-занятий с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья  интереса к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату этой деятельности – одна из важнейших задач коррекционно-раз...

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

«Использование оригами в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В данном выступлении обсуждается влияние оригами на учащихся в воспитательно-образовательной деятельности....

«Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему: «Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Наиболее важной теоретической и практической задачей коррекционной педаг...