В царстве грибов
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Дети знакомятся с видами грибами, их значением. Материал содержит задания коррекционного- развивающего направления.Данный материал рекомендован для проведения занятия в 6-7 класс коррекционной школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_tsarstve_gribov.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное
учреждение Амурской области для обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 9, с. Ивановка.
Корекционно-развивающее занятие
«В царстве грибов»
Подготовила и провела:
Горячковская Э.С.
спец. соответствующий
занимаемой должности
2014
В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с многообразием грибов.
ЗАДАЧИ:
- коррекция познавательных и психических функций,
- активизация словарного запаса., расширение кругозора
- воспитание гуманного, бережного отношения к природе.
Форма: познавательно-игровая программа.
Оборудование: карточки с заданиями, цветная бумага, клей, ручка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Нервно-психологическая подготовка.
Дидактическая игра “Корзинка добрых пожеланий”.
Воспитатель показывает детям красивую корзинку.
Слайд 1
Инструкция: “Эта нарядная красивая корзина так и светится любовью, радостью, теплом. Называется она “Корзина добрых пожеланий”. Какие это пожелания? Посмотрим.
Дети достают из корзины пожелания, читают их:
- Желаю победы!
- У тебя всё получится!
- Ты всё знаешь!
- Желаю тебе успехов!
- Будь самым внимательным!
- Будь самым активным!
- Ты самый умный!
- Лени – нет, ученью – да!
- Успехов на занятии!
- Будь самый решительный!
– Ребята я присоединяюсь к этим пожеланиям и желаю всем вам быть активными на нашем занятии.
Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нём, и он ещё далёкий для нас, так как вам ещё не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным чудес, красоты!
II. Основная часть:
Мы сегодня совершим удивительное путешествие…А куда вы сами скажите…(Слайд 2)
В лес… Но сегодня мы отправимся не просто в лес, а заглянем в гости к грибам на нашем школьном автобусе. Но прежде чем мы начнём наше путешествие по лесу, нам нужно вспомнить с вами правила поведения в лесу.
Дидактическое упражнение “Будь природе другом”
Цель: Развитие способности к восприятию мысленных образов.
Задание: У каждого ребёнка на столе лежит конверт со знаками природы и комментарием к нему, воспитатель по очереди выкладывает на доске знаки охраны природы и ребёнок, у которого в конверте есть, такой знак с надписью читает его и выкладывает рядом со знаком.
– Не ломайте ветки деревьев и кустарников. (Слайд 3)
– Не рвите луговые и лесные цветы. . (Слайд 3)
– Не ловите бабочек, шмелей стрекоз и других насекомых. (Слайд 3)
– Не подходите близко к гнёздам птиц. (Слайд 4)
– Не ловите диких животных и не уносите их домой. (Слайд 4)
- Не шумите в лесу. . (Слайд 4)
Усаживайтесь поудобнее. Закройте глазки. Наш автобус отправляется…(Слайд 5) Наш автобус останавливается, и вот мы в лесу.
Давайте все вместе поздороваемся с лесом:“Здравствуй, лес, могучий лес, полный сказок и чудес”.
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не упусти:
Ты же видишь, мы свои
Скажите какое время года? Что происходит с листьями осенью? ( Слайд 6). Найдите самые большие листья..возьмите их в руки…
Сделайте вдох через носик и медленный выдох через рот на листик…(3 раза)..Пусть ваш листик летит, указывая нам путь…. (Слайд 7)
(Слайд 8)
Хотя грибное царство и огромно, грибные богатства наших лесов не безграничны. Для иного грибника набрать побольше – главная цель похода в лес, к которой он стремиться любой ценой. Лесу от него большой вред. Вооружившись палкой, такой человек перероет всю лесную подстилку, раскидает ее, расшвыряет. И не подумает о том, что под лучами солнца незащищенная грибница высохнет и погибнет.
Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да еще полюбуется им, а потом только положит в корзинку. Настоящему грибнику лес радуется, как другу, и грибов для него не пожалеет. Но мы с вами отправляемся не за грибами, к грибам.
Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? Почему? (Грибы появляются (рождаются), растут, умирают…)
Но их нельзя назвать растениями, так как у них нет листьев, стебля, веток. Грибы – это особое царство живой природы. В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Но наш разговор о грибах, которые растут в лесах нашей страны.
Ас чего начинается поход в гости? Со знакомства.
1. «Знакомство с грибами»
(Слайд 9) Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня- возраст мой всего два дня. (Слайд 9).
Самыми первыми, ранними из грибов появляются сморчки и строчки. Они вырастают уже в апреле. Их называют грибы-“подснежники”. Сморчки и строчки занесены в Красную книгу России.
Загадка (СЛАЙД 10) Я стою на гладкой толстой ножке
Под коричневой шляпкой
С нежной бархатной прокладкой. (Белый гриб ) (Слайд 10)
Белый гриб.
Это очень красивый, вкусный, изумительно ароматный гриб. Название он получил из-за своей мякоти: она белая и у высушенного гриба, и у вареного. А вот шляпка у белых грибов бывает разной – от темно-коричневой до светлой, почти белой.
Этот гриб-царь всех грибов. Он самый питательный, может заменить мясо.
Загадка (Слайд 11)
Это грибок –
Берёзы сынок.
Кто его найдёт,
Всяк в лукошко кладёт. (Подберёзовик) (Слайд 11)
Подберезовик.
Под березами ищите обыкновенный подберезовик. Он немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от темно-коричневого до белого.
Загадка (Слайд 12)
Это гриб нарядный
Растёт с осиной рядом,
На головку надет
Ярко-красный берет. (Подосиновик) (Слайд 12)
Загадка (Слайд 13)
Элегантный гриб, красивый
Мой совет: дружите с ним вы.
За столом развеет грусть
Милый, славный, вкусный груздь. (Груздь) (Слайд 13)
Груздь. Груздь настоящий весь белый. Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок, который быстро желтеет. Где один – там ищите веселую компанию. Настоящие грузди всегда груздятся грудами.
Загадка (Слайд14)
Глянь, кругом цветные шляпки,
Не играют с вами в прятки.
Вот стоят, ты только срежь-ка,
Вам попалась…. ( Сыроежка) (Слайд 14)
Сыроежки. Сыроежки – очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название свое они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью. Сыроежки очень ломкие грибы, и поэтому не все грибники любят их собирать, ведь надо очень постараться, чтобы донести их до дома в целости и сохранности.
Загадка (Слайд 15)
Жёлто-рыжие сестрички,
Величают нас….. (Лисички) (Слайд 15)
Лисички.
Свое название они получили из-за цвета, который напоминает яркий лисий мех. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь еще.
Их очень любят грибники за то, что они не крошатся и очень редко бывают червивыми.
Вот мы и познакомились с несколькими грибами. Как интересен и разнообразен их мир! Но в гости без подарков не ходят. Давайте сделаем им подарки.
2) Конкурс – «Подарки грибам» (Слайд 16)
А помогут нам подарки сделать наши пальчики…
Физьминутка Грибок
В лес с корзинкою пойду
Много там грибов найду
Позову друзей домой
Угощу грибной лапшой
Оригами «ГРИБОК»
Физьминутка
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята.
Наклонились к ним ребята.
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть.
Ну а тот, кто не устал,
Тот грибком веселым стал
3) ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ В ПРИРОДЕ
-А какова роль грибов в природе?
-Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.
-Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной (Слайд 17)
-Ими питаются животные. (Слайд 18) Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)
А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).
- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).
- Почему?
– Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.
- А какой самый ядовитый гриб вы знаете?
Слайд 19 -Мухомор вызывает удушье и обмороки. Но опасен он только для человека, а животные, например лоси им лечатся. А назвали его так, потому что раньше его отваром морили назойливых мух.
Слайд 20 Берегись бледной поганки! Она королева всех ядовитых грибов. В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Этот гриб не едят даже черви.
- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”. ? Но сначала скажите какие органы осязания нам будут помогать, чтобы мы не перепутали грибы… Физьминутка для глаз Слайд 21.
Игра: “Съедобное и несъедобное”.
Цель: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
Ход игры:
– Ребята, сколько красивых грибов мы встретили на полянке?
– Давайте, подскажем Ёжику, какие съедобные грибы.
У каждого из вас грибочки, необходимо в одну тарелочку поместить съедобные, а несъедобные в другую .Слайд 22.
Время вышло. Давайте проверять. Слайд 23.
Игра «Кто быстрее соберёт грибы в корзинку».
II) Подведение итогов.
Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы).
Какие бывают грибы? (Съедобные и ядовитые).
Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).
Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные).
А теперь предлагаю сделать книгу о грибах, чтобы и другие ученики нашей школы смогли узнать многое об особом царстве природы.. У каждого из вас страница…грибочки, трава…Вам предлагается украсить страницу…и выпустить книгу о грибах…И так вперёд маленькие творители. .Слайд 24
Вот и заканчивается наше путешествие в мир грибов. Он удивительно велик и многообразен. У каждого гриба свои особенности, каждый по-своему замечателен…А на память нам грибы собрали целую корзину самых вкусны грибов. Давайте попрощаемся с грибами. Усаживайтесь поудобнее. Пристигните ремни безопасности..Закройте глаза..ещё раз послушайте звуки природы…Слайд 24….А теперь можете открыть глазки…Спасибо всем за внимание…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Царство грибы. Отдел настоящие грибы».
раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, живо...
Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»
План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»» Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...
Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс
Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....
Презентация «Царство грибы» к уроку по теме «Живые царства. Грибы» по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию» 5 класс
Презентации по биологии помогают учащимся получить наглядную информацию о том, что они изучали на уроке, а так же при повторении пройденного материала....
Царство Грибы. Царство Лишайники
Лекционный материал...
Контрольное тестирование по биологии в 5 классе по разделам "Царство Бактерии" и "Царство Грибы".
Контрольное тестирование по биологии в 5 классе по разделам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы» 1. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обоз...
Проверочная работ по теме "Царство бактерий» и «Царство грибов».
Проверочная работ по теме "Царство бактерий» и «Царство грибов» разработана и может быть использована на заключительном этапе изучения раздела «Ба...