В царстве грибов
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Горячковская Эсмира Сафтаровна

 Дети знакомятся с видами грибами, их значением. Материал содержит задания коррекционного- развивающего направления.Данный материал рекомендован для проведения занятия в 6-7 класс коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsarstve_gribov.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное

учреждение Амурской области для обучающихся воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 9, с. Ивановка.

                                                         

Корекционно-развивающее занятие

«В царстве грибов»

                                                                        Подготовила и провела:

                                                                                 Горячковская Э.С.

спец. соответствующий

занимаемой должности

2014

В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с многообразием  грибов.

ЗАДАЧИ:

- коррекция познавательных и психических функций,

-  активизация словарного запаса., расширение кругозора

- воспитание гуманного, бережного отношения к природе.

Форма: познавательно-игровая программа. 

Оборудование: карточки с заданиями, цветная бумага, клей, ручка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Нервно-психологическая подготовка.

Дидактическая игра “Корзинка добрых пожеланий”.

Воспитатель показывает детям красивую корзинку.

Слайд 1

Инструкция: “Эта нарядная красивая корзина так и светится любовью, радостью, теплом. Называется она “Корзина добрых пожеланий”. Какие это пожелания? Посмотрим.

Дети достают из корзины пожелания, читают их:

  1. Желаю победы!
  2. У тебя всё получится!
  3. Ты всё знаешь!
  4. Желаю тебе успехов!
  5. Будь самым внимательным!
  6. Будь самым активным!
  7. Ты самый умный!
  8. Лени – нет, ученью – да!
  9. Успехов на занятии!
  10. Будь самый решительный!

– Ребята я присоединяюсь к этим пожеланиям и желаю всем вам быть активными на нашем занятии.

Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нём, и он ещё далёкий для нас, так как вам ещё не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным чудес, красоты!

II. Основная часть:

Мы сегодня совершим удивительное путешествие…А куда вы сами скажите…(Слайд 2)  

В лес… Но сегодня мы отправимся не просто в лес, а заглянем в гости к грибам на нашем школьном автобусе. Но прежде чем мы начнём наше путешествие по лесу, нам нужно вспомнить с вами правила поведения в лесу.

Дидактическое упражнение “Будь природе другом”

Цель: Развитие способности к восприятию мысленных образов.

Задание: У каждого ребёнка на столе лежит конверт со знаками природы и комментарием к нему, воспитатель по очереди выкладывает на доске знаки охраны природы и ребёнок, у которого в конверте есть, такой знак с надписью читает его и выкладывает рядом со знаком.

– Не ломайте ветки деревьев и кустарников.          (Слайд 3)

 – Не рвите луговые и лесные цветы. .          (Слайд 3)

– Не ловите бабочек, шмелей стрекоз и других насекомых.          (Слайд 3)

– Не подходите близко к гнёздам птиц.          (Слайд 4)

– Не ловите диких животных и не уносите их домой.          (Слайд 4)

- Не шумите в лесу. .          (Слайд 4)

Усаживайтесь поудобнее. Закройте глазки. Наш автобус отправляется…(Слайд 5) Наш автобус останавливается, и вот мы в лесу.

Давайте все вместе поздороваемся с лесом:“Здравствуй, лес, могучий лес, полный сказок и чудес”.

Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не упусти:
Ты же видишь, мы свои

Скажите какое время года? Что происходит с листьями осенью? ( Слайд 6). Найдите самые большие листья..возьмите их в руки…

Сделайте вдох через носик и медленный выдох через рот на листик…(3 раза)..Пусть ваш листик летит, указывая нам путь…. (Слайд 7)

(Слайд 8)

Хотя грибное царство и огромно, грибные богатства наших лесов не безграничны. Для иного грибника набрать побольше – главная цель похода в лес, к которой он стремиться любой ценой. Лесу от него большой вред. Вооружившись палкой, такой человек перероет всю лесную подстилку, раскидает ее, расшвыряет. И не подумает о том, что под лучами солнца незащищенная грибница высохнет и погибнет.

Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да еще полюбуется им, а потом только положит в корзинку. Настоящему грибнику лес радуется, как другу, и грибов для него не пожалеет. Но мы с вами отправляемся не за грибами, к грибам.

Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? Почему? (Грибы появляются (рождаются), растут, умирают…) 

Но их нельзя назвать растениями, так как у них нет листьев, стебля, веток. Грибы – это особое царство живой природы. В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Но наш разговор о грибах, которые растут в лесах нашей страны.

Ас чего начинается поход в гости? Со знакомства.

1.  «Знакомство с грибами»

(Слайд 9)    Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду старичок.

Удивил грибок меня- возраст мой всего два дня. (Слайд 9).

Самыми первыми, ранними из грибов появляются сморчки и строчки. Они вырастают уже в апреле. Их называют грибы-“подснежники”. Сморчки и  строчки занесены в Красную книгу России.

Загадка (СЛАЙД 10)   Я стою на гладкой толстой ножке

                Под коричневой шляпкой

                С нежной бархатной прокладкой.      (Белый гриб )  (Слайд 10) 

Белый гриб. 

Это очень красивый, вкусный, изумительно ароматный гриб. Название он получил из-за своей мякоти: она белая и у высушенного гриба, и у вареного. А вот шляпка у белых грибов бывает разной – от темно-коричневой до светлой, почти белой.

Этот гриб-царь всех грибов. Он самый питательный, может заменить мясо.

Загадка        (Слайд 11)                

Это грибок –

Берёзы сынок.

Кто его найдёт,

Всяк в лукошко кладёт.         (Подберёзовик)  (Слайд 11)

Подберезовик.

Под березами ищите обыкновенный подберезовик. Он немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от темно-коричневого до белого.

Загадка      (Слайд 12)                    

 Это гриб нарядный

Растёт с осиной рядом,

На головку надет

Ярко-красный берет.                       (Подосиновик)  (Слайд 12)

Загадка    (Слайд 13)

 Элегантный гриб, красивый

Мой совет: дружите с ним вы.      

За столом развеет грусть

Милый, славный, вкусный груздь.              (Груздь) (Слайд 13)

Груздь. Груздь настоящий весь белый. Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок, который быстро желтеет. Где один – там ищите веселую компанию. Настоящие грузди всегда груздятся грудами.

Загадка          (Слайд14)

Глянь, кругом цветные шляпки,
Не играют с вами в прятки.
Вот стоят, ты только срежь-ка,
 Вам попалась….                  ( Сыроежка)   (Слайд 14)

Сыроежки. Сыроежки – очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название свое они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью. Сыроежки очень ломкие грибы, и поэтому не все грибники любят их собирать, ведь надо очень постараться, чтобы донести их до дома в целости и сохранности.

Загадка   (Слайд 15)                  

Жёлто-рыжие сестрички,

Величают нас…..                   (Лисички) (Слайд 15)

Лисички.

Свое название они получили из-за цвета, который напоминает яркий лисий мех. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь еще.

Их очень любят грибники за то, что они не крошатся и очень редко бывают червивыми.

Вот мы и познакомились с несколькими грибами. Как интересен и разнообразен их мир! Но в гости без подарков не ходят. Давайте сделаем им подарки.

2) Конкурс – «Подарки грибам»  (Слайд 16)

А помогут нам подарки сделать наши пальчики…

Физьминутка  Грибок

В лес с корзинкою пойду

Много там грибов найду

Позову друзей домой

Угощу грибной лапшой

Оригами «ГРИБОК»

Физьминутка

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята.
Наклонились к ним ребята.
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть.
Ну а тот, кто не устал,
Тот грибком веселым стал

3) ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ В ПРИРОДЕ

-А какова роль грибов в природе?

-Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.

 -Санитары  леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной (Слайд 17)

-Ими питаются животные. (Слайд 18) Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)

  А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).          

- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).

- Почему? 

– Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.

- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? 

Слайд 19          -Мухомор вызывает удушье и обмороки. Но опасен он только для человека, а животные, например лоси им лечатся. А назвали его так, потому что раньше его отваром морили назойливых мух.

 Слайд 20           Берегись бледной поганки! Она королева всех ядовитых грибов. В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Этот гриб не едят даже черви.

- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”. ? Но сначала скажите какие органы осязания нам будут помогать, чтобы мы не перепутали грибы… Физьминутка для глаз     Слайд 21.

Игра: “Съедобное и несъедобное”.

Цель: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

Ход игры:

– Ребята, сколько красивых грибов мы встретили на полянке?

– Давайте, подскажем Ёжику, какие съедобные грибы.

У каждого из вас грибочки, необходимо в одну тарелочку поместить съедобные, а несъедобные в другую .Слайд 22.

Время вышло. Давайте проверять. Слайд 23.

Игра «Кто быстрее соберёт грибы в корзинку».

II) Подведение итогов.

Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы).

Какие бывают грибы? (Съедобные и ядовитые).

Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).

Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные).

А теперь предлагаю сделать книгу о грибах, чтобы и другие  ученики нашей школы  смогли узнать многое об особом царстве природы.. У каждого из вас страница…грибочки, трава…Вам предлагается украсить страницу…и выпустить книгу о грибах…И так вперёд маленькие творители. .Слайд 24

Вот и заканчивается наше путешествие в мир грибов. Он удивительно велик и многообразен. У каждого гриба свои особенности, каждый по-своему замечателен…А на память нам грибы собрали целую корзину самых вкусны грибов. Давайте попрощаемся с грибами. Усаживайтесь поудобнее. Пристигните ремни безопасности..Закройте глаза..ещё раз послушайте звуки природы…Слайд 24….А теперь можете открыть глазки…Спасибо всем за внимание…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Царство грибы. Отдел настоящие грибы».

раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, живо...

Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»

План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»»          Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....

Презентация «Царство грибы» к уроку по теме «Живые царства. Грибы» по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию» 5 класс

Презентации по биологии помогают учащимся получить наглядную информацию о том, что они изучали на уроке, а так же при повторении пройденного материала....

Царство Грибы. Царство Лишайники

Лекционный материал...

Контрольное тестирование по биологии в 5 классе по разделам "Царство Бактерии" и "Царство Грибы".

Контрольное тестирование по биологии в 5 классе по разделам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы» 1. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обоз...

Проверочная работ по теме "Царство бактерий» и «Царство грибов».

Проверочная работ по теме "Царство бактерий» и «Царство грибов»    разработана  и может быть использована на заключительном этапе изучения раздела «Ба...