Проект "Путешествие в страну Экологию"
методическая разработка на тему
Цель проекта: формирование экологической культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskoe_vospitanie1.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект
Тема:
Коллективное творческое дело
«Путешествие в страну Экологию»
Автор: Беляева Марина Геннадьевна –
учитель начальных классов
МСКОУ СКОШ № 5 VIII вида
г. Орехово-Зуево Московской области
2011 год
Содержание:
I. Введение.
II. Сущность экологии.
III. Экологическое образование, воспитание и формирование экологической культуры.
IV. Цель и задачи Проекта.
V. Принципы, лежащие в основе реализации Проекта.
VI. Этапы реализации Проекта.
VII. Путешествие по стране Экологии.
VIII.Рефлексия.
Литература.
I. Введение.
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на нашей планете. Ведь только в конце ХХ века человечество осознало всю пагубность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу.
В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет школа. Оно должно носить непрерывный, интегрированный характер, начиная с дошкольного возраста. Особенно огромное значение для экологического образования и воспитания приобретает период обучения детей в начальной школе, где делаются первые значительные шаги по изучению и общению детей с природой, где закладываются основы экологической культуры, формируется научно обоснованное отношение к природной среде.
В современной педагогике идея экологического воспитания младших школьников активно находит своё воплощение. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В практике преподавания в программы различных предметов всё чаще включаются экологические направления. Всё больше внимания необходимо уделять этому вопросу и во внеклассной работе. Психолого-педагогические исследования Давыдова А.И., Занкова Л.В, Мухиной Н.С., подтверждают тот факт, что возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры.
Особенно это актуально в системе воспитательной внеклассной работы в специальной школе, поскольку позволяет активизировать познавательную деятельность и обогащает чувственный опыт ребёнка.
Таким образом, предложенная проблема представляет практический интерес в учебно-воспитательном процессе в специальной (коррекционной) школе VIII вида и требует разработки и внедрения.
II. Сущность экологии.
Экология как наука появилась ещё в конце XIX века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине XX столетия экология приобрела популярность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.
В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология – наука комплексная. Существуют три основных направления экологии:
- Биологическая или классическая экология – наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
- Социальная экология рассматривает взаимоотношения общества и природы.
- Прикладная экология или охрана природы.
Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским учёным Б. Коммонером:
- всё связано со всем;
- всё куда-нибудь девается;
- всё что-нибудь да стоит;
- природа знает лучше.
III. Экологическое образование, воспитание и формирование экологической культуры.
Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологического воспитания всего населения и особенно подрастающего поколения.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Реальным выражением ответственного отношения к природе является обладание экологической культурой. В качестве внутреннего «стержня» экологической культуры выступает система ценностей. Ценность – это человеческое измерение вещей. Человек наделяет процессы, явления, предметы действительности смыслом, делая их лично значимыми для себя.
Формирование экологической культуры школьников зависит от возраста учащихся. Важнейшей целью формирования экологической культуры младших школьников является развитие наблюдательности, любознательности, повышение эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира при непосредственном общении с природой, приобщение учащихся к посильному труду. Ведущей идеей на этом этапе является осознание школьниками идеи разносторонней ценности природы. Важно формировать и нравственные позиции ребёнка. В основе этого лежит осознание того, что формирование экологической культуры школьников определяет совокупность и взаимосвязь следующих задач:
- формирование знаний в закономерностях взаимосвязанных природных явлений, единства живой и неживой природы, о взаимодействии природы, общества и человека; об экологических проблемах и их разрешении; развитии системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
- воспитание мотивов экологически ценностных ориентаций, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, ответственного отношения к здоровью, природной и социально-культурной среде жизни; воли и настойчивости в достижении экологических целей, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды,
- развитие в интеллектуальной сфере: способность к целевому, причинному и вероятностному анализу ситуаций и выбор способов решения экологических проблем; в эмоциональной сфере: восприятие прекрасного и безобразного, удовлетворение и негодование от поведения и поступков людей по отношению к здоровью, природной и социально-культурной среде; в волевой сфере: убеждений в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремление к активной пропаганде экологических идей и личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Экологические знания имеют сложный состав, так как рассматривают общество и природу в их взаимодействии.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг понятий:
- связь растительных и животных организмов со средой обитания в процессе роста и развития;
- многообразие живых организмов, их экологическое единство;
- человек как живое существо;
- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях, «добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.
Передача экологических знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования педагогом личностно-ориентированных методов работы с младшими школьниками. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребёнка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, к людям и себе. Самостоятельная деятельность ребёнка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Факт наличия такой деятельности – показатель отношения ребёнка к тому содержанию, которое она в себе несёт.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
- практическая деятельность по созданию различных предметов, деятельность по их восстановлению;
- Создание изопродукции на основе впечатлений или деятельности людей в природе;
- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы;
- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, обмен информацией, впечатлениями);
- наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность;
- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности младшего школьника.
Проект деятельности по экологическому воспитанию ориентирован на детей в возрасте от 11 до 13 лет.
IV. Цель и задачи Проекта:
Цель проекта:
Формирование экологической культуры младших школьников.
Задачи Проекта:
- учить различать объекты живой и неживой природы; дать представление о науке экологии; уточнять и расширять кругозор учащихся; довести до сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на Земле;
- проводить коррекционные виды работ: классификацию предметов живой и неживой природы, развитие мелкой моторики, воображения, внимания, речи, мышления, памяти, восприятия.
- воспитывать стремление беречь и охранять природу; приучать детей вести здоровый образ жизни на примере видов и принципов закаливания организма человека.
V. Принципы, лежащие в основе реализации Проекта.
- Сотрудничество детей и взрослых на всех этапах совместной деятельности;
- Взаимосвязь прикладного творчества с познавательной, игровой видами деятельности.
- Взаимосвязь умственного и речевого развития при обогащении словаря детей.
- Взаимосвязь с семьёй.
VI. Этапы реализации Проекта:
- Организационный - выбор формы воспитательной работы, составление плана, механизма реализации Проекта.
- Подготовительный – проведение родительского собрания по теме Проекта, проведение выставки рисунков «Как прекрасен этот мир!» , классного часа «Природа, мы – твои друзья!», конкурса на лучшее чтение стихотворения о природе, выставки поделок из природного материала «Природа и фантазия», оформление стенгазеты «Природа и мы», выставки книг о природе, экскурсия в природу; выбор учащихся – помощников учителя по подготовке и реализации Проекта, по организации творческих групп и разработке заданий; подготовка необходимого оборудования: карточки, схемы, пластилин, салфетки для рук, зубочистки, одноразовые стаканчики, мягкие игрушки, вода, 2 сосуда для переливания воды, глобус, шаблоны вагончиков и тепловоза; оформление доски.
- Содержательно – деятельный – Путешествие по стране Экологии.
- Итоговый, аналитический – беседа с учащимися, родителями, анализ деятельности по Проекту.
VII. Путешествие по стране Экологии.
1. Вступление. Что такое экология?
Учитель: Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Экологии. Давайте узнаем, что такое Экология.
Экология – наука о местообитании, совместном проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных, человека. Экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему нас миру.
Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.
- Всё ли готово? можем отправляться в путешествие? (Нет.) Почему?(Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет вагоны.)
- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз, если нумерация идёт с первого вагона?
- Где поезд делает остановки? (На станциях.)
- Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться, и о чём говорят нам названия этих станций? (Природная – о природе, Солнечная – о солнце, Воздушная – о воздухе, Родниковая – о воде, Сказочная – о сказках, Закаляйся – о закаливании, Бережливая – о бережливости.)
Перед доской стоят стулья по количеству учащихся, дети садятся на стулья, на коленях – мягкие игрушки: кот, чиж, собака, обезьяна, попугай.)
- Как поезд набирает скорость? (Дети руками показывают движения и произносят слова «чух-чух-чух» сначала медленно, постепенно убыстряя темп движения руками и голосом.)
- А как он подаёт сигнал? (Дети показывают, как подаётся сигнал, произносят: «ту-ту, ту-у-у».)
- Поехали! А чтобы было веселей, споём песню «Весёлые путешественники» (муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова).
2. Станция «Природная».
- Ребята, возьмите свои стулья и садитесь на свои места за столы. Мы прибыли на станцию «Природная».
- Что такое природа? Природа – это всё то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)
- Проведём игру «Природа – не природа». Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолёт, ящерица, море, кирпич и т.д.
- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
- Что такое живая природа?(Это то, что растёт, дышит и производит себе подобных.)
- А неживая?
- Посмотрите на плакат «Живая и неживая природа». Назовите картинки неживой природы. А теперь – живой.
- Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше, напевая песню «Голубой вагон» (муз. В Шаинского, сл. Э. Успенского).
3. Станция «Солнечная».
- Поезд подходит к станции… Читаем её название!
- Ребята, а что такое солнце? (Солнце – это ближайшая к Земле звезда.)
- А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце во много раз больше Земли.)
- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)
- Давайте вылепим солнце из пластилина. Какого цвета пластилин вы возьмёте?
- Покажите свои солнышки, после того, как мы все вместе дружно позовём: Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись, красное, покажись!
- Сможем ли мы жить без солнца? Помните сказку К. Чуковского «Краденое солнце»? Почему все звери заплакали, заревели?
- А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет: весёлое или грустное? Возьмите стеку и нарисуйте на своём солнышке весёлое лицо. Вы рисуйте и слушайте песню «Пусть всегда будет солнце!» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина). Едем дальше!
4. Станция «Родниковая».
- Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали. (Родниковая.)
Воспитатель из одного сосуда в другой переливает воду, чтобы дети смогли услышать, как течёт вода.
- Посмотрите на модель Земли – глобус. Какого цвета на нём больше?(Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода. Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно её не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
- Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, в реках, морях, солёная. Пресной же воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства. Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
Вода – очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.
Посмотрите на кусочки льда. Какой лёд по структуре? (Твёрдый.)
Что происходит со льдом в тепле? А вода – это какое состояние? Что обычно наливают в чайник? И что потом делают? Правильно, кипятят. Вот в этом чайнике вода, и она кипела. Я открываю крышку, что вы видите? (Мы видим пар.)
Что такое пар? (Это капельки воды.) Пары воды – это газообразное состояние воды. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.) При какой температуре вода начинает замерзать? ( При нуле градусах.) При какой температуре лёд начинает таять? (При плюс одном градусе.) Кто губит воду? (Человек.)
Необходимый источник жизни – воду – загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озёра и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаём о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия ежедневно сбрасывают туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты – вода – может быть отравлен окончательно.
А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды!
Детям в индивидуальные разовые стаканчики наливается магазинная вода «Родниковая».
- Вкусная, ребята, вода? Помните: воду надо беречь! Понравилось вам на этой станции? Следуем дальше с песней «Весёлый ветер» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача).
5. Станция «Воздушная».
- Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета – это глобус, и если на глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера – это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть-чуть ущипнуть шарик, то он прорвётся. Вот также легко мы и губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?
Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Атмосфера обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и всё живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.
Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.
- Каким газом мы дышим? (Кислородом.) Посмотрите на схему «Воздух». Много кислорода в воздухе?
- Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.)
Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки:
- Золотое яблочко по небу катается,
С утра улыбается, а улыбки-лучи
Очень горячи. (Солнце.)
- Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь.)
- Без рук, без ног по полю рыщет,
Поёт да свищет, деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер.)
6. Станция «Сказочная».
- Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?»
Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее.
Ясно Солнышко сказало:
- Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.
Свежий Воздух возразил:
- Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.
Холодная Вода заклокотала:
- Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.
Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый ветер и помирил их:
- Зря вы спор завели. Жить вам придётся всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как всё взаимосвязано.
С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.
- Кто главные герои сказки? Кто завёл спор? О чём они спорили? Кто разрешил их спор? Что Ветер им сказал? Почему же они все главные?
- Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, что на них неверно.
На первой картинке изображение: дождь идёт ровно вниз, как в безветренную погоду, а деревья автор наклонил вправо; на второй картинке парусники плывут в разные стороны, а должны плыть в одну; на третьей – дым из трубы стелется в левую сторону, а платье у девочки ветер отдувает в противоположную сторону. Так не бывает.
Физкультминутка: (Дети проговаривают стихотворение хором и выполняют движения).
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Распрямилось ещё выше,
Уже стало выше крыши!
Потянись, наклонись,
Распрямись!
И за парту вновь садись!
7. Станция «Закаляйся!»
- Ребята, послушайте стихотворение С. Михалкова «Про мимозу».
Это кто накрыт в кровати одеялами на вате?
Кто лежит на трёх подушках перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле, не убрав своей постели,
Осторожно моет щёки кипячёною водой?
Это, верно, старый дед ста четырнадцати лет?
Нет!
Кто, набив пирожным рот, говорит: «А где компот?
Дайте то, подайте это, сделайте наоборот!»
Это, верно, инвалид говорит?
Нет!
Кто же это?
Почему тащат валенки ему,
Меховые рукавицы, чтобы мог он руки греть,
Чтоб не мог он простудиться и от гриппа умереть,
Если солнце светит с неба, если снег полгода не был?
Может, он на полюс едет, где во льдах живут медведи?
Нет.
Хорошенько посмотрите – это просто мальчик Витя,
Мамин Витя, папин Витя
Из квартиры номер шесть.
Это он лежит в кровати с одеялами на вате,
Кроме плюшек и ватрушек ничего не хочет есть.
Почему?
А потому, что только он глаза откроет,
Ставят градусник ему, обувают, одевают
И всегда, в любом часу, что попросит – то несут.
Если утром сладок сон – целый день в постели он.
Если в тучах небосклон – целый день в галошах он.
Почему?
А потому, что всё прощается ему.
И живёт он в новом доме, не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом, быть отважным моряком,
Чтоб лежать за пулемётом, управлять грузовиком.
Он растёт, боясь мороза, у папы с мамой на виду,
Как растение мимоза в ботаническом саду.
- Что такое мимоза? (Это теплолюбивое растение.)
- Чего же боялся мальчик? (Мальчик боялся мороза.)
- Что с ним произошло? (Он заболел.)
- Что вы ему посоветуете? (Закаляться, физкультурой заниматься.)
- Существует три вида закаливания:
- пребывание на солнце – это воздушные и солнечные ванны, умеренный, здоровый загар;
- пребывание на воздухе – прогулки на свежем воздухе в любое время года и в любую погоду;
- водные процедуры – обтирание мокрым полотенцем, держание стоп ног в тазу с водой различной температуры – от тёплой до холодной, обливание водой, душ, купание.
При закаливании нужно обязательно соблюдать принципы закаливания: постепенность, систематичность, разнообразие.
8. Станция «Бережливая».
- Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, воображая, рассказывают, что они видят за окном.)
- Последняя станция «Бережливая». О чём она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.)
- Всё ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу? (Дети рассказывают по картинкам: приносят диких животных из леса домой, рвут цветы для букетов, ловят бабочек, загрязняют водоёмы, рубят деревья и т.п.)
- Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого? Давайте и мы об этом подумаем и расскажем.
Осенью мы нашли маленького ежа, взяли, покормили, сфотографировались с ним и отпустили обратно.
Когда зацвели одуванчики, мы их не рвали, а рвали, когда они созрели, дули на них, помогали ветру.
На деревьях мы видели дупла, стояли и смотрели издалека, как туда влетали птички и вылетали обратно. Тихо стояли и слушали пение птиц.
Когда мы отдыхали на поляне, то весь мусор, который там собрали, забрали с собой в пакете и выброси ли в мусорный ящик.
9. Подведение итогов.
- Предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия – это будет итогом нашей работы. Дети составляют эмблему из шаблонов предметов: Земли, человека, дерева, бабочки, Солнца, надписи «Берегите природу!».
- Что у нас главное и общее?( Земля – наш общий дом.)
- Кто является хозяином Земли? (Человек.)
- Что должен охранять и беречь человек?(Природу.)
IX. Рефлексия.
Участие в проектной деятельности очень понравилось учащимся.
В результате дети научились различать предметы живой и неживой природы, расширился кругозор, ребята стали более серьёзно относиться к окружающей природе, следят за малышами, чтобы они не ловили бабочек и не рвали цветы и листья у деревьев, наблюдают за погодой. Если раньше дети не хотели идти на прогулку в холодную погоду, то теперь они знают, что это полезно для организма.
Многие столетия человек стремился покорить природу, подчинить её своей воле. Ещё совсем недавно человечество считало, что ресурсы нашей планеты неисчерпаемы, а воздействие человека на природу несущественно. Сегодня же обнаружилось, что наша планета не так велика и не настолько богата, чтобы можно было не считать и не беречь её запасы. Проблема «человек-общество-природа» завоевала сегодня первостепенное внимание в мире.
Литература.
1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры
младших школьников. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС ,2002
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для
учителей и студентов дефектологических ф-тов пед. институтов /
под ред. Воронковой В.В. – М.: Школа-Пресс – 1994
3. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и
развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002
4. Рыжова Н.А. Не просто сказки… - М., Линка-Пресс, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа "Путешествие в страну Экология"
Конспект разработки классного часа "Путешествие в страну Экология" для учащихся 5-6 класса, проходит в форме путешествия по разным станциям: "Лечебное лукошко", "Мир животных", "Мир растений", "...
Интегрированный урок чтения, географии и естествознания в 6 - 7 классе (VIII вид) Тема: «Путешествие в страну «Экология»»
Тема: «Путешествие в страну «Экология»»Цели:Коррекционно - образовательные:дать представление о науке «Экология»; воспитывать интерес к чтению; продолжать формирование и совершенствование ...
Воспитательское занятие "Путешествие по стране Экологии"
Занятие проходит в виде игры и посвящено проблемам экологии....
Занятие-практикум "Путешествие в страну экология"
Цель:- познакомить с термином «наука экология»;- ознакомление с экологическими проблемами;- ...
Конспект занятия "Путешествие по стране экология"
Данное занятие проходит в форме путешествия по экологическим станциям и перекликается с коррекционными упражнениями....
Занятие "Путешествие по стране Экология"
· дать представление о науке «Экология»;· показать значение Солнца, воздуха и воды для жизни на Земле;·...
Путешествие по стране «Экология»
Одним из принципов содержания современного образования является принцип экологизации. В первую очередь он применим к преподаванию дисциплин естественно – научного направления. Уроки окружающего ...