Путешествие по стране «Экология»
план-конспект на тему
Одним из принципов содержания современного образования является принцип экологизации. В первую очередь он применим к преподаванию дисциплин естественно – научного направления. Уроки окружающего мира невозможно представить без экологического аспекта. Он позволяет показать учащимся «мир в целом», преодолеть разобщенность научных знаний по дисциплинам, способствует формированию и развитию практической направленности и гибкости мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_strane_ekologii.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по стране «Экология»
Одним из принципов содержания современного образования является принцип экологизации. В первую очередь он применим к преподаванию дисциплин естественно – научного направления. Уроки окружающего мира невозможно представить без экологического аспекта. Он позволяет показать учащимся «мир в целом», преодолеть разобщенность научных знаний по дисциплинам, способствует формированию и развитию практической направленности и гибкости мышления.
Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках и во внеклассной работе, экологическое воспитание должно быть систематическим и регулярным. Выявить уровень экологических и природоохранных знаний учащихся помогают занятия в нетрадиционной форме, например обобщающий урок – творческая игра – «Путешествие по стране Экология».
Тип урока: Урок – игра
Цель урока: формирование экологических знаний, развитие самостоятельности и творчества, расширение кругозора, проявление личностных качеств и способностей, обогащение межличностных отношений
Ход урока
Сегодня мы с вами познакомимся со страной, которой на географической карте нет. И все же она существует - она вокруг нас. Эта страна называется Экология. Здесь живут птицы и звери, травы и деревья, они заботятся друг о друге, помогают человеку и требуют бережного отношения к себе. В этой стране свои законы и правила, своя история, свои праздники. Давайте получше познакомимся с ней. Итак, в добрый путь.
Из класса выбирают две команды по шесть – семь человек. Определяют состав жюри.
Первый конкурс: Государственные символы Экологии
Каждой стране необходим свой герб, и команды за три минуты должны нарисовать герб Экологии.
Второй конкурс: Конституция Экологии
Жизнь в любой стране определяется сводом законов и правил, и в Экологии есть свои законы – их всего четыре. А какие это законы, мы сейчас узнаем.
(Командам раздаются листочки с формулировками законов Б. Коммонера, они должны изобразить их без помощи слов, используя пантомиму).
Действительно, это законы американского эколога Барри Коммонера, которыми обязательно должны руководствоваться все жители Экологии. Давайте, еще раз перечислим их:
1.«Все связано со всем».
Все жители Экологии должны вместе охранять природу, бережнее к ней относиться, не загрязнять ее.
2.«За все надо платить».
Страна Экология финансирует проекты, которые позволяют сохранять окружающую среду неизменной, внедрять новые безотходные технологии производства, охранять растения и животных.
3.«Все надо куда-то девать».
Нельзя превращать окружающую природу в свалку, об отходах надо заботиться.
4.«Природа знает лучше».
В Экологии природа – основа жизни. Она регулирует все вокруг. Жители должны учиться у природы, а не заменять ее.
Третий конкурс: Климат и природа Экологии.
Климат Экологии характеризуется разными временами года – жаркое лето, золотая осень, снежная зима, солнечная весна сменяют друг друга. Здесь может идти дождь, снег и даже град, но жители Экологии всегда готовы к ненастью. Им не нужны прогнозы погоды – им помогает сама природа. Она подсказывает, будет ли завтра ясно, или пойдет дождь, снежная ли будет зима, дождливая ли осень.
А какие природные приметы знаете вы? От каждой команды требуется по участнику, которым поочередно задаются вопросы.
Вопросы:
- Какая погода ждет вас, если все одуванчики раскрыты? (Ясная погода, без дождя).
- Если во время восхода солнца стоит духота, на траве нет росы, к чему это? (К ненастью).
- О какой погоде подскажут кузнечики, если они к вечеру сильно стрекочут? (Погода будет хорошая).
- На что укажет хмурое небо, но при этом цветки люпина раскрыты? (Дождя не будет).
- Что можно ожидать от погоды, если ель поднимает ветви, чешуйки ее шишек приподнимаются? (Будет дождь).
- Какой погоды следует ждать, если вокруг муравейника много муравьев? (Хорошей погоды).
- На что указывает, если небо ясное, а пчелы днем собираются в улей? (Скоро будет дождь).
- Какая будет погода, если туман утром стелется по воде? (Солнечная погода).
- Какой погоды ждать, если на огонь костра летит много насекомых? (Ненастья).
- Какая будет погода, если кукушка кукует вечером? (Хорошая погода).
- Какого дня следует ждать, если утром трава пахнет сильнее обычного? (Дождливого дня).
- Угли в костре быстро покрываются золой, тлеют тускло, к какой это погоде? (Солнечной).
- Когда иволга кричит как кошка? (Перед дождем).
Четвертый конкурс: Охрана окружающей среды.
Жители Экологии стараются сохранить природу, они создают заповедники, заказники, национальные парки. А вы, например, знаете, что такое «Красная книга», или чем отличается памятник природы от заповедника? Давайте проверим.
Команды по очереди выбирают жетон с номером вопроса и отвечают.
Вопросы:
1. Что называют памятником природы?
(Это уникальные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты)
2. Что представляет собой заказник?
(Это особо охраняемая территория, создаваемая для восстановления популяции одного или нескольких видов растений и животных. Все виды растений и животных, которые не входят в число охраняемых в заказнике, могут использоваться в соответствии с экологическими нормативами)
3. Для чего создают заповедники?
(Заповедник - это особо охраняемая территория, на которой полностью прекращена хозяйственная деятельность. Целью заповедника является сохранение эталонов природы,
экосистем со всем разнообразием населяющих их организмов).
4. Чем национальный парк отличается от заповедника?
(Национальный парк-это особо охраняемая территория, на которой поощряется рекреационное природопользование, то есть организация отдыха населения, лицензионный лов рыбы и отстрел промысловых животных. В заповеднике разрешена только научная деятельность).
5. Как называется неправительственная международная организация, которая была учреждена в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО для сотрудничества государств в деле охраны окружающей среды?
(Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП. В эту организацию входит более 100 стран, она занимается экологическим просвещением, сохранением естественных экосистем, редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы).
6. Когда была составлена первая «Красная книга»?
(В 1966 году по инициативе МСОП. Она включала 5 томов с перечнем видов растений и животных мира, которым угрожает уничтожение. Каждому виду была выделена отдельная страница красного цвета – цвета предостережения).
Пятый конкурс: Культура Экологии.
У Экологии богатая история, свои традиции, обычаи, есть даже экологические сказки. Попробуйте и вы за пять минут сочинить сказку на экологическую тему.
Шестой конкурс: Животный мир Экологии.
Можно провести как игру со зрителями.
(На карточках или на доске записываются анаграммы)
Жители Экологии стараются зря не губить животных и растения и все же некоторые виды находятся на грани исчезновения и занесены в «Красную книгу». Отгадайте, какие виды редких животных зашифрованы здесь.
ЛХЫОУХВЬ | (выхухоль) |
УБТРЕК | (беркут) |
ДЕЗЯМЕ | (змееяд) |
СНПАСА | (сапсан) |
ЧРТЕКЕ | (кречет) |
НАЛБААБ | (балабан) |
ДОФАР | (дрофа) |
РТЕТПСЕ | (стрепет) |
ИНКЛЕАП | (пеликан) |
МГАНИФОЛ | (фламинго) |
ЙАМТЬЕН | (таймень) |
РУАСХИ | (хариус) |
ДЕЛБЬЕ | (лебедь) |
АДЫРВ | (выдра) |
ПКАОС | (скопа) |
АКСОРК | (корсак) |
Седьмой конкурс: Растительный мир Экологии
Жители Экологии живут в согласии с природой. Она предоставляет им все, что нужно: дом, одежду, еду и даже лекарства. Нет такой болезни, от которой бы не было природного лекарства. А знаете ли вы, какие лекарства приготовила нам природа?
Каждой команде поочередно задаются вопросы.
Вопросы:
1. Это растение просто кладезь витаминов, его листочки используются для приготовления салатов, а соцветия и корни как жаропонижающее средство. Древние греки называли это растение – «солнышко», а его латинское название Taraxacum officinale.Как это растение называют у нас?
(Одуванчик лекарственный, семейство сложноцветные).
2. Это растение помогает при язве желудка, глазных болезнях, им лечат ожоги и раны, оно повышает иммунитет. Часто выращивают его как комнатное растение и называют столетником. А как его научное название, и к какому семейству его относят?
(Aloe arborescens, алое, семейство лилейные).
3. Это растение обычно считают сорняком, но сорняк этот очень красив. Кроме того, он помогает при лечении болезней печени и почек. Из него также получают синюю краску для тканей. Какое это растение?
(Василек синий, семейство сложноцветные).
4. Это многолетнее травянистое растение с крупным цилиндрическим корнем китайская медицина широко использовала еще за три тысячелетия до нашей эры. Особенно ценились корни дикорастущих растений. Сейчас препараты этого растения используются как тонизирующие средства. Как называется это растение?
(Женьшень, семейство аралиевые).
5. Это растение в качестве талисмана носили на груди средневековые рыцари для защиты от стрел и мечей. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Какое это растение? (Лук).
6. Это растение просто необходимо для нормальной работы щитовидной железы, так как содержит много йода, оно улучшает работу пищеварительной системы, предупреждает развитие атеросклероза. Это ценный пищевой продукт, хорошее удобрение, сырье для промышленного получения иода и брома.
(Ламинария, бурая водоросль).
7. Это растение семейства пасленовые в переводе с итальянского языка называется «красивая женщина». Все части его ядовиты, а в медицинской практике оно используется как болеутоляющее средство. Что это за растение?
(Белладонна, красавка).
8. Какое растение в лесу заменит вату и йод?
(Мох-сфагнум, он обладает бактерицидными свойствами).
9. Листья, какого растения можно приложить к ожогу или ране в лесу для ускорения заживления? (Подорожник, семейство подорожниковые).
10. Это растение использовали еще в древние времена. С ранней весны и до поздней осени его листья употребляли в пищу, использовали для лечения. Оно оказывало бактерицидное, кровоостанавливающее, ранозаживляющее действие, улучшало деятельность сердца, печени, почек, нормализовало обмен веществ. Листья этого растения покрыты жгучими волосками.
(Крапива двудомная, семейство крапивные).
11. Это двухлетнее травянистое растение с желтыми цветками относится к семейству бобовых. Цветки и листья используются в народной медицине. Они оказывают болеутоляющее, ранозаживляющее и успокаивающее действие. Это очень хороший медонос.
(Донник лекарственный, семейство бобовые).
12. Это растение по латыни называется Betula. У него целебные почки, листочки и сок. Оно первое одевается в зеленый наряд. Назовите его. (Береза, семейство березовые).
Конкурс со зрителями Календарь Экологии
Этот конкурс можно провести, пока жюри подводит итоги.
В Экологии богатые традиции, есть свои праздники. А знаете ли вы их? Например, 29 декабря – Международный день биологического разнообразия. Кто из вас знает, какой праздник:
- 22 апреля (День Земли)
- 22 марта (Всемирный день воды)
- 1 апреля (Международный день птиц)
- 7 апреля (Всемирный день здоровья)
- 5 июня (Всемирный день охраны окружающей среды)
- 16 сентября (Международный день охраны озонового слоя)
- 29 сентября (Всемирный день животных)
Мы закончили наше небольшое путешествие по Экологии. Этой страны на карте нет, но она вокруг нас, в наших сердцах, ведь только от нас зависит сохранение природы. Подумайте об этом, прежде чем бросить пустую бутылку, бумажку, консервную банку в лесу, прежде чем сорвать красивый цветок, разрушить муравейник. Нарушить экологическое равновесие очень легко – восстановить трудно, порой невозможно. Успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа "Путешествие в страну Экология"
Конспект разработки классного часа "Путешествие в страну Экология" для учащихся 5-6 класса, проходит в форме путешествия по разным станциям: "Лечебное лукошко", "Мир животных", "Мир растений", "...
Интегрированный урок чтения, географии и естествознания в 6 - 7 классе (VIII вид) Тема: «Путешествие в страну «Экология»»
Тема: «Путешествие в страну «Экология»»Цели:Коррекционно - образовательные:дать представление о науке «Экология»; воспитывать интерес к чтению; продолжать формирование и совершенствование ...
Воспитательское занятие "Путешествие по стране Экологии"
Занятие проходит в виде игры и посвящено проблемам экологии....
Проект "Путешествие в страну Экологию"
Цель проекта: формирование экологической культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья....
Занятие-практикум "Путешествие в страну экология"
Цель:- познакомить с термином «наука экология»;- ознакомление с экологическими проблемами;- ...
Конспект занятия "Путешествие по стране экология"
Данное занятие проходит в форме путешествия по экологическим станциям и перекликается с коррекционными упражнениями....
Занятие "Путешествие по стране Экология"
· дать представление о науке «Экология»;· показать значение Солнца, воздуха и воды для жизни на Земле;·...