Восстановление коммуникативной функции на групповом занятии у пациентов с легкими речевыми нарушениями.
методическая разработка на тему
У пациентов с афазией, даже с легкой степенью выраженности речевого дефекта, нарушение коммуникационных возможностей приводит к возникновению отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, феномена «страха речи». Больные, зачастую, не могут использовать те речевые возможности, которые у них сохранны для общения с окружающими. Результаты, полученные на индивидуальных занятиях, часто не переносятся в сферу общения за пределы урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
У пациентов с афазией, даже с легкой степенью выраженности речевого дефекта, нарушение коммуникационных возможностей приводит к возникновению отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, феномена «страха речи». Больные, зачастую, не могут использовать те речевые возможности, которые у них сохранны для общения с окружающими. Результаты, полученные на индивидуальных занятиях, часто не переносятся в сферу общения за пределы урока.
Решению этих задач наиболее полно отвечают групповые занятия, которые обеспечивают возможность восстановления речи через реализацию разных видов деятельности. Целью групповых занятий является не только восстановление речи, но и восстановление личностного и социального статуса больного, преодоление психологического барьера в общении с окружающими, преодоление дефектов психологического контакта. Кроме того, на групповом занятии создается нужная речевая среда для больных с афазией, которая максимально приближена к нормальной, способствует реализации таких форм речи, которые наименее произвольны, наиболее сохранны, эмоциональны и выразительны. Групповые занятия с больными, страдающими афазией, дают полное основание говорить о высокой продуктивности этой формы восстановительного обучения. Групповые занятия выступают в качестве метода, апеллирующего, с одной стороны, к личности больного, его эмоционально-волевой сфере, а с другой – к социальным аспектам речи, к коллективным формам их реализации.
Разработкой теории и методов групповых занятий с больными, страдающими афазией, занимались: Л.С. Цветкова, Коган В.М., Оппель В.В., Шохор-Троцкая М.К., которые подчеркивали значение системного воздействия на речевые процессы .
Современные представления о коммуникативной функции речи как социальном продукте межличностных общений в группе, в коллективе, появляющейся в результате активной направленности речевого поведения человека на выражение своих мыслей, намерений, состояний, реализуются в групповых занятиях с больными посредством специальных, адекватных этим представлениям методов, приводя к значительному реабилитационному эффекту.
Методы, используемые на групповых занятиях, можно условно разделить на две группы. Первая группа методов предусматривает направленное воздействие на речь, на её активность, целенаправленность. К этой группе можно отнести метод беседы, драматизации, различные речевые задания и игры. Вторая группа предусматривает непрямое, опосредованное воздействие на речь через другие когнитивные процессы - восприятие, память, мышление, зрительные представления и т.д. Методы, используемые на групповом занятии, исходят из концепции о системности нарушения вех психических процессов при локальных поражениях мозга и поэтому воздействуют не только на речь, но и на другие познавательные процессы.
Одной из форм работы, применяемой мною на групповых занятиях, является использование текстов, которая позволяет эффективно реализовывать различные методы.
Я предлагаю брать этот вид работы как часть группового занятия, 1-2 раза в неделю. Тексты подбираются специалистом и должны быть интересными, привычными для данной группы, вербальный материал выбирается с учетом форм афазии и степени выраженности речевых нарушений, образовательного и культурного уровня пациентов, иногда учитываются пожелания больных. Тематика текстов различна: от сказочного жанра, юмористических историй, автобиографий знаменитых людей до спортивных, исторических, актуальных политических сообщений. Как правило, тема текста, его содержание становится темой всего занятия, так как после прослушивания текста, пациенты начинают вести совместный диалог, высказывают свое отношение к изложенному, приводят примеры из своего личного опыта, спорят, отстаивают свою точку зрения. Обсуждение ведется в форме беседы, специалист дает возможность общаться пациентам непринужденно, максимально приближая ситуацию к свободному общению, при этом сам принимает активное участие, если требуется своевременно приходит на помощь, сглаживает трудности речевого контакта. Такая форма работы создает дружественную и одновременно рабочую атмосферу, оказывает стимулирующее воздействие на вербальную и невербальную коммуникацию, основой которой является вопросно-ответная структура беседы, интерес к теме.
К каждому тексту специалист подбирает различные задания. Широко используется работа по актуализации слов различных грамматических категорий, по подбору синонимов, антонимов, составлению словосочетаний, предложений, придумыванию и решению кроссвордов, составлению серий слов их одного многосложного слова, опираясь на материал текста. В текстах сказочного характера часто встречаются пословицы, поговорки, «крылатые выражения», которые также становятся материалом для задания, требующего истолковать, объяснить их значение. Либо, наоборот, специалист просит подобрать нужный оборот для определенной ситуации из текста.
Прочитав текст, специалист задает вопросы, в которых требуется назвать даты, факты, какие-то точные сведения, прозвучавшие в тексте (например, в тексте про озеро Байкал приводятся данные о количестве рек, впадающих в озеро, о его глубине и т.д.). Вопросы, требующие от пациентов концентрации внимания, памяти могут задаваться как сразу после прочтения текста, так и отсроченно.
Социальное и психологическое воздействие на заболевшего человека, на его нарушенную речь методом групповых занятий является эффективным в восстановлении способности больных к общению с окружающими людьми, в преодолении дефектов личности. Эксперименты показывают, что в ходе занятий у больных значительно улучшается речь. Улучшения проявляются в росте активного словаря и частотной фразеологии, в изменении темпа речи (появляется «беглость» в диалоге), в преодолении феномена «страха речи», в формировании активной позиции в речевой ситуации и др. Помимо решения специальных задач по восстановлению у больных речи, ее коммуникативной функции, групповые занятия способствуют восстановлению и других форм коммуникации: во взаимосвязи с речью жест, мимика, эмоционально-выразительные формы речи выступают не в замещающей речь функции, а в сопровождающей ее, усиливая тем самым эффект коммуникации.
Групповые занятия оказывают и общее психотерапевтическое влияние на больного человека. Эффект этого влияния проявляется в снижении тревожности, в исчезновении фобии речи, в улучшении общего эмоционального состояния больных, в повышении работоспособности и др. Положительные изменения в эмоционально-волевой сфере больного, его личности, восстановление коммуникативных способностей ведут к формированию правильных психологических установок, притязаний.
Пример занятия
Чтение текста
Смех
Теоретически все люди земного шара могут общаться благодаря спутниковой связи и Интернету. Но практически это не всегда возможно, так как им мешает языковой барьер. В мире существует слишком много абсолютно разных языков. Например, в Кении (Африка), где живёт 24 миллиона человек, говорят на 30 языках.
Жесты? Может быть. Но у разных народов жесты не совпадают и обозначают абсолютно разные чувства и понятия. Нет, существует только один универсальный «язык» — мимика. Шесть основных чувств: страх, отвращение, ярость, горе, удивление и радость — отражались уже на лицах людей каменного века, ещё не знавших языка. Испуг, отвращение или ярость были сигналами опасности. Чувство удивления могло быстро измениться и стать чувством страха. Только смех во все времена был жизнеутверждающим: смотри, я смеюсь, мне хорошо, и я тебе не желаю зла!
Смех — это уникальное человеческое явление. Мы единственные из живых существ, кто умеет смеяться. Даже наши «предки» обезьяны не обладают этим умением. Если вы оказались рядом со «смеющимся» шимпанзе, тогда вам лучше как можно быстрее уйти. Обезьяна на самом деле не радуется, а чем-то испугана и может быть очень агрессивной. А «смех» дельфинов имеет совсем другую причину: они выглядят так всегда, даже когда очень грустны.
Человек почти сразу же после появления на свет начинает смеяться: с того момента, когда видит улыбающееся лицо матери. Её улыбка как будто говорит: «Малыш, всё хорошо, не бойся, с тобой ничего не случится». И потом всю жизнь мы отвечаем улыбкой, когда нам улыбаются.
Интересно, что происходит с нашим лицом, когда мы смеёмся? Даже при слабой улыбке начинают двигаться 17 связанных между собой лицевых мышц. А при смехе во всё горло (при сильном смехе) работают 80 мышц, до самого живота, что иногда может вызывать боль. Смех действует даже на мозг. Смеясь, мы делаем лицо красивее. Напротив, когда мы хмуримся, мы заставляем работать 43 не связанные между собой мышцы и из-за этого получаем морщины.
В результате исследований медики доказали, что смех лечит. Благодаря смеху снижается кровяное давление, улучшается работа сердца, активизируются положительные биохимические процессы в мозге. Смех укрепляет наш иммунитет. Даже раковые клетки под влиянием смеха разрушаются. Во французских больницах проводился эксперимент: одной группе пациентов показывали весёлые фильмы, а другой группе нет. Пациенты первой группы быстрее выздоравливали.
Ну и конечно, смех — это ключ к успеху как в личной жизни, так и на работе. Только смех создаёт положительный имидж: вы хорошо выглядите, на вас приятно смотреть, с вами приятно общаться. Смеясь, человек показывает уверенность в себе: я многого добился, самая красивая девушка — моя, у меня всё хорошо, поэтому я радуюсь.
- Вопросы к тесту:
-Какие способы общения - «языки» - существуют между людьми?
-Почему можно сказать, что смех – это уникальное человеческое явление?
-Как смех и улыбка влияют на здоровье и внешность человека?
-Почему врачи называют мех лекарством?
-Какое значение имеет смех в жизни человека?
2.Образуйте глаголы от данных существительных:
Влияние обозначение
Умение разрушение
Изменение активизация
Совпадение обладание
Общение сохранение
Движение создание
3.Объясните значение слов:
Мимика, отвращение, ярость, морщина, имидж, мышца, живот, хмуриться, кровяное давление
4. Продолжите фразы:
У разных народов жесты………
Смех положительно …………….
Когда человек смеется………….
В результате экспериментов медиками………
Благодаря улыбке и смеху…………….
5. Назовите однокоренные слова к …:
Смех, общение, улыбка, испуг, жест.
6. Как вы понимаете следующие выражения?
Языковой барьер
Смех во все горло
Ключ к успеху
Положительный имидж
Отвечать улыбкой
7. Назовите какие эмоции вы видите на картинке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных функций общения детей с тяжелыми нарушениями речи
Данный материал адресован педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В материале есть сравнение нормативов развития коммуникативных навыков дошкольников,...
методическая разработка к практическому занятию по теме "Сестринский процесс при нарушении удовлетворении потребностей пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены".
Изучение данной темы имеет большое, как теоретическое, так и практическое значение. Методическая разработка практического занятия по предмету "Основы сестринского дела" предназначена для помощи препод...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Специальная коррекционная школа- интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 5,6 кл, групповые занятия в 5 - 8 кл. текст "ЧТО ТАКОЕ ЛАПЛАНДИЯ".
Интересный учебный материал для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устной речи на индивидуальных и групповых занятиях...
Специальная коррекционная школа - интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 6 кл, групповые занятия в 7- 9 кл. текст "КСЕНОБИОТИКИ".
2017 год был объявлен "Годом экологии" в России. Материал для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устн...
Специфика развития у умственно отсталых детей с нарушенным слухом речи в коммуникативной функции.
В статье описывается значиимость обучения глухих умственно отсталых школьников речи, как средству общения с окружающими людьми. Говорится о том, что обучение детей данной категории необходимо строить ...
Конспект группового логопедического занятия для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1.
Конспект группового логопедического занятия для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1...