Развитие коммуникативных навыков в системе работы дошкольного логопункта.
методическая разработка на тему
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального работника в коррекционно-образовательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.odt | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе с детьми с нарушениями речи можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм и методов проведения. В нашей работе таким методом стала – театрально-игровая деятельность.
Известно, что у детей-логопатов страдает не только речь. Зачастую при обследовании таких детей мы отмечаем у них следующие виды недостаточности: мимическая; эмоциональная; моторная; сенсорная; голосовая; психических функций и т.д. Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а так же речевой аппарат.
Цикл комплексных занятий помогает восполнить некоторый пробел в работе над преодолением недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание (кроме речи, разумеется) активизации процесса мышления и улучшению мелкой моторики пальцев рук. А между тем, игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость, подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение.
Речь не является отдельной обособленной функцией. Её правильность и выразительность зависит от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.
Вместе с музыкальным руководителем был разработан цикл специальных комплексных занятий для театрального кружка.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление.
Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На занятиях дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать её на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, ритм, динамика, темп. На занятиях дети поют, танцуют, играют на звучащих музыкальных инструментах, осваивают игры-драматизации, участвуют в постановках сказок, спектаклей и праздников.
Музыкальные игры снимают психо-эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Вместе с музыкальным руководителем был разработан цикл специальных комплексных занятий для театрального кружка. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 20-25 минут.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Предлагается примерная структура занятий:
1. Вводная часть – динамическая разминка (4-5 минут) включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку.
2. Основная часть (15 – 18 минут):
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности (развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности).
3. Заключительная часть (5 – 6 мин) включает в себя подвижную или речевую игру и обязательное релаксационное упражнение.
Примерные конспекты занятий.
ЗАНЯТИЕ 1
1.Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба в колонне, бег в колонне, ходьба.
11.Основная часть.
1. Двигательное упражнение «Домик»
Цель: развитие слухового внимания.
Дети двигаются врассыпную под музыку маршевого характера. При остановке музыки дети останавливаются, присаживаются на корточки, поднимают руки вверх «Домиком» или выполняют другое занятие, выбранное педагогом. С началом звучания музыки дети продолжают ходьбу.
2.Упражнение «Запомни свое место»
Цель: развитие моторно-слуховой памяти и ориентирования в пространстве зала.
Дети встают в круг или распределяются по всему залу. Каждому ребенку предлагается запомнить свое место. Под легкую музыку все дети разбегаются, а с окончанием музыки они должны вернуться на свои места.
3.Игра – миниатюра «Шарик».
Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие умения свободно пользоваться движениями верхнего плечевого пояса.
Движения дети выполняют, сидя на стуле или стоя. Педагог предлагает детям представить и продемонстрировать, как они надувают большой и красивый шар.
Вот так шарик надуваем и до облака взлетаем.
Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко … ровно… глубоко…
4.Дыхательное упражнение «Знакомство»
Выполняется сидя в кругу. Педагог дает инструкцию6 «сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх, соедините ладони и задержите дыхание. Выдохните медленно через рот, наклоняясь вперед и опуская руки вниз, положите ладони на пол. А теперь по часовой стрелке по очереди сделайте глубокий вдох через рот, поднимите руки и задержите дыхание. Выдыхая, опустите руки вниз, наклоняясь в круг, произносите на выдохе свое имя» Выполняется один раз.
111.Развитие чувства ритма.
-Работа над дикцией. Артикулируем и тренируем гласные звуки.
А – О – У – Э – Ы
МММА! МА -МА! МА-МАМА-МАМАМА
МММО! МА-МО! МО-МОМО-МОМОМО
МММУ! МА-МУ! МУ-МУМУ-МУМУМУ
МММЭ! МА-МЭ! МЭ-МЭМЭ-МЭМЭМЭ
МММЫ! МА-МЫ! МЫ-МЫМЫ-МЫМЫМЫ
Ы…И…Ы…И…Ы…И…
-Упражнение «Кружочки»
Педагог выкладывает кружочками 2-3 ритмических рисунка. Дети проговаривают слоги, прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах. (большие кружочки – «ТА», маленькие кружки – «ти-ти»
1У. Подготовка к спектаклю «Репка» (авторская разработка С.Вохринцевой )
ЗАНЯТИЕ 2
1.Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба в колонне, бег в колонне, ходьба.
11.Основная часть.
1. Двигательное упражнение «Домик»
2.Упражнение «Запомни свое место»
3.Игра – миниатюра «Шарик».
4.Дыхательное упражнение «Знакомство»
5.Этюды на развитие эмоциональной сферы «Отдай», «Лисичка подслушивает»
«Отдай»
Цель: развитие выразительности жестов.
Педагог предлагает детям показать, как они будут просить отдать игрушку. При необходимости упражнение детям показывается. Выразительные движения: кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.
«Лисичка подслушивает»
Цель: развитие способности понимать и адекватно выражать основные эмоции.
Педагог предлагает детям представить ситуацию, а затем её изобразить:
- Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен.
111.Развитие чувства ритма.
-Работа над дикцией. Артикулируем и тренируем гласные звуки.
А – О – У – Э – Ы
А О У Э Ы
АО ОА УА ЭА ЫА
АУ ОУ УО ЭО ЫО
АЭ ОЭ УЭ ЭУ ЫУ
АОУ ОАУ УАО ЭАО ЫАО
АОЫ ОАЫ УАЫ ЭАЫ ЫАУ
АОУЭ ОАУЭ УАОЭ ЭАОУ ЫАОУ
Я! Ё! Ю! Е!
- Гусеница «Даша»
Педагог выкладывает на фланелеграфе головку гусеницы и предлагает детям придумать ей имя. Например: ДА-ША. Прохлопать разными вариантами, протопать, проиграть на музыкальных инструментах этот ритм.
- Приставить к головке два животика гусеницы. Проговорить, прохлопать, протопать, проиграть на музыкальном инструменте получившийся ритмический рисунок.
- Разделить детей на две команды. Одна команда отхлопывает в ладоши ритмический рисунок одного животика, другая отшлепывает по коленам ритмический рисунок другого.
1У. Подготовка к спектаклю «Репка» (авторская разработка С. Вохринцевой )
ЗАНЯТИЕ 3
1.Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба в колонне, бег в колонне, ходьба.
11.Основная часть.
1. Двигательное упражнение «Домик»
2.Упражнение «Запомни свое место»
3. Игра-забава «Солнышко»
Цель: развитие чувства ритма и темпа, синхронизация движений с музыкой и речью.
Дети садятся на корточках по кругу. Педагог исполняет песню в медленном темпе. Упражнение повторяется несколько раз. Обращается внимание на то, чтобы дети медленно поднимались и медленно опускались, ритмично хлопали. Затем упражнение выполняется в ускоренном темпе.
Вот как солнышко встает – выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже!
Хорошо, хорошо солнышко смеется.
А под солнышком всем весело поётся. (Музыка Е. Макшанцевой)
4.Дыхательное упражнение «Знакомство»
5.Упражнение «Собираем листья»
Цель: развитие способности передавать образные движения.
Педагог подводит детей к окну и обращает внимание на листья на земле.
- Ребята, какое сейчас время года?... С каждым днем листьев на земле будет все больше и больше. Представьте, что мы вышли во двор и стали собирать листья и делать из них красивые букеты.
Дети должны двигаться неторопливым, спокойным шагом, мягко ступая, без сильного движения рук, передавая спокойный характер музыки. ( «Этюд» Т. Ломовой)
111.Развитие чувства ритма.
-Работа над дикцией. Звук М.
- Когда мы произносим звук М, то губы плотно смыкаются, а воздух проходит через нос. Есть преграда и голос включается – звук согласный звонкий.
Упражнение 1.
А – МММ… АМ – МЫ
О – МММ… АМ – МЭ
У – МММ… АМ – МА
И – МММ… АМ – МО
Э – МММ… АМ – МУ
- тут звук м слышится 2 раза в каждом сочетании
МАММ… МАМ – МА
МОММ… МАМ – МО
МУММ… МАМ – МУ
МЫММ… МАМ – МЫ
МЭММ… МАМ – МЭ
Упражнение 2.
МИ – ММ… МИМ – МЫ
МЕ – ММ… МЕМ – МЭ
МЯ – ММ… МЯМ – МА
МЕ – ММ… МЕМ – МО
МЮ – ММ… МЮМ – МУ
Упражнение 3.
АМ – АМЬ МИ-МИ-МИММ
ОМ – ОМЬ МЕ-МЕ-МЕММ
УМ – УМЬ МЯ-МЯ-МЯММ
ИМ – ИМЬ МЕ-МЕ-МЕММ
ЭМ – ЭМЬ МЮ-МЮ-МЮММ
МЯ-МА-МЯ МИ-А-МИ
МЕ-МО-МЕ МЕ-А-МЕ
МЮ-МУ-МЮ МЯ-А-МЯ
МИ-МЫ-МИ МЕ-А-МЕ
МЕ-МЭ-МЕ МЮ-А-МЮ
- Работа над скороговоркой: Мама мыла Милу с мылом
- Прохлопайте ритм скороговорки.
- произнесите скороговорку хором, потом индивидуально
- Послушайте, какой звук я выделила голосом
-Повторите этот звук, четко артикулируя.
- В каких словах вы услышали звук М?
- Выделите голосом ударный звук в слове мама (мыла, мылом)
- Произнесите скороговорку тихо, громко
- Произнесите скороговорку медленно, в среднем темпе, быстро
-Произнесите скороговорку грустно, затем весело.
- Проговорим скороговорку высоким, низким голосом.
Работа с ритмическими карточками
Педагог предлагает желающему ребенку выбрать любую (из трех предложенных) ритмическую карточку. Ребенок выбирает, проговаривает, прохлопывает, проигрывает на музыкальном инструменте. Повторить упражнение 3-4 раза с разными детьми.
1У. Подготовка к спектаклю «Репка» (авторская разработка С. Вохринцевой )
ЗАНЯТИЕ 4
1.Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба в колонне, бег в колонне, ходьба.
11.Основная часть.
1. Двигательное упражнение «Домик»
2.Упражнение «Запомни свое место»
3. Игра-забава «Солнышко»
4.Игра – потешка «Паровоз».
Цель: развитие чувства ритма и темпа, синхронизации речи и движений. Отрабатывается навык дробного шага с продвижением вперед.
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуть в коленях.
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие и произносит текст ритмично, четко, с ускорением и последующим замедлением на словах «Чух-чух…»
Чух, чух, пыхчу,
пыхчу, ворчу,
стоять на месте не хочу.
Колесами стучу, верчу,
садись скорее,
Прокачу: чух, чух, чух…
4.Дыхательное упражнение «Знакомство»
5.Упражнение «Собираем листья»
111.Развитие чувства ритма.
Работа с ритмическими карточками
Педагог выкладывает на доске ритмический рисунок из «белочек». Ребенок подбирает к нему карточку, проговаривает, прохлопывает его или проигрывает на музыкальном инструменте
Работа над дикцией. Звуки П-Б
Упражнение 1
Звук Б надо произносить звонко, не оглушать.
ПА-БА АП-БА ПА-Б!
ПО-БО АП-БО ПО-Б!
ПУ-БУ АП-БУ ПУ-Б!
ПЫ-БЫ АП-БЫ ПЫ-Б!
ПЭ-БЭ АП-БЭ ПЭ-Б!
ПАБ-БА-ПАБ-БА-БА ПА-БА-ПА
ПОБ-БО-ПОБ-БО-БО ПО-БО-ПО
ПУБ-БУ-ПУБ-БУ-БУ ПУ-БУ-ПУ
ПЫБ-БЫ-ПЫБ-БЫ-БЫ ПЫ-БЫ-ПЫ
ПЭБ-БЭ-ПЭБ-БЭ-БЭ ПЭ-БЭ-ПЭ
Упражнение 2.
БЫ-БИ-ПЫ-ПИ БИ-БИ-БИ-БИ – ПИ-ПИ-ПИ-ПИ
БЭ-БЕ-ПЭ-ПЕ БЕ-БЕ-БЕ-БЕ - ПЕ-ПЕ-ПЕ-ПЕ
БА-БЕ-ПА-ПЯ БЯ-БЯ-БЯ-БЯ – ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ
БО-БЕ-ПО-ПЕ БЕ-БЕ-БЕ-БЕ – ПЕ-ПЕ-ПЕ-ПЕ
БУ-БЮ-ПУ-ПЮ БЮ-БЮ-БЮ-БЮ – ПЮ-ПЮ-ПЮ-ПЮ
- Работа над скороговоркой (см. занятие 1):
Под окном петух поёт,
Будто в бубен бойко бьёт.
1У. Показ сказки «Репка» по ролям
Список литературы:
1. Родмна М.И., Буренина А.И. Кукляндия: – М.: 2008г.
2. Козлянцова И.Л., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. – М.: 1985г.
3. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.-М.:2010
4. Чистякова М.А. Психогимнастика. – М.: 1990г.
5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: 2001г.
6. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.- М.: 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка
Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...
Методическая разработка для педагогов. Система работы по теме : Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы " Разговор о правильном питании"
Одним из направлений в образовательной программе МКОУ " Кожильская СОШ" является реализация программы " Разговор о правильном питании"Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкр...
Статья по теме: "Формирование мотивации аффилиации и развития коммуникативных навыков учащихся в системе дополнительного образования"
Один из важных элементов образования и воспитания детей – система дополнительного образования. Именно здесь эффективнее всего реализуется индивидуальный подход к обучающимся, расширяются образов...
Статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков и умений в индивидуальной работе с детьми – инвалидами с отклонениями в развитии и множественными сопутствующими нарушениями".
Представленный доклад освещает принципы логопедической работы по развитию вербальных и невербальных способах коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью....
Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии
У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...
Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...