Развитие коммуникативных навыков в системе работы дошкольного логопункта.
методическая разработка на тему

Мараханова  Галина Юрьевна

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального работника в коррекционно-образовательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.odt34.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

     Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе с детьми с нарушениями речи можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм  и методов проведения.  В нашей работе таким методом стала – театрально-игровая деятельность. 

   Известно, что у детей-логопатов страдает не только речь. Зачастую при обследовании таких детей мы отмечаем у них следующие виды недостаточности: мимическая; эмоциональная; моторная; сенсорная; голосовая; психических функций и т.д. Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а так же речевой аппарат.

  Цикл комплексных занятий помогает восполнить некоторый пробел в работе над преодолением недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание (кроме речи, разумеется) активизации процесса мышления и улучшению мелкой моторики пальцев рук. А между тем, игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость, подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение. 

   Речь не является отдельной обособленной функцией. Её правильность и выразительность зависит от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется  и на речи.

 

   Вместе с музыкальным руководителем был разработан цикл специальных комплексных занятий  для театрального кружка.

     С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. 

   Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На занятиях дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать её на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, ритм, динамика, темп. На занятиях дети  поют, танцуют, играют на звучащих музыкальных инструментах, осваивают игры-драматизации, участвуют в постановках сказок, спектаклей  и праздников.

   Музыкальные игры снимают психо-эмоциональное  напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей  внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

    Вместе с музыкальным руководителем был разработан цикл специальных комплексных занятий  для театрального кружка. Занятия  проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия  20-25 минут.

     Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Предлагается примерная структура занятий:

1. Вводная часть – динамическая разминка (4-5 минут) включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку.

2. Основная часть (15 – 18 минут):

- развитие   культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения; 

- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения; 

- развитие сценического мастерства и речевой деятельности (развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности).

3. Заключительная часть (5 – 6 мин) включает в себя подвижную или речевую игру и обязательное релаксационное упражнение.

 

Примерные конспекты занятий.

ЗАНЯТИЕ  1

1.Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба в колонне, бег в колонне, ходьба.

11.Основная часть.

1. Двигательное упражнение «Домик»

Цель: развитие слухового внимания.

Дети двигаются врассыпную под музыку маршевого характера. При остановке музыки дети останавливаются, присаживаются на корточки, поднимают руки вверх «Домиком» или выполняют другое занятие, выбранное педагогом. С началом звучания музыки дети продолжают ходьбу.

2.Упражнение «Запомни свое место»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти и ориентирования в пространстве зала.

Дети встают в круг или распределяются по всему залу. Каждому ребенку предлагается запомнить свое место. Под легкую музыку все дети разбегаются, а с окончанием музыки они должны вернуться на свои места.

3.Игра – миниатюра «Шарик».

Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие умения свободно пользоваться движениями верхнего плечевого пояса.

Движения дети выполняют, сидя на стуле или стоя. Педагог предлагает детям представить и продемонстрировать, как они надувают большой и красивый шар.

Вот так шарик надуваем и до облака взлетаем.

Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем. 

Дышится легко … ровно… глубоко…

 

4.Дыхательное упражнение «Знакомство»

Выполняется сидя в кругу. Педагог дает инструкцию6 «сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх, соедините ладони и задержите дыхание. Выдохните медленно через рот, наклоняясь вперед и опуская руки вниз, положите ладони на пол. А теперь по часовой стрелке по очереди сделайте глубокий вдох через рот, поднимите руки и задержите дыхание. Выдыхая, опустите руки вниз, наклоняясь в круг, произносите на выдохе свое имя» Выполняется один раз.

111.Развитие чувства ритма.

-Работа над дикцией.  Артикулируем и тренируем гласные звуки.

А – О – У – Э – Ы

МММА!                МА -МА!                МА-МАМА-МАМАМА

МММО!                МА-МО!                МО-МОМО-МОМОМО

МММУ!                МА-МУ!                МУ-МУМУ-МУМУМУ

МММЭ!                МА-МЭ!                МЭ-МЭМЭ-МЭМЭМЭ

МММЫ!                МА-МЫ!                МЫ-МЫМЫ-МЫМЫМЫ

 

Ы…И…Ы…И…Ы…И…

-Упражнение  «Кружочки»

Педагог выкладывает кружочками 2-3 ритмических рисунка. Дети проговаривают слоги, прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах. (большие кружочки – «ТА», маленькие кружки – «ти-ти»

 

1У.   Подготовка к  спектаклю «Репка» (авторская разработка С.Вохринцевой  )

 

ЗАНЯТИЕ  2

1.Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба в колонне, бег в колонне, ходьба.

11.Основная часть.

1. Двигательное упражнение «Домик»

2.Упражнение «Запомни свое место»

3.Игра – миниатюра «Шарик».

4.Дыхательное упражнение «Знакомство»

5.Этюды на развитие эмоциональной сферы «Отдай», «Лисичка подслушивает»

«Отдай»

Цель: развитие выразительности жестов.

Педагог предлагает детям показать, как они будут просить отдать игрушку. При необходимости упражнение детям показывается. Выразительные движения: кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.

«Лисичка подслушивает»

Цель: развитие способности понимать и адекватно выражать основные эмоции.

Педагог предлагает детям представить ситуацию, а затем её изобразить:

- Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен.

 

111.Развитие чувства ритма.

-Работа над дикцией.  Артикулируем и тренируем гласные звуки.

А – О – У – Э – Ы

А                О                У                Э                Ы

АО                ОА                УА                ЭА                ЫА

АУ                ОУ                УО                ЭО                ЫО

АЭ                ОЭ                УЭ                ЭУ                ЫУ

АОУ                ОАУ                УАО                ЭАО                ЫАО

АОЫ                ОАЫ                УАЫ                ЭАЫ                ЫАУ

АОУЭ                ОАУЭ                УАОЭ                ЭАОУ                ЫАОУ

 

Я!                Ё!                Ю!                Е!

 

- Гусеница «Даша»

Педагог выкладывает на фланелеграфе головку гусеницы и предлагает детям придумать ей имя. Например: ДА-ША. Прохлопать разными вариантами, протопать, проиграть на музыкальных инструментах этот ритм.

- Приставить к головке два животика гусеницы. Проговорить, прохлопать, протопать, проиграть на музыкальном инструменте получившийся ритмический рисунок.

- Разделить детей на две команды. Одна команда отхлопывает в ладоши ритмический рисунок одного животика, другая отшлепывает по коленам ритмический рисунок другого.

1У.   Подготовка к  спектаклю «Репка» (авторская разработка С. Вохринцевой  )

 

 

ЗАНЯТИЕ  3

1.Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба в колонне, бег в колонне, ходьба.

11.Основная часть.

1. Двигательное упражнение «Домик»

2.Упражнение «Запомни свое место»

3. Игра-забава «Солнышко»

Цель: развитие чувства ритма и темпа, синхронизация движений с музыкой и речью.

Дети садятся на корточках по кругу. Педагог исполняет песню в медленном темпе. Упражнение повторяется несколько раз. Обращается внимание на то, чтобы дети медленно поднимались и медленно опускались, ритмично хлопали. Затем упражнение выполняется в ускоренном темпе.

Вот как солнышко встает – выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже!

Хорошо, хорошо солнышко смеется.

А под солнышком всем весело поётся.             (Музыка Е. Макшанцевой)

 

4.Дыхательное упражнение «Знакомство»

5.Упражнение «Собираем листья»

Цель:  развитие способности передавать образные движения.

Педагог подводит детей к окну и обращает внимание на листья на земле.

- Ребята, какое сейчас время года?... С каждым днем листьев на земле будет все больше и больше. Представьте, что мы вышли во двор и стали собирать листья и делать из них красивые букеты.

Дети должны двигаться неторопливым, спокойным шагом, мягко ступая, без сильного движения рук, передавая спокойный характер музыки. ( «Этюд»  Т. Ломовой)

 

111.Развитие чувства ритма.

-Работа над дикцией.  Звук М.

- Когда мы произносим звук М, то губы плотно смыкаются, а воздух проходит через нос. Есть  преграда и  голос включается – звук согласный звонкий.

Упражнение 1.

А – МММ…                АМ – МЫ        

О – МММ…                АМ – МЭ

У – МММ…                АМ – МА

И – МММ…                АМ – МО

Э – МММ…                АМ – МУ

- тут звук м слышится 2 раза в каждом сочетании

МАММ…                МАМ – МА

МОММ…                МАМ – МО

МУММ…                МАМ – МУ

МЫММ…                МАМ – МЫ

МЭММ…                МАМ – МЭ

 

Упражнение 2.

МИ – ММ…                МИМ – МЫ

МЕ – ММ…                МЕМ – МЭ

МЯ – ММ…                МЯМ – МА

МЕ – ММ…                МЕМ – МО

МЮ – ММ…                МЮМ – МУ

Упражнение 3.

АМ – АМЬ                МИ-МИ-МИММ

ОМ – ОМЬ                МЕ-МЕ-МЕММ

УМ – УМЬ                МЯ-МЯ-МЯММ

ИМ – ИМЬ                МЕ-МЕ-МЕММ

ЭМ – ЭМЬ                МЮ-МЮ-МЮММ

 

МЯ-МА-МЯ                МИ-А-МИ

МЕ-МО-МЕ                МЕ-А-МЕ

МЮ-МУ-МЮ                МЯ-А-МЯ

МИ-МЫ-МИ                МЕ-А-МЕ

МЕ-МЭ-МЕ                МЮ-А-МЮ

 

- Работа над скороговоркойМама мыла Милу с мылом

- Прохлопайте ритм скороговорки.         

- произнесите скороговорку хором, потом индивидуально

- Послушайте, какой звук я выделила голосом

-Повторите этот  звук, четко артикулируя.

- В каких словах вы услышали звук М?

- Выделите голосом ударный звук в слове мама (мыла, мылом)

- Произнесите скороговорку  тихо, громко

- Произнесите скороговорку медленно, в среднем темпе, быстро

-Произнесите скороговорку грустно, затем весело.

- Проговорим скороговорку высоким, низким голосом.

 

Работа с ритмическими карточками

Педагог предлагает желающему ребенку выбрать любую (из трех предложенных) ритмическую карточку. Ребенок выбирает, проговаривает, прохлопывает, проигрывает на музыкальном инструменте. Повторить упражнение 3-4 раза с разными детьми.

1У.   Подготовка к  спектаклю «Репка» (авторская разработка  С. Вохринцевой  )

 

 

 

ЗАНЯТИЕ  4

1.Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба в колонне, бег в колонне, ходьба.

11.Основная часть.

1. Двигательное упражнение «Домик»

2.Упражнение «Запомни свое место»

3. Игра-забава «Солнышко»

4.Игра – потешка «Паровоз».

Цель: развитие чувства ритма и темпа, синхронизации речи и движений. Отрабатывается навык дробного шага с продвижением вперед.

Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуть в коленях.

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие и произносит текст ритмично, четко, с ускорением и последующим замедлением на словах «Чух-чух…»

Чух, чух, пыхчу,     

пыхчу, ворчу,

стоять на месте не хочу.

Колесами стучу, верчу,

садись скорее,

Прокачу: чух, чух, чух…

4.Дыхательное упражнение «Знакомство»

5.Упражнение «Собираем листья»

111.Развитие чувства ритма.

Работа с ритмическими карточками

Педагог выкладывает на доске ритмический рисунок из «белочек». Ребенок подбирает к нему карточку, проговаривает, прохлопывает его или проигрывает на музыкальном инструменте

Работа над дикцией. Звуки П-Б

Упражнение 1

Звук Б надо произносить звонко, не оглушать.

ПА-БА                АП-БА                ПА-Б!

ПО-БО                АП-БО                ПО-Б!

ПУ-БУ                АП-БУ                ПУ-Б!

ПЫ-БЫ                АП-БЫ                ПЫ-Б!

ПЭ-БЭ                АП-БЭ                ПЭ-Б!

 

ПАБ-БААБ-БАА                ПА-БА-ПА

ПОБ-БООБ-БОО                ПО-БО-ПО

ПУБ-БУУБ-БУУ                ПУ-БУ-ПУ

ПЫБ-БЫЫБ-БЫЫ                ПЫ-БЫ-ПЫ

ПЭБ-БЭЭБ-БЭЭ                ПЭ-БЭ-ПЭ

 

Упражнение 2.

БЫ-БИ-ПЫ-ПИ                БИ-БИ-БИ-БИ – ПИ-ПИ-ПИ-ПИ

БЭ-БЕ-ПЭ-ПЕ                БЕ-БЕ-БЕ-БЕ - ПЕ-ПЕ-ПЕ-ПЕ

БА-БЕ-ПА-ПЯ                 БЯ-БЯ-БЯ-БЯ – ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ

БО-БЕ-ПО-ПЕ                БЕ-БЕ-БЕ-БЕ – ПЕ-ПЕ-ПЕ-ПЕ

БУ-БЮ-ПУ-ПЮ                БЮ-БЮ-БЮ-БЮ – ПЮ-ПЮ-ПЮ-ПЮ

Работа над скороговоркой (см. занятие 1): 

Под окном петух поёт,

Будто в бубен бойко бьёт.

1У. Показ  сказки  «Репка» по ролям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Родмна М.И., Буренина А.И. Кукляндия: – М.: 2008г.

2. Козлянцова И.Л., Чарели Э.М. Речевой  голос и его воспитание. – М.: 1985г.

3. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.-М.:2010

4. Чистякова М.А. Психогимнастика. – М.: 1990г.

5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: 2001г.

6. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.- М.: 2007г.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Методическая разработка для педагогов. Система работы по теме : Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы " Разговор о правильном питании"

Одним из направлений в образовательной программе МКОУ " Кожильская СОШ" является реализация программы " Разговор о правильном питании"Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкр...

Статья по теме: "Формирование мотивации аффилиации и развития коммуникативных навыков учащихся в системе дополнительного образования"

Один из важных элементов образования и воспитания детей – система дополнительного образования. Именно здесь эффективнее всего реализуется индивидуальный подход к обучающимся, расширяются образов...

Статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков и умений в индивидуальной работе с детьми – инвалидами с отклонениями в развитии и множественными сопутствующими нарушениями".

Представленный доклад освещает принципы логопедической работы по развитию вербальных и невербальных способах коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...

Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...