Музыкальные инструменты. Словообразование с суффиксами - ист, - ач.
план-конспект занятия на тему

Булгакова Анастасия Сергеевна

 

 

Развитие: мелкой и артикуляционной моторики; дыхания и голоса; слухового и зрительного внимания; общей моторики и координации речи с движением;  фонематических функций; связной речи; памяти; мышления; воображения.

Обогощение словарного запаса; выделение первого звука из слова;  деление слов на слоги; деление на мужскую и женскую профессию, используя суффикс -к, окончание -а; формирование словообразования с помощью суффиксов - ист, - ач.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: музыкальные инструменты.

 Словообразование с суффиксами –ист, -ач.

Цель:

Расширять словарь по теме «Музыкальные инструменты», закреплять названия музыкальных профессий.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- развивать мелкую моторику;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать дыхание и голос;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать общую моторику, координировать речь с движением;

- развивать фонематические функции;

- развивать связную речь;

- развивать память, мышление, воображение.

Образовательные:

- обогащать и активизировать словарь по лексической теме;

- учить выделять из слова первый звук;

- учить делить слова на слоги;

- формировать словообразование с помощью суффиксов –ист, — ач;

- учить называть женскую и мужскую профессию, используя суффикс –к, окончание –а.

Воспитательные:

- воспитывать сдержанность, умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: зеркало (7); картинки для артикуляционной гимнастики: «Домик», «Блинчик», «Часики», «Лягушка», «Слоник», «Маляр», «Качели», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Лошадка»; схема «Песенка гласных»; пособие «Чашка» (6 шт.); музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, дудочка;  ширма; карточка «Найди и назови музыкальный инструмент»; дидактическое пособие «Паровозик»;  магниты; картинки: роялист, трубач, арфист, пианист, скрипач; мяч.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие
  1. Развитие мелкой моторики

Скрипач – на  скрипке,                                       Загибают по одному пальчику на левой руке,

Трубач – на трубе,                                                      начиная с мизинца.

Пианист – на  пианино,

Барабанщик – на  барабане,

А домбрист – на  домбре:

Весь оркестр играет мне!                        Ладонью правой руки накрыть кулачок левой руки.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«Сказка о весёлом Язычке». Дети сидят за столом, смотрят в зеркало, выполняя упражнения   согласно услышанному тексту и увиденной картинке:

«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?

В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг  («Лопаточка»).

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит  (облизать губы по кругу).

Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам  («Часики»).

Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),

А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).

Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).

На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).

Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)

Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).

Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).

Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).

  1. Развитие физиологического дыхания

Упражнение «Чашка». Дети учатся делать короткий вдох через нос и продолжительный выдох через рот.  Дети держать «чашку» двумя руками перед носом. Упражнение выполняется по команде логопеда 5 раз.

  1. Развитие речевого дыхания и голоса

Логопед просит детей «пропевать» гласные звуки по схеме:

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/duchanie.png

«А – О – У – песенку пою,

А – Ы – О – как мне хорошо!

А – Ы – У – губки я тяну.

А – Ы – И – песенка замри!»

6. Развитие слухового внимания

Игра «Какой инструмент звучал?»  Дифференциация музыкальных инструментов: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, дудочка. Логопед показывает каждый инструмент, дети его называют. Затем за ширмой логопед издаёт звук каким-либо инструментом, а дети должны угадать какой инструмент звучал.

7. Развитие зрительного внимания

Игра «Найди и назови музыкальный инструмент» (наложенные силуэты)

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/gitara.png

Дети должны назвать гитару.

8. Развитие общей моторики, координация речи с движением

«Ай ты, дудочка-дуда»

Ай ты, дудочка-дуда,                              Дети стоят в кругу и имитируют игру на дудке.

Развесёлая всегда.

Дудка заливается                                    Топают ногами.

Ножки поднимаются.

Пляшем дома и в саду                            Выставляют поочерёдно ногу на пятку.

Под весёлую дуду.

9. Развитие фонематических представлений

1) Игра  «Назови в слове первый звук»  Используются картинки по теме «Музыкальные инструменты»: аккордион – [а], гитара -  [гь], рояль -  [р], барабан -  [б], скрипка -  [с], труба -  [т], арфа -  [а], пианино -  [пь], бубен -  [б].

2) Игра  «Паровозик». Слоговый анализ слов: скрип-ка, ги-та-ра, ба-ян, ба-ра-бан, дуд-ка, ро-яль, пи-а-ни-но, бу-бен, ак-кор-ди-он, ар-фа, тру-ба. На магнитной доске располагается дидактическое пособие «Паровозик», далее логопед приглашает к доске ребёнка, говорит ему слово и просит разделить слово на части, сколько в слове частей – столько вагончиков к паровозу нужно «прицепить».

10. Лексика и грамматика

1) Беседа: что такое «музыкальные инструменты», для чего они нужны, музыкальные профессии.

Словарь: скрипка, аккордион, гитара, бубен, треугольник, рояль, барабан, труба, арфа, пианино; оркестр; скрипач, гитарист, роялист, барабанщик, трубач, пианист, дирижёр, ноты.

Логопед: «Мы с вами только что рассматривали картинки и играли со словами, а как назвать все эти предметы одним словом? (музыкальные инструменты). Скажите,  где используют музыкальные инструменты? (В театре, в опере, в филармонии). Играть на музыкальном инструменте – это искусство, человек осваивает для этого определённую музыкальную профессию. Посмотрите на картинки и назовите правильно каждого музыканта». (Логопед демонстрирует картинки с изображением музыкантов: роялиста, трубача, арфиста, пианиста, скрипача).

Игра «Назови музыкальную профессию»    

На рояле  — роялист

На пианино — …                            На гармони — …

           На гитаре — …                              На баяне — …

           На барабане — …                          На скрипке — …

           На трубе — …                               На балалайке — …

Когда все музыканты собираются вместе и начинают играть, то,  как это назвать одним словом? (Оркестр). Но чтобы музыка звучала красиво, в оркестре есть человек, который руководит игрой каждого музыканта. Сам он не играет на музыкальном инструменте, он стоит за пультом, перед ним ноты, в руках дирижёрская палочка. Как называется этот человек? (Дирижёр).

 2) Игра «Исправь ошибку Незнайки». Вы знакомы с Незнайкой. Он всегда ошибается, потому что ничего не знает. Я сейчас буду говорить вам то, что сказал Незнайка, а вы исправьте его ошибки и скажите правильно.

Скрипач играет на трубе.

Пианист играет на барабане.

Барабанщик играет на балалайке.

Баянист играет на гитаре.

Гитарист играет на баяне.

3) Игра «Он и она». Закрепление названий музыкальных профессий. На музыкальных инструментах играют и мужчины, и женщины. Нужно правильно назвать музыканта, в зависимости от того, женщина это или мужчина. Становитесь в круг, я,  бросая мяч,  называю музыканта – мужчину, а кто поймал мяч  называет музыканта – женщину.

Он виолончелист, а она  виолончелистка

Он пианист, а она  …

Он гитарист, а она …

Он баянист, а она …

Он скрипач, а она …

Он барабанщик, а она …

11. Организация окончания занятия

Чем мы занимались на занятии? О чём говорили? Назовите 5 музыкальных инструментов. (Каждый ребёнок, загибая пальчики на левой или правой руке, называет музыкальные инструменты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....

Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент".

laquo;Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент»....