Динамические упражнения и пальчиковые игры в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка на тему
Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Так как развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, а недоразвитие речи не только нарушает общение, но и задерживает развитие восприятия, внимания, а так же препятствует развитию словесно-логической памяти и мышления. Не развивается игровая, трудовая деятельность и все это ведет к нарушению интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Следовательно, работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук необходимо начинать как можно раньше в дошкольном возрасте.
Так как наша основная задача педагогов ДОУ подготовить детей к школе, адаптировать их к социуму, то работу по развитию мелкой моторики стоит начинать как можно раньше в дошкольном возрасте. У детей с ОВЗ мелкая моторика и вообще моторика страдает больше всего всего, помочь в решении этих проблем могут различные динамические упражнения и пальчиковые игры. Мне хотелось бы поделиться своим материалом, в котором представлены адаптированные динамические упражнения и пальчиковые игры, которые мною применяются мною в моей работе с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта.
Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируйте собственную увлеченность игрой.
При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращается к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте ее (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dinamicheskie_igry_i_palchikovye_igry.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамические упражнения и пальчиковые игры
в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Ладушки, ладушки, - хлопаем в ладоши
Испекли оладушки,
На окно поставили, - руки вперед, ладонями вверх
Остывать заставили. - подуть на руки
Вот наш Бобик – славный пес. – показываем на себя
Гав, гав. – хлопаем в ладоши
Белый лобик, черный нос. – показываем лоб, нос
Гав, гав. – хлопаем в ладоши
Бобик, Бобик, лапку дай. – протянуть руки вперед
Гав, гав. – хлопаем в ладоши
Сядь на коврик и не лай. – погрозить пальцем
Гав, гав. – хлопаем в ладоши
Есть у нашей киски лапки, - показываем ручки
А на лапках цап-царапки, - скребем пальчиками по
Цап-царапки коготки – коленочкам
Очень острые они,
Кошка целый день хлопочет, - трем кулачок о
Коготочки кошка точит. кулачок
Наточила, спать легла, - подуть на кулачки, ручки
А во сне произнесла: «Мяу!» положить под ушко
Мышки в норочке сидели, - сделать кулачки
Мышки в щелочку глядели, - сделать щелочки
Мышки по полу скреблись, -пальчиками по коленкам
И коту сказали: «Брысь!» - кулачок, ладошка
Ручками похлопаем – да-да-да-да! – хлопаем в ладоши
Ручками похлопаем – да-да-да-да!
Ручками помашем – да-да-да-да! - махаем руками
Ручками попляшем – да-да-да-да! – «пляшем»
Мыши водят хоровод, - хлопаем в ладоши
На лежанке дремлет кот. – показываем, как спит кот
Тише, мыши, не шумите, - палец поднести ко рту
Кота Ваську не будите. – погрозить пальчиком
Вот проснется Васька кот, - кулачок, затем сделать
Разобьет ваш хоровод. показать ладошки
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья.
Потягушеньки, потягушеньки, - ручками тянемся, как
Поперек толстунушки, будто просыпаемся
В ножки – ходунушки, - показываем ножки
В ручки – хвастунушки, - показываем ручки
В роток – говорок, - показываем на ротик
А в головку – разумок. – показываем на голову
Ладушки, ладушки, - имитация движений, как
Пекла бабушка оладушки. будто печем оладушки
Маслом поливала.
Детушкам давала. – ручки вытянуть вперед
Даше два, Паше два, – ручки вытянуть вперед
Ване два, Тане два. – ручки вытянуть вперед
Хороши оладушки - ручкой погладить живот
У нашей бабушки.
Водичка, водичка,
Умой мое личико, - вытираем щечки
Чтобы глазоньки блестели, - вытираем глаза
Чтобы щечки краснели, - вытираем щечки
Чтоб смеялся роток, - показываем рот
Чтоб кусался зубок. – показываем зубки
Вот кулак – один, два, три, четыре, пять, - считаем пальчики
А вот ладошка, - показать ладошку
На ладошку села кошка,
Кошка поползла.
На дороге дом стоит, - показать руки домиком
Путь к нему всегда закрыта, -соединить раскрытые ладони
Мы ворота открываем, - руки в разные стороны
Всех вас в гости приглашаем. – «зовем руками»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой, -топаем правою ногой
Топай левой ногой, - топаем левой ногой
Снова – правою ногой, -топаем правою ногой
Снова – левою ногой, - топаем левой ногой
После – правою ногой, -топаем правою ногой
После – левою ногой. -топаем правою ногой
Вот тогда придешь домой!
Как на горке – снег, снег, - хлопаем в ладоши
И под горкой – снег, снег,
И на елке – снег, снег,
И под елкой - снег, снег,
А под снегом спит медведь. – сложить руки как-будто спим
Тише, тише…Не шуметь! - погрозить пальцем
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
И перестал.
Мы капусту режим, режим, - показываем, как режим
Мы капусту жмем, жмем, - кулак, ладошка
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту съели.
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка: - по очереди загибаем по одному
Эта птичка – соловей, пальчику на обеих руках
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж…
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, - по домам! - разжать кулачки.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша. – погладывающие движения по телу
Как у котика усы
Удивительной красы! - поглаживающие движения под носом
Глаза смелые, - поглаживание глаз
Зубки белые… - поглаживание зубов
Заинька-зайка, длинные ушки. – показываем ушки
Заинька-зайка, быстрые ножки, - показываем ножки
Заинька-зайка, маленький хвостик, - показываем хвостик
Заинька-зайка скакал по дорожке. – показываем, как зайка поскакал
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! – махаем руками – крыльями
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу, - играйте на дудочке – перебирайте
Во серебряную. пальцами правой и левой руки
Маленькая птичка прилетела к нам.
Маленькой птичке зернышек я дам.
Маленькая птичка зернышки клюет,
Маленькая птичка песенки поет!
Мишка по лесу гулял, - показываем, как ходит мишка
Мишка шишки собирал. – показываем, как собирает шишки
Бедный мишенька устал, - вытираем лоб рукой
На пенечке задремал.
Моем глазки, - поглаживаем глаза
Моем носик, - поглаживаем носик
Моем шейку, - поглаживаем шею
Моем щечки, - поглаживаем щечки
Моем уши, - поглаживаем ушки
Вытираемся суше.
Раз, два, ля-ля-ля, ручки быстро подняла.
Раз, два, ля-ля-ля, ручки опустила.
Раз, два, ля-ля-ля, поскакала быстро я,
Раз, два, ля-ля-ля, хлопнула в ладоши,
Раз, два, ля-ля-ля, кто такой хороший?
Кап-кап, как всегда, - показываем как капает вода
Из крана капает вода.
Моем шею, - поглаживаем шею
Моем уши, - поглаживаем уши
Вытираемся посуше –
Не спеша, не спеша.
Мы и зубы чистим тоже - показать зубки
Не спеша, не спеша.
Маленькие крошки,
Хлопают в ладошки,
Хлопают хлопошки,
Хлопают в ладошки.
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
Кап, кап!
Стали капли поспевать, капля каплю подгонять.
Кап-кап-кап-кап-кап!
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Где же, где же, где же, где же,
Где же наши ручки? - прячем руки за спину
Вот так, вот так!
Вот наши ручки! - показываем руки
Аналогично с другими частями тела (ножки, глазки,
ушки, рот и т.д.)
Это глазки. Вот, вот. – показываем левый и правый глаз
Это ушки. Вот, вот. – показываем левое и правое ухо
Это нос, это рот. – показываем нос, затем рот
Там спинка. Тут живот. – показываем спину и живот
Это ручки. Хлоп-хлоп. – показываем ладошки, хлопаем 2 раза
Это ножки. Топ-топ. – показываем ножки, топаем 2 раза
Ой, устали, вытрем лоб. – правой ладонью провести по лбу
Котик лапкой умывается, - вытираем ручку о ручку
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, - показываем нос
Вымыл ротик, - показываем рот
Вымыл ухо, - показываем ухо
Вытер сухо.
Падал снег на порог, - взмахи руками
Кот слепил себе пирог, - хлопки ладошка о ладошку
А пока лепил пирог,
Ручейком пирог утек - руки в сторону
Пироги себе пеки –
Не из снега, из муки. – погрозить пальчиком
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Черная, блестящая,
Пушистая, лохматая.
«Мяу-у-у!»
Ходит Васька серенький,
Хвост пушистый беленький.
Сядет – умывается,
Лапкой утирается.
«Мур-мур-мур!»
Посмотри, малютка, - это я,
А это – деточка моя.
У меня глазки есть, а глазки у тебя.
У меня есть нос, и носик у тебя.
У меня два уха, два ушка у тебя.
Это ты, а это я,
Крошка, деточка моя.
Мы с тобой сейчас коленочки найдем,
Встанем на коленки и тихо поползем.
Мимо стула, под столом,
Куда хотим – туда ползем!
Заинька, выходи, серенький, выходи, - хлопаем в ладоши
Зайка, зайка, выходи,
Зайка серый попляши.
Ножками потопаем, - топаем ножками
Ручками похлопаем, - ручками хлопаем
И немножко покружись,
Всем нам зайка поклонись. – поклониться
Я пеку, пеку, пеку - хлопаем, как будто печем
Деткам всем по пирожку, пирожки
А для милой мамочки
Испечем два прянечка.
Кушай, кушай, мамочка, - руки ладошками вперед
Вкусные два прянечка.
А ребяток позову, - зовем ручками
Пирожками угощу.
Я сердитый ежик,
Ни головы, ни ножек.
Я всегда фырчу, фырчу: «Ф-ф-ф!»,
Ножками я топочу: топ-топ-топ.
Вот летели птички, птички невелички,
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели, зернышек поели,
Клюю-клю-клю, клюю-клю-клю,
Как я зернышки люблю.
Перышки почистим, чтобы были чисты,
Вот так, вот так, чтобы были чисты.
Туча, туча - улети. – кулак, затем ладошка
Ярче солнышко – свети. – показываем лучики
Мы делили апельсин:
Много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Это долька для стрижа,
Это долька для котят,
Это долька для утят,
Это долька для бобра,
А для волка кожура.
Он сердит на нас: « Беда!»,
Разбегайтесь, кто куда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикоориентированная направленность работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Практикоориентированная направленность работы с детьми с ОВЗ...
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Формы и методы работы, коррекционно-развивающие задачи...
Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагога дополнительного образования Веденеевой С.Н. МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Арзамас
представление опыта...
Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...
«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)
Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...
«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Успешное преодоление слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...