Рабочая программа учителя-дефетолога для старшей группы детского сада для детей с ОВЗ (VII вид)
рабочая программа на тему
В соответствии с требованиями Закона об образовании в РФ каждый педагог обязан иметь свою рабочую программу. Написание программы - дело непростое, длительное, требующее хорошего знания содержания образовательной и коррекционно-развивающей работы, методов и приемов работы, а также особенностей контингента воспитанников. Данную рабочую программу я написала для работы с моими воспитанниками, ктоторые перешли уже в старшую группу. Базовые положения Программы написаны в соответствии с рекомендациями, разработанными совместными усилиями всех специалистов-дефектологов Северо-Восточного округа города Москвы. Я выражаю огромную признательность сотрудникам детского сада №908, взявшим на себя труд предоставить каждому специалисту необходимые для написания программы документы и материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_programma_detskiy_sad_starshaya_gruppa.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя-дефектолога Уточкиной Е.Л.
для старшей группы детского сада для детей с ОВЗ (VII вид)
Москва
2014-2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста групп с задержкой психического развития. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией ООН о правах ребенка», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, с приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» и другим нормативным документам и локальным актам. В программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает написание каждым педагогом рабочих программ, а также отсутствием примерных утвержденных образовательных коррекционно-развивающих программ для детей с ЗПР старшего возраста.
Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для
- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей с ЗПР;
- развития позитивных качеств личности;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
- формирование определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя – дефектолога, установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии.
Это достигается за счет комплексирования общеразвивающих дошкольных программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы учителя дефектолога с учетом особенностей психофизического развития детей с ЗПР данного возраста.
Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:
- «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М., 1985);
- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005;
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития". Под ред. Л.Б Баряевой,
Е.А. Логиновой. СПб., 2010;
Также использовались работы Метлиной Л.С., Триггер Р.Д., Мастюковой Е.М., Лубовского В.И. и т.д.
Более подробно программно-методические материалы перечислены в разделе "Список литературы".
Дети с задержкой психического развития относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ЗПР это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Дети характеризуются различной степенью выраженности отставания в развитии, а также различным прогнозом преодоления ЗПР. Задержка психического развития проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Парциальная дефицитарность ВПФ часто сопровождается инфантильными чертами личности и нарушением поведения. У детей с ЗПР страдает мотивация деятельности, произвольность в её организации, снижена общая работоспособность.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Старших дошкольников с ЗПР характеризует:
- отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования;
- им характерно рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель;
- деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.
- сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,
- отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;
- недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;
- у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);
- отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;
- нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.
Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.
Основная цель рабочей программы – повышение социального статуса воспитанника, формирование у детей целостной картины мира в соответствие с программным содержанием, формирование, всестороннее развитие и коррекция психических процессов и речи, развитие положительных личностных качеств с учетом способностей и возможностей детей с ЗПР.
Задачи:
- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
- Обеспечение условия для социализации детей.
- Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления ЗПР у детей, оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.
Основные принципы построения программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы:
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из трех блоков: диагностического, образовательного и коррекционно-развивающего.
Основным содержанием диагностического блока является выявление актуального уровня развития и представлений и зоны ближайшего развитие ребенка, проектирование и прогнозирование развития на текущий год.
Содержание образовательного блока направлено на социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Задачи перераспределяются между педагогами, непосредственно работающими с детьми.
Учитель-дефектолог реализует социально-коммуникативное развитие через задачи развития социальных и коммуникативных компетенций (самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий, развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам деятельности; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и др.).
Познавательное развитие реализуется через задачи развития познавательной мотивации и любознательности; формирования познавательных действий; развития воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Региональный компонент ФГОС реализуется при изучении следующих лексических тем: «Наш город», «Детский сад», «Растения», «Городские птицы», «Праздники», «Дикие и домашние животные».
Речевое развитие реализуется через задачи обогащения пассивного и активного словаря; развития связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Художественно-эстетическое развитие реализуется посредством развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру.
Физическое развитие реализуется посредством развития у детей мелкой моторики обеих рук, а также становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Основным содержанием коррекционно-развивающего блока является:
- развитие/коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценки собственной деятельности;
- преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) простых модально-специфических функций и высших психических процессов.
Задачи коррекционно-развивающего блока планируются с учетом специфики психического развития детей с ЗПР как особой группы дизонтогенеза, возраста детей и результатов диагностического изучения психологического развития воспитанников.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста учитель-дефектолог реализует следующие задачи:
Образовательные задачи:
- Продолжать развивать интерес к окружающему миру, расширять кругозор детей, уточнять у них представления о мире людей и их отношениях, о живой и неживой природе, о явлениях окружающей действительности (профессии людей, город, страна, планета, события и традиции);
- Формировать представления детей о безопасном и здоровом образе жизни (ОБЖ);
- Продолжать стимулировать потребность в общении детей, развивать коммуникативную перцепцию, расширять и уточнять лексикон;
- Продолжать формировать представления: о форме объектов, свойствах объектов и отношениях; о величинах; об ориентировке в пространстве и времени; о количестве и счете, соотнесении числа и цифры;
- Формирование элементарных счетных действий (решение примеров и арифметических задач).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Формирование предпосылок для полноценного функционирования высших психических функций и речи, профилактика вторичных нарушений психологического развития, развитие базовых компонентов познавательной деятельности и личностных характеристик, обеспечивающих возможность перехода на новый образовательный уровень (школьный), а также социализация детей;
- Формировать общедеятельностные компоненты познавательной деятельности (мотивационный, регуляторный, ориентировочно-операционный), а также коммуникационный и регуляторный компоненты речи;
- Создать предпосылки для развития самосознания и самооценки;
- Развивать:
- произвольную регуляцию сенсомоторной активности;
- память, внимание, восприятие, сенсорные представления, пространственно-временные представления;
- интегративные умения;
- перцептивно-действенный/ образный компонент познавательной деятельности, конкретно-понятийное мышление.
Воспитательные задачи:
- Формировать умение продуктивно взаимодействовать со взрослым и друг с другом. Воспитывать чувство доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам;
- Формировать чувство взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, активности, ответственности и навыков сотрудничества.
График организации образовательного процесса.
Сроки |
|
|
Составление индивидуальных маршрутов развития детей. |
|
|
январь |
|
15 мая – 31 мая |
Заполнение документации. |
1 июня — 31 августа | Индивидуальные занятия с детьми, посещающими детский сад. |
Формы организации работы.
Программа реализуется через специально организованные коррекционно-образовательные занятия. В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные, которые проводятся согласно расписанию. А также - через комплексные тематические и интегрированные занятия, праздники, конкурсы (викторины), специально спланированные тематические сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, организованные исследования объектов окружающего мира, экспериментирование, целенаправленное наблюдение за явлениями в природе и за свойствами объектов, через проектную деятельность, целевые просмотры видеофильмов (фрагментов) и презентаций, тематические беседы и др.
Часть задач реализуется через занятия с воспитателем, который проводит их по заданию учителя-дефектолога. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
Также закрепление программного материала осуществляется при взаимодействии с семьей. Родители получают информацию в устном и/или письменном виде, а также дистанционно.
Продолжительность фронтальных занятий в средней группе — не более 25 минут.
В процессе обучения и развития детей используются методы:
- по источникам передачи и характеру восприятия информации (наглядные, словесные, практические, игровые)
- по основным компонентам деятельности учителя-дефектолога
а) методы организации и осуществления деятельности
б) методы стимулирования и мотивации учения
в) методы контроля и самоконтроля
- по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя-дефектолога и воспитанника (система методов проблемно-развивающего обучения – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
Более подробно методы описаны в Приложение 3.
Диагностический инструментарий
Изучение особенностей развития и качества усвоения специальной (коррекционно-образовательной) программы обеспечивается комплексом последовательных мониторинговых и диагностических мероприятий, системой фиксации результатов, формами протоколов, сводных таблиц и т. п., которые представлены в Приложении 4.
Планируемые результаты
У детей старшего дошкольного возраста:
- совершенствуется общая ручная моторика;
- развивается зрительно-двигательная координация;
- формируются предпосылки произвольного внимания, и саморегуляции деятельности;
- активизируется познавательная активность и любознательность;
- развиваются сферы образов –представлений;
- совершенствуются наглядные формы мышления, развиваются предпосылки словесно-логического мышления;
- развиваются коммуникативные умения;
- развиваются пространственные и казепространственные представления, представления о временных отрезках;
- развиваются все функции речи
- как средства усвоения и передачи и общественно исторического опыта (информации);
- как средства общения (коммуникации);
- как орудия интеллектуальной деятельности: восприятия, памяти, мышления, воображения (планирования, регуляции и саморегуляции, контроля и самоконтроля);
- формируются элементарные математические представления;
- усваиваются социальные нормы поведения.
Календарно-тематический план
Раздел программы. Общее количество занятий | Месяц, неделя. | Тема | Количество часов на изучение темы | Краткое содержание работы |
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Всего 64 занятия | Свойства предметов | 5 | Цвет, форма, величина предметов, расположение предметов в пространстве и сравнение их друг с другом | |
Времена года. Осень | 3 | Сезонные изменения в природе и труде людей, наблюдение за погодой | ||
Наш детский сад. Игрушки. | 2 | Название и назначение помещений детского сада, профессии людей, работающих в детском саду. Игры и игрушки в детском саду. | ||
Овощи. Фрукты. Ягоды | 6 | Узнавание и называние овощей, фруктов, ягод, понятия сад-огород, понятие «Урожай». Дифференциация овощей и фруктов | ||
Человек. Семья. Профессии | 4 | Имя, фамилия ребенка, возраст, домашний адрес. Состав семьи и отношения старшинства в семье. Части тела человека. Правила личной гигиены. | ||
Бытовое окружение | 8 | Закрепление представлений об одежде, обуви, посуде, мебели, бытовой технике. Назначение предметов, обобщающие понятия | ||
Времена года. Зима | 3 | Сезонные изменения в природе и труде людей, наблюдение за погодой, зимние забавы | ||
Животный мир | 11 | Дикие и домашние животные, особенности их строения, питания, обитания. Детеныши животных. Дифференциация диких и домашних животных. Птицы домашние и городские. Обобщающие понятия. | ||
Мир растений | 6 | Деревья, кустарники. Строение дерева. Хвойные деревья. Дифференциация дерева и кустарника. Цветы садовые и полевые. Первоцветы. Строение цветка. Букет. | ||
Времена года. Весна | 3 | Сезонные изменения в природе и труде людей, наблюдение за погодой | ||
Праздники | 5 | Государственные и семейные праздники, атрибутика праздников | ||
Транспорт | 4 | Виды транспорта: наземный, водный, воздушный. Грузовой и пассажирский транспорт. Правила поведения в транспорте и на дороге. | ||
Наш город | 2 | Наш город — Москва. | ||
Времена года. Лето | 2 | Сезонные изменения в природе и труде людей, наблюдение за погодой | ||
Обучение грамоте. Всего 32 занятия | Подготовка к обучению грамоте. Звук. Слово. Предложение. | 6 | Звуки речевые и неречевые. Звук и слово. Слова с противоположным значением. Слово и предложение. Количество слов в предложении. | |
Знакомство со звуками и буквами | 26 | Последовательное выделение звуков в слове. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение звуков буквами. | ||
Формирование элементарных математических представлений. Всего 64 занятия | Признаки предметов. Геометрические фигуры | 10 | Форма, величина предметов. Понятия, обозначающие величину. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | |
Сравнение и уравнивание групп предметов | 10 | Способы сравнения и уравнивания групп предметов. Понятия больше-меньше-поровну | ||
Пространственные и временные понятия | 8 | Определение положения предметов в пространстве. Усвоение временных понятий | ||
Количество и счет | 36 | Счет механический, счет по порядку. Соотнесение цифры, числа и количества. Образование чисел первого десятка. Знакомство с цифрами 0-5 |
Содержание программы
Раздел «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (2 раза в неделю, 64 часа)
Содержание программы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Основной целью занятий этого раздела является уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности, формирование навыков анализа, сравнения и обобщения, активизация их словарного запаса, формирование связной речи.
- Свойства предметов.
Основные цвета, оранжевый, фиолетовый, голубой, коричневый. Цвета радуги. Дифференциация близких цветов. Форма реальных предметов. Размер предметов. Сравнение предметов по величине, высоте, ширине, длине. Приемы сопоставления предметов, классификация предметов по цвету, размеру, форме.
- Времена года.
Осень, зима, весна, лето. Приметы времен года. Узнавание на иллюстрациях и фотографиях времен года и называние их. Ранняя, золотая, поздняя осень. Ранняя весна, поздняя весна. Сезонные изменения в природе и труде людей, наблюдение за погодой. Составление рассказа о погоде. Сезонные забавы.
- Наш детский сад.
Название и назначение помещений детского сада. Экскурсия по саду. Профессии людей, работающих в детском саду: учитель, логопед, воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный и физкультурный руководители, повар, медсестра, руководитель. Игры и игрушки. Назначение игрушек, материалы, из которых их делают. Правила обращение и ухода за игрушками.
- Овощи. Фрукты. Ягоды.
Цвет, форма, величина овощей, фруктов и ягод. Вкусовые качества и полезные свойства. Применение овощей, фруктов, ягод. Сад и огород. Понятие «урожай». Составление рассказа по картине «Сбор урожая». Образование прилагательных от существительного: морковный, яблочный, клубничный и т. п. Дифференциация овощей, фруктов, ягод.
- Человек. Семья. Профессии.
Части тела и лица. Ориентировка на себе. Правила личной гигиены. Семья, члены семьи. Отношения старшинства в семье. Имена родителей, бабушек и дедушек. Труд в семье. Профессия родителей. Домашний адрес. Квартира, количество комнат. Название и назначение помещений в квартире. Профессии людей. Разнообразие профессий. Составление рассказа о профессии по плану-схеме.
- Бытовое окружение.
Бытовая техника. Название и назначение предметов. Правила обращения с техникой. Правила безопасности. Посуда. Виды и назначение посуды. Материалы, из которых делают посуду. Правила сервировки стола. Сервиз. Составление описательного рассказа о посуде. Мебель. Назначение отдельных предметов мебели. Детали мебели: спинка, сиденье, ножки, дверцы, полки, ручки. Материалы, из которых делают мебель. Моделирование комнаты. Использование в речи предлогов на, под, над, около. Одежда. Назначение одежды и её виды. Сезонная одежда. Материалы, из которой делают одежду. Мужская и женская одежда. Элементы одежды: воротник, рукава, карманы, застежка. Нарядная одежда. Обувь, её виды и назначение. Головные уборы. Сезонная обувь и головные уборы.
- Животный мир.
Дикие животные: заяц, медведь, волк, лиса, белка, еж. Питание диких животных. Жилище. Поведение животных зимой. Детеныши диких животных (ед. и мн. число). Домашние животные: кошка, собака, корова, овца, коза, свинья, лошадь. Особенности внешнего вида. Польза домашних животных. Питание и уход за животными. Детеныши домашних животных. Глаголы, обозначающие звукоподражания. Дифференциация диких и домашних животных. Птицы, обитающие в городе. Особенности строения птицы, отличие от животного. Узнавание и называние городских птиц: воробей, ворона, голубь. Помощь птицам зимой. Составление рассказа «На кормушке». Домашние птицы. Узнавание и называние домашних птиц, их птенцов. Польза домашних птиц. Уход за ними. Насекомые. Особенности строения. Отичие насекомых от животных и птиц. Узнавание и называние насекомых.
- Мир растений.
Деревья. Строение дерева. Узнавание некоторых деревьев на картинках и в природе. Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна. Кустарники. Дифференциация деревьев и кустарников. Комнатные растения. Узнавание и называние некоторых растений. Польза комнатных растений и уход за ними. Цветы. Строение цветка. Первоцветы. Цветы садовые и полевые. Узнавание и называние некоторых цветов. Букет.
- Праздники.
Государственные и семейные праздники. День матери. Новый год. Украшение группы к празднику. Елочные украшения. Рождество. Масленица. День Защитника Отечества. 8 Марта. День космонавтики. День Победы. День защиты детей.
- Транспорт.
Виды и назначение транспорта. Транспорт грузовой и пассажирский. Наземный транспорт: автомобильный и железнодорожный. Метро. Воздушный и водный транспорт. Правила поведения в транспорте. Правила поведения на улице.
- Наш город.
Москва — наш родной город. Знакомство с достопримечательностями города (по фотографиям). Ближайшая станция метро «Бабушкинская». Улица, на которой расположен детский сад. Магазины и общественные учреждения. Правила поведения в общественном месте.
Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (2 раза в неделю, 64 часа)
Работа по данному разделу программы предусматривает развитие у детей элементарных представлений о количестве, числе, форме и размере предметов, знакомство их с образованием и составом числа, с цифрами от 0 до 5, математическими знаками и простейшими приемами вычислений в пределах 5. В процессе формирования ЭМП в значительной степени осуществляется познавательное развитие, а также социально-коммуникативное и речевое развитие детей, ведется коррекция недостатков мыслительной деятельности.
- Признаки предметов. Геометрические фигуры.
Форма, величина предметов. Понятия, обозначающие размеры: большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий. Сравнение предметов по величинным параметрам. Способы сравнения.
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Сравнение и уравнивание групп предметов.
Сравнение групп предметов методом взаимно-однозначного соотнесения (приложение). Понятия больше-меньше-поровну, столько же, одинаково. Способы уравнивания: увеличение количества предметов в меньшей группе, уменьшение количества в большей группе. Больше-меньше на 1-2 предмета.
- Пространственные и временные понятия.
Определение положения предметов в пространстве. Наречия и предлоги, используемые для обозначения пространственного расположения предметов: вверху-внизу, близко-далеко, справа-слева, спереди-сзади, около, рядом, между, за, перед. Умение ориентироваться на листе. Усвоение временных понятий: сегодня, завтра, вчера. Части суток: утро, день, вечер, ночь. Дни недели.
- Количество и счет.
Механический счет до 10. Обратный счет от 5. Счет с помощью различных анализаторов. Независимость количества от расположения, формы и других параметров предметов. Счет в различном направлении. Присчитывание и отсчитывание по одному с называнием итога. Порядковый счет. Счет от заданного числа.
Название и обозначение чисел от 0 до 9. Образование чисел 1-9. Числовой ряд. Сравнение чисел. Соотнесение цифры, числа и количества. Соседи числа. Математические знаки +, -, =. Составление и решение примеров в пределах 2-4. Решение простых задач на +/- 1. Знакомство с цифрами 0-5.
Раздел «Обучение грамоте» (1 раз в неделю, всего 32 часа)
Первоначальное обучение грамоте детей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие. Основными задачами раздела являются совершенствование чувственного опыта в области родного языка, развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, активизация устной речи детей, уточнение и обогащение словарного запаса, знакомство со звуками, словом, предложением, а также буквами, обозначающими звуки.
- Звук. Слово. Предложение.
Звуки, окружающие нас. Речевые и неречевые звуки. Звук и слово. Слова-антонимы. Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Предложение. Отличие предложения от слова. Составление простого предложения на основе реальных действий и по картинкам. Схема простого предложения. Определение количества и порядка слов в предложении.
- Знакомство со звуками и буквами.
Последовательное выделение звуков в простых слогах и словах. Выделение звука из начала, середины и конца слова. Звуки гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные. Составление схем слога и простого слова.
Обозначение звука буквой. Дифференциация звука и буквы. Графическое изображение печатных букв. Печатание букв. Чтение обратных слогов, прямых слогов, слов, состоящих из 2-3 букв.
Изучаемые буквы: А, О, У, И, Ы, М, П, Н, Х, Т.
Оценка результатов работы
Оценка результатов работы педагога производится путем проведения в середине и конце учебного года мониторинга усвоения знаний и сформированности умений у детей. Результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу. В конце учебного года педагогом-дефектологом также выстраивается графическая диаграмма усвоения материала, вносятся сведения об успешности усвоения Программы в индивидуальные маршруты развития ребенка.
Родители воспитанников оценивают продуктивность программы по результатам практической и/или интеллектуальной деятельности детей в виде произвольных отзывов в "Книге отзывов", на сайте детского сада или заполнения специальных анкет.
Внешний оперативный, тематический контроль или экспертную оценку продуктивности программы проводит старший специалист по собственному плану.
Также коллегиальную оценку продуктивности программы высказывают члены психолого-педагогического консилиума.
Содержание диагностической работы на разных этапах
пребывания детей в специальном детском саду
Сроки проведения | Содержание работы | Документация |
Сентябрь1-2(3) недели | Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. объем и качество знаний, представлений. Данные не служат основанием для оценки ребенка, а только для отбора образовательного содержания |
|
Сентябрь | Сбор информации о детях осуществляется на основе наблюдений, беседы с родителями и их анкетирования. Комплексное всестороннее обследование вновь поступивших детей:
|
|
Январь (3-4 недели) | Анализ динамики развития детей, определение глубины и прочности знаний, умений, приобретенных навыков в продуктивной и познавательной деятельности. Корректировка перспективных и групповых планов работы. | Сводная диагностическая таблица |
Февраль | Подготовка документации для ПМП консилиума (запроса) в случае выявления недостаточной динамики психического и речевого развития или значительных отклонений в поведении ребенка | Характеристика ребенка |
Май (3-4 недели) | Психолого-педагогическое обследование в конце учебного года с целью анализа динамики развития и корректировки гипотезы относительно дальнейших перспектив развития.
|
|
Литература и иные ресурсы
- Образовательная программа ГБОУ СОШ №311 (№1822).
- Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. М.А. Васильевой,
Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы. М., Мозаика-Синтез, 2011.
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., Школьная Пресса, 2003.
- Борякова Н.Ю. Касицына М.А. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития». М., 2004.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения. М., Гном-Пресс, 2002.
- Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., АСТ, Астрель, 2008.
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., Гном-Пресс , 1999.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога
М.. Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. М. , Экзамен, 2004.
- Гилева М.В. Рабочая программа учителя - дефектолога http://nashaucheba.ru
Интернет ресурсы
Библиотека "Особое детство" | http://www.osoboedetstvo.ru/library |
Сайт Дефектолог | http://www.defectolog.ru |
Социальная сеть работников образования | http://nsportal.ru/detskii-sad |
Гуманитарный портал PSYERA.RU | http://psyera.ru |
Международный образовательный портал MAAM.RU | http://www.maam.ru/detskijsad |
Познавательное развитие дошкольников i-gnom.ru | |
Детский образовательный сайт «Кладовая развлечений" | http://kladraz.ru/ |
Условия реализации программы
Условиями реализации программы являются:
- Материально-техническое оснащение группы (см. паспорт группы)
- Учебно-методическое обеспечение (см. паспорт группы)
- Программно-методические материалы:
- Типовая программа коррекционного обучения детей с ЗПР (проект НИИ дефектологии АПН СССР);
- Проект программы для обучения детей с ЗПР по I и II подготовительным группам (ИКП РАО);
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Под редакцией доктора педагогических наук Л.Б.Баряевой, кандидата педагогических наук Е.А.Логиновой. Рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М., 2014;
- Программа «Из детства в отрочество»
- Борякова Н.Ю, Касицына М.А. "Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект). М., 2005;
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.Диагностика и коррекция задержки психического развития. Под ред., С.Г. Шевченко. - М., 2001.
- Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, - М., 2003.
- Гризик Т.И. Познаю мир. М., Просвещение, серия «Радуга», 2013;
- Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2.
- Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 1.
- Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. М., Просвещение, серия «Радуга», 2006;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЕСНА!ВЕСНА!ПОРА ЗА ДЕЛО!-звенят пичужек голоса…» в старшей возрастной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
Закрепление знаний детей по темам "Весна", "Перелётные птицы".Обогащение словарного запаса по темам «Весна», «Перелётные птицы»,путём составления распространённых предложений самостоятельн...
открытое занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада "Путешествие в страну "Геральдика"
Занятие направлено на воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символах России. Оно знакомит дете с символами страны, активизирует и расширяет словарный запас дошкольников....
«Грамотные пешеходы» Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада
Конспект содержит много интересных идей и , я надеюсь, будет полезен моим коллегам....
Сценарий новогоднего утренника для старшей группы детского сада "НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ"
Сценарий новогоднего утренника для старшей группы детского сада "Новогодние приключения"...
МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
В статье представлен метод комплексной сказкотерапии, используемый в рамках логопедической работы, направленной на развитие связной речи у детей старшей группы детского сада компенсирующего вида. Данн...
Конспект подгруппового логопедического занятия для старшей группы детского сада для детей с ОНР
Лексическая тема: « Домашние животные»...
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ» для детей старшей группы детского сада
Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы дружим с музыкой", позволяет выявить у детей данного возраста уровень развития у них музыкальных...