Методическая работа
учебно-методический материал на тему
Выступление на педсовете
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
«Основные отличия личностно-ориентированного обучения от традиционной дидактической системы»
Учитель: Манцерева Е.Б.
История дидактики свидетельствует о наличии, по крайней мере, двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И.Ф. Герберт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразная личностно - ориентированная дидактика (Дж. Дьюи), наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях.
Традиционное обучение | Личностно - ориентированное обучение |
«Образование - это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта…. То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности». | «Личностно - ориентированное образование - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности». |
Образное понимание обучаемого: «человек - глина» - не имеет изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы. | Образное понимание обучаемого: «человек - семя» - имеет генетическую программу развития. Образование как развитие потенциальных качеств. |
Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель. | В центре процесса обучения - ученик. |
Обучение: преподавание + учение: учитель передает знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят. | Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие «освоение», чем понятия «изучение» и «усвоение». |
Ведущая деятельность процесса обучения - преподавание. | Ведущая деятельность процесса обучения - деятельность познания. |
В процессе обучения нивелируются (устраняются инд. особ. детей) субъектные различия детей, для всех детей дается единая «планка» - стандарт. | В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников. |
Общественные интересы ставятся выше личных. | Признается высшая самоценность личности ребенка. |
Учитель вместе с учебником являются основными источниками знания, а учитель еще и контролирующим субъектом познания. | Роль учителя - организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения |
Основные различия моделей обучения.
Учебно-дисциплинарная (авторитарная) модель обучения | Личностно-ориентированная модель обучения |
2. Монолог учителя в учебно-воспитательном процессе (объектность ученика). 3. В обучении происходит взаимодействие ребенка с учебным материалом. 4. Отношения взрослого и ребенка находятся в плоскости назидания, контроля и осуждения. 5. Ученик поглощает информацию. 6. Совместная деятельность учителя и ученика - совокупность параллельных (непересекающихся) линий. 7. Школа ориентирована на процесс усвоения ребенком заданного учебного содержания и игнорирует реальную жизнь ребенка среди других детей и взрослых. | 1. Создает условия для развития и саморазвития творческой личности. 2. Диалог педагога и воспитанника в учебно-воспитательном процессе (субъектность всех участников процесса). 3. В обучении происходит личностное взаимодействие (личностно - ориентированное обучение). 4. Отношение взрослого и ребенка основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке. 5. Ученик не только поглощает информацию, но отбирает ее, систематизирует, анализирует и вырабатывает новую. 6. Совместная деятельность учителя и ученика - единая линия. 7. Образовательное учреждение ориентировано на личностные достижения ребенка и учитывает реальную жизнь ребенка и индивидуально-типологические особенности и возможности. |
Основные различия между
традиционным и личностно-ориентированным уроком (занятием).
Традиционный урок | Личностно- ориентированный урок |
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков. | 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта. |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. | 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. |
| 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала. |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми. | 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком. |
5. Планирует и направляет детскую деятельность. | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки. | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми. | 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение. |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых. | 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения. |
Памятка.
Деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии)
с личностно-ориентированной направленностью.
- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
- Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательной, коммуникативной, творческой).
Т.о., Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.
Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
- в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
- личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;
- в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
- необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.
Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными являются:
- использование субъектного опыта ребенка;
- предоставление ему свободы выбора при выполнении задач;
- стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
- накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
- обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.
Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».
В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.
Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов, учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия, педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе, сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Список литературы:
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
2. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000. - 342с.
3. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. - 94с.
4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л.М. Митина- М.: «Дело», 1994. - 216с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256с.
6. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков - Волгоград: Перемена. 1994. - 152с.
7. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. - 96с.
9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. - 2000. - 176с.
Предварительный просмотр:
Памятка.
Деятельность учителя (воспитателя)
на уроке (занятии)
с личностно-ориентированной направленностью.
- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
- Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательной, коммуникативной, творческой).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении
Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...
анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год
В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...
Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.
В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного цикла по разным направлениям. Определены задачи работы на новый уебный год...
Формы методической работы методических объединений
Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...
Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.
Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...