Методическая работа
учебно-методический материал на тему

Манцерева Елена Борисовна

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения арифметике.

Манцерева Е.Б.

Как уже говорилось, наиболее сложными знаниями, умениями и навыками, которыми должны овладеть дети, являются математические. Но,  несмотря на большие сложности в усвоении математических понятий, школьники со сниженным интеллектом любят уроки арифметики. Для успешного освоения такого предмета, как арифметика, ребенку необходимо уметь анализировать, обобщать, делать выводы. Трудности усвоения арифметики связаны, прежде всего, с конкретностью мышления данной категории школьников. Школьники очень медленно запоминают материал, требуется дополнительное объяснение, время, повторение.

Так как контингент учащихся со сложной структурой дефекта очень разнородный, требуется индивидуально-дифференцированный подход.

В связи с наличием ряда трудностей при обучении детей арифметике, существуют особенности обучения предмету.

  • Дети усваивают материал медленно и с большим трудом, при этом затрачивая очень много усилий, поэтому следует дозировано подавать материал.
  • Без достаточно длительной подготовки детям сложно усвоить новый материал. Всегда есть пропедевтический период.
  • Дети с трудом выделяют в понятиях существенные признаки, отличающие или объединяющие понятия, поэтому следует опираться на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления (сложение и вычитание, уменьшение на и увеличение на).
  • Материал повторяется и закрепляется на каждом уроке.
  • Наряду с формированием практических умений, детям дается и необходимое количество теоретических знаний. Материал подается путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметами.
  • Материал нужно делать более образным, эмоциональным, запоминающимся. Образы наполняют понятия содержанием. Следует применять большое количество наглядности, разнообразные таблицы, счетный материал, карточки, дидактические игры, натуральные предметы и т.п.
  • Очень важно, чтобы материал задач, математических диктантов способствовал формированию у учащихся социально-значимых практических умений и навыков, необходимых для жизненной компетенции. Задачи должны иметь предметно-практическое содержание, помогать детям ориентироваться в предметном мире. Реализация практических задач возможна при осуществлении связи арифметики с другими науками.
  • Знания о форме, цвете, размере, счете предметов закрепляются на уроках устной речи, грамоты, лепки, обслуживающего труда, домоводства и т.п.
  • На первом плане находятся наглядные и практические методы, т.к. у детей преобладает образная память и наглядно-образное мышление.
  • Важно научить ребенка слушать инструкцию и выполнять ее. Поэтому задание должно быть коротким и четко сформулированным.

Очень сложно сформировать у умственно отсталого школьника представление числа, понятие числа и счета. У детей наблюдаются трудности в обозначении числа цифрой. Умственно отсталые школьники с трудом считают по заданию, начинают счет от одного, как заучили, механически. Начинают считать правильно: один, два, три, четыре; но на вопрос «Сколько..?» ответить не могут.

  • Необходимо отрабатывать прямой и обратный счет от 1 до 10, от 10 до 1, от 3 до 5 и т.п. Для этого используют такие приемы как: пересчитывание героев сказок «Колобок» (Слайд)и т.п. Пересчитывание вагонов поезда и определение номера вагона (какой вагон перед 4-ым, после 6-го и т.п.). (Слайд)
  • Учащиеся с большим трудом запоминают цифры и графический облик чисел (Игра «Весёлый счёт» - покажи 5, 7,1, 12) (Слайд), путают и не соотносят их с определенным количеством предметов. Необходимо отрабатывать показ и называние цифры (назови то, что я покажу, обозначь цифрой, числом – сколько квадратов) (Слайды) и навык ответов на вопросы типа: Где больше? Сколько? Отсчитай столько же, отсчитай на 1 больше, меньше.
  • Использование таких методических приемов, как счет вслух, счет «глазками». Каждый раз учителю необходимо спрашивать детей: Сколько? При пересчете разных предметов учитель требует полного ответа: Здесь 3 куклы, растут три ромашки, лежат три кружка и т.п. Используется варьирование местоположения предметов (по горизонтали, по вертикали, наклонно и т.п.). Отрабатывается прямой и обратный счет. Сначала обратный счет с помощью: убрали один, убрали еще один. Потом на счетах, потом самостоятельно, отвлеченно. Школьникам даются задания практического характера: Посчитай окна, дай три карандаша, какую цифру проходим, дай столько кружочков и т.п. Посчитай, сколько раз я ударила в барабан, прозвонила в колокольчик и т.п. Ребята учатся определять порядковые числительные: какой по счету, считаем трех девочек - Маша первая, Оля вторая, считаем мальчиков, кто первый, кто третий и т.п.
  • С трудом формируется практическое умение счета. В этот период школьники учатся считать в прямой и обратной последовательности в пределах 10, 15, 20; записывать и сравнивать числа в пределах 10; 15; называть соседей; (Работа по числовому ряду. Вставь пропущенное число).
  • С трудом формируется знание состава числа; различие знаков; запись и решение примеров. Большим подспорьем  здесь является использование калькуляторов. (Слайд)

На решение задачи отводиться примерно половина урока. Обучение решению задач проходит с большим трудом. Дети не понимают смысла задачи, отдельные слова и выражения. При самостоятельном составлении задач они придумывают шаблонные тексты, содержащие однотипные ситуации, повторяют одни и те же вопросы, одни и те же данные. Решение задач способствует становлению логического мышления у школьников. Главная цель - научить анализировать задачу.

  • Умение ориентироваться в тексте задачи очень важно для ребенка. Некоторые задачи - хорошие темы для рисунков, и любая задача - хорошая тема для пересказа. Некоторые задачи можно даже инсценировать. Интересным является решение задач на материале проведенной экскурсии: собирали листья, шишки, поход в магазин и т.п.
  • Решить задачу - значит перевести конкретную ситуацию, описанную в задаче, в план арифметических операций. Причины ошибок прежде всего в недостаточном понимании предметно-действенной ситуации, отраженной в задаче, и математических связей и отношений между числовыми данными, а также между данными и искомыми.
  •  «Текст  читает учитель. Читать задачу нужно выразительно, выделяя голосом математические выражения, вопрос и т.п.
  • Первое время, для более успешного восприятия задачи используют не только слуховой анализатор, но и зрительный и кинестетический. Задача иллюстрируется.(Слайд) Сначала это предметные иллюстрации, а затем изображения этих предметов на картинке. Широко используются рисунки, плакаты, ТСО. Постепенно дети учатся заменять элементы предметных множеств, о которых говориться в задаче, их символами. Деревья заменяем палочками, яблоки - кружочками. Помня об особенностях мышления умственно отсталого ребенка, нужно систематически прибегать к опредмечиванию или иллюстрированию не только новых задач, но и уже известных видов.
  • Постепенно идет переход от опредмечивания содержания задачи к воображению учащимися предметной ситуации. Учитель предлагает представить, вообразить, как это происходит в жизни.
  • Учитель использует разнообразные формы записи задач. Школьники овладевают формами записи задач достаточно медленно, поэтому учитель должен изначально сам давать рисунок,  краткую запись. Запись делается учителем при активном участии учеников. (Слайды)
  • Лучше всего дети воспринимают и понимают задачу, если ее повторяют по вопросам. Форма вопросов меняется от конкретных до обобщенных.
  • В коробке два красных карандаша. Маша положила туда еще три зеленых. Сколько всего карандашей в коробке?
  • О чем задача? Какого цвета карандаши? Сколько красных карандашей? Покажи цифрой. Сколько зеленых положили в коробку? Покажи цифрой. Что нужно узнать в задаче?
  • Что показывает число два в задаче? Что показывает число три в задаче? Какой вопрос в задаче?
  • Что известно в задаче? Что неизвестно в задаче? Что нужно узнать?
  • Запись решения задачи  сначала будет в виде рисунка, т.к. не все дети умеют писать. Далее используются различные формы записи: запись действий и ответа с наименованиями, запись решения с пояснением. (Слайды)
  • Форма ответа может быть краткой и полной.
  • Так как функция контроля у школьников нарушена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и коррекционное значение. Обычно проверка происходит словесно и при помощи манипуляции с предметами. Проверяется соответствие ответа условию задачи (О чем спрашивается в задаче? Получили ли ответ на вопрос задачи?)

Далее проверка возможна и другими способами, например, элементы программированного обучения.

  • Не следует стремиться решить на уроке несколько задач, лучше разобрать одну.
  • Простые задачи позволяют раскрыть основной смысл и конкретизировать арифметические действия, сознательно овладевать математическими знаниями. На простой задаче учитель впервые знакомит учащихся со структурой задачи, показывает, что значит решить задачу. Простые задачи являются составной частью сложных и, следовательно, формируют умение в последствии решать сложные задачи в нашем случае не у всех учащихся.
  • Сначала изучают сюжетные задачи с однородными предметами (про яблоки). Затем вводятся сюжетные задачи с однородными предметами, отличающиеся каким-либо признаком (яблоки большие и маленькие). И наконец, вводятся обобщающие слова (яблоки, груши, сколько фруктов).
  • Учащиеся иллюстрируют задачи, манипулируют с предметами. Детей знакомят с таким видом задач, как задача-инструкция: возьми, положи, сколько стало.

Следующий раздел - Изучение геометрического материала. - Найди такую же фигуру, дай круг, шар, назови фигуру. Параллельно с этим ребёнок повторяет знание цветов, размер. Используются дидактические игры типа: «На какую фигуру похож предмет», «Волшебный мешочек», «Что изменилось», «Почини одеяло» (Слайд). Составляются предметы и узоры из геометрических фигур «Продолжи ряд», «Построй дом» (Слайд), предлагается дорисовывание по точкам и слуховые диктанты. Сопоставляются геометрические фигуры с предметами (крышка парты, форма двери, часы и т.п.).

Итак, задачи преподавания арифметики состоят в том, чтобы:
-дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные, геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
-использовать процесс обучения арифметики для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
-воспитывать у учащихся целенаправленность, терпимость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Обучение арифметике  носит предметно - практическую направленность, должно быть тесно связано с жизнью и профессионально - трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...