Методическая работа
учебно-методический материал на тему
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 67.5 КБ |
proektnaya_deyatelnost.ppt | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Основной задачей коррекционной школы является социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей возможной интеграцией их в общество. Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.
Слайд 2
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».
Слайд 3
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 4
Учебный проект с точки зрения учителя - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Учебный проект (слайд 5)
Проблема проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) | Актуальность проблемы, мотивация |
Цель проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Как?» (мы это можем делать) | Постановка задач |
Методы и способы | «Что получится?» (как решение проблемы) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Почему?» (это важно для меня лично) | Ожидаемый результат |
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Задача коррекционной школы в свете требований новых образовательных стандартов, уделяющих большое внимание проектной деятельности, состоит не в том, как мне кажется, чтобы полностью переориентироваться на проектную деятельность, а в том, чтобы увидеть проектную деятельность в традиционном трудовом, и не только, обучении. Для этого необходимо понять содержание проектного метода и более четко, точно расставлять акценты по применению проектной деятельности. Это возможно, если понимать проектную деятельность как решение проблемной ситуации.
Слайд 6
Проекты классифицируются по доминирующей деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект;
- исследовательский проект;
- информационный проект;
- творческий проект;
- ролевой проект.
Для учащихся нашей школы, думаю, наиболее доступным и актуальным является практико-ориентированный проект, который нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. В роли внешнего заказчика может выступать учитель, школа, родные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы. Форма конечного продукта при этом разнообразна. В картонажно-переплетном деле – это различные изделия - от планшетов до учебного пособия для кабинета. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Проектное обучение позволяет избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Теперь я попытаюсь увидеть сама и показать вам в традиционном занятии в картонажно-переплетной мастерской элементы проектной деятельности.
Проект: «Изготовление коробки настольной с плинтусом».
Особенность представленного проекта заключается в том, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая трудовая деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, внимание к близким людям.
Проект рассчитан также на закрепление знаний и практических умений учащихся в изготовлении коробки настольной с плинтусом.
Слайд 7
Цель проекта: способствовать самореализации личности ребенка в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
- Формирование привычки к труду, понимания необходимости труда в условиях современной жизни.
- Закрепление знания технологии изготовления коробки настольной с плинтусом, отработка умения выполнять необходимые технологические операции.
- Воспитание нравственных качеств личности.
Предмет проекта: спланированная трудовая и творческая деятельность детей.
Проект по продолжительности рассчитан на 4 часа.
Режим работы: урочное время.
Доминирующая деятельность: трудовая.
Характер координации: личностный, общественный.
Проект имеет внутренние и внешние контакты.
Участники проекта: учитель трудового обучения (картонажно-переплетное дело), учащиеся 11 класса специального (коррекционного) учреждения.
Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:
- Составление плана работы;
- Наличие и подбор необходимых материалов;
- Наличие исправных инструментов и оборудования;
- Стремление и желание участников проекта.
В результате осуществления проекта будут сформированы следующие качества: умение планировать свою работу, ответственность за работу, дисциплинированность, психическая и физическая готовность к интенсивной работе, выносливость, коммуникабельность, творческая активность.
План осуществления проекта Слайды 8,9
I этап включает в себя подготовку учащихся к предстоящей работе, знакомство с планом работы, ее целью и задачами, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу. Ориентировка в задании предполагает изучение объекта: необходимые материалы, детали, способы соединения деталей. Наиболее сложная задача для учащихся коррекционной школы – построение образа объекта в своем воображении (в идеале).
слайд 10
Анализ образца и последующее планирование позволяют сделать действия детей адекватными цели, стоящей перед ними. Работа с красивым образцом изделия создает импульс к стремлению ребенка получить нужную вещь для себя или для подарка своим близким, что придает целенаправленный характер трудовой деятельности. На данном же этапе решается задача нравственного воспитания – стремление подарить изделие, а вместе с этим, и радость близким
На II этапе предусматривается изучение и рассматривание вопросов:
– продумывание работы, внесение возможных дополнений учащимися;
– подбор необходимых инструментов и материалов (картон, бумага, клей);
– обсуждение технологии выполнения работы; составление предметно-технологической карты;
– повторение техники безопасности.
Слайды 11,12
Планирование тесно связано с целенаправленностью деятельности, а нарушения этого процесса, свойственные умственно отсталым школьникам, оказывают негативное влияние на определение последовательности действий, выбор наиболее эффективных способов выполнения трудового задания, т.е. на процесс планирования.
В процессе обучения планированию предстоящей работы школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо решить следующие задачи:
- обучение (по возможности) самостоятельной разработке программы действий (алгоритма предстоящей работы);
- обучение детей технологическим приёмам, необходимым для выполнения работы; формирование обобщённых умений планировать, контролировать, корригировать действия, переносить имеющийся опыт в новые условия, действуя в соответствии с инструкцией;
- развитие наглядно-образного мышления, направленного на осознание цели и условий деятельности.
Для успешного решения этих задач важную роль играют наглядные пособия, особенно значимую помощь оказывают предметно-технологические карты, позволяющие активизировать и направлять практическое мышление школьников.
Использование предметно-технологической карты на уроках трудового обучения помогает детям устанавливать логическую последовательность изготовления объекта, оказывает учащимся помощь при практическом выполнении задания: учит отбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления, пользоваться рациональными приёмами труда, применять в работе нужные правила, осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия; использование карты способствует успешному выполнению задания, что создаёт у учащихся положительный эмоциональный настрой, заинтересованность в работе, повышает веру в свои силы. Благодаря использованию ПТК составление плана работы над изделием и изложение его учащимися положительно сказывается на развитии речи у детей (на полноте и последовательности изложения, на обогащении словаря). Применение этого пособия на занятиях способствует воспитанию у детей готовности работать с подобного рода инструкциями не только на уроках труда, но и на других уроках, в творческой деятельности, в быту а это позволяет запомнить не только алгоритм действий, но и сформировать способ действия, применимый в других ситуациях (метапредметная задача урока). (слайд 13) Предметно-технологические карты дают возможность учителю чётко организовать урок, облегчают объяснение задания, делают более доступными инструктирование и показ способов выполнения отдельных приёмов.
Итак, на П этапе работы в рамках осуществления проекта был выполнен выбор способов и методов работы, планирование деятельности, подбор необходимых материалов. (слайд 14)
слайды 15,16
III этап включает в себя практическое выполнение работы по плану:
- Разметка и крой деталей изделия.
- Рицовка.
- Фальцовка.
- Сборка изделия.
- Разметка и крой бумаги для оклейки.
- Оклейка.
- Приклейка подставки.
При достаточно хорошем усвоении технологии отпадает необходимость многократно оказывать помощь детям при изготовлении изделия, т. к. ПТК содержит необходимые сведения, и часть школьников довольно быстро учатся пользоваться ими. Таким образом, у учителя освобождается время, чтобы помочь более слабым ученикам справиться с заданием.
В процессе выполнения технологических операций, анализа и контроля текущих результатов на Ш этапе возможна корректировка проектной деятельности.
На данном этапе работы над проектом учащиеся выполнили необходимые действия и операции, с помощью учителя соотносили результаты промежуточной деятельности и ее цели, учились контролировать свои действия. Приобретались коммуникативные навыки. Это взаимодействие в процессе трудовой деятельности между учащимися, учителем и учащимися, помощь товарищам.
Слайд 17
IV этап – поочередная презентация своих изделий, представление объекта внешнему заказчику, подведение итогов выполненной работы, оценка деятельности учащихся, анализ действий и поступков при выполнении деятельности, сравнение своих результатов с результатами сверстников и ожидаемыми результатами.
По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам (в нашем случае – соответствие образцу). По их результатам учащимися (чаще с помощью учителя) определяется технологическая операция, неправильное выполнение которой привело (в случае неудачи) к несоответствию полученного объекта образцу. Учащиеся убеждаются в необходимости соблюдения технологической дисциплины, ответственности при выполнении задания.
Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно – ориен- тированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.
Положительные стороны проектной работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил).
Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы прове -дения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении
Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...
анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год
В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...
Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.
В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного цикла по разным направлениям. Определены задачи работы на новый уебный год...
Формы методической работы методических объединений
Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...
Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.
Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...