Методическая работа
учебно-методический материал на тему

Манцерева Елена Борисовна

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Основной задачей коррекционной школы является социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей возможной интеграцией их в общество. Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.

Слайд 2

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».

Слайд 3

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Слайд 4

Учебный проект  с точки зрения учителя -  это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. 

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. 

Учебный проект  (слайд 5)

Проблема проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Актуальность проблемы, мотивация

Цель проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Целеполагание

Задачи проекта

«Как?» (мы это можем делать)

Постановка задач

Методы и способы

«Что получится?» (как решение проблемы)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Почему?» (это важно для меня лично)

Ожидаемый результат

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Задача коррекционной школы в свете требований новых образовательных стандартов, уделяющих большое внимание проектной деятельности, состоит не в том, как мне кажется, чтобы полностью переориентироваться на проектную деятельность, а в том, чтобы увидеть проектную деятельность в традиционном трудовом,  и не только, обучении. Для этого необходимо понять содержание проектного метода и более четко, точно расставлять акценты по применению проектной деятельности. Это возможно, если понимать проектную деятельность как решение проблемной ситуации.

Слайд 6

Проекты классифицируются по доминирующей деятельности учащихся:

- практико-ориентированный проект;

 - исследовательский проект;

- информационный проект;

- творческий проект;

- ролевой проект.

Для учащихся нашей школы, думаю, наиболее доступным и актуальным является практико-ориентированный проект, который нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.  В роли внешнего заказчика может выступать учитель, школа, родные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы. Форма конечного продукта при этом разнообразна. В картонажно-переплетном деле – это различные изделия - от планшетов до учебного пособия для кабинета. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

 Проектное обучение позволяет избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Теперь я попытаюсь увидеть сама и показать вам в  традиционном занятии в картонажно-переплетной мастерской элементы проектной деятельности.

Проект: «Изготовление коробки настольной с плинтусом».

Особенность представленного проекта заключается в том, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая трудовая деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, внимание к близким   людям.

Проект рассчитан также на закрепление знаний и практических умений учащихся в изготовлении коробки настольной с плинтусом.

Слайд 7

Цель проекта: способствовать самореализации личности ребенка в процессе трудовой деятельности.

Задачи:

  • Формирование привычки к труду, понимания необходимости труда в условиях современной жизни.
  • Закрепление знания технологии изготовления коробки настольной с плинтусом, отработка умения выполнять необходимые технологические операции.
  • Воспитание нравственных качеств личности.

Предмет проекта: спланированная трудовая и творческая деятельность детей.

Проект по продолжительности рассчитан на 4 часа.

Режим работы: урочное время.

Доминирующая деятельность: трудовая.

Характер координации: личностный, общественный.

Проект имеет внутренние и внешние контакты.

Участники проекта: учитель трудового обучения (картонажно-переплетное дело), учащиеся 11 класса специального (коррекционного) учреждения.

Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:

  • Составление плана работы;
  • Наличие и подбор необходимых материалов;
  • Наличие исправных инструментов и оборудования;
  • Стремление и желание участников проекта.

В результате осуществления проекта будут сформированы следующие качества: умение планировать свою работу, ответственность за работу, дисциплинированность, психическая и физическая готовность к интенсивной работе, выносливость, коммуникабельность, творческая активность.

План осуществления проекта Слайды 8,9

I этап включает в себя подготовку учащихся к предстоящей работе, знакомство с планом работы, ее целью и задачами, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу. Ориентировка в задании предполагает изучение объекта: необходимые материалы, детали, способы соединения деталей. Наиболее сложная задача для учащихся коррекционной школы – построение образа объекта в своем воображении (в идеале).

слайд 10

Анализ образца и последующее планирование позволяют сделать действия детей адекватными цели, стоящей перед ними. Работа с красивым образцом изделия создает импульс к стремлению ребенка получить нужную вещь для себя или для подарка своим близким, что придает целенаправленный характер трудовой деятельности. На данном же этапе решается задача нравственного воспитания – стремление подарить изделие, а вместе с этим,  и радость близким

На II этапе предусматривается изучение и рассматривание вопросов:

– продумывание работы, внесение возможных дополнений учащимися;

– подбор необходимых инструментов и материалов (картон, бумага, клей);

– обсуждение технологии выполнения работы; составление предметно-технологической карты;

– повторение техники безопасности.

Слайды 11,12

Планирование тесно связано с целенаправленностью деятельности, а нарушения этого процесса, свойственные умственно отсталым школьникам, оказывают негативное влияние на определение последовательности действий, выбор наиболее эффективных способов выполнения трудового задания, т.е. на процесс планирования.

В процессе обучения планированию предстоящей работы школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо решить следующие задачи:

  • обучение  (по возможности) самостоятельной разработке программы действий (алгоритма предстоящей работы);
  • обучение детей технологическим приёмам, необходимым для выполнения работы; формирование обобщённых умений планировать, контролировать, корригировать действия, переносить имеющийся опыт в новые условия, действуя в соответствии с инструкцией;
  • развитие наглядно-образного мышления, направленного на осознание цели и условий деятельности.

Для успешного решения этих задач важную роль играют наглядные пособия, особенно значимую помощь оказывают предметно-технологические  карты, позволяющие активизировать и направлять практическое мышление школьников.

        Использование предметно-технологической  карты на уроках трудового обучения помогает детям устанавливать логическую последовательность изготовления объекта, оказывает учащимся помощь при практическом выполнении задания: учит отбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления, пользоваться рациональными приёмами труда, применять в работе нужные правила, осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия; использование карты способствует успешному выполнению задания, что создаёт у учащихся положительный эмоциональный настрой, заинтересованность в работе, повышает веру в свои силы. Благодаря использованию ПТК составление плана работы над изделием и изложение его учащимися положительно сказывается на развитии речи у детей (на полноте и последовательности изложения, на обогащении словаря).  Применение этого пособия на занятиях способствует воспитанию у детей готовности работать с подобного рода инструкциями не только на уроках труда, но и на других уроках, в творческой деятельности, в быту а это позволяет запомнить не  только алгоритм действий, но и сформировать  способ действия, применимый в других ситуациях (метапредметная задача урока).  (слайд 13) Предметно-технологические карты дают возможность учителю чётко организовать урок, облегчают объяснение задания, делают более доступными инструктирование и показ способов выполнения отдельных приёмов.

Итак, на П этапе работы в рамках осуществления проекта был выполнен выбор способов и методов работы, планирование деятельности, подбор необходимых материалов. (слайд 14)

слайды 15,16

        III этап включает в себя практическое выполнение работы по плану:

  1. Разметка и крой деталей изделия.
  2. Рицовка.
  3. Фальцовка.
  4. Сборка изделия.
  5. Разметка и крой бумаги для оклейки.
  6. Оклейка.
  7. Приклейка подставки.

        При достаточно хорошем усвоении технологии отпадает необходимость многократно оказывать помощь детям при изготовлении изделия, т. к. ПТК содержит необходимые сведения, и часть школьников довольно быстро учатся пользоваться ими. Таким образом, у учителя освобождается время, чтобы помочь более слабым ученикам справиться с заданием. 

        В процессе выполнения технологических операций, анализа и контроля текущих результатов на Ш этапе возможна корректировка проектной деятельности.

        На данном этапе работы над проектом учащиеся выполнили необходимые действия и операции,  с помощью учителя соотносили результаты промежуточной  деятельности и ее цели, учились контролировать свои действия. Приобретались коммуникативные навыки. Это взаимодействие в процессе трудовой деятельности между учащимися, учителем и учащимися, помощь товарищам.

Слайд 17

        IV этап – поочередная презентация своих изделий, представление объекта внешнему заказчику, подведение итогов выполненной работы, оценка деятельности учащихся, анализ действий и поступков при выполнении деятельности, сравнение своих результатов с результатами сверстников и ожидаемыми результатами.

По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам (в нашем случае – соответствие образцу). По их результатам учащимися (чаще с помощью учителя) определяется технологическая операция, неправильное выполнение которой привело (в случае неудачи) к несоответствию полученного объекта образцу. Учащиеся убеждаются в необходимости соблюдения технологической дисциплины, ответственности при выполнении задания.

      Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно – ориен- тированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

Положительные стороны проектной работы очевидны:

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил).

Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы прове -дения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...