Медодическая разработка по курсу «Развивайка», 1 класс
методическая разработка на тему

Колбаносова Анастасия Николаевна

Коррекционно-развивающие занятия для учеников 1 класса с ЗПР

 

Пояснительная записка.

        С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Что тогда говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья, которые являются основным контингентом в нашей школе. Наиболее эффективный путь помощи таким детям – активное воздействие на процесс формирования личности.

       Каковы же особенности уроков, общей задачей которых является психологическое развитие учащихся, в чем их отличия от других? Прежде всего, эти уроки отличаются тем, что задания выполняются учениками в игровой форме, что весьма привлекательно для младших школьников. На уроках психологического развития не ставятся отметки, хотя оценивание, конечно, осуществляется. В результате ученики избавляются от «отметочной» психологии, у них формируется отношение к этим урокам как средству развития своей личности.

       Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить низкую отметку, создают на данных уроках положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям учителя постепенно распространяются на обычные школьные уроки.

      Цели: активизация памяти, внимания, мышления; активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков; развитие мелкой пальцевой моторики; формирование познавательной активности и учебной мотивации.

 

Задачи: оказать психологическую поддержку учащимся; развивать психические процессы: мышление, память, восприятие; формировать произвольность внимания

Приоритетные направления развития:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов)

- развитие внимания (устойчивости, концентрации, расширения объема, переключение, самоконтроль и т.д.)

- развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти)

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- формирование учебной мотивации;

- развитие личностной сферы

Структура занятия:

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.

РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ. На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут). В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ребенок научится в плане ориентации:

  • ориентироваться в пространстве,
  • копировать с доски,
  • ориентироваться в тетради;

в плане произвольности:

  • воспринимать инструкцию
  • управлять своими познавательными процессами
  • организовать простые виды деятельности

в плане тонкой моторики, координации:

  • мелкие движения
  •  письмо без отрыва от листа

в плане мышления:

  • сравнивать предметы
  • анализировать предметы и явления
  • проводить аналогичные связи между предметами и явлениями, простые

аналогии

  • выделять существенные признаки

в плане регулятивной деятельности

  • концентрировать внимание
  • переключаться с одного вида деятельности на другой
  • использовать опосредованное запоминание
  • развивать восприятие и воображение

Тематическое планирование

 

Дата

Цели

Упражнения

1

 

развитие способности самостоятельно ориентироваться в пространстве, развитие произвольной сферы, формирование навыков самоконтроля.

 

1. Разминка

2. Найди закономерность

3. «4-ый лишний»

4. Физкультминутка

5. Продолжи ряд

6. Рефлексия

2

 

развитие способности самостоятельно ориентироваться в пространстве, развитие произвольной сферы, формирование навыков самоконтроля.

 

1. Разминка

2. Дорисуй предметы

3. Продолжи ряд

4. Физкультминутка

5. «4-ый лишний»

6. Задача на логику

7. Тренируем память

3

 

развитие способности к переключению внимания, развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.

 

1. Разминка

2. Развитие моторики

3. Найди закономерность

4. Физкультминутка

5. Продолжи ряд

6. Игра «Не пропусти растение»

7. Рефлексия

4

 

развитие устойчивости, способности к переключению и распределению внимания, развитие словесно-логического мышления, развитие зрительной памяти

 

1. Разминка

2. Дорисуй предмет

3. «4-ый лишний»

4. Физкультминутка

5. Корректор

6 Задача на логику

7. Рефлексия

5

 

развитие устойчивости, способности к переключению  внимания, развитие словесно-логического мышления, расширение кругозора

 

1. Разминка

2. Найди закономерность

3. «4-ый лишний»

4. Физкультминутка

5. Классификация - игрушки, школьные принадлежности

6. Рефлексия

6

 

развитие способности к переключению  внимания, развитие словесно-логического мышления

 

1. Разминка

2. Дорисуй предмет

3.Продолжи ряд

4. Физкультминутка

5. Корректор

6. Классификация, геометрические предметы

7. Задача на логику

8. Рефлексия

7

 

развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления.

 

1. Разминка

2. Дорисуй предмет

3. Закрась геометрическую фигуру

4. Физкультминутка

5. Игра «рыба, птица, зверь»

6. Рефлексия

8

 

развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления.

1. Разминка

2. Задача на логику

3. Классификация (мебель, электрические приборы)

4. Физкультминутка

5. Раскрась по образцу

6. Рефлексия

9

 

развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов, развитие словесно-логического мышления

1. Разминка

2. Найди закономерность

3. Классификация (домашние, дикие животные)

4. Физкультминутка

5. Продолжи  последовательность

6. Рефлексия

10

 

развитие внимания, памяти, логического мышления

1. Разминка

2. Дорисуй предметы

3. Найди пару

4. Физкультминутка

5. Корректор

6. «Оживи картинку»

7. Рефлексия

11

 

развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации

1. Разминка

2. Пространственная ориентация

3. Дорисуй картинку - лево, право

4. Физкультминутка

5. Задача на логику

6. Развиваем память

7. Рефлексия

12

 

развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Дорисуй картинку - лево, право

3. Развиваем память

4. Физкультминутка

5. Продолжи узор

6. Игра «Снежный ком»

7. Рефлексия

13

 

развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации

1. Разминка

2. Лабиринт

3. Раскрась по образцу

4. Физкультминутка

5. Перерисуй картинку

6. Рефлексия

14

 

развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации

1. Разминка

2. Соедини стрелочками (времена года)

3. Дорисуй предмет

4. Физкультминутка

5. выполни по инструкции

6. Рефлексия

15

 

развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации

1. Разминка

2. Раздели на группы

3. Дорисуй недостающий элемент

4. Физкультминутка

5. Найди закономерность

6. Игра «Закончи последовательность»

6. Рефлексия

16

 

развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации

1. Разминка

2. Дорисуй предметы

3. Продолжи последовательность

4. Физкультминутка

5. Раздели на  группы

6. Выполни по инструкции

7. Рефлексия

17

 

развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Раскрась по схеме

3. Задача на логику

4. Физкультминутка

5.  Нелепицы

6. Игра «Много-один»

6. Рефлексия

18

 

развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Дорисуй недостающие детали

3. Задачи на логику

4. Физкультминутка

5. Развиваем слуховую память

6. Поставь знак больше, меньше или равно

6. Рефлексия

19

 

развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Дорисуй предмет

3. Задача на логику

4. Физкультминутка

5. Игра «Кто кем, будет?»

6. Найди лишнюю картинку

6. Рефлексия

20

 

развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Раскрась по образцу

3. Задача на логику

4. Физкультминутка

5. Корректор

6. Реши филворд

7. Игра «Кто кем был?»

7. Рефлексия

21

 

развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Пространственная ориентация

3. Расположи картинку разными способами

4. Физкультминутка

5. Что было раньше, что потом

6. Задача на логику

7. Рефлексия

22

 

развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Найди закономерность

3. Корректор

4. Физкультминутка

5. Найди отличие

6. Задача на логику

7. Найди тропинку

8. Рефлексия

23

 

развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Выполни по инструкции

3. Дорисуй  предметы

4. Физкультминутка

5. Задача на логику

6. Игра «Кто кем был?»

7. Рефлексия

24

 

развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Найди закономерность

3. Нарисуй под диктовку

4. Физкультминутка

5. Пространственная ориентация

6. Рефлексия

25

 

развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Раскрась картинки по образцу

3. Задача на логику

4. Физкультминутка

5. Тренируем память

6. Рефлексия

26

 

развитие воображения, речи, пространственной ориентации.

1. Разминка

2. Раскрась разными способами

3. «Оживи» картинку

4. Физкультминутка

5. Игра «Мячик с путаницей»

6. Дорисуй чайник

7. Рефлексия

27

 

развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Найди пару

3. Переверни картинку и нарисуй

4. Физкультминутка

5. Корректор

6. Рефлексия

28

 

развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. «Оживи» картинку

3. Найди закономерность

4. Физкультминутка

5. Раздели на группы

6. Рефлексия

29

 

развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Задача на логику

3. Соедини точки

4. Физкультминутка

5. Расставь буквы по порядку

6. Рефлексия

30

 

развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации

1. Разминка

2. Раскрась по схеме

3. Корректор

4. Физкультминутка

5. Задача на логику

6. Рефлексия

31

 

развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации

 

1. Разминка

2. Дорисуй снежинку

3. Корректор

4. Физкультминутка

5. Нарисуй по схеме

6. Рефлексия

32

 

развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации

1. Разминка

2. Действуй по инструкции

3. Раскрась по схеме

4. Физкультминутка

5. Задача на логику

6. Рефлексия

 

 

Литература:

 

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети – М.: Просвещение, 1983.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
  3. Венгер А. Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. – Томск, 1992.
  4. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
  5. Гуркова Е.А. Занятия с группой учащихся 1 классов, испытывающих трудности в адаптации к школе // Завуч, №5.
  6. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993..
  7. Игры. Обучение, тренинг, досуг. – М .,1993.
  8. Ильина Н.Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе – М.: Образование, 2005.
  9. Калинина Н.В. Особенности диагностического развития личности учащихся в начальной школе // Завуч начальной школы. 2003, №5.
  10. Насонов А.Н. Дети в процессе адаптации к школе // Завуч начальной школы. 2003, №4.
  11. Панасюк В.П. Артемьева Л.В. Психодиагностика в условиях дифференцированного обучения в начальной школе // Завуч начальной школы. 2003, №3.
  12. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. М., 1992.
  13. Тихомирова Л.Ф.  Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей младших школьников.- Ярославль 2004г
  14. Цыба Н.В. Старцева Г.И. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология // Завуч начальной школы. 2001, №5.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie1.docx1.64 МБ
Microsoft Office document icon zanyatie2.doc1.27 МБ
Microsoft Office document icon zanyatie3.doc1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

"Что нужно знать педагогу об авторской программе" (медодические рекомендации)

В данных рекомендациях дано описание авторской образовательной программы, ее отличительные особенности, рекомендуемые сроки реализации, этапы создания и утверждения. Представлены и описаны структурные...

ГОУ «Педагогическая Академия» Проект выступления на областной научно-медодической конференции

Образование -  этоцеленаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, сопровождающийся констатацией достижения человеком определенных государством образовательных уро...

Медодические рекомендации "Возможности интегрированного подхода к преподаванию химии. Использование межпредметных связей "

Возможности интегрированного подхода к преподаванию химии. Использование межпредметных связей...

Выступление на медодическом семинаре по теме: Интерактивные ресурсы и инструменты в обучении иностранному языку

*Условием эффективного обучения является сочетание традиционных методик обучения с использованием ряда современных интерактивных ресурсов и инструментов, которые ориентированы на личность обучающегося...

Медодические рекомендации при аттестации

Методические рекомендации для аттестации учителя в 2023-2024году. Может быть полезным материал для заинтересованных лиц...