Конспект занятия по РСВ и ОП "Игрушки" (по стихотворениям А.Барто)
план-конспект занятия на тему

Мошникова Екатерина Леонидовна

Конспект фронтального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 1 классе школы для слабослышащих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igrushki_2_zan.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ  школа-интернат № 33 (II вида)

Выборгского района

г. Санкт-Петербурга

Технологическая карта фронтального занятия

 по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 1 классе, 1 отделения

Тема:

«Игрушки»

Учитель-дефектолог:

Мошникова Екатерина Леонидовна

2013-2014 учебный год

Тема: «Игрушки (2 занятие)»

Дата проведения: 29.04.2014

Задачи:

I. Обучение произношению.

1. Развитие длительного, экономичного речевого выдоха.

2. Автоматизация [С] на материале слогов, слов, небольших текстов.

3 . Развитие выразительности речи.

II. Развитие слухового восприятия

1. Развитие слухового восприятия на материале стихотворений А.Л. Барто из цикла «Игрушки» с индивидуальным слуховым аппаратом.

2. Восприятие и различение на слух музыкальных игрушек (бубен, дудка).

3. Учить определять силу звучания, длительность и плавность звучания музыкальных игрушек.

4. Восприятие на слух музыкального произведения Д. Шостаковича «Вальс-шутка» из балетной сюиты №1.

5. Определение характера музыкального произведения Д. Шостаковича «Вальс-шутка» из балетной сюиты №1.

6. Развитие памяти, внимания, мышления на материале занятия.

Планируемые результаты

Предметные

  • автоматизировать звук ш на материале слогов, слов, небольших текстов
  •  воспринимать на слух текст, определять его содержание и основную мысль
  • развивать умение отвечать на вопросы
  • выразительно читать небольшие стихотворения
  • усвоить значения новых слов
  • воспринимать и различать на слух музыкальные игрушки (бубен, дудку) с индивидуальным аппаратом.
  • Учить определять на слух силу, длительность и плавность звучания музыкальных игрушек.
  • Воспринимать на слух музыкальное произведение Д. Шостаковича  «Вальс-шутка» из балетной сюиты №1.
  • Учить определять характер музыкального произведения Д. Шостаковича «Вальс-шутка» из балетной сюиты №1.

Метапредметные

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя
  • понимать задания учителя
  • оценивать самостоятельно и с помощью учителя собственное произношение, проводить корректировку своего произношения

Личностные

  • следить за своей речью
  •      проявлять интерес к слушанию стихотворений, музыкальных игрушек и музыкального произведения
  • выражать свои эмоции при восприятии стихотворений, музыки

Межпредметные связи: Литературное чтение. Стихотворения А.Барто.

Ресурсы занятия: опорные таблицы, профиль звука [С], карточки с текстом стихотворений, картинки, компьютерная презентация по теме «Игрушки», дудка и бубен, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича на электронном носителе в формате МP3.

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I. Организация начала занятия

  • - Встаньте. Поздоровайтесь!

Учащиеся выполняют поручение, приветствуют гостей и учителя.

II. Речевая зарядка.

  1. Дыхательные упражнения

  • - Будем выполнять дыхательные упражнения.

Вдох – руки вверх, выдох – пение гласных А-О-У.

Вдох – руки у рта «надуваем шарик», выдох – длительно произносим звук [Ш_________ ].

Вдох – рука на диафрагме, выдох – Сегодня вторник.

Вдох – рука на диафрагме, выдох – Сегодня шестое мая.

Вдох – рука на диафрагме, выдох – Сегодня шестое мая, вторник.

Учитель показывает один раз. Затем учащиеся выполняют вместе с учителем.

На доске: А___  О___ У___

Сегодня вторник.

Сегодня шестое мая.

Сегодня шестое мая, вторник.

2. Чтение трудных слов.

  • Будем стараться произносить все звуки правильно.
  • Вспомним, как мы произносим звук [С].
  • Скажем вместе [С__________].
  • Будем читать слоги.
  • Послушайте: сначала прочитаю я, потом все вместе.

СА – СО - СУ

    - Прочитаем вместе.

  • Прочитай, Лёня.

   

    - Послушайте.

         АСА – ОСО – УСУ

    - Прочитаем вместе.

  • Прочитай, Маша.

         АС – ОС - УС

    - Прочитаем вместе.

    - Прочитай, Егор.

- Будем читать слоги и слова

    -    СА – СА – САМА, САД.

  • Прочитай, Варя.

    -    СУ – СУ – ПАСУ, ОТНЕСУ

  • Прочитай, Егор.

    -   СКА – СКА – СКАМЕЙКА, ДОСКА

    -   Прочитай, Боря.

- Молодцы, ребята, сядьте.

На доске:

Профиль звука [С].

Дети смотрят на профиль звука [С].

СА-СО-СУ

АСА – ОСО – УСУ

АС – ОС – УС

СА – СА – САМА, САД.

СУ – СУ – ПАСУ, ОТНЕСУ

СКА – СКА – СКАМЕЙКА, ДОСКА

Учащиеся выполняют задания учителя.

II. Развитие слухового восприятия

1.Восприятие стихотворений А.Л. Барто.

- Послушайте тему нашего урока.

- Тема нашего урока «Игрушки».

- Кто услышал, поднимите руку.

- Какая тема урока, Варя?

- Ребята, вы любите играть в игрушки?

- Какая у тебя любимая игрушка, Маша?

- С чем ты любишь играть, Карина?

- Давайте назовём игрушки на слайде.

+Зайка, мишка, грузовик…

- Сегодня вы будете слушать стихотворения детской писательницы Агнии Барто.

- Посмотрите – это её портрет. Давайте вместе прочитаем её имя.

 + Агния Барто.

- Запомните это имя ребята.

- Я буду читать небольшие стихотворения, которые написала Агния Барто. Слушайте внимательно.

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

- Вам понравилось стихотворение?

- О ком это стихотворение?

- Как вы думаете, мишка в стихотворении настоящий или игрушечный?

- Как вы догадались?

- Это стихотворение называется «Мишка».

- Кто хочет прочитать стихотворение? Тимур, возьми карточку, прочитай стихотворение, мы будем слушать. Читай выразительно, хорошо произноси звуки.

- Ребята, как называется стихотворение, которое прочитал Тимур?

- Кто написал это стихотворение?

- Послушайте ещё одно стихотворение.

  Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

- Вам понравилось стихотворение?

- О ком это стихотворение?

- О какой лошадке стихотворение? О живой или о игрушечной?

- Это стихотворение называется «Лошадка». Кто хочет выразительно прочитать стихотворение?

- Как называется стихотворение, которое прочитал Егор?

- Кто написал это стихотворение?

- Послушайте последнее стихотворение.

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

 - А это стихотворение вам понравилось?

- О чём оно?

Грузовик  - это большая или маленькая машина?

- А игрушка большая или маленькая?

- Стихотворение, которое вы слушали называется «Грузовик». Кто хочет прочитать это стихотворение?

- Как называется стихотворение, которое прочитал Боря?

- Кто написал это стихотворение?

- Ребята, вам понравились стихотворения, которые вы сегодня слушали и читали? Давайте вспомним названия этих стихотворений.

- Кто их написал?

- На следующем уроке вы познакомитесь с другими стихотворениями Агнии Барто.

  • Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
  • Называют картинки с изображением игрушек в презентации.

Учащиеся смотрят на портрет писательницы на слайде, читают вместе с учителем её имя, к доске прикрепляется табличка с именем писательницы..

Учащиеся слушают небольшие стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя.

Один из учеников выразительно читает стихотворение на карточке, другие ученики внимательно следят.

Физ. минутка: игра «Пожалуйста».

- Будем играть. Пожалуйста, встаньте. Если я говорю «пожалуйста», то вы должны выполнять задание, если я не говорю «пожалуйста», то задание выполнять нельзя. Кто ошибается – садиться на стул.

- Начинаем. Пожалуйста, поднимите руки вверх…

- Вы все старались: слушали внимательно и быстро выполняли задания – молодцы , но сегодня победил Егор. Он самый внимательный ученик.

Учащиеся выполняют поручения учителя. Кто ошибается садиться на стул.

В конце игры остаётся один ученик – победитель (самый внимательный ученик).

2. Восприятие музыкальных игрушек.

- А сейчас давайте посмотрим, какие игрушки бывают ещё.

- Это музыкальные игрушки.   Прочитаем все вместе.

-  Назовите музыкальные игрушки.

- Посмотрите, что я для вас приготовила. Это дудка и бубен.  

- Послушайте, как звучит дудка.

- Вспомните, как звучит бубен.

- Сегодня мы будем не только различать их звучание, но и будем учиться определять, как они звучат: громко или тихо, долго или кратко.

- Послушайте.

- Что вы услышали?

- Как звучал бубен громко или тихо?

- Как звучала дудка долго или кратко?

- Какие музыкальные игрушки вы сегодня слушали?

- Что мы учились различать в звучании дудки и бубна?

- Молодцы, ребята, верно. Вы хорошо справились с заданием.

  • Учащиеся смотрят в презентации, читают и называют музыкальные игрушки.
  • На доске вспомогательные таблички для построения верных ответов учеников.

3. Восприятие музыкального произведения Д.Д. Шостаковича «Вальс-шутка».

- Скажите, а вы любите танцевать?

- Игрушки тоже любят танцевать. Для них написал музыку композитор Дмитрий Шостакович. Давайте прочитаем вместе имя композитора.

Запомните: композитор – это человек, который пишет музыку.

- Это музыкальное произведение называется «Вальс – шутка».

- Слушайте внимательно, определите характер этой музыки. Какая она: веселая или грустная, радостная или печальная.

- Вам понравился «Вальс-шутка»?

- Кто его написал?

- Какая это музыка по характеру?

Учащиеся читают имя композитора, рассматривают его портрет на слайде.

Слушают музыку.

Отвечают на вопросы учителя.

IV. Подведение итогов

  • Организует подведение итогов.

- О чём мы говорили на уроке?

 - Кто написал стихотворения, которые вы сегодня слушали и читали?

 - Какие музыкальные игрушки вы сегодня слушали?

- Кто написал «Вальс-шутку» для игрушек?

-  Как называют человека, который пишет музыку?

- Вы сегодня работали активно, старались, молодцы! Попрощайтесь и идите в класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация стихотворения А. Барто "Помощница"

Данная презентация может быть использована на уроках чтения для знакомства с творчеством Агнии Барто...

презентация стихотворения А. Барто "Катя"

Данная презентация может быть использована на уроках чтения для знакомства с творчеством Агнии Барто...

Конспект урока по чтению и развитию речи. Стихотворение А.А. Фета "На заре ты ее не буди"

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: А.А. Фет. Стихотворение  "На заре ты ее не буди"....

Конспект занятия по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: "СТИХОТВОРЕНИЕ С. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА»"

Познакомиться с  биографией поэта С. Есенина и названия его стихотворений о природе; эмоционально откликаться на красоту природы в стихотворениях С. Есенина....

Тема: Заучивание стихотворения А.Барто " Я лишний" по пиктограммам

Заучивание стихотворения А.Барто " Я лишний"  по пиктограммам...

Презентация к внеурочному занятию по повести Богомолова "Иван" и стихотворению Ю. Воронова "Опять война..."

Данное занятие посвящено 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Его можно провести с обучающимися 6-7 класса. Для определения темы и целей занятия используется технология кроссен...