Хореография как ресурс формирования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
статья по геометрии
В статье рассмотрены творческие аспекты позитивного вли- яния занятий хореографией на формирование эмоциональной сферы детей млад- шего школьного возраста в условиях деятельности танцевального коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horeografiya_kak_resurs_formirovaniya_emotsionalnoy_sfery.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОРЕОГРАФИЯ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара
Педагог доп. образования Сураева А.С.
Аннотация: в статье рассмотрены творческие аспекты позитивного вли- яния занятий хореографией на формирование эмоциональной сферы детей млад- шего школьного возраста в условиях деятельности танцевального коллектива.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, младший школьный возраст, хорео- графия, обучение, танцевальный коллектив.
Младший школьный возраст – период активного впитывания, усвоения, накопления знаний, умений и навыков. Успешному выполнению этих важных жизненных функций благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: искренняя любознательность, доверчивое подчинение авторитету, по- вышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко всем видам творческой деятельности, формирующих эмоциональную сферу ре- бенка.
Позитивную роль в этом процессе играет хореография, воспитывающая ху- дожественное «Я» ребенка. Танцевальное искусство подразумевает развитие не только музыкальных и двигательных навыков, но и прививает основы нравствен- ной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления об актерском и сценическом мастерстве. Наряду с этим, хореогра- фия позволяет сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня. Занятия по танцам оказывают огромное влияние на раз- витие нравственно-эстетических качеств личности, повышают уровень ее куль- турной компетенции, формирующих эмоциональную сферу ребенка, его природ- ные задатки и дарования [3].
Вопросы развития индивидуальных качеств личности ребенка, к которым относятся творческие способности, с успехом решаются в сфере современной досуговой деятельности. Проблема становится разрешимой при условии педаго- гически обоснованного творческого процесса, являющегося частью организо- ванного досуга, обеспечивающегося вовлечение ребят в активную творческую деятельность. Современные средства социально-культурной деятельности, при- меняемые педагогом в работе с детским танцевальным коллективом, способны оказывать эффективное воздействие на реализацию творческого потенциала обу- чающихся, формирования их эмоциональной сферы, профессионального отно- шения к хореографическому искусству.
Танец с древнейших времен притягивал к себе внимание людей разных воз- растов. Не менее популярен он среди детей, которые системно занимаются хо- реографией, наполняя их жизнь яркой палитрой эмоциональных переживаний. Ведь те эмоции, которые испытывают ученики коллектива, танцуя на занятиях, выходя на сцену во время творческих показов, в обыденной жизни не получит. Именно выступлениями перед зрительской аудиторией, дети постепенно избав- ляются от скованности, стеснительности, природной застенчивости, закомплек- сованности.
Эмоции и пластика движений тесно взаимосвязаны между собой. Система- тические занятия формируют нравственные и эмоциональные качества, учат обучающихся передавать свои чувства, переживания и посредством танцеваль- ных движений демонстрировать свою индивидуальность. С помощью занятий по хореографии ребенок развивает творческие способности (музыкальные, артисти- ческие, художественные) обогащается его внутренний мир. Разнохарактерные занятия многократно обогащают психологическое состояние ребенка, рождая
«бурю» положительных эмоций и формирование танцевальных элементов.
В развитии артистичности обучающихся, их исполнительского мастерства, творческого мышления важнейшую роль занимает импровизация. Она передает индивидуальный мир исполнителя, танцующего «на ходу», показывая его внут- реннее состояние через пластику движений. Ведь для того, чтобы выразить свои
эмоции и чувства в танце, мы должны понимать, о чем мы танцуем и какую ис- торию несет наш танец. Поэтому для развития навыка импровизации полезны творческие задания на создание определенных образов.
Это и является одной из главных задач педагога-хореографа в работе с детьми с тем, чтобы сохранить, а в дальнейшем и развить эмоциональную сферу и творческую личность каждого ребенка, как на сцене, так и в жизни.
Занятия хореографией помогают педагогу решить множество взаимосвязан- ных, дополняющих друг друга задач, способствующих формированию эмоцио- нальной сферы обучающихся посредством:
- развития воображения и фантазии ребенка, его внимания и наблюдатель- ности, формирования навыков вербального мышления;
- развития координации, чувства ритма, укрепления физического здоровья, снятия эмоционального и психологического напряжений;
- правильной постановки дыхательного аппарата, раскрепощения, снятия зажимов;
- развития коммуникации, трудолюбия, ответственности, дисциплиниро- ванности, интуиции, интеллекта, слуховой и мышечной памяти.
Безусловно, занятия хореографией – тяжелый труд, который требует посто- янной работы: физической, интеллектуальной, профессиональной, творческой. Это предполагает наличия волевых качеств, посредством формирования поло- жительной мотивации к своему труду. Если ребенок научился быть сильным и упорным в творчестве, научился трудиться и самосовершенствоваться, то ему будет легче в решении многих жизненных задач, которые можно успешно ре- шить приемами творческого мышления.
Раскрыть эмоции в танце непросто, особенно детям младшего школьного возраста. Для формирования эмоциональной сферы целесообразно использовать игровые технологии, ведь игра на данном возрастном периоде – это основной вид деятельности детей. Более того, введение их в мир танца, знакомство с хо- реографией, строится посредством игры с использованием образов и творческих заданий на внимание [2].
Как известно, в процессе занятий в хореографическом коллективе развива- ются как общие, так и специальные творческие способности детей. Сформиро- ванность общих способностей объединяет их успехи, которые могут приго- диться в самых разных видах деятельности. К их числу относятся, например, спо- собности запоминать, мыслить, обучаться, овладевать навыками общения и дея- тельности, т.е. реализовывать все заложенные в человеке в эволюционном про- цессе видовые признаки. К специальным способностям относятся специфиче- ские, овладеть которыми доступно не каждому, для которых нужны определён- ные задатки и их последующее развитие. Именно они определяют успехи обуча- ющихся в специфических видах деятельности, в частности, в хореографическом исполнительстве. К таким способностям можно отнести музыкальность, вырази- тельность, непосредственность, искренность, индивидуальное своеобразие в за- мыслах и поисках новых средств воплощения, образное мышление [1].
Как показывает практика, младший школьный возраст в целом характери- зуется проявлениями к формированию таких творческих способностей. Занятия обучающихся хореографической деятельностью стимулирует их к творчеству, ведет к самореализации личности. Следовательно, можно утверждать, что млад- ший школьный возраст, характеризующийся активизацией функций воображе- ния, является наиболее благоприятным и значимым периодом для возникнове- ния новых условий развития творческого потенциала личности посредством хо- реографического искусства.
Таким образом, деятельность, которой занимаются дети в танцевальном коллективе, сама по себе являясь средством социально-культурной деятельно- сти. По своей сути она оказывает формирующее воздействие на творческие спо- собности обучающихся. При этом каждое учебное занятие направлено на ком- плексное формирование их профессиональных и личностных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш...
Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.
Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает св...
Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
В этом материале содержится информация о том,как эффективнее развивать эмоциональнцю сферу детей младшего дошкольного возраста....
Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»
Опыт работы с детьми младшего школьного возраста в коррекционной школе....
Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП
В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП, важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП и практические рекомендаци...