Рабочая программа по "Ручному труду".
рабочая программа (8 класс) по теме
Данная рабочая программа по предмету «Ручной труд» была составлена для умственно отсталых детей с выраженным нарушением интелекта 8 вида (2 варианта),
«Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nadom_obuch_8_sp_ruchnoy_trud.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО на заседании МО Протокол № ____ от «__» августа 20___г. Председатель МО _______________________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ____________________ «___» августа 20__ г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _____________________ «__» августа 20___ г. |
Рабочая программа
По «Ручному труду»
ученицы 8 сп класса Коротковой Анны Михайловны
/надомное обучение/
на 2013 - 2014 учебный год
Составлена учителем:
Савинская Н. С.
2013
Содержание рабочей программы
Оглавление | Страницы |
Титульный лист. | 1 |
Оглавление. | 2 |
Пояснительная записка. | 3 |
Содержание программы учебного предмета. | 4 |
Учебно-тематический план. | 5 |
Уровень подготовки учащихся. | 6 |
Календарно-тематическое планирование. | 7-8 |
Перечень учебно-методического обеспечения. | 9 |
Список литературы. | 10 |
Лист корректировки. | 11 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа по предмету «Ручной труд» была составлена для индивидуального обучения ученицы 8 класса 8 вида 2 варианта Коротковой Анны «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
Программа рассчитана на ученицу Короткову Анну 8 класса в возрасте 16-17 лет. . Согласно учебному плану школы 1 час в неделю, 34 часа в год. Из них: 9 часов – 1 четверть, 7 часов – вторая четверть, 11 часов – третья четверть и 7 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 35 минут.
Обучение умственно отсталых детей является сложным и специфическим периодом. Глубокие нарушения сенсорно-перцептивной сферы детей и подростков с выраженным нарушением интеллекта приводят к невозможности полного, целостного восприятия объектов, восприятие пространственного положения. У детей с тяжёлой степенью умственной отсталости затруднено принятие и понимание задачи. В ее решении их затрудняет не только овладение отдельными действиями и звеньями задачи, сколько установление связей и отношение между ними. Они не могут организовывать свою деятельность, не используют образцы. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им не доступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т. д. Даже имеющимися у них элементарными знаниями они не умеют пользоваться в практической деятельности. Поэтому, уроки ручного труда направлены не только на развитие ручной умелости подростков с нарушением интеллекта, но и на развитие познавательной деятельности и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.
В связи с вышеизложенным, определяются следующие цели и задачи программы:
Цели программы:
- Создание условий для освоения детьми практических навыков и умений работы с природным, бросовым материалом, тканью и другими материалами;
- Создание условий для развития эмоциональных и эстетических качеств учеников;
- Создание условий для сенсорного развития учащихся.
Задачи программы:
- Создание условий для развития зрительных, слуховых, осязательных восприятий, тактильных ощущений;
- Создание условий для координации работы анализаторов;
- Создание условий для развития пространственной ориентации, ручной умелости, наглядного мышления;
- Создание условий для формирования умений и навыков работы с инструментами;
- Создание условий для воспитания аккуратности, умения убирать за собой рабочее место;
- Создание условий для формирования ориентироваться в задании: анализировать объект, условия работы.
Согласно учебному плану школы предусмотрено 1час в неделю на данный предмет.
Содержание программы учебного предмета.
Учебный курс по предмету «Ручной труд» состоит из четырёх разделов:
- Упражнения для развития тонкой моторики рук
- Упражнения с пластичными материалами.
. - Упражнения со строительными материалами
- Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами.
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на объединение и обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип типа шнуровка, застежка молний и ремней и т. п. (по типу рамок М. Монтессори) по образцу и самостоятельно. (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».) Упражнения на развитие конструктивного праксиса и моторной координации в процессе манипулирования предметами (конструктор, пазлы, мозаика).
Упражнения с пластичными материалами. Изготовление изделий из пластилина используя различные способы соединения частей (исходя из конструктивных особенностей изделия): соединение путем плотного прижатия, соединение путем примазывания (пальцем, стекой); соединение путем прищипывания. Стимулирование интереса учащихся к предварительному выбору совместно с учителем необходимого способа, показ его, называние действий. Лепка посуды.
Выполнение лепных аппликаций с использованием природного материала, который учащиеся предварительно собирают и подготавливают с помощью учителя (самостоятельно под контролем учителя): шишки, желуди, каштаны, сучки, кора, древесные грибы, мох. Обучение учащихся выполнению сюжетной лепки (иллюстрации к сказкам, мультфильмам), выбирая для каждого изделия различные способы соединения частей. Составление композиций из объемных поделок, используя различные природные материалы, соединенные с помощью пластилина.
Упражнения со строительными материалами. Дальнейшее обучение учащихся работе с металлическим конструктором: различение гайки и винта, работа с гаечным ключом, построение простых моделей. Знакомство учащихся с «рисунком-образцом» изделия и рисуночным планом, на котором представлена последовательность конструирования.
Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами. Упражнения на закрепление навыком работы с ножницами: вырезание деталей и использования их в изделиях. Подготовка деталей из геометрических фигур для создания сюжетной аппликации; вырезание деталей для закладки.
Изготовление вместе с учащимися новогодних украшений для помещения класса: новогодних гирлянд, подвесок; вырезание снежинок, салфеток.
Работа с тканью, знакомство с иголкой и нитками.
Поделки из бросового материала, дополнение их декоративными украшениями с использованием пластилина и природного материала.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 ЧЕТВЕРТЬ. | ||
1. | Упражнения для развития тонкой моторики рук | 3 ч. |
2. | Упражнения с пластичными материалами. | 2 ч. |
3. | Упражнения со строительными материалами. | 2 ч. |
4. | Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами. | 2 ч. |
ИТОГО: | 9 часов. | |
2 ЧЕТВЕРТЬ | ||
1. | Упражнения для развития тонкой моторики рук | 2 ч. |
2. | Упражнения с пластичными материалами. | 2 ч. |
3. | Упражнения со строительными материалами. | 2 ч. |
4. | Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами. | 1 ч. |
ИТОГО: | 7 часов. | |
3 ЧЕТВЕРТЬ | ||
1. | Упражнения для развития тонкой моторики рук | 3 ч. |
2. | Упражнения с пластичными материалами. | 3 ч. |
3. | Упражнения со строительными материалами. | 2 ч. |
4. | Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами. | 3 ч. |
ИТОГО: | 11 часов. | |
4 ЧЕТВЕРТЬ | ||
1. | Упражнения для развития тонкой моторики рук | 2 ч. |
2. | Упражнения с пластичными материалами. | 2 ч. |
3. | Упражнения со строительными материалами. | 1 ч. |
4. | Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами. | 2 ч. |
ИТОГО: | 7 часов. |
Уровень подготовки учащихся. Предполагаемый результат на конец учебного года.
- Владеет основными приемами работы с пластичными материалами;
- Воспроизводит комбинацию из 2-3 деталей конструктивного материала;
- Совместно с педагогом конструирует из бумаги;
- Умеет наносить клей и приклеивать детали;
- По слову взрослого находит и показывает предметы (природный материал), который необходим для выполнения поделки;
- Мастерит элементарные поделки после совместных действий с педагогом;
- Умеет сравнивать с образцом (такой - не такой);
- По назначению использует орудия труда;
- Проявляет интерес к изготовлению поделок;
- Поделки мастерит после совместных действий или по подражанию педагогу.
Календарно-тематическое планирование 8 вид (2 вариант) по предмету «Ручной труд»
№ урока | Тема раздела, урока | Дата | Кол-во часов | Контроль | Примечание |
1 | Упражнение с шишкой и суджочным кольцом | 1ч | урок | ||
2 | Упражнения с суджочным шариком | 1ч | урок | ||
3 | Упражнения с суджочным набором | 1ч | урок | ||
4 | Инструктаж по охране жизни и здоровья | 1ч | урок | ||
5 | Заготовка природного материала | 1ч | урок | ||
6 | Знакомство с крепежной Парой (винт и гайка) | 1ч | урок | ||
7 | -Знакомство с гаечным ключом | 1ч | урок | ||
8 | Закрепление знаний о санитарно – гигиенических требованиях при работе с природным материалом. Рассмотрение закладок для книг, подбор материала. | 1ч | урок | ||
9 | Изготовление закладки для книги. Аппликация и шнуровка. | 1ч | урок | ||
10 | Пальчиковая гимнастика. Шнуровка по прямой | 1ч | урок | ||
11 | Пальчиковая гимнастика. Шнуровка по кругу | 1ч | урок | ||
12 | Изготовление изделий из пластилина, используя различные способы соединения частей «Ёжик» | 1ч | урок | ||
13 | Изготовление изделий из пластилина, используя различные способы соединения частей «Грибы» | 1ч | урок | ||
14 | Знакомство с конструкцией «лестница». | 1ч | урок | ||
15 | Сбор конструкции «лестница» с помощью гаечного ключа. | 1ч | урок | ||
16 | «Ножницы» Инструктаж: правила работы с ножницами. | 1ч | урок | ||
17 | Шнуровка через край | 1ч | урок | ||
18 | Упражнения на развитие конструктивного праксиса и моторной координации, через работу с конструктором | 1ч | урок | ||
19 | Упражнения на развитие конструктивного праксиса и моторной координации, через работу с мозаикой | 1ч | урок | ||
20 | Выполнение лепных аппликаций «Елка под снегом» | 1ч | урок | ||
21 | Лепка посуды - блюдце | 1ч | урок | ||
22 | Лепка посуды - чашка | 1ч | урок | ||
23 | Знакомство с «рисунком-образцом» изделия. | 1ч | урок | ||
24 | Сборка по рисунку – образцу стола | 1ч | урок | ||
25 | Подготовка деталей из геометрических фигур для создания сюжетной аппликации: «Здравствуй весна – красна» (солнышко) | 1ч | урок | ||
26 | Подготовка деталей из геометрических фигур для создания сюжетной аппликации: «Здравствуй весна – красна» (травка) | 1ч | урок | ||
27 | Знакомство с тканями и их свойствами. | ||||
28 | Застёжки - пристёжки | 1ч | урок | ||
29 | Застёжки - пристёжки | 1ч | урок | ||
30 | Выполнение совместных действий при создании лепки по сюжету сказки «Маша и медведь» | 1ч | урок | ||
31 | Лепка декоративно «ленты»: -дымковские элементы. | 1ч | урок | ||
32 | Сборка модели «Стула» по рисуночному плану. | 1ч | урок | ||
33 | Знакомство с иголкой и нитками, работа по наматыванию ниток на клубок | 1ч | урок | ||
34 | Поделки из бросового материала с использованием пластилина и природного материала «Ваза». | 1ч | урок |
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.Клей.
2.Кисти для клея.
3.Подкладочные доски.
4.Наборы цветной бумаги и цветного картона.
5.Бросовый материал: баночки от, сока, йогурта
6.Наборы пластилина.
7.Природный материал: листья, шишки, семена, желуди ,веточки, ракушки и т.д.
8.Пристёжки на молнии, кнопках, пуговицах
9.Ножницы, стеки, спицы.
10.Ленты, ткань различной фактуры.
11.Клубки ниток, разные по толщине, шпагат
12.CD-DVD проигрыватель.
13.Альбомы для рисования, тонированная бумага.
14.Шнурки, верёвочки разной длины и толщины.
15.Бусины для нанизывания различного объёма и цвета.
16.Мозаика.
17.Конструктор деревянный, металлический и пластиковый.
18.Рамки для вкладышей с вкладышами.
Список литературы.
1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
2.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П.,Зарин А.,Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-2-еизд., перераб. идоп.-СПб.:КАРО,2007.
3.Забрамная С.Д., ИсаеваТ.Н. Изучаем, обучая. Методические рекомендации поизучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
4.Методическое руководство к учебникуЛ.А. Кузнецовой Ручнойтруд.
5.МаллерА.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-еиспр. идоп.- М.: АРКТИ, 2005.
6.РумянцеваЕ.А. Аппликация: Мастерите, малыши, на досуге ,для души. -М.:ОООТД «Издательство Мир книги»,2010.
7.Смирнова.И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по труду
Программа предназначена для учащихся СКШ 8 вида с умеренной и выраженной умственной отсталостью...
Рабочая программа Профильный труд 6 класс 2 полугодие
....................
Рабочая программа "Ручной труд" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности
Рабочая программа "Ручной труд" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности разработана в 2017 году учителем Е. Н. Гамольской и используется в ГБОУ ...
Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2) Уборка помещений. Шитье. Растениеводство...
Рабочая программа "Сельскохозяйственный труд" для учащихся с ОВЗ
Учебная программа по технологии «Сельскохозяйственный труд» (индивидуальное обучение) в 6- ом классе разработана в соответствии с программами специального коррекционного образования 8 вида...
Рабочая программа лагеря труда и отдыха "Созвездие"
Основная задача предоставить возможность каждому ребенку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное...