Синева Гжели
методическая разработка по теме

открытое занятие кружка «Семицветик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sineva_gzhelirespublikanskoe_zanyatie.docx45.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Марий Эл «Нартасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  VIII вида»

 «Синева Гжели»

(открытое занятие кружка «Семицветик")

республиканский уровень

Подготовила и провела:

Романова С.С., воспитатель

         

                               

                                           

                                                           

п. Нартас

2014 г.

Занятие кружка

Тема: Синева Гжели (роспись на чайнике)

Цели:

  1. продолжить работу над знакомством о гжельской росписи как одно из направлений декоративно-прикладного искусства; оформить чайник гжельской росписью;
  2. развитие и коррекция зрительного восприятия на основе сравнения образца; развитие мелкой моторики на основе работы с кисточкой и красками; обогащение словарного запаса воспитанников;
  3. воспитывать любовь к народному искусству и уважение к труду людей этой профессии.

Материалы и оборудование:

- образцы элементов гжельской росписи;

- образцы с изображением посуды (гжельской росписью);

- гжельская посуда (кофейный набор);

- шаблон чайника (роспись гжельской росписью);

- шаблоны в форме чайника;

- художественные материалы для воспитанников (простые карандаши, ластики, беличьи кисточки, альбомные листы, баночки для воды, подставки для кисточек, палитры, тряпочка).

ТСО: магнитофон, диск с песнями «Гжель», «Незабудковая гжель».

На перемене: подготовка рабочего места.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного

- Наше занятие посвящается народному декоративно-прикладному искусству. Разговор хотелось бы начать с вопроса: Как вы понимаете смысл выражения «народное декоративное прикладное творчество»? (народное – сделано людьми, народом; прикладное – изделие используется в жизни; декоративное – служит для украшения).

- Совершенно верно. Какие же изделия изготовляли люди. Чем украшали себя и свой дом? (посудой, одеждой, игрушками, сувенирами, шкатулками, подносами).

- Издавна люди стремились украшать свой дом, одежду, посуду, игрушки. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства. И вот уже современные умельцы продолжают вековые традиции народов. Время идет. Оно меняет многое вокруг нас. Появились компьютеры и сотовые телефоны, люди летают в космос и опускаются на дно океана. Но по-прежнему улыбаются нам веселые матрешки, малыши возят за веревку деревянных лошадок, радуют глаза расписные глиняные барышни и свистульки.

Коррекционная игра.

- Выберете из данных рисунков изделия жостовской росписи и закрепить их на левой части доски, а правую часть доски заполните иллюстрациями хохломской росписи. (2 ученика работают у доски)

- Остальные смотрите, правильно ли ребята распределяют эти рисунки.

Проверка выполненного задания.

- Ребята, посмотрите на то, что осталось.

- Что особенного в этих иллюстрациях вы заметили? (одного цвета – синего).

- Синий цвет – это основной цвет гжельской росписи.

- А теперь внимательно послушайте стихотворение, которое прочитают вам…

1. Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

2. Гордятся в Гжели жители небесной синевой:

«Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила».

- Какой художественной росписи поэт посвятил эти прекрасные слова? (Гжели).

- Гжель – одно из самых известных народных художественных промыслов России.

- А давайте вспомним, в какой области находится родина Гжели? (Московской).

- Какая роспись называется гжельской? (Художественная роспись синего цвета по белому фону).

- Перечислите основные мотивы этой росписи (трава, птицы, полевые и садовые цветы, геометрические фигуры).

III. Сообщение темы и целей занятия. 

Тема нашего занятия называется «Синева Гжели».

- А почему Синева Гжели?

- Сегодня мы будем украшать  Гжельской росписью чайник.

IV. Основная часть.

  1. Объяснение и показ выполнения практической работы.

- Ребята, смотрите и слушайте последовательность выполнения работы.

а) берете в руки шаблон чайника, размещаете его в центре альбомного листа. Альбомный лист на столе расположен горизонтально. Обведите шаблон простым карандашом.

б) затем выделяете простым карандашом ручку, носик и крышечку чайника.

в) составляете на чайнике  рисунок - узор. В центре чайника размещаем крупные детали, а потом переходом к мелким деталям.

в) завершаем работу в цвете. Сначала крупные детали покрываем красками, затем мелкие.

  1. Повторение последовательности выполнения практической работы.
  2. Инструктаж по ТБ (перед занятием). Запомните и не забывайте, что с красками работаем аккуратно, кисточку в рот не берем, ложим на подставку.

- А как работаем простым карандашом? (нажимаем легонько, для удаления ненужных линий используем ластик). Если испачкаете руки, то вытирайте грязь тряпочкой (салфеткой). Соблюдайте в течение работы тишину и порядок на рабочем месте (парте).

1. Но сначала чуть отдохнем. (Физкультминутка).

    Спал цветок и вдруг проснулся –

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся.

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснется,

    Бабочка кружит и вьется.

Упражнение для пальцев

2. Вырос высокий цветок на поляне

    Утром весенним раскрыл лепестки

    Всем лепесткам красоту и питание

    Дружно дают под землей корешки

Упражнение для глаз

V. Практическая часть (во время работы обратить внимание на правильную осанку детей). Анализ и выставка работ учащихся.

- Аккуратно ли нарисована чайник и правильно ли она размещена на альбомном листе?

- В центре ли размещен крупный рисунок?

- Есть ли мелкие детали, в виде чего они изображены?

- Понравилась ли тебе твоя работы?

- Оставил бы ее себе и почему?

Частушки о Гжели. (исполняют девочки).

1. Эй, девчонки – хохотушки,

    Запевайте-ка частушки,

    Ставьте ушки на макушки,

    Мы про Гжель споем частушки!

2. Все мы любим синий цвет,

    Потому что краше нет.

    Небо Гжельское такое –

    Лучезарно – голубое.

3. Что это за чудо!

    Гжельская посуда!

    Всем и каждому мила

    Русской Гжели синева.

4. Гжель – посуда просто чудо

    Синий цвет бежит повсюду.

    И рождается узор –

    Оторвать не в силах взор.

5. Раз мазок и два мазок,

    Вышел синенький цветок

    Расцвели на чашках розы

    Не страшны цветам морозы.

6. Какое рукоделие

    Гжельские изделия.

    Мы не просто детвора

    Мы по гжели мастера.

VI. Подведение итогов.

  1. О какой художественной росписи мы вели беседу на занятии? (О Гжели).
  2. Дайте определение гжельской росписи. (Художественная роспись синего цвета по белому фону).
  3. Перечислите основные мотивы гжельской росписи.
  4. А почему тема нашего занятия называется «Синева Гжели»?

VII. Организационное завершение занятия.

Наше занятие хотелось бы завершить стихотворением, которое прочитают вам…

Что может быть прекрасней Гжели.

Ее фарфоровых изделий:

Чайников, самоваров и кружек,

Красивых вазочек, забавных зверюшек!

Чудо на фарфоре – синяя капель.

Это называется просто роспись Гжель.

Да. Это синяя сказка –

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Нежная, звонкая «Гжель!».

VIII. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гжель / Раскраска гжель

Фотографии в альбоме «Раскраска гжель» zhital на Яндекс.Фотках...

Урок Мужества, посвященный памяти Игоря Синева

Сценарий внеклассного меропрятия, посвященного выпускнику школы Игорю Синеву "Урок Мужества"...

Небесная синева Гжели

Презентация по географии к теме "Народные промыслы России"...

Лирические произведения «Подснежник» и «Синева» ученицы 11 класса Тороповой Людмилы

В период с 17.03.2014 по 22.03.2014 года в МОУ СОШ  № 22 проходила предметная неделя по филологии (русский язык, литература и английский язык). Основная цель предметной недели — выявить творчески...

Тема урока: Гжель. Сказочная гжель.

1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.2. Формировать практические умени...

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА "Искусство гжели. Сказочная гжель"

Рабочий план конспекта урока по предмету  Изобразительное искусство 5 классРаздел: Связь времён в народном искусстве.Тема урока: Искусство гжели. «Сказочная Гжель»Задачи урока ...