Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками
консультация по теме
Неотъемлемая часть логопедической работы— это преемственность между логопедом и родителями, залог ее успешного решения, так как только совместные усилия обеих сторон дают положительный результат.
Главное условие для правильного и своевременного формирования речи - чтобы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом.
Ребенка необходимо побуждать к речи.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_logopeda_roditelyam_detey_s_rechevymi_nedostatkami.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками
Основные задачи логопеда дошкольного учреждения — определить характер речевого нарушения и разъяснить его родителям, наметить план коррекционной работы с ребенком, выбрать профиль учреждения для его дальнейшего обучения, помочь родителям приобрести необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях. Для решения этих задач логопед проводит не только беседы и консультации, но и приглашает родителей на открытые индивидуальные и групповые занятия для ознакомления с требованиями, приемами и содержанием логопедической работы, наблюдения за своим ребенком, за его поведением на занятии, качеством усвоения учебного материала. К сожалению, нередко родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие образовательные и воспитательные задачи он ставит и решает. А ведь неотъемлемая часть реабилитации — это преемственность в работе между логопедом и родителями, залог ее успешного решения, так как только совместные усилия обеих сторон дают положительный результат.
Речь — сложная психическая функция. Не являясь врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.
Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, после 3 лет речь ребенка практически сформирована и становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.
Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение.
Напомним, что речь формируется по подражанию. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Указывая ребенку на какие-либо конкретные ошибки, нужно следить за отсутствием их в собственной речи.
Учитывая тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи, следует обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с правильным грамматическим оформлением.
Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, его успехи и достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ним новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте его эмоциональный фон. Для этого в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр или пальчиковые персонажи (бибабо). Эмоционально окрашенная ситуация побуждает стремление к общению, но диапазон эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Не избегайте детских слез: они тоже могут быть фактором в стремлении ребенка к высказыванию или выражению своих мыслей. Если ребенок плачет и хочет поделиться своей «бедой» с близкими, следует не только пожалеть его, но и дать ему возможность рассказать, что случилось. Иногда слово бобо — одно из первых речевых достижений вашего ребенка. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, индивидуален.
Обязательно следует учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он протестует в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способствовать не только собственной речевой активности ребенка, но и научить его слушать взрослого, активизируя и развивая произвольное внимание. Наиболее часто родителей волнует нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основная роль в его исправлении принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, т.е. закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.
Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить его комментировать ваши и свои действия, развивая планирующую и регулирующую функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмысливать причинно-следственные зависимости.
При обучении на начальном этапе становления речи большая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибауток, рифмовок, пропеванию песен, колыбельных. Все это помогает усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Без речевого взаимодействия с малышом развитие его речи может задержаться, особенно это касается детей с индивидуальными особенностями.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.
Литература
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
- Корсунская ЭЛ. Не говори ребенку — ты плохой. Кн. для педагогов и родителей. М., 2003.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.
- Моторное и эмоциональное развитие ребенка/Пер. с фр. А. Васильковой, Н. Васильковой. М., 2005.
- Никольская О.С., Баенская E., Либлинг ММ. Аутичный ребенок. Пути помощи. 3-е изд. М., 2005.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
- Янушко ЕЛ. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5—3 лет. М., 2009.
Учитель-логопед Булькина Н. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подсказки молодым специалистам: "Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю".
Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю.В дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие речи, поэтому при поступлении ребёнка в дошкольное у...
Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками
Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками...
Развитие навыка контроля и самоконтроля у обучающихся с речевым недостатками в процессе работы над деформированным текстом.
Предложенный матеиал способствует развитию и совершенствованию умения построения связного высказывания:програмированию смысловой структуры высказывания, установление его связности и последовател...
Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по устранению речевых недостатков у старших дошкольников
Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как ...
«Пути преодоления речевых недостатков у дошкольников»
Как развивать речь ребенка? Как сделать ее выразительной и грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением детей в школу.Речь выполняет в нашей жизни множество...
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.
Консультация для родителей о влиянии недостатков речи на успеваемость...
Родительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"
одительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"...