Игры для развития фонематического слуха.
учебно-методический материал по теме
Материал предназначен для закрепления навыков восприятия и правильного произношения звуков в собственной речи, умения различать звуки на слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_slukha.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития фонематического слуха
1. Игра «Замени звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
Познакомить детей со звуком [ч].
Учить детей путем замены одного звука образовывать новые слова.
Уточнить лексическое значение слов: ткач, кулик, кулич, галка, грамм.
Ход игры
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами поиграем со звуком [ч] .
- Давайте вспомним, какой звук [ч] -гласный или согласный? (отвечает один ребенок), звонкий или глухой? (отвечает один ребенок), твердый или мягкий? (отвечает один ребенок).
- Ребята, запомните все, что звук [ч] – всегда мягкий. У него нет старшего брата.
- Я буду произносить вам слова, в которых необходимо заменить первый или последний звук на звук [ч] . Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. (Спрашивать детей не хором, а по одному). В Р А Г – В Р А Ч
Т К А Н Ь – Т К А Ч
Г Р А М М – Г Р А Ч
М Е Л – М Е Ч
М А С Т Ь – Ч А С Т Ь К Л Ю В – К Л Ю Ч
К У Л И К – К У Л И Ч
К А Ш А – Ч А Ш А
Г А Й К А – Ч А Й К А
Х У Д О – Ч У Д О
- Дети, скажите, вы знаете значение всех этих слов? Кто скажет, что такое ткач, кулик, кулич, масть (если детям незнакомо значение того или иного слова, то необходимо им его объяснить).
Лексическое значение слов
Грамм - мера веса веществ.
Кулик - птица.
Кулич - сдобное изделие, которое готовят на Пасху.
2. «Доскажи звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
Познакомить детей со звуком [Р,].
Закрепить навыки восприятия и произношения звука [Р,]
Ход игры
Вначале логопед вместе с детьми произносит звук [Р,] и выясняет согласный он или гласный, твердый или мягкий.
Логопед произносит слова, без последнего звука, дети должны сами произнести его, а затем повторить эти слова с последним слогом.ФОНА...[Рь]
СНЕГИ...[Рь]
ЯНТА...[Рь]
БУКВА...[Рь]
СЛОВА...[Рь]
ГЛАВА...[Рь] ЯКО...[Рь]
УГО...[Рь]
РЫЦА...[Рь]
ЛОДЫ...[Рь]
КОЗЫ...[Рь]
ЛАГЕ...[Рь] ХО...[Рь]
КО...[Рь]
ХВО...[Рь]
ЦА...[Рь]
ЛА...[Рь]
ЗВЕ...[Рь]
3. «Замени первый звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
Закрепить правильную артикуляцию звука [л’].
Следить за четким произношением звука [л ’].
Логопед: Здравствуйте дети, сегодня на занятии мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]?
Дети: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.
Логопед: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’].
Ход игры
Логопед: Мёд.
Дети: Лёд.
Логопед: Рейка.
Дети: Лейка.
Логопед: Пень.
Дети: Лень.
Логопед: Вес.
Дети: Лес.
Логопед: Зев.
Дети: Лев.
Логопед: Пекарь.
Дети: Лекарь.
Логопед: Репка.
Дети: Лепка.
Логопед: Печенье.
Дети: Леченье.
Логопед: Молодцы дети. Давайте вспомним, на какой звук мы заменяли первый звук в этих словах .Дети: Мы заменяли первый звук на звук [л’], и получились новые слова.
4. «Придумай слово»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
Закрепить навыки различия на слух звуков [л]-[р].
Закрепить навыки правильного употребления в речи звуков [л]-[р].
Ход игры
Логопед: Сегодня мы с вами поиграем со звуками [л] и [р] . Давайте все вместе произнесем сначала звук [р], а затем звук [л] .
Дети: [р], [л].
Логопед: Я буду называть группу слов, а вы будете вставлять звук [р] в слово, он должен быть вторым по порядку.
Логопед: Пуд.
Дети: Пруд.
Логопед: Кот.
Дети: Крот.
Логопед: Бак.
Дети: Брак.
Логопед: Бык.
Дети: Брык.
Логопед: Кошка.
Дети: Крошка.
Логопед: Тон.
Дети: Трон.
Логопед: В следующих словах вторым по порядку должен быть звук [л].
Логопед: Газ.
Дети: Глаз.
Логопед: Бок.
Дети: Блок.
Логопед: Пан.
Дети: План.
Логопед: Сон.
Дети: Слон.
Логопед: Пот.
Дети: Плот.
Логопед: Теперь я буду по очереди называть слово, то из одной группы, то из другой, а вы сообразите, какой звук нужно вставить в слово, чтобы оно звучало правильно.
Логопед: Сон.
Дети: Слон.
Логопед: Пот.
Дети: Плот.
Логопед: Тон.
Дети: Трон.
Логопед: Газ.
Дети: Глаз.
Логопед: Кот.
Дети: Крот.
Логопед: Молодцы дети. А теперь скажите, с какими звуками мы сегодня играли?
Дети: [р], [л].
Логопед: Скажите, чем отличаются звук [р] от звука [л].
Дети: При произнесении звука [р], наш язычок дрожит, а при произнесении звука [л] язычок прячется за верхние зубки.
5. «Измени слово»
Цель: Развитие фонематического слуха, образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением с добавлением звука [ц].
Задачи: Учить детей добавлять звук [ц] в новые слова.
Оборудование: Картинный материал (дерево, блюдо, зеркало, болото), логопедическое пособие «Логопедия 550».
Ход занятия
Дети с логопедом рассматривают картинки.
Логопед: Ребята, я сейчас буду называть предмет и показывать их на картинке.
- А вы будете называть этот предмет ласково, так что бы в новых словах был звук [ц].
- Например: я буду говорить – «окно», а вы ласково «оконце».
Логопед: Дерево.
Дети: Деревце.
Логопед: Блюдо.
Дети: Блюдце.
Логопед: Зеркало.
Дети: Зеркальц. е
Логопед: Болото.
Дети: Болотце.
Логопед хвалит детей и предлагает им повторить все слова.
Логопед: А теперь назовите одинаковый звук, который встречается во всех ласковых словах.
Дети: Звук [ц].
Логопед: Молодцы ребята!
6. «Доскажи словечко»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
Продолжать знакомить со звуком [ж].
Закреплять навыки правильного употребления в речи слов со звуком [ж].
Ход игры
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем играть со звуком [ж]. Давайте все вместе произнесем звук [ж].
Дети: [ж].
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду рассказывать стишки, а вы будете мне помогать, угадывая последнее слово. Обратите внимание, слова, которые вы будете отгадывать должны начинаться со звука [ж]. Все поняли? Отвечаем хором.
Логопед:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе... (живот).
Дети: Живот
Логопед:
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын... (жираф).
Дети: Жираф
Логопед: Молодцы! Давайте теперь вспомним слова, которые вы отгадывали.
Дети: Жираф, живот.
Логопед: На какой звук начинаются эти слова?
Дети: На звук [ж].
Логопед: Теперь вспомним, звук [ж] гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Звук [ж] твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Логопед: Кто скажет, звук [ж] звонкий или глухой?
Дети: Звук [ж] – звонкий
7. «Узнай звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: Закрепить навыки восприятия и правильного употребления в речи звука [р].
Ход игры
Логопед: Здравствуйте дети. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуком [р]. Давайте все вместе произнесем звук [р]. (Дети произносят звук).
- Давайте вспомним, что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [р]?
Дети: Когда мы произносим звук [р] , наши губы улыбаются, между зубами есть небольшая щель, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.
Логопед: А звук [р] – согласный или гласный?
Дети: Звук[р] согласный.
Логопед: Звук [р] твердый или мягкий?
Дети: Звук [р] твердый.
Логопед: Звук [р] звонкий или глухой?
Дети: Звук [р] звонкий.
Логопед: Молодцы! А теперь давайте поиграем со звуком [р]. Наша игра называется «Узнай звук».
Логопед: Я буду произносить слова. Когда вы услышите звук [р], хлопните в ладоши один раз (кровать, самолет, ковер, шуба, шлем, сервант, пушка, картинка).
Логопед: Молодцы дети. Скажите мне, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети: Сегодня на занятии мы познакомились со звуком [р] .
Логопед: Молодцы, на этом наша игра закончена.
8. «Хлопни в ладоши»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: Закрепить навыки восприятия правильного произношения в собственной речи звука [ш].
Ход игры
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем со звуком [ш]. Давайте вместе со мной пошипим, как это делает змея.
Логопед: Молодцы ребята!
Логопед: Теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Хлопни в ладоши».
- Приготовим наши с вами ладошки. Я буду вам называть слоги, а вы будете должны хлопнуть в ладоши, когда услышите слог со звуком [ш].
СА-ША-ЖУ-ШИ-ИЩ-МА-СЫ-ЩА-ШУ-ЧИ-ЖИ
Логопед: Теперь я буду вам называть слова, а вы, ребята, должны будете хлопать в ладоши, когда услышите слово со звуком [ш].
КУШЕТКА-ПЛОЩАДЬ-ПОЛУШУБОК-ШУРШАТЬ-СКОВОРОДА-ЛЯГУШКА
Логопед: Молодцы!
9. «Замени звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: Закреплять навыки правильного произношения звука [щ].
Ход игры
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем играть со словами. В этих словах мы будем заменять первый звук на звук [щ]. Например: слово «кепка», заменяем звук [к,] на звук [щ] в этом слове, получается слово «щепка». Все поняли задание?
Дети: Да.
Логопед: Кит, а получится?
Дети: Щит.
Логопед: Правильно, молодцы. А что получится из слова «тучка», если заменить в нем звук [т] на звук [щ]?
Дети: Щучка.
Логопед: Тетка.
Дети: Щетка.
Логопед: Река.
Дети: Щека.
Логопед: Молодцы, ребята. А кто теперь скажет мне, с каким мы играли сегодня звуком?
Дети: Со звуком [щ].
10. «Узнай звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
Познакомить детей со звуком [с].
Закрепить навыки восприятия на слух и правильного употребления в речи звука [с].
Ход игры
Логопед: Дети, сегодня мы поиграем со звуком [с]. Давайте произнесем его. Звук [с] – согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?
Дети: Дети повторяют звук [с].
Логопед: Ребята, сейчас я расскажу вам стихотворение, а вы внимательно его послушайте.
Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Пес тоскует на цепи
На попробуй отцепи.
Логопед: Я рассказала вам стихотворение, где в словах слышится звук [с]. Ребята, кто услышал звук [с] в стихотворении, поднимите руки.
Дети: Дети поднимают руки.
Логопед: А сейчас я вам еще раз расскажу стихотворение, а вы, если услышите в словах стихотворения звук [с] поднимите правую руку.
Дети поднимают правую руку.
Логопед: Ребята, кто мне скажет, с каким звуком мы сегодня играли?
Дети: Мы играли со звуком [с].
11. «Угадай звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
Познакомить детей со звуком [з].
Закрепить навык распознания на слух звук [з].
Закрепить навык правильного употребления в речи звука [з].
Оборудование: Картинный материал (заяц, зонт, зуб, зима).
Ход игры
Логопед: Дети, сегодня на нашем занятии мы поиграем со звуком [з]. Давайте все вместе его произнесем.
Дети: [З...З...З...]
Логопед: А теперь попоем как комарики.
Дети: [З...З...З...]
Логопед: Молодцы! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай звук». Для этого рассмотрим картинки и все вместе проговорим, что на них изображено.
Дети: Заяц, зонт, зуб, замок.
Логопед: Кто очень внимательный, тот назовет на какой звук начинаются названия картинок?
Дети: Все слова начинаются на звук [з].
Логопед: Произнесем еще раз звук [з].
Дети: [З...З...З...]
Логопед: Теперь вспомним, какой у нас звук [з] согласный или гласный?
Дети: Звук [з] – согласный.
Логопед: Звук [з] – звонкий или глухой?
Дети: Звук [з] – звонкий.
Логопед: Звук [з] -- мягкий или твердый?
Дети: Звук [з] твердый.
Логопед: Молодцы ребята! Еще раз вспомним, с каким звуком мы сегодня играли на занятии?
Дети: Со звуком [з].
12. «Доскажи звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
Закрепить навык четкого произношения звука [л] в словах.
Учить определять позицию звука в словах.
Закрепить навыки деления слова на слоги.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, в названии которых слышится [л].
Ход игры
Логопед: Сейчас я буду произносить слова без последнего звука. Вы должны добавлять к ним последний звук [л] и произносить слова целиком. Словарный материал:ЗА...
СТУ...
СТО... ПЕНА...
ЩЕГО...
ВОКЗА... ЗАСНУ...
ЗАБЫ...
ПЕЛ...
Повторение с детьми характеристики звука [л] Звук [л] – согласный, твердый, звонкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематического слуха
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварит...
Игры на развитие фонематического слуха
Игры для развития фонематического слухаК пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, ...
игры на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет
фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различ...
консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"
Данный текст поможет родителям понять ,что такое фонематический слух и восприятие,зачем его нужно развивать и чем опасно недоразвитие фонематического слуха и восприятия,а также, как в игро...
игры на развитие фонематического слуха
К старшему дошкольному возрасту ребенок уже вполне может определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове.Он способен самостоятельно подобрать слова на заданные звуки...
Игры на развитие фонематического слуха.
Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью о...
Игры на развитие фонематического слуха. Игры на развитие голоса.
Веселые игры для всех возрастов....