Деятельностный подход к проблеме наглядности на уроках физики
статья по физике на тему
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д.Васильевка
Методическое объединение учителей физики
Деятельностный подход к проблеме наглядности на уроках физики
Учитель первой квалификационной категории
Черникова Марина Николаевна
2014
«Человек достигает результата, только делая что-то сам».
А.Пятигорский, русский философ,
профессор Лондонского университета
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Ориентировочная основа деятельности – это структурно-логическая схема предстоящей деятельности. Структурность описывает последовательность выполнения операций в пространстве и во времени (отвечает на вопросы «где?» и «когда?»). Логическая часть удерживает причинно-следственные связи между операциями (ответы на вопрос «почему так, а не иначе?»). Поэтому при разработке ООД должны быть раскрыты не только структура (временное и пространственное распределение операций), но и логика (причинно-следственные связи между операциями) предстоящей деятельности.
Учебно-материальная база образовательной среды по физике должна обеспечить применение деятельностного подхода в кабинете физики. Рассмотрим специфику организации учителем учебно-воспитательного процесса в кабинете физики с опорой на обобщенные представления, которые накоплены в педагогической науке и являются инструментом в руках учителя физики.
Деятельностный подход к постановке целей любого учебно-воспитательного процесса заключается в том, что помимо новых знаний педагог определяет действия, которые адекватны этим знаниям и выполнению которых предстоит научиться учащимся.
При деятельностном подходе учитель физики не выбирает готовый метод обучения, а разрабатывает сам в соответствии с поставленными целями программу деятельности своей и учащихся. Под программой деятельности учителя и учащихся понимают последовательность организующих действий учителя и действий учащихся, которые составляют содержание видов деятельности, указанных в целях развития. Эта программа может быть представлена кратко в виде структуры урока и отдельных его частей и развернута в виде сценария урока с достаточно подробными рассуждениями учителя и ожидаемыми рассуждениями учащихся. Поясним подход к разработке структуры урока физики.
Поскольку знания и опыт приобретаются человеком только через собственную деятельность, основными этапами урока естественно являются этапы, каждый из которых посвящается усвоению одного вида деятельности, указанного в целях развития. Урок при этом должен, кроме того, содержать как минимум два вспомогательных этапа. Во-первых, в начале урока проводится актуализация ранее усвоенных знаний и действий, на которые опирается изучение нового материала. Во-вторых, завершается урок контролем усвоения нового материала, осознанием учащимися собственных достижений.
Каждый из основных этапов урока имеет свою структуру − ряд подэтапов. Обязательными подэтапами являются мотивация усвоения нового (осознается только то, что является целью деятельности) и организация деятельности учащихся. При деятельностном подходе в условиях кабинета физики используются те же учебно-материальные средства, что и при любых других подходах: экспериментальные установки, физические приборы, компьютерные пособия и т. п. Однако имеется определенная специфика в подборе учебно-материальных средств при организации обучения на деятельностной основе. Так, при традиционном объяснении учителем какого-либо физического явления достаточно проиллюстрировать это явление на одной экспериментальной установке, с одним физическим объектом. Если же учитель физики организует деятельность учащихся по созданию понятия о физическом явлении, необходима серия экспериментов с разными физическими объектами, при разных физических воздействиях и разных условиях. И, значит, учителю требуется использовать несколько экспериментальных установок, работающих в комплексе. Например, традиционно явления отражения и преломления света демонстрируются на границе раздела воздух-стекло или воздух-вода. Для организации самостоятельного «открытия» посредством собственной деятельности учащимся необходимо создать условия, в ходе которых будет продемонстрирована серия экспериментов с другими средами.
Кроме традиционных средств обучения при деятельностном подходе применяются специальные учебно-технические средства, обеспечивающие управление процессом усвоения знаний и действий. Это специальные компьютерные обучающие и контролирующие аппаратно-программные средства. Если при традиционном обучении учитель физики предпочитает объяснять новый материал, считая его недоступным для самостоятельного изучения, то при деятельностном подходе учитель ищет такие учебно-технические средства поддержки, которые позволяют учащимся выполнять запланированные действия самостоятельно. Например, при обучении учащихся решению физических задач существенную помощь оказывают обучающие компьютерные программы и тренажеры. Эти средства проектируются так, что в результате работа с ними метод решения физических задач определенного типа выделяется самим учащимся. На начальных этапах обучения для организации деятельности учащихся по составлению метода решения физических задач компьютер использует набор фрагментов, в которых описываются отдельные действия, составляющие метод. Учащимся предлагается установить последовательность действий, расставить компьютерные фрагменты по порядку.
Таким образом, суть использования учебно-технических средств кабинета физики при реализации деятельностного подхода состоит в том, что с их помощью организуется деятельность самих учащихся по созданию и применению отдельных элементов или системы физических знаний.
Обобщая дидактические и психологические аспекты, оказывающие влияние на формирования кабинета физики следует сказать, что на каждом этапе своего развития педагогическая наука выдвигала новые задачи укрепления учебно-материальной базы общеобразовательной школы. Для реализации современных принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения нужны современные учебно-технические средства, без которых немыслима подготовка человека к жизни в условиях постоянно меняющегося информационного общества. Следовательно, учебно-материальная база кабинета физики должна быть сформирована с учетом современных требований и принципов педагогической науки.
Литература
Соловьянюк Г.М. Методика демонстрационного эксперимента по физике: Учебное пособие. Часть I.— М., 2010.- 120 с.
Маслов А.М. Аксиома наглядного обучения // Шк. технологии.- 2003.-№2.- С.217-224.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход к проблеме наглядности на уроках физики
В данной статье рассматривается один из актуальных вопросов современного обучения физике в свете реализации требований ФГОС второго поколения, а именно реализация деятельностного подхода....
Взаимосвязь деятельностного подхода и проблемы укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике учащихся
Взаимосвязь деятельностного подхода и проблемы укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике учащихся...
Мастер-класс по теме "Использование системно-деятельностного подхода для повышения качества на уроках физики"
Материалы папки:1.Презентация мастер-класса2. Разработка фрагмента урока физики с использованием системно-деятельностного подхода3. Презентация к фрагменту урока...
Доклад "Личностно-ориентированный подход в использовании наглядности на уроках"
Доклад "Личностно-ориентированный подход в использовании наглядности на уроках"...
Использование деятельностного подхода и современных технологий на уроках математики и физики - фактор повышения качества обучения и воспитания.
В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт, который предъявляет определенные требования к деятельности учителя.Современное образование отказывается от традиционного представления резул...
Открытый урок " Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Основные способы образования слов".
Тема «Словообразование. Основные способы образования слов»Тип урока: открытие нового знания...
Реализация личностно-деятельностного подхода в процессе организации профильного обучения физике.
Реализация личностно-деятельностного подхода в процессе организации профильного обучения физике....