Деятельностный подход к проблеме наглядности на уроках физики
материал по физике по теме

В данной статье рассматривается один из актуальных вопросов современного обучения физике в свете реализации требований ФГОС второго поколения, а именно реализация деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сабирьянов И.Г.

учитель физики МБОУ «СОШ№5»

Деятельностный подход к проблеме наглядности на уроках физики

В данной статье рассматривается один из актуальных вопросов современного обучения физике в свете реализации требований ФГОС второго поколения, а именно реализация деятельностного подхода.

В методике, базирующейся на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, способ деятельности предъявляется учащимся в виде схемы ориентировочной основы деятельности (ООД), на базе которой и организуется усвоение знаний в процессе деятельности.

Психологические исследования П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной и других показали: чтобы успешно овладеть некоторым способом деятельности, надо организовать выполнение этого действия по карточке с ООД [1, с.24].

Ориентировочная основа деятельности – это структурно-логическая схема предстоящей деятельности. Структурность описывает последовательность выполнения операций в пространстве и во времени (отвечает на вопросы «где?» и «когда?»). Логическая часть удерживает причинно-следственные связи между операциями (ответы на вопрос «почему так, а не иначе?»). Поэтому при разработке ООД должны быть раскрыты не только структура (временное и пространственное распределение операций), но и логика (причинно-следственные связи между операциями) предстоящей деятельности. [1, с.24].

Таким образом, способ деятельности описывается и фиксируется в карточке, тренажере, чертеже, плакате и т.п., т.е. в виде ООД. В карточке содержится (расписано) знание – словесное описание способа деятельности – в форме, удобной для развертывания действий. П.Я.Гальперин выделяет пять этапов формирования умственного действия, которыми сопровождается процесс освоения способом действия, содержащимся в карточке ООД:

1-й этап – материальная форма действия – действие выполняется с реальными предметами, каждая операция сопровождается проговариванием ориентировки, осознанности, сознательности, контроля, разумности, целесообразности и т.п.;

2-й этап – материализованная форма действия – выполняется с материальными предметами, замещающими исходные объекты, с полным проговариванием ориентировки и т.д.;

3-й этап – форма громкой внешней речи – действие «выполняется» в виде словесного описания операций, т.е. в форме материализованного действия, когда заместителями реальных исходных объектов выступают уже универсальные представители предметов – слова, с полным проговариванием ориентировки и т.д.;

4-й этап – форма внутренней развернутой речи  все тоже, что и в 3-м этапе, но молча в редуцированном разговоре;

5-й этап   форма свернутой внутренней речи  то же, что и на 4-м этапе, но проговариваются только отдельные «ключевые» для данного субъекта слова.

Психолог Н.Ф. Талызина в своей книге об управлении процессом обучения утверждает, что прохождение по всем пяти этапам — совершенно необходимое условие для формирования полноценного умственного действия. Ей экспериментально установлено, что попытки сформировать умственные действия, начиная формирование с 3-го или 4-го этапов (для экономии сил, средств и времени), закончились  провалом [1, с.25].

Итак, при разучивании способа действия параллельно протекают два процесса:

  1. переход содержания карты ООД в умственный план для того, чтобы уверенно, быстро, безошибочно выполнять осваиваемое действие;
  2. превращение материальной формы действия в умственную для того, чтобы можно было в своей деятельности привлекать опыт других людей, зафиксированный в знаниях.            

При этом в умственный план переходит не сама деятельность, а ООД, т.е. схема. Например, при обучении сборке автомобильного двигателя ученик сначала внимательно читает очередной пункт карты ООД и тут же выполняет очередную операцию. Опять читает следующий пункт  выполняет и т.д. до тех пор, пока не соберет весь двигатель. При повторных сборках других автомобильных двигателей он все реже обращается к карте ООД, пока не наступает такой момент, когда он собирает весь двигатель по памяти. При этом в умственный план переходят не действия по сборке двигателя, а содержание карты ООД, следуя которому человек может теперь мысленно «перебрать» двигатель для поиска возможной неисправности.

В одной и той же деятельности можно разучивать различные способы, отличающиеся степенью обобщенности, при этом изменяются и становятся более обобщенными карты ООД, соответственно меняется и структура деятельности: виды операций, временная и пространственная последовательность их выполнения.

Учебно-материальная база образовательной среды по физике должна обеспечить применение деятельностного подхода в кабинете физики. Рассмотрим специфику организации учителем учебно-воспитательного процесса в кабинете физики с опорой на обобщенные представления, которые накоплены в педагогической науке и являются инструментом в руках учителя физики.

Деятельностный подход к постановке целей любого учебно-воспитательного процесса заключается в том, что помимо новых знаний педагог определяет действия, которые адекватны этим знаниям и выполнению которых предстоит научиться учащимся.

При деятельностном подходе учитель физики не выбирает готовый метод обучения, а разрабатывает сам в соответствии с поставленными целями программу деятельности своей и учащихся. Под программой деятельности учителя и учащихся понимают последовательность организующих действий учителя и действий учащихся, которые составляют содержание видов деятельности, указанных в целях развития. Эта программа может быть представлена кратко в виде структуры урока и отдельных его частей и развернута в виде сценария урока с достаточно подробными рассуждениями учителя и ожидаемыми рассуждениями учащихся. Поясним подход к разработке структуры урока физики.

Поскольку знания и опыт приобретаются человеком только через собственную деятельность, основными этапами урока естественно являются этапы, каждый из которых посвящается усвоению одного вида деятельности, указанного в целях развития. Урок при этом должен, кроме того, содержать как минимум два вспомогательных этапа. Во-первых, в начале урока проводится актуализация ранее усвоенных знаний и действий, на которые опирается изучение нового материала. Во-вторых, завершается урок контролем усвоения нового материала, осознанием учащимися собственных достижений.

Каждый из основных этапов урока имеет свою структуру  ряд подэтапов. Обязательными подэтапами являются мотивация усвоения нового (осознается только то, что является целью деятельности) и организация деятельности учащихся. При деятельностном подходе в условиях кабинета физики используются те же учебно-материальные средства, что и при любых других подходах: экспериментальные установки, физические приборы, компьютерные пособия и т. п. Однако имеется определенная специфика в подборе учебно-материальных средств при организации обучения на деятельностной основе. Так, при традиционном объяснении учителем какого-либо физического явления достаточно проиллюстрировать это явление на одной экспериментальной установке, с одним физическим объектом. Если же учитель физики организует деятельность учащихся по созданию понятия о физическом явлении, необходима серия экспериментов с разными физическими объектами, при разных физических воздействиях и разных условиях. И, значит, учителю требуется использовать несколько экспериментальных установок, работающих в комплексе. Например, традиционно явления отражения и преломления света демонстрируются на границе раздела воздух-стекло или воздух-вода. Для организации самостоятельного «открытия» посредством собственной деятельности учащимся необходимо создать условия, в ходе которых будет продемонстрирована серия экспериментов с другими средами [2, с.125].

Кроме традиционных средств обучения при деятельностном подходе применяются специальные учебно-технические средства, обеспечивающие управление процессом усвоения знаний и действий. Это специальные компьютерные обучающие и контролирующие аппаратно-программные средства. Если при традиционном обучении учитель физики предпочитает объяснять новый материал, считая его недоступным для самостоятельного изучения, то при деятельностном подходе учитель ищет такие учебно-технические средства поддержки, которые позволяют учащимся выполнять запланированные действия самостоятельно. Например, при обучении учащихся решению физических задач существенную помощь оказывают обучающие компьютерные программы и тренажеры. Эти средства проектируются так, что в результате работа с ними метод решения физических задач определенного типа выделяется самим учащимся. На начальных этапах обучения для организации деятельности учащихся по составлению метода решения физических задач компьютер использует набор фрагментов, в которых описываются отдельные действия, составляющие метод. Учащимся предлагается установить последовательность действий, расставить компьютерные фрагменты по порядку.

Таким образом, суть использования учебно-технических средств кабинета физики при реализации деятельностного подхода состоит в том, что с их помощью организуется деятельность самих учащихся по созданию и применению отдельных элементов или системы физических знаний.

Обобщая дидактические и психологические аспекты, оказывающие влияние на формирования кабинета физики следует сказать, что на каждом этапе своего развития педагогическая наука выдвигала новые задачи укрепления учебно-материальной базы общеобразовательной школы. Для реализации современных принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения нужны современные учебно-технические средства, без которых немыслима подготовка человека к жизни в условиях постоянно меняющегося информационного общества. Следовательно, учебно-материальная база кабинета физики должна быть сформирована с учетом современных требований и принципов педагогической науки.

Литература

  1. Соловьянюк Г.М. Методика демонстрационного эксперимента по физике: Учебное пособие. Часть I.— М., 2010.- 120 с.
  2. Маслов А.М. Аксиома наглядного обучения // Шк. технологии.- 2003.-№2.- С.217-224.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь деятельностного подхода и проблемы укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике учащихся

Взаимосвязь деятельностного подхода и проблемы укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике учащихся...

Мастер-класс по теме "Использование системно-деятельностного подхода для повышения качества на уроках физики"

Материалы папки:1.Презентация мастер-класса2. Разработка фрагмента урока физики с использованием системно-деятельностного подхода3. Презентация к фрагменту урока...

Доклад "Личностно-ориентированный подход в использовании наглядности на уроках"

Доклад "Личностно-ориентированный подход в использовании   наглядности на уроках"...

Деятельностный подход к проблеме наглядности на уроках физики

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и лично...

Использование деятельностного подхода и современных технологий на уроках математики и физики - фактор повышения качества обучения и воспитания.

В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт, который предъявляет определенные требования к деятельности учителя.Современное образование отказывается от традиционного представления резул...

Реализация личностно-деятельностного подхода в процессе организации профильного обучения физике.

Реализация личностно-деятельностного подхода в процессе организации профильного обучения физике....