Итоги реализации программы "Делу-время, потехе-час"
рабочая программа по теме
Итоги реализации программы на основном этапе работы с детьми ОНР III уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogi_real_progr_na_osnovnom_etape_rab_zozh.doc | 59 КБ |
anatomich_atlas.rar | 187.63 КБ |
gimnastika_dlya_glaz_pril_4.doc | 94.5 КБ |
gimnastika_dlya_palchikov_ruk.doc | 101 КБ |
monitoring.docx | 13.64 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_13-14_g.doc | 59 КБ |
ankety.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Д/с «Мастерок»
Итоги реализации программы «Делу время-потехе час»
на промежуточном этапе работы.
Учитель-логопед: Рогалева Н.А.
Вступление
Показ практической деятельности работы с детьми в реализации программы.
Беседа «Основные правила здорового образа жизни»
Один мальчик хорошо знал все правила сохранения и укрепления здоровья. Знал, но почти никогда их не выполнял. То забывал, то ленился, то спешил и говорил себе: вот завтра все буду делать правильно, а сегодня уж как-нибудь. Но на следующий день повторялось то же самое, и через день…как вы думаете, будет ли этот мальчик здоровым? Конечно же нет, нужно следовать правилам постоянно, а не от случая к случаю, тогда они принесут ползу.
Сегодня мы поговорим об основных правилах ЗОЖ.
Соблюдай чистоту.
Что это означает? (Мыть руки, чистить зубы, чистить обувь, одежду, делать уборку в квартире регулярно, не бросать мусор). Молодцы, здоровый образ жизни начинается с чистоты.
Загадки
|
|
Правильно питайся.
Какое питание можно назвать здоровым: разнообразным или однообразным, богатое овощами и фруктами или сладостями; регулярное или от случая к случаю, бес спешки или второпях?
Игра «Помоги космонавту выбрать еду»
Больше двигайся.
Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому старайтесь больше двигаться. Что нужно для этого делать? (Играть, особенно на свежем воздухе, заниматься физкультурой, посещать бассейн).
Упр., регулирующее мышечный тонус, дыхание.
Перед полетом космонавтов осматривает врач. В космос могут лететь только совершенно здоровые люди.
Дышите – не дышите. Дышите, не дышите. Все в порядке, отдохните. Вместе руки поднимите. Превосходно, опустите. Наклонитесь. Разогнитесь. | Встаньте прямо! Улыбнитесь! Ну, осмотром врач доволен! Здесь никто, никто не болен! Каждый весел и здоров И к полету он готов. |
Закаляй свой организм.
Зачем нужно закалять свой организм? (Чтобы не болеть). Что нужно для этого делать? (Ходить босиком, умываться прохладной водой, одеваться по сезону, не переохлаждаться и не перегреваться, кушать витамины).
Книжка – малышка.
Ребенок рассказывает по своей книжке – малышке, как он с семьей отдыхает, соблюдает правила: долго не находится на солнце, в воде, надевает панамку, не пьет холодную воду на жаре и т.д.
Сочетай труд и отдых.
Чтобы сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом. Поэтому мы с вами не только много трудимся, но и играем, прыгаем, хлопаем, отдыхаем на коврике. Вы сегодня хорошо потрудились. Теперь улыбнитесь друг другу, сядьте поудобнее и смотрите мультфильм про Крошку Енота.
И в заключении я хочу вам ребята сказать: «Всю азбуку здоровья нужно крепко знать и в жизни эти знания повсюду применять!».
Гимнастика для глаз «Крошка Енот».
Тема моей программы «Делу время – потехе час».
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Ребенок с ОНР, не посещая детский сад по болезни, дает существенный «откат» в коррекционной работе, что затрудняет решение проблемы. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
Актуальность:
- Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
- Более 50% дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения с состоянии здоровья;
- 15 – 20 % имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребенка к социализации.
Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Поэтому, здоровьесберегающие образовательные технологии, должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Цель эксперимента: сохранение и укрепление психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в логопедической работе в системе культурно-досуговой деятельности.
Задачи:
- Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке каждого ребёнка;
- Обеспечить потребность практических навыков и умений по самокоррекции собственного здоровья, обучение рефлексивным умениям;
- Формировать представление о том, что полезно и что вредно для человеческого организма;
- Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям;
- Развивать самосознание, потребность к здоровому образу жизни;
- Воспитывать любовь к себе и своему телу, готовность помочь окружающим.
- Пропагандировать ЗОЖ и методы оздоровления, полученные в рамках программы, в коллективе детей, родителей и ближайшего окружения.
Вытекает гипотеза:
Формирование психофизиологического здоровья будет успешным при использовании методов, приемов, здоровьесберегающих элементов для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма старших дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- Привлечение внимания к проблеме;
- Представление о строении человеческого организма, вреде и пользе питания;
- Воспитание любви к собственному телу;
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
- Благотворное влияние на расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья;
- Самокоррекция зрительного восприятия, верхних дыхательных путей, снижение уровня простудных заболеваний.
Этапы внедрения программы:
I Этап – подготовительный (ноябрь 2012г. – апрель 2013г.)
Цель: выявление представлений у детей о строении человеческого организма и здорового образа жизни.
- Выработаны основные критерии сформированности знаний и умений ЗОЖ. Проведен начальный мониторинг. Выявлены основные показатели знаний детей о ЗОЖ: высокий уровень - 0%, средний - 67%, ниже среднего - 33 %.
- Подобран библиографический материал по теме, художественная литература, игры, презентации, физминутки о ЗОЖ;
- Наблюдение;
- Проведено анкетирование с родителями;
- Написана программа, тематический план.
II Этап – основной (сентябрь 2013г. – апрель 2014г.)
Цель: организация предметно-развивающей среды, реализация программы в соответствии с разработанным планом действий.
- Развивающая среда пополнена новым дидактическим материалом, пособиями, играми, упражнениями. С детьми рассмотрен анатомический атлас внутренних органов, проведено несколько бесед по данной теме;
- Регулярно проводятся медико-профилактические, гигиенические меры: проветривание, чесночная ароматерапия, обработка рабочих логопедических инструментов, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, самомассаж, Су-джок терапия, логоритмика, релаксация;
- Регулярно проводятся праздники, развлечения для детей в ДОУ. На базе экспериментальной площадки «Мир в твоих руках» семья Рычаговых приняла участие в конкурсе КВН и заняла 1 место;
- Организованы семейные выставки рисунков на тему: «Осень», «Защитники отечества», «Мамин праздник». Проведена семейная фотовыставка «Зимние забавы»;
- Дети приняли участие во в разных конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном, федеральном уровне и поощрены сертификатами и дипломами;
- В группе создан групповой альбом семейных рисунков со стихами «Творю и говорю» и книжки – малышки «Семейные культурные досуги»;
- Сундучок «Если хочешь быть здоров» пополнен играми, развлечениями, предложенными родителями;
- С родителями и педагогами ДОУ проведены серии консультаций, бесед, тренинги;
- Промежуточный мониторинг. Выявлены основные показатели знаний детей о ЗОЖ: высокий уровень – 40 %, средний – 40 %, ниже среднего - 20 %.
III Этап – заключительный (апрель 2015г. – ноябрь 2015г.)
Цель: обобщение и анализ работы обеспечения возможности и потребности у детей к здоровому образу жизни.
- Анализ результата работы.
- Итоговый мониторинг планируется провести в апреле 2015 года.
- Обмен опытом.
О прогнозе возможных рисков на основном этапе выявлено:
80 % родителей проявили активность в реализации программы, пассивность – 20 %.
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Задачи:
- способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
- предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.
Условия проведения:
Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Бабочка
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Волшебный сон
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... Засыпают...
Шея не напряжена
И рассла-бле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
Приложение № 4
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
1. Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.
Основание мизинца (и правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Верх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5. Покорным рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика - губки вытянуты вперед - влево - вправо -вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.).
6. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
7. Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.
Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8. Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
9. Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
10. Часики.
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик - по часовой стрелке, а правый - против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
Приложение № 4
Зрительные дифференцированные физкультминутки
(Бумажные офтальмотренажеры.)
1. Пирамидки
Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, черных, зеленых и т. д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зеленых, желтых и т. д.
Сколько всего колец у всех пирамидок?
Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
2. Тарелки с разноцветными кружками
Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
3. Коврик
Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике). После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике, сколько кружков, сколько четырехугольников, сколько треугольников и
4. Цветовые карточки, цветное табло на магнитном моделеграфе
С помощью таких приемов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка:
белый — ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
черный — в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой - вызывает мрачные мысли;
коричневый — в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию;
красный — возбуждает, раздражает;
голубой — ухудшает настроение;
зеленый — улучшает настроение, успокаивает;
желтый — теплый и веселый, создает хорошее настроение.
И глаза вам скажут: «Спасибо!»
Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть.
А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза? Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.
Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером — при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно! Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»
Игра «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
«Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.
«Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.
Игра «Дрессированная муха»
Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?
- Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз... Где, в каком домике наша муха?
- Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.
- Управляем мухой молча. (Направление задает учитель движениями рук.)
Комплекс специальных упражнений для глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.
- В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх ~ налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
Комплекс упражнений «На море»
(Под медленную спокойную музыку.)
1. «Горизонт»
1—4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.
2. «Лодочка»
1—4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.
3. «Радуга»
1—4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
4. «Солнышко»
1—8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
- «Пловец плывет к берегу»
1 —4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5—8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
- «Яркое солнышко»
1-8 - зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Комплексы общеразвивающих упражнений,
выполняемых в сочетании с движениями глаз
1. И. п.— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки — выдох. Смотреть на руки.
Повторить 4—6 раз.
2. И. п.— стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10—15с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5с. в левую сторону, затем 5с. вправую.
3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 20-15с. Сопровождать движение рук взглядом.
4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить.Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15с.
5. И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10с, затем в правую — смотреть на правую кисть
6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.
7. И. п.— то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.
Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.
Профилактические упражнения для глаз
- 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.
- 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
- 15 вращательных движений глазами слева-направо.
- 15 вращательных движений глазами справа-налево.
- 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны - «восьмерка».
Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди.
(Вниз.)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
Упражнения для глаз
комплекс 1
И. п. — сидя за партой.
- Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
- Движения глазными яблоками.
- глаза вправо-вверх.
- глаза влево-вверх.
- глаза вправо-вниз.
- глаза влево-вниз.
Повторить 3—4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10—15с.
3. Самомассаж.
Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.
комплекс 2
1.Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2.Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5—6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5—6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.
3.Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с.
Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.
комплекс 3
- Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
- Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.
- Поморгать глазами. Повторить 5—6 раз.
комплекс 4
- Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
- Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.
Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.
- Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15с.
Открыть глаза.
Приложение № 4
Упражнения для снятия усталости глаз
- Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
- Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой - полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Часовщик
Часовщик прищурил глаз,
(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)
Чинит часики для нас.
(Открыть глаза.)
(С. Маршак)
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
Мастер-класс для родителей и педагогов
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ РУК
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», - это высказывание Иммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек - универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности - движущая рука человека (Э.В. Ильенков). Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Задачи:
- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
- подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших
школьников;
- тренировка внимания;
- координация движений;
- адаптация маленьких левшей в мире праворуких.
Условия проведения.
Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук проводят в течение 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Апельсин
Мы делили апельсин.
(Дети показывают апельсин — пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)
Много нас, а он один.
(Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.)
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)
А для волка... кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда.
(Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)
Бинокли
Составление из пальцев овалов.
(Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.)
Волны
Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.
Волшебные пальчики
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать расхотели.
(Дети отдельно массируют каждый пальчик той руки, которой пишут, приговаривая при этом слова.)
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик уж уснул.
А другой давненько спит.
Кто у нас ещё шумит?
(Далее каждой строчке соответствует движение, о котором в ней говорится.)
Тише, тише, не шумите.
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет.
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Просыпайся детвора!
В школу пальчикам пора!
Вот все пальчики мои
Вот все пальчики мои,
(Повороты кистей рук.)
Их, как хочешь, поверни -
(Хлопок перед собой, легкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук.)
И вот этак, и вот так,
(Руки перед грудью, пальцы в «замок».)
Не обидятся никак.
(Руки вперед, ладони вперед.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Круговые движения кистями, пальцы в «замок» («моторчик»).)
Не сидится им опять.
(Встряхивающее движение кистями рук.)
Постучали,
(Постучать пальцами друг о друга.)
Повертели
(Повороты кистей рук.)
И работать захотели.
(Встряхивающее движение кистями рук.)
Дали ручкам отдохнуть,
(Встряхивающие движения согнутыми руками.)
А теперь обратно в путь.
(Положить руки на стол.)
Вот помощники мои
Вот помощники мои. (Показать пальцы.)
Их, как хочешь, поверни.
(Повернуть кисти ладонями кверху и книзу.)
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Пальцами провести по другой руке.)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок —
(Два пальца одной руки «скачут» по другой руке.)
Скачет резвый табунок. (Повторить с другой руки.)
В прятки мы играть хотим
Десять, девять, (Хлопаем в ладоши.)
Восемь, семь, (Шлепаем о колени.)
Шесть, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Четыре, три, (Шлепаем о колени.)
Два, один. (Хлопаем в ладоши.)
В прятки мы играть хотим.
(Закрываем глаза то внутренней, то тыльной стороной ладоней.)
Только надо нам узнать: (Хлопаем на каждое слово.)
Кто из нас пойдет искать.
(Топаем на каждое слово. Приседаем.)
Вышел дождик погулять
Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопки на счет.)
Вышел дождик погулять. (Руки вверх-вниз.)
Шел неслышно, по привычке, (Движемся по кругу туда-обратно.)
А зачем ему спешить? (Кисти рук вверх.)
Вдруг читает на табличке: (Кисти скрещиваем — «ножницы».)
«По газонам не ходить!» (Руки плавно вытянуть вверх.)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (Плавно опустить.)
И ушел. Газон засох. (Присесть. Закрыть голову ладошками.)
Вышел пальчик погулять
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопки на счет.)
Вышел пальчик погулять.
(Указательный палец правой руки движется по кругу, по центру левой ладошки.)
Только вышел из ворот —
Глядь, другой к нему идет.
(К указательному присоединяется средний.)
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий, выходи.
(Затем присоединяется безымянный.)
Вместе станем в хоровод – (Хлопок.)
Вот. (Затем руки меняются местами.)
Вышли мышки как-то раз
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час.
(Дети при помощи пальцев изображают, как выходят мыши.)
Раз, два, три, четыре.
Мыши дернули за гири.
(Пальцы сжаты в кулак. Большой палец всегда прижат к ладони... Остальные пальцы поочередно разгибаются на каждое слово. Затем снова возвращаются в исходное положение. Имитируется движение «дернули».)
Тут раздался страшный звон.
(Дети касаются руками головы, слегка покачивая ею.)
Разбегайтесь, мышки, вон.
(Перемещая пальчики по парте, дети изображают бег мышей.)
Где же, где же наши руки
Где же, где же наши руки,
Где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)
Где же, где же наши руки?
Нету наших рук. (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот, вот наши руки, (Показываем руки.)
Вот наши руки.
Пляшут, пляшут наши руки,
Пляшут наши руки.
(Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные движения руками.)
Груздь
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди, грибок!
(Указательный палец правой руки — «ножка»; пальцы левой руки, сомкнутые вместе «шляпка». С одновременным произнесением скороговорки — менять «шляпку» и «ножку». Кузовок — переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, «забирая к себе грибок».)
Долго, долго мы лепили
Долго, долго мы лепили,
(Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)
Наши пальцы утомили. (Встряхивание кистями рук.)
Пусть немножко отдохнут
(Поглаживание каждого пальчика по очереди.)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведем (Развели руки в стороны.)
И опять лепить начнем (Хлопаем в ладоши.)
Домик
Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять. (Возвращаемся в исходное положение.)
Замок
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули...
(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)
Покрутили...
(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)
Постучали...
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку.)
И открыли! Пальцы расцепились.)
Здравствуй, пальчик
(Проговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.)
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарил сам.
Этот пальчик сам все съел,
Оттого и потолстел.
Здравствуйте
Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.
Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки.
Елка
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
(Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и опускаются вниз. Получается елочка.)
Какая у кого песенка
У ходиков песня такая:
- Тик. Тик. Тик (Руки — «стрелки».)
У птички-синички такая:
- Пик. Пик. Пик. (Ладошки — «крылья».)
У поросенка — такая:
- Рюх. Рюх. Рюх. (Ладошки — «пятачки».)
У ежика песня такая:
- Плюх. Плюх. Плюх. (Пальчики — «колючки».)
У кисоньки песня такая:
- Мяу. Мяу. (Ладошки гладят шерстку.)
А у рыбёшки — какая? (Ояр Вациетис)
Как живешь?
Как живешь?
Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь?
Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони.)
А бежишь?
Вот так! (Согнуть руки в локтях и сделать движения при беге.)
Ночью спишь?
Вот так! (Руки под щеку, нагнуть голову.)
Как берешь?
Вот так! (Ладонь в кулачок.)
А даешь?
Вот так!
(Ладонь раскрыть.)
Как молчишь?
Вот так! (Прикрыть рот ладонями.)
А грозишь?
Вот так! (Погрозить соседу пальчиком.)
Кто приехал?
Кто приехал? (Быстро хлопаем кончиками больших пальцев.)
Мы, мы, мы!
(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)
Мама, мама,
Это ты? (Хлопаем кончиками больших пальцев.)
Да, да, да! (Хлопаем кончиками указательных пальцев.)
Папа, папа,
Это ты? (Хлопаем кончиками больших пальцев.)
Да, да, да! (Хлопаем кончиками средних пальцев.)
Братец, братец,
Это ты? (Хлопаем кончиками больших пальцев.)
Да, да, да! (Хлопаем кончиками безымянных пальцев.)
Ах, сестричка,
Это ты? (Хлопаем кончиками больших пальцев.)
Да, да, да! (Хлопаем мизинцами.)
Все мы вместе,
Да, да, да! (Хлопаем всеми пальцами.)
Кулачки
(Дети крепко сжимают пальцы в кулачок. Считают до десяти. Легко приподнимают и роняют расслабленную кисть.)
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты.
Кулачки упали.
Пальчики разжали.
Лесная история
(Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью движений рук.)
— Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.
(Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.)
— Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.
(Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)
— Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она
заметала следы.
(Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.)
— Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.
(Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.)
Маша варежку надела
Маша варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
(Н. Саконская)
(Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев.)
Моем ручки
Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.
Моя семья
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире?
(Хлопки на счет.)
Раз, два, три, четыре, пять —
Всех могу пересчитать: (Хлопки на счет.)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я —
Вот и вся моя семья!
(Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальчиков.)
Мы сегодня рисовали
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем.
(Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь.
(Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)
Мы старались рисовать
Мы старались рисовать.
Трудно было не устать.
Мы немножко отдохнем,
Рисовать опять начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Мы строгали, мы строгали
Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился птичий дом.
Мы на улицу идем,
Высоко его прибьем.
Чтобы птички залетали,
А котята не достали.
(Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев.)
Мы читали и писали
- Мы читали и писали и немножечко устали.
(Шагаем на месте.)
Физкультминутку проведем и все вместе отдохнем!
Руки в стороны возьмите и на пояс опустите.
(Руки в стороны.)
Шаг на месте - раз, два, три!
Плечи шире разверни.
Проведем одну игру:
Все присядем, скажем: «У!».
(Присели.)
Быстро встанем, скажем: «А!»
Нам пора уж за дела.
(Встали.)
- Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
(Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев.)
3. Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем;
Сядем, и писать начнем.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем —
И писать опять начнем.
(Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за учеником у доски.)
Мы цветы в саду сажаем
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы!
(Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за учеником у доски.)
Мы шьем
(Учитель читает стихотворение, а дети показывают, что умеют делать их пальчики.)
Нитку вдеть - для пальца
Непосильный труд,
Но зато два пальца
Платьице сошьют.
Три в тетради нашей
Пишут хоть куда.
Десять поле пашут,
Строят города.
Где ладошки — тут?
Тут.
(Дети показывают открытые ладошки.)
На ладошках
На ладошках - пруд?
Пруд. Хлопают в ладоши.
(Потом на каждую строчку стихотворения массируют каждый пальчик.)
Палец большой - гусь молодой.
Указательный палец — поймал.
Средний палец — пощипал.
Этот пальчик - печь топил.
Этот пальчик — суп варил.
Полетел гусь прямо в рот. Вот.
Ну-ка, братцы, за работу
Ну-ка, братцы, за работу
Покажи свою охоту:
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
(Движения для пальцев рук по тексту.)
От сосулек — звон, звон!
От сосулек — звон, звон!
(Хлопки на каждое слово.)
Просыпайся - клен, клен!
(Кисти рук опускаются вверх-вниз)
Растопился снег, снег.
(Потираем одну ладошку о другую.)
Ручейки — в бег, в бег.
(Волнообразные движения руками.)
Гром шагает: топ, топ.
(Топаем ногами.)
Почки слышно: хлоп, хлоп.
(Хлопки на каждое слово.)
От топота копыт
От топота копыт
Пыль по полю летит.
(Ладони поочередно ударяют о край стола то внутренней, то тыльной стороной.)
Пара барабанов
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била бой.
(Ладони поочередно ударяют о край стола.)
Поднял гром тарарам
Поднял гром тарарам.
(Сидя движения руками, сжатыми в кулак вверх-вниз.)
Прокатился по полям,
(Руки опустить до предела вниз.)
По лесам, по холмам
(Руки вытянуть вперед на уровне глаз.)
Да по синим облакам.
(Руки поднять вверх, потянуться.)
Теплым дождичком звеня,
Докатился до меня.
(Постучать ладошками по парте.)
Дождь, дождь! Надо нам
Разбегаться по домам!
(Приводим в порядок одежду и вещи на парте.)
Птичка
Вариант 1
Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движениями кисти вверх-вниз, влево-вправо отвечают на вопросы.
— Птичка хочет есть?
(Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да».)
— Птичка хочет пить?
(Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да».)
— Птичка хочет спать?
(Движением кисти влево-вправо дети отвечают. «Нет».)
— Птичка хочет играть?
(Движением кисти влево-вправо дети отвечают: «Нет».)
Вариант 2
Учитель предлагает детям показать, как курочка клюет зернышки.
Вариант 3
Упражнение направлено на развитие свободного движения указательного пальца. Подушечки большого и среднего пальца прижаты друг к другу. Дети несколько раз поднимают средний палец вверх. Безымянный палец и мизинец прижаты к ладони.
Учитель предлагает детям показать, как «у птички открывается клювик».
Разотру ладошки
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней; захватить каждый пальчику основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.
Ребро, ладонь, кулак
(Дети работают обеими руками одновременно. Поочередно на парту кладутся ребро ладони, открытая ладонь и кулак. Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.)
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — папа.
Этот пальчик — мама.
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.
Руки в стороны
Руки в стороны, в кулачок,
(Руки в стороны, пальцы в кулак, спина прямая.)
Разожмем и на бочок.
(Руки на пояс.)
Руки вверх, в кулачок,
(Руки вверх, пальцы в кулак, спина прямая.)
Разожмем и на бочок.
(Руки на пояс.)
На носочки поднимайся,
(Встать на носки, спина прямая.)
Приседай и выпрямляйся.
(Присесть и встать, спина прямая.)
Чтобы вырасти быстрей,
(Руки вверх, потянуться.)
Потянулись посильней.
(Руки расслабленно вниз.)
Руки в стороны, в кулачок
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх, в стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук, тук! Тук-тук-тук!
Сделаем большущий круг!
(Движения для пальцев рук по тексту.)
Руки подняли и покачали
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
(Руки вверх, наклоны вправо-влево.)
Руки согнули, кистями встряхнули —
Это ветер сбивает росу.
(Посегментное расслабление рук вниз и поднять вверх.)
В стороны руки,
Плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
(Повторить расслабление рук.)
Как они сядут, мы тоже покажем,
(Руки в стороны, взмахи, волны с поворотами туловища налево и направо.)
Крылышки сложим назад.
(Расслабленно руки вниз и назад за спину, кисти в «замок», лопатки соединить, держать 3-4 с., сесть за парту.)
Руки требуют заботы
Руки требуют заботы,
Ведь у них полно работы:
Трудно целый день писать,
И лепить, и рисовать.
(Рывки руками перед грудью.)
Встанем прямо и сейчас
Мы присядем восемь раз.
Пять раз медленно, а три
Быстро мы присесть должны.
(Приседания.)
Потянулись вверх, потом
Руки шире разведём.
(Потягивания - руки вверх и в стороны.)
Вот и всё.
Конец зарядке.
Вновь за партами ребятки.
(Дети садятся за парты.)
Руки тянем в потолок
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
(Потягивания, руки вверх.)
Руки в стороны раздвинем,
Будто листики раскинем,
(Потягивания, руки в стороны.)
Руки резко вверх поднимем,
Раз-два, три-четыре.
Машем крыльями, как гуси.
А потом быстрей опустим.
(Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)
Будто в классики, немножко
Прыгаем на правой ножке.
А теперь на левой тоже.
Сколько продержаться сможем?
(Прыжки на одной ножке.)
Отдохнули мы чудесно,
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Основные критерии сформированности у старших дошкольников о ЗОЖ:
- Знание детей о здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
- Активное отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим в его соблюдении.
- Овладение навыками, приемами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
- Стремление к расширению своего кругозора к сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации о здоровье.
- Проявление потребности в выполнении санитарно-гигиенических норм.
Основу экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов: наблюдение, анкетирование, беседы, эксперимент.
1 - Высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам; настроен на здоровый образ жизни; осознает ценность здоровья; имеет представление о системности здорового образа жизни.
2 - Средний уровень: ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни», отвечает на вопросы не уверенно; имеет небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни; ценность здоровья понимает, но с трудом формулирует, что надо сделать, чтобы не болеть.
3 - Низкий уровень: ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни; здоровье определяет, как противоположное состояние болезни; не может объяснить, привести пример заботы человека о своем здоровье.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование к программе «Делу время – потехе час»
2013 – 2014 учебный год
Учитель-логопед: Рогалева Н.А.
Октябрь - Май
| |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
Цель: формировать у детей понятие здорового образа жизни, расширять знания детей о том, как надо заботиться о своем здоровье; воспитывать желание самим заботиться о своем здоровье.
Цель: формировать привычку к ЗОЖ, закреплять знания о здоровье, частях тела, продолжать учить слышать произведение, уметь отвечать на вопросы.
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
Цель: продолжать формировать у детей понятие о том, как важны для здоровья правильное питание и правильный питьевой режим, воспитывать желание есть только полезную пищу (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании»). |
Май |
Цель: дать детям понятие о том, что с каждым днем растет нагрузка на зрение, поэтому каждый человек должен и может бороться за хорошее зрение и его сохранность. Акцентировать внимание детей на том, как правильно заниматься чтением, рисованием и т.д., без вреда для глаз. Осмотр детей окулистом.
|
Литература:
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000. Т. 7. N2. С.21 - 28.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г
- Безруких М. М. «Разговор о правильном питании»
- Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников-М., 1951.
- Дедюхина Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом: учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников [Текст] / Г. В. Дедюхина, Т. А. Яньшина, Л. Д. Могучая. - М., 2001.
- Дорохов А. «Микробы – возбудители болезней», «Не пейте сырой воды», «Кожа»
- Загадки о частях тела человека.
- Змановский Ю. Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский// Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сборник программ по сказкатерапии. Тренинг по сказкатерапии. С-П, 2004.
- Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией. - М., 2009.
- Леонова С.В. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов. Логопед. 2004. N6. с. 83.
- Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
- Орешкина И.А. Логоритмика – Абакан, 2005 г.
- Остер Г. «Вредные советы» (Кн. «Никогда не мойте руки...»).
- Пословицы и поговорки о здоровье, о спорте
- Развлечения в детском саду. /Под ред. Фурмина и др.-М., 1975.
- Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников /А.В. Юматова//Дошкольное воспитание. – 1996. - №3.
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
Анкета для старших дошкольников
1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?
2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?
3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым??
5. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?
6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?
7. Умеешь ли ты плавать?
8. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?
9. Что такое труд?
10. Любишь ли ты трудиться?
11. Входит ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность?
12. Как ты трудишься?
13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?
14.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?
15. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?
16.Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?
Приложение №2
Анкета для родителей. «Здоровый образ жизни»
1. Каково состояние Вашего здоровья?
а) очень хорошее
б) хорошее
в) нормальное,
г) плохое
2. Каково состояние здоровья Вашего ребенка
а) хорошее
б) нормальное
в) плохое
3. Когда в последний раз проверяли состояние своего здоровья?
а) в этом месяце
б) в этом полугодии
в) в этом году
г) более года назад
д) не помню
4. Когда в последний раз проверяли здоровье ребенка?
а) в этом месяце
б) в этом полугодии
в) в этом год
5. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимаюсь
6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимается
7. Считаете ли Вы свое питание рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
8. Считаете ли Вы питание своего ребенка рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
9. Как Вы проводите свой отпуск?
а) на море
б) дома
в)в санатории
г) в деревне
д) когда как
10. Как Ваши дети проводят досуг?
а) у бабушки
б) гуляют во дворе
в) смотрят телевизор
г) с друзьями.
11. Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
12. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг
б) из средств информации
в) из беседы с……,
г) в д/саду
13. Вы ведете здоровый образ жизни?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
14. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да
б) затрудняюсь ответить
15. Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) совместно
6. Как вы считаете, почему ваш ребенок болеет?
а) хронические заболевания,
б) слабое здоровье
в) мало уделяем внимание закаливанию
17.Какие виды закаливания вы используете дома?
а) утренняя гимнастика
б) в летнее время загорание, воздушные ванны, гуляем босиком по земле
в) в зимнее время прогулки
18. Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка?
Анализ результатов анкет позволит сделать заключение о том, какое здоровье у испытуемых. Дополнительно можно разработать модель стратегии и тактики работы педагога с родителями по этапам: ознакомительный (собеседование, анкетирование, наблюдение), общепрофилактический (стенды, памятки), встречи со специалистами, беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских установок (тренинги, беседы); индивидуальная работа; интегративный (совместные мероприятия); перспективный (совместное обсуждение планов на будущее).
Приложение № 1
Методика определения темперамента дошкольников Т.А. Блюминой
Флегматик с вариантами | Холерик с вариантами | Сангвиник с вариантами | Меланхолик с вариантами | |
На улице | Отпускает руку взрослого | Отпускает руку взрослого | Отпускает руку взрослого | Не отпускает |
Эмоции | Почти не плачет, при боли кривится, редко громко смеется, чаще улыбается, не сердится, не дерется, не мстит | Упорно плачет с криком, в гневе дерется, любит отомстить за обиду, смеется очень громко, хохочет | Плачет громко, но недолго; смеется очень часто, не гневлив, не драчлив, обижается ненадолго | Не кричит, плачет беззвучно, долго, горестно; смеется редко, очень обидчив и долго помнит обиды |
Ласки | Не любит нежничать | Не любит нежничать | Очень любит нежности, ласки, объятия, сам много ласкается | Любит нежности, но сам мало ласкается |
Наиболее частые причины плача (крика) | Не плаче, не кричит | Упорно кричит при невыполнении желаний, запретах | Кричит и плачет недолго в любых ситуациях | Плачет при расставаниях сблизкими, резком тоне, обидах, угрожающих ситуациях |
Мимика лица | Спокойная, мало изменчивая | Резкая, нечасто изменчивая | Быстро изменчивая, очень живая, веселая | Мало изменчивая, грустная |
Выражение лица (наиболее часто) | Спокойно-созерцательное | Боевое, драчливое, сердитое, сосредоточенное, деловитое | Веселое, смешливое, игривое | Задумчивое, внимательное, грустное, обиженно-плаксивое, встревоженное |
Голос | Спокойный, негромкий, ровный | Резкий, громкий, пронзительный | Живой, веселый, звонкий | Тихий, просительный, изредка дрожащий |
Речь | Неразговорчив, говорит медленно | Говорит быстро, требовательно | Болтлив, “трещетка” | Говорит мало; с близкими чаще |
Движения | Медленные, размеренные, неповоротливы; усидчив, осмотрителен | Резкие, неосторожные, порывистые, расшибается | Быстрые, легкие, мягкие, ловкие; неусидчив, вертляв, попрыгун | Не цепкие (роняет), неуверенные, с задержками, неплавные, неловкие; усидчив. |
Желания | Несильные, не напряженные, но устойчивые | Сильные, устойчивые, упорные, отказ усиливает желание | Изменчивые, неустойчивые, не упорствует; отказ ослабляет желание | Очень слабые, ненапряженные; мягкий запрет снимает желание |
Воспитателям подчиняется | Спокойно, с задержкой выполнения; бывает упрям | С сопротивлением, иногда делает назло, сильное упрямство | Охотно без сопротивления, но нередки капризы, шалости, непослушание | Охотно с готовностью, но страдает и обижается при жестких требованиях |
Любит выполнять поручения | Самостоятельно | Самостоятельно | С участием взрослого | С помощью взрослого |
Предпочитает игры-занятия | Сидячие, спокойные, малоподвижные (напр., строительные) | Подвижные, озорные, соревнования, борьбу | Подвижные, забавы, пение, танцы, выступления “артиста” | Сидячие волнующие (сказки, музыка, рассматривание) |
Дольше всего занимается | Спокойной сидячей игрой (конструктором, строительной) | Подвижной игрой спортивного типа | Подвижной игрой и художественно-ролевой | Сидячей игрой типа художественного созерцания; куклами |
Предпочитает играть | В одиночку, реже в парах-группах | Коллективно, соревновательно | Коллективно с речевым и эмоциональным общением | В паре, но часто и в одиночестве |
Излюбленные игрушки | Строительно-конструкторский материал, машины | Машины, мячи, оружие, палки | Куклы, мячи, скакалки | Куклы, животные |
Игрушки | Свои бережет, неохотно отдает, у чужих не отбирает | Отбирает чужие, не отдает свои, часто ломает | Любит меняться, легко отдает, не бережет, забрасывает, ломает | Очень бережет, привязан к любимым игрушкам, не отбирает |
В коллективной игре | Подчиняется легко; независим | Командует, заводила; не подчиняется | Инициатор, но не командует; легко подчиняется | Подчиняется с трудом и не командует; обижается |
Соревноваться | Любит, но не азартен | Любит, азартен, сердится при проигрыше | Радуется соревнованию и при проигрыше | Не любит, избегает соревнования |
В конфликте с другим ребенком | а) спокойно медленно, уступает (Ф); б) спокойно упорно сопротивляется, молча дерется (ХФ); в) уступает с готовностью (ФМ) | а) дерется упорно с громким криком, азартно гоняется, не уступает, мстит (Х); б) уступает с громким долгим плачем, угрозами и жалобами, замахивается, но не дерется (ХМ); в) гоняется без крика и дерется (ХХФ) | а) уступает весело с недолгим плачем (С); б) сопротивляется, но спокойно, без плача, не дерется (СФ); в) дерется с недолгим криком, но также и уступает без угроз (СХ) | а) уступает со слезами и обидой, без плача (М); б) уступает с плачем, жалобой, обидой, но не угрожает (СМ) |
К похвале | Равнодушен и сам не хвалится | Хвалится сам, не переносит, когда хвалят других | Часто хвалится сам, ценит похвалу | Не хвалится, но очень отзывчив на похвалу |
Быть в центре внимания и распоряжаться (командовать) | Не стремится | Постоянно стремится командовать (Х, ХХС, ХХМ). Важничает, но не командует (ХХФ). | Очень любит и стремится выступать, быть в центре (с). умеет весело командовать (СХ) | Боится, стесняется |
В групповом общении с детьми | Мало активен | а) дразнит, нередко толкает (Х); б) обижает, бьет, угрожает (ХХМ) | а) затейник, подражает, веселит, развлекает (С); б) защищает, ласкает, обнимает (СМ) | Оберегается, не подражает |
Среди новых детей | Сдержан, молчит | Независим, задирист | Повышенно жизнерадостен, оживлен, разговорчив | Робеет, теряется, подавлен, испуган |
При знакомстве с новым взрослым человеком | Спокоен, равнодушен | Отворачивается, переживает неприязнь, смотрит исподлобья | а) проявляет живую симпатию, удовольствие (С); б)застенчиво-приветлив (СМ) | Очень робеет, готов расплакаться, прячет лицо |
Опеку взрослых | Переносит спокойно | Не терпит, сопротивляется | Любит | Очень любит |
Страшные впечатления | Переносит спокойно | Возбуждают | Очень волнуют, вызывают слезы, но быстро успокаивается | Очень волнуют и оставляют долгий след (плохо спит) |
Волнующие сны | Не снятся | редко | Часто снятся приятные сны | Часто снятся устрашающие |
Аппетит | Хороший, непереборчив | Повышенный, нетерпелив к отсрочке еды | Непостоянный; любит разнообразие, лакомка | Пониженный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ШПС, ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ФЭП.
(т е з и с ы)...
Аналитическая справка по итогам реализации процесса опережающего введения ФГОС основного общего образования пилотной площадки МБОУ «Хандагайтинской СОШ Овюрского кожууна» в 2012-2013 учебном году
Справка по итогам реализации процесса опережающего введения ФГОС ООО пилотной площадки....
"Итоги реализации Программы развития МБОУ "Лицей №124" по теме «Единая информационно- педагогическая среда Лицея №124 на 2011 - 2015 годы»
Публичная защита Программы развития на краевом конкурсе «Новая школа Алтая – 2013».. Результаты достижения целевых индикаторов реализации программы развития, проблемы, перспективы....
Cтатья "Салют Победе!". Итоги реализации социального проекта. Журнал Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", "Практика школьного воспитания" №3, 2010 год.
Журнал Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", "Практика школьного воспитания" №3, 2010 год....
Информационно-аналитическая справка по итогам реализации Программы "Дети. Творчество. Родина" в г.о.г. Выкса за 2013-2014учебный год
В справке содержатся основные количественно-качественные данные и их анализ....
Информационно-аналитическая справка по итогам реализации Программы "Дети. Творчество. Родина" в г.о.г. Выкса за 2012-2013учебный год
В справке проанализированы основные количественно-качественные характеристики реализации мероприятий Программы "Дети. Творчество. Родина" за 2012-2013учебный год....