ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ШПС, ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ФЭП.
статья по психологии по теме
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ШПС,
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ФЭП.
(т е з и с ы)
В настоящее время в МОУ «Гимназия №24» сложилась собственная инновационная образовательная система, идея которой расширение образовательного пространства на основе сотрудничества с представителями творческой интеллигенции, гуманистический характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного пространства.
С 1994г. в гимназии создана и развивается психологическая служба (ПС), которая представляет собой самостоятельное внутришкольное подразделение. За это время накоплен опыт, позволяющий представить модель «Психолого-педагогической поддержки» целостной образовательной системы.
Деятельность службы строилась в соответствии с нормативными документами, планом работы ПС, программы психологической поддержки и экспертной оценки педагогической деятельности РО МОУ «Гимназия №24» в рамках экспериментальной площадки, целевых программ «Трудный подросток», «Семья и школа», «Одаренный ребенок», «Здоровье», и подчинена таким основным целям:
-обеспечение психологическими средствами поддержки учащихся, нормального интеллектуального и нравственного развития учащихся;
-защита прав и интересов ребенка, охрана нервно-психического здоровья учителей и школьников;
-создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса;
-психологическая поддержка ОЭР на кафедрах, реализация целевых программ;
-деятельность психологов в рамках основных циклов сопровождения: прием в первый класс, адаптация в начальном звене гимназии, переход в среднее звено и адаптация, подростковый кризис, профориентационная направленность с старшем звене гимназии;
-разработка механизмов управления и отслеживания результативности инновационных процессов ПС.
Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с основными направлениями (традиционными) реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) инновационной деятельности. Мы исходим из того, что введение психолого-педагогической поддержки, внедрение программ и методов психологического сопровождения будут способствовать осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы – физической, интеллектуальной, нравственной, творческой; поможет успешно продвигаться в образовании, в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути.
Технология педподдержки содержит различные приемы: оценочные, введение определенных курсов (в том числе и психологии). Только принципиально важно, чтобы эти предметы строились не академически, а по типу лабораторно-практических занятий (из опыта взаимодействия и сотрудничества на уроках психологии ).
Важным элементом в работе ПС является отслеживание и психологическая поддержка участников образовательного пространства в модели преемственности между основными ступенями обучения (ДОУ – начальная школа – основная школа – школа третьей ступени). Это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству педагогов, учащихся и их родителей.
Проектировочная или прогнозирующая деятельность осуществляется через диагностично сформулированные цели, позволяющие увидеть, каким будет коллектив и ребенок в нем. Исследования, проводимые педагогами, психологами, помимо локальных носят еще и рамочный характер, т.к. все они напрямую связаны с общей проблемой школы. В этом случае педагог, психолог фактически решает одну и туже проблему, но на своем специфическом материале и относительного школьного возраста (пример: психолого-педагогический мониторинг).
Для изучения педагогического коллектива, мы использовали известные методы социальной психологии: Я.Л.Коломинского, Л.Н.Луташкина, Р.С.Немова и др. Главное – мы получили информацию о педагогическом коллективе по таким программам, как:
- психологическая атмосфера;
- уровень развития коллектива;
- оценка и взаимооценка членов коллектива;
- отношения «учитель-ученик»;
- уровень социально-коммуникативной компетентности;
- стиль управления детским коллективом и др.
На основе анализа полученных данных намечались пути развития и коррекции.
В процессе взаимосвязи психолог организует, например, наблюдения учителя по специально разработанным схемам за классом, совместно с учителем разрабатывает практические рекомендации. Ежегодно учителя гимназии повышают свой профессиональный уровень посещая психолого-педагогические семинары. Семинары готовят педагоги-психологи.
Для проектирования образовательных инноваций ПС использует огромный арсенал средств (в зависимости от направлений деятельности). Главный момент – проектируем идеальный характер деятельности и его нацеленность на появление чего-либо нового в будущем. И второй момент – развертывание взаимосвязанных процессов на реальных, имеющих место процессах и переход от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего. Примером является диагностика развивающей среды гимназии и связанная с этим проектировочная деятельность.
Проектирование инновационной деятельности психологами совместно с учителями проходит поэтапно:
1 этап – мотивационный (семинары, консультации, круглые столы и т.п.).
2 этап – концептуальный (раскрытие смысла и содержания работы педагога и психолога) – педсоветы, совещания, консилиумы.
3 этап – проектный – разработка проекта на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития (ученик-ученик, ученик-педагог и т.д.).
4 этап – реализация проекта – текущая диагностика, анализ – для определения причин и направления разрешения задач (примеры: отслеживание ОЭР РО, преемственность).
5 этап – рефлексивно-диагностическое завершение (итоговая диагностика, уровень развития класса, уровень воспитанности и т.п.).
Методологическим основанием деятельности ПС по определению эффективности того или иного вида деятельности является личностно-ориентированное образование, в котором личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса. При отборе методик отслеживания результативности инновационных процессов используем системный подход. Например, диагностика результатов развития личности учащегося и коллектива является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Мы проводим многолетние диагностические исследования с неизменными критериями и методиками (развитие коллектива, уровень воспитанности и др.). Необходимо отметить максимальную включенность педагогов в диагностический процесс.
Совместно с кафедрой воспитательной работы разработаны механизмы (т.е. пошаговые программы исследования) изучения эффективности процесса воспитания. Проведена экспертиза образовательной среды, определена степень осознаваемости образовательной среды участниками образовательного процесса. С помощью специально подобранных дигностических методик был проанализирован уровень межличностных отношений всех участников образовательной среды и их взаимовлияние, рассмотрены предложения для проектирования развития гимназии.
Опытом работы по психолого-педагогической диагностике в воспитательном процессе, диагностике семьи и семейного воспитания, психолого-педагогическом сопровождении воспитательной системы поделились психологи на научно- практической конференции в марте 2004г.
Вопрос об успешном сотрудничестве кафедры воспитательной работы и ПС, отслеживании ОЭР, реализации целевых программ стоял на открытом заседании кафедры.
Целевая программа «Трудный подросток» (автор Тимофеева О.А.) в 2004г. была представлена на городской конкурс авторских программ. Учащиеся гимназии представили свои работы по психологии на городскую научную конференцию школьников и заняли призовые места.
В рамках реализации программ «Трудный подросток», «Семья и школа» проведены комплексные диагностики, собеседования и коррекционная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете. На заседании совета по профилактике правонарушений – представлена технология работы с данной категорией детей. Силами педагогов-психологов проведен месячник по профилактике наркомании. Работа в целом трудная, кропотливая и отстраненность некоторых учителей и родителей сводит на нет эту кропотливую работу.
В целом в течение года по разным методикам диагностируется около 4500 учащихся, 250 учителей, проводится до 200 индивидуальных и групповых консультаций. По данным составляются аналитические отчеты, которые представляются для рассмотрения на всех уровнях: консилиумах, совещаниях, педсоветах и т.п.
Помощь учащимся в правильном выборе профессии осуществляется через кабинет профориентации. Это структурное подразделение ПС, целью которого является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка; выявление и развитие индивидуальных и личностных возможностей учащихся, чему способствуют развивающие методики диагностики и самодиагностики по основным сферам личности.
Начиная с 8-го класса ведется факультатив «Твоя профессиональная карьера» (Гагарина В.В.). Большое воздействие на учащихся в профессиональном выборе оказывают «Дни открытых дверей», «Ярмарки профессий», открытые уроки и т.п. В гимназии созданы все условия научно-обоснованного выбора профессии.
Эффективность деятельности ПС заключается и в помощи педагогам, ведущим ОЭР по РО. В этом году отрицательным моментом явилось то, что отслеживание по РО было приостановлено, в связи с отсутствием дмиагностического инструментария для среднего и старшего звена школы. Объективной причины видятся в том, что нет механизмов отслеживания в среднем звене, субъективной – дефицит времени и не желание педагогов отслеживать УД. Необходимо обязательно возобновить эту деятельность в полной мере в следующем году, так как накоплен положительный опыт работы психологов ПС в предыдущие годы.
В период становления ПС в школе ее модель была иная: основа – отслеживание ОЭР по РО в начальной школе и составление карт развития ученических коллективов. С каждым годом содержание деятельности ПС углубляется, расширяется, изменяется: деятельность, связанная с преемственностью, адаптацией, психолого-педагогическими семинарами, сотрудничество с кафедрами гимназии, вузов, проектировочная деятельность по ФЭП, подготовка материалов для педсоветов, совещаний, конференций и т.п. Выделилась отдельно работа с семьей и полностью перешла в деятельность ПС. Т.е. ПС органично вписалась в общую организационную структуру совместной деятельности всех участников педагогического процесса в гимназии и является центром диагностической ее работы, просветительской и консультационной, центром помощи и поддержки детей. Десять лет назад, когда становление службы только начиналось, было трудно представить масштабы ее развития. Модернизацию образования невозможно представить без участия ПС.
В рамках ФЭП, предполагаемых результатов и проектировочной деятельности ПС необходимо:
- возобновить работу по отслеживанию ОЭР по РО;
- улучшить коррекционную и треннинговую работу с участниками образовательного пространства;
- разработать механизмы отслеживания инновационных процессов по всем кафедрам, опираясь на опыт работы кафедры воспитания;
- продолжить работу по отслеживанию развивающей образовательной среды гимназии;
- разработать новую модель ПС (в плане проектирования);
- ходатайствовать перед администрацией гимназии о присвоении ПС статуса кафедры;
- обучать проектировочной деятельности учителей ведущих инновационную работу на кафедрах, психолого-педагогических семинарах.
29 апреля 2012г.
Педагог-психолог Тимофеева О.А.