Дополнительный методический материал по математике для учителей коррекционных школ VIII вида.
методическая разработка по теме
В данном материале представлен методический материал, состоящий из пояснительной записки, сборника задач практической направленности и сборника контрольных работ по четвертям.
Используя предлагаемые задачи на уроках, учитель реализует межпредметные связи и профориентацию школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnyy_metodicheskiy_material_dlya_uchitelya.zip | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Няганская Специальная (коррекционная) Общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Дополнительный методический материал для учителей начальных классов коррекционных школа VIII вида
Из серии «В помощь учителю»
Составила: учитель начальных классов
Миргородская Г.С.
г.Нягань, 2014г.
Пояснительная записка.
Настоящий материал предлагается учителям начальных классов для проведения уроков математики в 4 классах коррекционных школ VIII вида.
Коррекционно-развивающее обучение (КРО), как тип дифференцированного учебного процесса, определяет методические пути содержания обучения, которые нацелены на обеспечение системного усвоения знаний:
- активизация сущностных признаков изучаемых явлений;
- структурирование учебного материала с опорой на объективные внутренние связи между элементами;
- соблюдение в определении объема изучаемого материала требования необходимости и достаточности.
В связи с этим разрабатываются материалы, помогающие учителю формировать общеучебные интеллектуальные умения на уроках математики.
Исходя из основной задачи коррекционных школ VIII вида, как воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий детей с отклонением в развитии, следует отметить, что обучение должно быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой.
В связи с этим кажется возможным предложить настоящий методический материал, который состоит из 2 разделов:
1. Сборник задач практической направленности.
2. Сборник контрольных работ.
Целью 1 раздела является – представление материала, способствующего практическому усвоению полученных знаний, содержащихся в предлагаемых задачах, которые, в свою очередь, носят предметно-практическую направленность и в тоже время, в целом, представляют необходимый для данного курса объем арифметических задач, которые должны уметь решать учащиеся.
2 раздел представляет собой сборник контрольных работ, которые также предлагаются учителям , работающим в классах КРО, как дополнительный материал по теме «Сотня».
Все контрольные работы составлены в соответствии с программным материалом соответствующего курса обучения для каждой четверти.
Процесс обучения математике постоянно сопровождается контролем. Целью проверки знаний является выявление наличия и качества усвоенных учащимися знаний; установление пробелов в З.У.Н., с последующим их устранением.
В данном сборнике предложены контрольные работы, позволяющие проверить знания учащихся в конце четверти (триместра), то есть предполагающие итоговый контроль.
Предложенные контрольные работы разработаны в 3 вариантах, деление на которые происходит в зависимости от уровня познавательных возможностей учащихся.
Форма проверки знаний – письменный фронтальный контроль.
Структура урока проверки, оценки и коррекции знаний включает следующие этапы:
- Организация учащихся на урок.
- Сообщение цели урока.
- Ознакомление с содержанием контрольной работы и порядком ее выполнения.
- Самостоятельное выполнение контрольной работы учащимися.
Оценка письменной контрольной работы производится по пятибалльной системе, в соответствии с существующими требованиями:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
Оценка «3» ставится, если решена задача, хотя и с негрубыми ошибками и правильно выполнена большая часть других заданий;
Оценка «2» ставится, если не решена задача, но сделана попытка ее решить и выполнено менее половины других заданий;
Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к решению контрольной работы.
Итоговый контроль позволяет учителю сделать анализ объема знаний, полученных учащимися, который должен соответствовать основным требованиям к знаниям и умениям учащихся, предусмотренных программой, рекомендованной Министерством просвещения.
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Сборник задач практической направленности.
- Сборник контрольных работ.
Литература.
- Барменкова В.В. «Педагогические основы создания культурно-развивающихся условий для детей с трудностями в адаптации и школе»/ автореферат, Тюмень, 1998
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2008
- Перова М.Н. методика преподавания математики в специальных общеобразовательных учреждениях / учеб. для студ. дефектол.фак-тов пед.инс-тов, 3-е издан., перераб.- М.:Просвещение, 1989
Сборник задач практической направленности.
1. В ателье было 83м шерсти. На пошив костюмов израсходовали 40м, а на пошив платьев – 23м. сколько метров шерсти осталось?
2. В мотке было 85см тесьмы. Сначала отрезали 25см тесьмы, потом еще 30 см. какова длина оставшейся части?
3. В одном куске 28м кружева, а в другом – 12м. на отделку платья пошло 9м кружева. Сколько метров кружева осталось?
4. На автостоянке было 37 машин «Волга», а «Жигули» - на 9 меньше. Сколько машин «Жигули» было на автостоянке?
- В кулинарном цехе работают 100 рабочих, из них 78 мужчин, остальные – женщины. Сколько женщин работает в кулинарном цехе?
- После того, как пассажир в автобусе проехал 7 остановок, ему осталось проехать еще 8 остановок. Сколько всего остановок нужно было проехать пассажиру?
- тракторист получил 93л горючего. После работы у него осталось 15л горючего. Сколько литров горючего он израсходовал?
- Строители за год построили 37 деревянных домов, а каменных на 27 меньше. Сколько всего домов построили строители за год?
- Какие гири нужно взять, чтобы взвесить 100г масла?
- В хлебопекарню привезли 3ц ржаной муки и 7ц пшеничной. Сколько центнеров муки привезли в хлебопекарню?
- Назовите здания, деревья, улицы, которые находятся на расстоянии 100м от школы?
- Начертите одну полоску длиной 75 мм, а другую на 5 см длиннее.
- Бригада рабочих за 1 день должна была отремонтировать 80м дороги, а отремонтировала на 10м больше. Сколько метров дороги отремонтировала бригада?
- Завод за первый месяц выпустил 30 верстаков, а за второй – на 7 верстаков больше. Сколько верстаков выпустил завод за два месяца?
- В первом полугодии на заводе отремонтировали 55 станков, во втором полугодии – на 5 станков меньше. Сколько станков отремонтировали во 2 полугодии?
- На елочный базар привезли в первый день 49 елей, во второй день – на 10 елей больше, чем в первый, а в третий – на 4 ели меньше, чем во второй. Сколько елей привезли на елочный базар в третий день?
- В куске 100м ткани. Покупательнице отрезали 3м ткани. Сколько метров ткани осталось в куске?
- На фабрике за 1 день сваляли 57 пар валенок, из них 22 пары детских. Сколько взрослых пар валенок сваляли за 1 день на фабрике?
- В первый день ученицы швейного цеха пришили 48 пуговиц, во второй – в 8 раз меньше, чем в первый, а в третий – на 16 пуговиц меньше, чем в первый. Сколько пуговиц пришили ученицы швейного цеха за три дня?
- Одна тракторная бригада израсходовала 23л горючего, другая – на 33л меньше, а третья столько, сколько первая. Сколько литров горючего израсходовали три бригады?
- В столовую завезли 24кг моркови, 32кг свеклы и бочку капусты, массой 20кг. Сколько килограммов овощей завезли в столовую?
- Соревнуются 2 бригады. Одна бригада перевозит в неделю 45ц нефти, а другая – на 16ц меньше. Поставьте вопрос и решите задачу.
- В городском саду высажено 24 розы, хризантем – на 14 меньше, чем роз, а саженцев гвоздики – на 20 больше, чем саженцев роз. За сколькими саженцами должны ухаживать садовники в городском саду?
- С пришкольного участка собрали 44кг картофеля, а лука – на 14кг меньше. Сколько всего кг овощей собрали с пришкольного участка?
- За один месяц произведен ремонт 36 квартир жилого дома, а за второй – на 10 квартир больше. Сколько квартир было отремонтировано за 2 месяца?
- В одном совхозе 32 трактора, а в соседнем на 16 тракторов больше. Сколько тракторов в двух совхозах?
- В столовую для праздника привезли 24кг яблок, апельсинов – на 14кг меньше, чем яблок, а бананов – на 12кг больше, чем яблок. Сколько всего фруктов привезли в столовую для праздника?
- В столовую завезли 32кг картофеля, свеклы – на 11кг меньше, чем картофеля, а капусты на 10кг больше, чем картофеля. Сколько кг овощей завезли в столовую?
- на заводе за 1 месяц выпущено 23 трактора, а за второй – на 16 тракторов больше. Сколько тракторов выпущено на заводе за 2 месяца?
- За 1 день на ферме надоили 34л молока, за второй на 10л больше, чем за первый, а за третий на 24л меньше, чем за второй. Сколько литров молока надоили на ферме за три дня?
- Одна корова в неделю дает 42л молока. Сколько литров молока получат в неделю от двух таких коров?
- Для работы слесарь приготовил 28 заготовок и 16 шайб. На сколько заготовок слесарь приготовил больше. Чем шайб?
- Строителям выдали 57 штук красного кирпича, а им потребовалось для укладки 52 кирпича. Сколько кирпичей сэкономили строители после укладки стены?
- Для школьной столовой привезли лук. В мешке 36кг лука, а в трех одинаковых ведрах 27кг лука. Во сколько раз больше лука в мешке, чем в одном ведре?
- В автобусе Москва- Санкт-Петербург едут 28 человек, а в трех машинах 12 человек. Во сколько раз меньше человек едут в одной машине, чем в автобусе?
- В магазин привезли 24 электроутюга, а гладильных досок в 7 раз меньше. Сколько гладильных досок привезли в магазин?
- Столовая отпустила учащимся 28 завтраков, а обедов – на 16 больше. Сколько завтраков и обедов отпустила столовая?
- Один закройщик за неделю выполнил 16 выкроек платьев, а другой – на 5 выкроек больше. Сколько выкроек изготовили за неделю оба закройщика?
- Учащиеся сделали на уроках труда лопатки. 27 лопаток они подарили детскому саду. Осталось 19 лопаток. Сколько лопаток сделали учащиеся?
- Осенью садовники обработали 26 деревьев яблонь. А груш – на 12 больше. Сколько всего деревьев обработали садовники?
- за один час токарь обточил 27 детали, а его ученик за 1 час обточил 9 деталей. На сколько деталей меньше обточил ученик токаря?
- В одном поселке отремонтировали 98 квартир. А во втором на 19 квартир меньше. Сколько квартир отремонтировали во втором поселке?
- Чтобы доставить заказное письмо из города в деревню почтальон проехал 50км на машине и 5км прошел пешком. На сколько км расстояние, которое почтальон прошел пешком меньше расстояния, которое он проехал на машине?
- В августе наловили 40кг речной рыбы, а в сентябре на 12кг больше. Сколько ку речной рыбы наловили в августе и в сентябре?
- За три дня рабочий на рыбном заводе закатывает 93 банки консервов. В первый день он закатал 22 банки, во второй день – на 18 банок больше. Сколько банок консервов закатано в третий день?
- Бригада рыбаков за три дня выловила 82кг рыбы. В первый день рыбаки выловили 23кг рыбы, во второй день – на 6кг больше, чем в первый. Сколько кг рыбы выловили рыбаки за третий день?
- Одной бригаде сантехников для работы выдано 45м проволоки и 9 плоскогубцев, а второй бригаде 39м проволоки и 6 плоскогубцев. На сколько метров выдано проволоки больше 1 бригаде и на сколько штук меньше плоскогубцев 2 бригаде?
- В магазине «Мебель» в первый день продали 38 стульев, во второй день – на 9 стульев меньше, чем в первый, а в третий – на 5 стульев больше, чем в первый и во второй дни вместе. Сколько стульев продано в третий день?
- Школьники вырастили на своем участке для столовой 36кг капусты, моркови – на 27кг меньше и 52кг свеклы. Сколько килограммов овощей вырастили школьники?
- Сшили 4 обеденных салфетки, на каждую израсходовали по 1м ткани, после чего в куске осталось 7м ткани. Сколько метров ткани было?
- (Задача на смекалку): сколько рейсов нужно сделать, чтобы перевести 9ц пшеницы с ржаного поля, если за один рейс перевозят по 3ц?
- Для ремонта квартиры купили 5 банок лака и 1 банку мастики. Во сколько раз купили больше лака, чем мастики?
- Ребята собрали 10кг малины, черники- в 2 раза больше, чем малины, а земляники – в 5 раз меньше, чем черники. Сколько земляники собрали ребята?
- За день почтальон доставил по адресам 30 журналов и 10 конвертов с заказными письмами. Во сколько раз больше почтальон доставил журналов, чем заказных писем?
- При раскрое блузке на отделку отмерили 10дм тесьмы. Сколько это метров?
- Столяру до начала отпуска осталось 6 недель. Сколько это дней?
- С птицефабрики для школьного буфета привезли 5 коробок яиц по 10 штук в каждой. Израсходовали 45 яиц. Сколько яиц осталось?
- В магазин привезли 100кг фруктов. Яблок привезли 65кг, апельсинов – 23кг, остальные лимоны. Сколько килограммов лимонов привезли в магазин?
- Корове в день нужно 8кг зеленой массы. Сколько килограммов зеленой массы потребуется для 5 коров? 7 коров?
- Для оборудования в слесарных мастерских в трех школах прислали 30 станков. Сколько станков получила каждая школа, если их распределили между школами поровну?
- Из 60м ситца сшили 6 комплектов постельного белья. Сколько метров ситца пошло на 1 комплект?
- В трех одинаковых банках 15л молока, а в двух одинаковых бидонах 40л молока. Во сколько раз больше молока в бидоне, чем в банке?
- В столярную мастерскую с завода отправили 64 коробки с молотками по 8 штук в каждой и 81 ящик с ножовками – по 9 штук в каждом. На сколько штук молотков в одной коробке меньше, чем ножовок?
- В мастерскую привезли 30 ножниц, а запасных втулок в 5 раз меньше. Сколько всего швейного оборудования привезли в мастерскую?
- в 7 одинаковых мешках 70кг риса. Сколько килограммов риса в одном таком мешке? Сколько килограммов риса в 9 таких мешках?
- На корм птицам израсходовали кукурузы 12кг, овса в 3 раза меньше, чем кукурузы, а проса в 4 раза меньше, чем овса. Сколько всего килограммов кукурузы, овса и проса израсходовали на корм птицам?
- На садовом участке выращено 100 гвоздик, а роз в 10 раз меньше. Сколько роз выращено на садовом участке?
- За 1 час сварено 3м металлических труб. Сколько метров металла будет сварено в результате четырех часов работы?
- Для кабинета столярного дела привезли 48 электровыжигателей. По сколько электровыжигателей достанется каждой группе, если всего в столярной мастерской занимаются 6 групп учащихся?
- На пошив костюмов для утренника швейный цех получил 7 рулонов ткани по 10м в каждом. Сколько метров ткани получил швейный цех?
Сборник
контрольных работ.
1 четверть.
1 вариант.
1). Решите задачу:
Юннаты вырастили в питомнике 24 саженца дуба, саженцев яблони на 14 меньше, чем дуба, а саженцев белой акации на 20 больше, чем саженцев дуба. Сколько всего саженцев вырастили юннаты?
2). Выполните действия:
34 + 47 – 26
54 + 14 – 35
84м – 63м
37м + 15м
3). Сравните:
38 . . . 27 – 15
43 . . . 25 + 13
77 . . . 34 – 20
4). Постройте треугольник со сторонами 5см, 3см, 3см.
2 вариант.
1). Решите задачу:
За первый час мотоциклист проехал 45км, а за второй час – на 12км меньше. Сколько километров проехал мотоциклист за 2 часа?
2). Выполните действия:
19 + 22
82 – 80
15м + 31м
13р – 12р
3). Сравните:
14 … 10
25 …52
30 …30
4). Постройте треугольник, обозначьте его вершины.
3 вариант.
1). Решите задачу:
В одном доме 23 жильца, а в соседнем на 18 жильцов больше. Сколько жильцов в соседнем доме?
2). Выполните действия:
37 – 32
34 + 27
54 + 20
3). Сравните:
12 … 20
32 …42
50 …49
4). Начертите отрезок и найдите его длину.
2 четверть.
1 вариант.
1). Решите задачу:
Для школы приобрели 80 тетрадей. Из них 72 тетради в линейку, а остальные в клетку. Во сколько раз больше было тетрадей в линейку, чем в клетку?
2). Выполните действия:
74 + 16 – 52
80 – (34 + 40)
3). Выразите в более мелких мерах:
5м = …дм
10см = …мм
4). Сравните:
10дм … 1м
1р …100к
5 см…70мм
5). Постройте прямоугольник с основанием 7см5мм и боковой стороной на 3см короче.
2 вариант.
1). Решите задачу:
В буфете было 5 коробок яиц по 10 штук в каждой. Израсходовали 35 яиц. Сколько яиц осталось?
2). Выполните действия:
41 – 38
23 + 17
3) Выразите в более мелких мерах:
2дм1см = … см
3м = … дм
4). Сравните:
5дм …30см
1р …50к
5). Постройте прямоугольник с основанием 45мм и боковой стороной 3см.
3 вариант.
1). Решите задачу:
30г семян разложили в 10 одинаковых пакетиков. Сколько семян укропа в одном пакетике?
2). Выполните действия:
41 + 19
34 – 17
3). Сравните:
56 …23
12 …21
100 …10
4). Постройте квадрат со стороной 45мм.
3 четверть.
1 вариант.
1). Решите задачу:
В магазин «Детский мир» привезли 36 ранцев, а портфелей, в 6 раз меньше. На сколько больше привезли ранцев, чем портфелей?
2). Решите примеры с проверкой:
9 х 3
2 х 7
8 : 4
48 : 6
3). Выполните действия:
6 х 0 + 71
1 х 4 + 27
100 – 3 х 10
4). Решите примеры:
5см1мм + 2дм
11р70к – 50к
5). Незамкнутая ломаная линия длиной 16см состоит из 4 равных отрезков. Постройте такую ломаную линию.
2 вариант.
1). Решите задачу:
С одного участка собрали 12ц картофеля, а с другого в 4 раза меньше. Сколько центнеров картофеля собрали с двух участков?
2). Выполните действия с проверкой:
12 :3
7 х 9
3). Выполните действия:
21 : 3 + 34
6 х 7 – 22
4). Решите примеры:
23м 1дм + 8дм
8дм 7см – 26см
5). Постройте незамкнутую ломаную линию АВСО с длиной отрезков: АВ = 5см, ВС = 2см, СО = 4см.
3 вариант.
1). Матери 36 лет, дочь в 6 раз моложе матери. Сколько лет дочери?
2). Выполните действия:
8 : 2 + 45
3 х 9 – 11
2 х 3 + 67
81 : 9 + 14
3). Решите примеры:
5ц + 3ц
27р + 53р
75см +16см
4). Начертите незамкнутую ломаную линию из трех отрезков. Обозначьте ее буквами.
4 четверть.
1 вариант.
1). Решите задачу:
Школьники вырастили на своем участке для столовой 36кг капусты, моркови – на 27кг меньше и 52кг свеклы. Сколько килограммов овощей вырастили школьники?
2). Выполните действия:
72 : 9 + 15 : 3
27 : 3 – 24 : 6
100 – 3 х 1
8 х 4 – 3 х 6
3). Решите примеры:
7ц 76кг + 14кг
4ц + 11ц
59ц – 46ц
4). Сравните, не вычисляя. Проверьте вычислением:
1 х 3 …10 х 3
14 : 2 … 14 : 7
5). Начертите прямоугольник, длина которого 5см, ширина на 3 см короче. Обозначьте одну пару противоположных сторон синим цветом, другую пару противоположных сторон красным цветом.
2 вариант.
1). Решите задачу:
На детскую простыню идет 2м полотна, а на пододеяльник в 2 раза больше, чем на простыню. Сколько пододеяльников можно сшить из 32м полотна?
2). Выполните действия:
61 – 2 х 3
17 + 4 х 10
81 : 9 + 27
99 – 4 х 5
3). Замените крупные меры более мелкими:
3дм 5 см = …
3м 1дм = …
4). Числа 7, 9, 10 увеличьте в 10 раз.
5). Начертите квадрат со стороной 35мм и прямую так, чтобы она пересекала две боковые стороны квадрата.
3 вариант.
1). Решите задачу:
Хозяйка купила 2 сервиза по 6 чашек в каждом и еще 2 большие чашки. Сколько всего чашек купила хозяйка?
2). Выполните действия:
63 : 7
42 : 6
5 х 6
2 х 8
3). Решите примеры:
22 + 45 70 - 34
80 – 39 17 + 44
4). Сравните числа:
85м …87м
13р …6р
5). Начертите квадрат со стороной 4см и отрезок, длиной 5см вне квадрата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Методическая разработка урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7 классе. Тема: "Обыкновенные дроби"
Данная разработка предназначена для обучающихся 7специального класса. Содержит конспект урока....
Методическая разработка урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7 классе. Тема: "Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел"
Данная разработка предназначена для обучающихся 7специального класса. Содержит конспект урока....
Урок геометрического материала в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся Цели урока:повторить понятие окружности, круга и их элементов;упражняться в построении окружности;развивать познавате...
Доклад на тему: «Использование картографического материала на уроках географии в коррекционной школе VIII вида».
Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характериз...
Методическая разработка годовой контрольной работы по математике, 5 класс, коррекционная школа VIII вида
Методическая разработка годовой контрольной работы 5 класса коррекционной школы VIII вида включает в всебя 4 варианта, разработанных по типогруппам обучающихся....